"Природные зоны холодного пояса"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Есикова Инна Александровна

В ходе урока учащиеся углубляют и уточняют свои знания о климате Якутии, природных особенностях, обитателях животного и растительного мира, самостоятельно добывают информацию о животных и растениях занесенных в Красную книгу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsekt_uroka_zony.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: "Природные зоны холодного пояса"

Предмет: Окружающий мир

2 класс ОС "Школа 2100"

Разработала: Полухина И.А., учитель начальных классов МОУ АР "Гимназия г. Алдан"

Цель урока: организовать изучение зоны холодного пояса.

Задачи:

воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к предмету, расширять кругозор учащихся, развивать желание познавать новое, воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю.

развивающие: развивать умения работать с информацией (обрабатывать её различными способами, критически относится к информации), развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы.

познавательные: расширить, обобщить и систематизировать представления учащихся о природных зонах холодного пояса, познакомить учащихся с особенностями климата, растительного и животного мира ледяных пустынь и тундры.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Технология: урок-проект

Формы работы: фронтальные, групповые

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся:

  1. Самостоятельная работа над новым материалом
  2. Проблемные задачи
  3. Использование ТСО

Оборудование: компьютерный комплекс, учебники "Окружающий мир" 2 класс 2 часть автор Вахрушев А.А., атлас для школьников "Природоведение", карточки с индивидуальным заданием, инструкции по работе в группе, картинки с изображением животных и растений, листы дневника наблюдения, тексты для самостоятельного изучения, фишки для оценки работы групп.

Данный урок входит в систему уроков по изучению природных зон России, является вторым уроком. Учитель в дальнейшем может продолжить работу по изучению природных зон России основываясь на проектной деятельности.

Национально-региональный компонент: В ходе урока учащиеся углубляют и уточняют свои знания о климате Якутии, природных особенностях, обитателях животного и растительного мира, самостоятельно добывают информацию о животных и растениях занесенных в Красную книгу.

Ход урока

1.Оргмомент:

У.- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок окружающего мира.

Но для начала, я вам прочитаю стихотворение, а вы мне в этом поможете, хорошо? На слайдах будут появляться слова, которые вы прочитаете вслух. Ну, что в путь?

 Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “
почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Что” мышкой шныряет под листьями в норах,
Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “
отчего” на зеленом листке,
Куда” полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой взлезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем- ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

- В какое время года так выглядит лес?

Д. – Так лес выглядит летом.

- Ребята, а вы узнали этот лес?

Д. – Да. В этот лес мы часто ходим.

-Да, а еще мы ходим в это лес в поход на экскурсию.

2. Актуализация знаний 

Сообщение темы и цели урока:  

- А сегодня я приглашаю вас отправиться в научную экспедицию.

- Кто из вас знает, что такое экспедиция? ответы детей (справка из словаря – СЛАЙД 2)

- А как вы думаете, куда мы с вами отправимся? Эта панорама подскажет нам. (предположения детей)

Надписи: Зона холодного пояса: Арктические пустыни и тундра.

-Мы с вами отправимся в зону холодного пояса. В арктические пустыни и тундру.

- А чего здесь не хватает?

Д. - Нет животных, птиц, растений, место безжизненное.

- На самом деле это удивительное место.

3. Постановка проблемы

У. - Мы отправляемся с вами туда,  где царство холода,  снега и льда!

Наш путь лежит за Полярный круг,  в зону арктических пустынь,  а затем в тундру. Эту зону еще называют Крайним Севером. Что вы представляете, когда я произношу слова Крайний Север?  СЛАЙД 3

Д. – там холодно, мрачно, темно, дует ветер, много снега.

У. - На Крайнем Севере расположена большая часть Якутии – нашей республики. СЛАЙД 4

- Мы с вами узнали, что экспедиции  занимаются научными исследованиями. Как вы считаете, а что мы будем изучать на Крайнем Севере?

Д. – Мы будем изучать природу, животных, птиц, природные условия, растения.

(учитель записывает предположения детей на доске)

У. - В состав нашей экспедиции вошли три группы ученых: географы,  ботаники и зоологи.

- Чтобы работа была успешной, какие правила мы должны соблюдать при работе в группах?

Д. – Работать надо дружно, не перебивать, внимательно слушать.

 - Если кто-то нарушит правило, то мой помощник вам напомнит: даст сигнал!

Памятка на доске.

У. – Изучая этот суровый и прекрасный край, наша панорама оживет!

  1. Первая группа – географы. Вы разберетесь, почему здесь такие суровые условия, изучите климат, природные явления.
  2. Вторая группа – ботаники. Вы узнаете, какие растения встречаются в арктической зоне и тундре. Как они приспособились в суровым условиях холодного пояса.
  3. Третья группа – зоологи. Вы  будете наблюдать, какие животные населяют холодный пояс. Выясните как звери и птицы приспособились к жизни на Крайнем Севере.

У. - Вы можете пользовать любым материалом, который находится у вас на столах: учебники, научные тексты из энциклопедий, атласы.

