Проект лекарственные растения
материал по окружающему миру по теме
Тема проекта "Лекарственные растения нашей местности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lekarstvennye_rasteniya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему:
«Лекарственные растения нашей местности».
Цель проекта: изучить лекарственные растения нашей местности.
Задачи: обобщить знания о лекарственных растениях нашей
местности, изучить растения, выяснить значение лекарственных
растений для человека, определить какой вред человек наносит
«зелёному» другу;
развивать навыки исследовательской работы;
воспитывать бережное отношение к природе.
Ход проекта.
Работа состоит из 3 этапов:
1 этап подготовительный.
На этом этапе должны быть поставлены цели и задачи проекта, проведена беседа. Проект решается делать всем классом. Каждый выбирает растение, за которым хочет наблюдать, например: ромашка, мелисса, календула, подорожник). На подготовительном этапе оформляется специальный маршрутный лист «Моё растение», в который будут заносить результаты наблюдений в виде кратких записей и рисунков.
2 этап – исследовательский.
Состоит из нескольких заданий:
1) Анкетирование детей.
Вопросы анкеты:
-Какие лекарственные растения ты знаешь?
-Где они растут?
-Какую пользу они приносят?
-Что делать, чтобы эти растения не исчезли?
По данным анкеты делается вывод: все ли знают лекарственные растения, о их пользе и охране.
2) Анкетирование взрослых.
Вопросы анкеты:
-Замечаете ли лекарственные растения, когда идёте по улице?
-Какие чувства вы испытываете, когда видите первые появляющиеся листочки, цветы?
3) Проведение исследовательских наблюдений .
-Сочинить историю о своём лекарственном растении. Изучить строение растения. Определить одинаков ли стебель у разных растений.
- Погладить стебли растений, листья, определить какие они: твёрдые, мокрые, сухие, колючие, мягкие? Прилетает ли кто-нибудь к этому растению? Есть ли запах у растения? (Дети заметят , что стебли растений имеют разную толщину, некоторые пушистые и мягкие, некоторые жгучие и холодные. Листья ворсистые и тёплые, только у мать-и-мачехи одна сторона листа гладкая и холодная, другая мягкая и тёплая. В разное время года и в разную погоду растения имеют разный запах: пахнут мёдом, конфетами, пылью, сеном ит.д. Дети обнаружат, что практически на всех растениях есть насекомые, все растения опыляемы).
Таким образом, дети придут к выводу, что все люди пользуются лекарственными растениями и, чтобы они не исчезли с нашей земли, необходимо самим выращивать лекарственные растения в садах и огородах.
4) Посещение библиотеки.
Ученики читают и рассматривают литературу о лекарственных растениях, затем пишут сочинения.
3 этап – обобщение результатов.
- Викторина «Лесная аптека».
-Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).
-Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол).
-Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту).
-Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Чёрная смородина, шиповник).
-Какими лечебными свойствами обладает мать –и мачеха? (Отвар из цветков и листьев – хорошее средство от кашля).
-Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. При нервных расстройствах, бессоннице).
-Какие болезни лечит красавица берёза? (Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).
2)Составление правил сбора и обработки лекарственных растений.
-Правило первое: что собирать? Следует научиться отличать растения подлежащий сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других - листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.
-Правило второе: когда собирать? Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и в сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре ит.д. Кроме этого нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.
-Правило третье: как собирать? Заранее запаситесь всем необходимым для сбора
( совками, ножницами, ножами, наволочками или мешочками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.
-Правило четвёртое: где собирать? Каждое растение имеет определённые места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог. Нельзя также собирать в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений мало.
-Правило пятое: собирая, сохранять. Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.
-Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки. При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь.
- Стихи, загадки.
Под музыку появляются «лекарственные растения».
Ромашка: это я , Ромашка. Ромашка переводится как «милая простота». Родина моя Америка. Давным-давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так я попала в Россию.
-А чем же ты полезна?
-Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
-Тонкий стебель у дорожки,
На конце его серёжки.
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки,
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки рук и ног.
Подорожник: это я , Подорожник. Существует легенда о том как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
С названьем простым и тревожным,
Зовущим за отчий порог,
Невзрачный цветок – подорожник
Растёт у российских дорог.
Дороги спешат за курганы,
Дорогам конца не видать,
И важно, что путникам раны
Умеет цветок врачевать.
Листок оторви осторожно
И жгучую боль утоли…
Невзрачный цветок – подорожник,
Да как же растёшь ты в пыли?
-Дорогой, Подорожник, а чем ты ещё полезен?
-Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, сердце болит, дёсны кровоточат, беги ко мне срочно. Я помогу!
-Жжётся, а не огонь;
Злая, а людей лечит. Кто это?
Крапива: Это я, Крапива. Люди про меня говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Мне посвящена целая поэма: «Сон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семя крапивное с мёдом колики лечит надёжно. Рекомендуется пить при разных заболеваниях.
Шиповник:
Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей, Моих лепестков.
У заветного местечка Хоть куст мой зелёный
Есть волшебная аптечка: Вас ранить готов,
Там красные таблетки Но я помогу всем больным
Развешены на ветке. И тем, кто здоров.
Меня зовут царём кустов
За цвет и за запах
-Как ты можешь помочь?
-Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нём содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете!
Мать – и – мачеха: Сверху листик гладкий, нос байковой подкладкой.
-Знаем, ты, мать – и – мачеха!
Если кашель вас замучил, воспаленье началось, подружитесь со мной скорее . и, обещаю, всё пройдёт.
Брусника:
Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки-
Не выше кочки.
-А как ты помогаешь людям?
-Жар, головные боли,
Плохой аппетит.
Выпей отвар моих листьев,
Мгновенно забудешь о них.
Тысячелистник: Белый щит на тысяче листьев, расту на бугре, помогу в беде.
-А чем ты можешь помочь?
-Я, как и подорожник, людям помогаю: раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.
-Отгадайте, о каких лекарственных растениях эти загадки:
-Белые горошки на зелёной ножке? (Ландыш)
-С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу, ведь у некоторых конфет такой же приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (Мята)
- Выполнение зарисовок детьми.
- Письмо «Зелёному другу».
Заключение.
В ходе исследовательской работы школьники многое узнают. Работа поможет им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней.
Педагогическая значимость проектной и научно- познавательной деятельности заключается в том , что:
-Открывает возможности формирования жизненного опыта;
-Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении;
-выводит процесс обучения и воспитании из стен школы в окружающий мир;
-реализует принцип сотрудничества детей, педагогов и родителей, ведёт учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Лекарственные растения - одна из 9 драгоценностей Тувы"
Проект на тему "Лекарственные растения у пдножья хребта Танды-Уула"...
учебный проект "Лекарственные растения моего села"
Краткая аннотация проекта: В проекте на основании проведенного обзора литературы, учащимися изучается разнообразие лекарственных растений, выполняется презентация «Лекарст...
Защита проекта "Лекарственные растения"
Дан сценарий к выступлению учащихся по защите проекта "Лекарственные растения"...
Проект "Лекарственные растения".
Проект....
проект "Лекарственные растения леса"
В материале представлена исследовательская работа обучающихся 3 класса...
Проект "Лекарственные растения родного края"
Цель проекта: создание условий для ознакомления с миром лекарственных растений Воронежской области, сформировать представления о значении растений в оздоровлении и сосохранении здоровья человека....
Экологический проект "Лекарственные растения нашего района"
Краткосрочный экологический проект "Лекарственные растения Каа-Хемского района" в 1 "Г" классе....