- У каждой группы на столе есть карточка-помощница с опорными вопросами, которые помогут не сбиться вам с пути.

- Все члены научной экспедиции ведут дневники наблюдений. У вас они тоже есть. И чтобы не растерять всю собранную вами информацию, вам надо ее сохранить на листах дневника. Время работы в группе 7 минут.

- Желаю вам удачи и интересных открытий!

- Работа в группах заканчивается, осталась 1 мин.

4. Работа в группах. СЛАЙД 4

- Работа закончена, группам нужно собраться вместе и доложить о своих открытиях.

А чтобы собраться всем вместе нам нужно встать. Я буду читать вам стихотворение, а вы повторяйте движения за мной.

ФИЗМИНУТКА

Ребята показывают движения вслед за учителем

Шагаем мы рядом, (шагают на месте)
Рюкзак за плечами.
Солнце на небе,
(подняли руки вверх и потянулись)
Земля под ногами.
(присели на корточки)
Справа - товарищ,
(повернуться к соседу справа, дотронуться до плеча)
Слева - подруга.
(повернуться к соседу слева, дотронуться до плеча)
Встанем на месте -
Поддержим друг друга
.(взяться за руки)

- Теперь наша дружная экспедиция готова поделиться своими знаниями.

5. Презентация группами своей работы.

- Прежде всего, чтобы изучать этот прекрасный удивительный край, нужно обязательно внимательно слушать и оценивать работу других групп. На столах у вас лежат фишки разных цветов для оценивания, зеленый: все верно и все понятно, желтый: в рассказе были ошибки, красный: не все понятно.

1)Начнем с географов. Что вы узнали о климате зоны холодного пояса? Какое самое удивительное явление можно наблюдать в зоне холодного пояса?(северное сияние)

Оценка работы группы

Уточнения.

2) Ботаники.

Оценка работы группы

Уточнения.

3) Зоологи

Оценка работы группы

Уточнения.

У. – Итак, что же мы с вами выяснили. Почему в полярных областях холодно?

Д. -Там холодно, потому что солнца находится низко, солнечные лучи скользят по поверхности земли, слабо прогревают землю.

        

6. Заключительный этап. Подведение итогов.

У. - Потрудились вы на славу, собрали богатейший материал! Молодцы! Теперь вам нравится наша картина?

7. Домашнее задание.

Разнообразен и удивителен мир зоны холодного пояса. Природа севера очень ранима. Чтобы вырасти, например, такому маленькому растению как олений мох, нужно очень много времени. А след вездехода, проехавшего один раз в тундре, остается черной раной десятилетиями. Многие животные находятся на грани вымирания. А что человек делает, чтобы эти виды не исчезли навсегда?

Д. – Человек их охраняет, защищает.

У. – Дома вам нужно узнать больше о редких животных и растениях, составить странички Красной книги.

- Наша научная экспедиция прекрасно поработала, и природа дарит нам возможность увидеть северное сияние.

Клип "Северное сияние"

- Ребята, кому понравилась наша научная экспедиция, и кто бы хотел и дальше раскрывать тайны природы, встаньте, пожалуйста. Молодцы, я очень рада.

- Спасибо за урок!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕКСТЫ

Холодный пояс объединяет две природные зоны: арктические пустыни,  зона тундры.

ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

Зона арктических пустынь занимает самый север нашей страны – острова Северного Ледовитого океана и узкую полосу его побережья. Снег и лед покрывают ее почти весь год. Зима очень суровая и продолжительная. Температура воздуха иногда падает до – 60. Зимой здесь круглые сутки темно – стоит полярная ночь. Солнце совсем не показывается над горизонтом.

В это время можно наблюдать удивительное явление – Северное сияние 

Весна очень короткая. Летом – избыток света. Ночи совсем нет – стоит полярный день. Земля оттаивает лишь сверху и то не везде. В суровых условиях,  казалось бы,  не может выжить ничто живое. Но здесь совсем не пусто.

ТУНДРА 

Следующая природная зона расположена к югу от зоны арктических пустынь. Это тундра. А встречает нас самое ценное и крупное животное этой зоны – северный олень.

И в тундре зима суровая. Морозы здесь бывают до – 50. Зимой и в этих местах царит полярная ночь. Только она несколько короче. Часто дуют сильные ветры,  переходящие в бураны и метели. Весна короткая. Приходит лишь в конце мая. Зато много света. Вскрываются реки, сходит снег.

 Лето холодное и короткое. Но иногда температура поднимается до 25 тепла. Летом наступает полярный день. Но он уже короче. Оттаивает лишь верхний слой почвы,  а ниже – многолетняя мерзлота. Многолетняя мерзлота задерживает дождевую и талую воду,  поэтому в тундре много озер и болот.

“Северный Ледовитый океан вместе с островами в нём называется Крайним Севером или Арктикой. “Арктос” - страна белых медведей. Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток тянется безлесная равнина. Зима в тундре долгая и суровая. Морозы до 50 градусов. В середине зимы наступает ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ и как в ледяных и пустынях бывает северное сияние. Лето короткое и прохладное. И хотя наступает ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ, часто бывают заморозки, а иногда выпадает снег. За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на полметра в глубину. А ниже лежит слой ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ. Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы испаряется очень медленно из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре так много болот, озёр, рек. Для всего живого условия в тундре очень суровые, но жизнь здесь разнообразная”.

Северное сияние – это удивительное явление природы. Небо сверкает блестящими разноцветными полосами, переплетаются причудливым узором. Эти лучи сверкают, отливая необыкновенно чистыми цветами радуги. Вблизи северного полюса северное сияние можно наблюдать ежедневно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дневник наблюдения географов

Арктические пустыни

Тундра

Климат

Карточка – «помощница»


  1. Прочитайте текст.
  2. Выберите самые главные слова, которыми можно описать Арктические пустыни и тундру.
  3. Как расположено солнце над горизонтом – прикрепите изображение солнца на картину.
  4. Опишите климатические условия зоны холодного пояса: какая здесь температура, продолжительность дня и ночи, лета и зимы, особенности этой зоны. Запишите информацию кратко в дневник наблюдения.
  5. Расскажите о самом удивительном явлении в зоне холодного пояса.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Дневник наблюдения ботаников

Арктические пустыни

Тундра

Растительный мир

Карточка – «помощница» для группы ботаников


  1. Выберете, какие растения растут? Выпишите названия этих растений в листок дневника наблюдения.
  2. Как растения приспособились к жизни? (опишите корни, стебли, листья).
  3. Подготовьте устное сообщение

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Дневник наблюдения зоологов

Арктические пустыни

Тундра

Животный мир

Карточка – «помощница» для группы зоологов


  1. Выберете, какие животные и птицы обитают? Выпишите названия этих животных в листок дневника наблюдения.
  2. Как они приспособились к жизни? (густота меха, цвет, чем питается, где обитает)
  3. Подготовьте устное сообщение

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Интересные  факты

Полярные медведи. Белые медведи хитрые охотники. Он обладают прекрасным обонянием, могут долгие часы проводить в ожидании добычи. Полярные медведи могут бегать со скоростью 40 км/ч. Весной у них рождается 2 детеныша, редко один или три. По наблюдениям ученых белые медведи живут 30-40 лет. В массе достигают 800 килограмм.

Кайра. Эти птицы отлично летают, плавают и ныряют. Кайры гнездятся на вертикальных каменных обрывах. Только одно яйцо откладывает она за короткий период полярной весны. Яйцо у кайры конусовидной формы.

Морж. Самый крупный представитель ластоногих. В длину достигает боле 4 м и может весить до 2 тонн.

Стерх – белый журавль. Редчайшая и красивейшая птица планеты. Священная птица якутов, которую почитают и любят, называя ее птицей счастья. Масса взрослой птицы около 7 килограмм, а высота 1 м. Эта птица откладывает всего два яйца, а выживает только один птенец. Занесена птица в Красную книгу.

Розовая чайка. Долгое время считалась сказочной птицей, которой в реальности нет. Ученые называют ее жар-птицей Севера из-за необычного яркого оперения. В наше время занесена птица в Красную книгу. Чайки могут жить по 9 и 7 семей. Всего три яйца откладывают эти редкие птицы.

Тупик. Длина тела 30-35 см, весят 450—500 г. Очень нарядные птицы. Высокий ярко окрашенный клюв сильно сжат с боков. Спина чёрная, низ тела белый. Лапы оранжево-красные. Тупики хорошо ходят, летают, плавают и ныряют, используя крылья и лапы.

Северные олени отличаются от других своих собратьев тем, что рога есть как у самцов, так и у самок. У этих животных широкие копыта, которые позволяют им не проваливаться в снег. Это довольно крупное животное. В длину северный олень достигает двух метров, а в высоту одного. Шерсть у него длинная, густая и волнистая.

Я́гель, или оле́ний мох. Растёт очень медленно: 3—5 мм в год. Для восстановления пастбища после выпаса оленей может потребоваться несколько десятилетий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Природные зоны холодного пояса".

Презентация по окружающему миру, 2 класс, тема "Природные зоны холодного пояса", программа "Школа 2100"...

Природные зоны холодного пояса

Урок знакомит учеников 2 класса с тундрой и зоной ледяных пустынь, их особенностями и обитателями с использованием презентации....

Природные зоны холодного пояса

В данной презентации рассказывается об особенностях холодной зоны....

Урок по окружающему миру 2 класс Природные зоны холодного пояса

Предмет:   Окружающий мир. Наша планета Земля. Автор: А.А. Вахрушев. Образовательная система «Школа 2100».   Класс:  2 класс.   Тема:  Урок   «Природные зон...

Презентация по теме "Природные зоны холодного пояса".

Презентация по теме "Природные зоны холодного пояса" для второго класса УМК "2100"....

Природные зоны холодного пояса

Презентация к уроку по УМК 2100...

Урок окружающего мира "Природные зоны холодного пояса"

Урок изучения нового материала. Четвертый урок в разделе "Земля - наш общий дом" УМК "Школа 2100"....