Природные зоны холодного пояса
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Кольцова Людмила Петровна

Урок знакомит учеников 2 класса с тундрой и зоной ледяных пустынь, их особенностями и обитателями с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodnye_zony_holodnogo_poyasa.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Природные зоны холодного пояса

Тип урока: урок знакомства с новым материалом.

Целевые установки:

  1. Предметные: познакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.
  2. Метапредметные:
  1. Научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу;
  2. Показывать на карте и находить типичных представителей флоры и фауны.
  1. Личностные: проявлять интерес к изучению природных зон; воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир.

Основные ресурсы: учебник (А.А,Вахрушев, Е.А.Самойлова, О.В.Чиханова Окружающий мир. 2 класс. – М., 2008.), рабочие тетради, презентация «Природные зоны холодного пояса».

Ход урока  

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 1.Организационный

момент

-Ребята, проверьте готовность к уроку.

-Что можно сказать про различные условия обитания на Земле?

-Сегодня мы более подробно остановимся на двух природных зонах и выясним, как там протекает жизнь экосистем.

-Условия обитания живых организмов будут зависеть не только от пояса, но и от природной зоны.

2.Актуализация знаний и постановка

проблемы (работа в группах)

-Прежде чем отправляться в путешествие по нашей планете, мы к нему сами приготовимся.

Слайд №2

-Как вы считаете, какому поясу соответствуют данные иллюстрации?

  1. Определим, куда мы отправимся.

Слайд №3

  1. Решим, что нужно взять в дорогу, как одеться. Почему?
  2. Предположим, кого мы там можем встретить.

-Чему будет посвящен наш урок?

-На какие вопросы нам следует найти ответы?

Слайд №4

-Мы считаем, что это холодный пояс.

-Дети высказывают свои предположения.

-Мы будем говорить об экосистемах холодного пояса.

Дети совещаются.

  1. В чем особенности этой зоны?
  2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их профессии в экосистеме?
  3. Как они приспособились к этим условиям?

3.Совместное «открытие» знаний

 (работа в группах)

-Итак, отвечаем на первый вопрос. Можно ли разделить иллюстрации на группы?

-Какое предположение можно сделать?

Слайд №5

Слайд №6

-Ответим предварительно на второй вопрос. Кого мы можем там встретить?

-Теперь с помощью учебника разберемся в том, что собой представляет зона ледяных пустынь (с.14-15). Параллельно будем отвечать на наши вопросы.

-Далее разберите живые организмы по их профессиям.

К каким выводам вы пришли?

Слайд №7

-Как же им удается выжить в таких условиях?

Слайд №8

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

-Теперь работаем с текстом, посвященным тундре. Вопросы те же.

  1. В чем особенности этой зоны. Слайд №9
  2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Какие их профессии в экосистеме?

Слайды №10,11,12

  1. Как они приспособились к этим условиям?

Слайд №13

-Хорошо, ребята, давайте подведем итог и вернемся к заданию, которое вызвало у вас сначала так много версий.

  1. Куда мы отправились?
  2. Что нужно было бы взять в дорогу, как одеться? Почему?
  3. Кого мы там могли бы встретить?

Слайды №14,15,16

-Их можно разделить на две группы. Первая – это льдины, вторая – это иллюстрации с растениями.

-Мы считаем, что в холодной зоне можно встретить два разных вида пейзажа. С одним из них – тундрой – мы познакомились на прошлом уроке.

-Мы считаем, что второй пейзаж можно назвать зоной ледяных пустынь.

Группы высказывают свои предположения.

Группы работают с учебником.

Группы высказывают свои предположения.

Дети выполняют задание.

-Мы определили, что в зоне ледяных пустынь кормильцы очень малы, но их очень много. Это планктон. В основном в этой зоне встречаются едоки: морские птицы, белый медведь, моржи, тюлени, киты. В учебнике нет сведений о том, кто выполняет роль мусорщиков. Это надо поискать в дополнительной литературе. Животные и растения ледяных пустынь должны хорошо уметь плавать и быстро передвигаться по снегу.

Дети высказывают свои предположения.

-Мы считаем, что каждое животное по-своему приспособилось к жизни за полярным кругом, но есть нечто общее:

  1. Тело их защищено теплым мехом белого или темного цвета;
  2. Под мехом находится жировая прослойка, которая не дает им замерзнуть;
  3. Многие из них отличные пловцы;
  4. Почти все питаются рыбой;
  5. На время зимних холодов животные или залегают в спячку, или перемещаются в более теплые места;
  6. Некоторые животные встречаются только на одном из полюсов. А полярная крачка живет половину года на одном полюсе, а половину на другом.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Ребята работают с текстом учебника (с.15-17).

-Особенностью тундры является наличие вечной мерзлоты под слоем почвы. Она задерживает воду, и поэтому в тундре много болот. Здесь короткое лето и длинная зима. Растениям необходимо успеть принести плоды и надежно сберечь от холода. Здесь растут многолетние растения, мхи, лишайники, карликовые деревья.

В тундре северный олень, белая сова, волк, песец, разнообразие птиц. В почве можно встретить многочисленных мусорщиков. Летом в тундре много комаров.

Приспособления животных те же, что и в зоне ледяных пустынь.

Дети без затруднения справляются с заданием и дополняют свой ответ демонстрацией работы с картой.

 Физкультминутка

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной Бабы

 Побелел морковный нос.

 В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

 Вьюга злится, снег кружится,

 Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

 Дети выполняют движения

Руки вверх и вниз

Руки на пояс, наклоны в стороны

Руки на пояс, повороты вправо-влево

Дети показывают нос

Прыжки на месте

Дети кружатся

Имитируют движение руками

  1. Совместное «открытие» знаний

(фронтальная работа)

-Почему нам нужно относиться бережно к природе тундры? (Работа с учебником на с.18)

Слайд №17

-Как называется книга, куда записывают названия растений и животных, которые могут исчезнуть с лица Земли? Как мы должны относиться к таким животным? (Работа с учебником на с.19)

Слайды №18,19,20

Ребята читают учебник и находят ответ.

-Лишайники очень медленно растут, поэтому следы от вездеходов очень медленно зарастают.

-Она называется Красная книга. Люди должны сохранять этих животных, так как без них не может существовать экосистема.

  1. Самостоятельное применение  

 знаний (работа в группах)

-Расскажите о пищевой цепочке на с.14 Ответьте на вопросы на с. 15.

-Проверим, как каждый из вас справится с заданием самостоятельно.

  1. Задание 3 и 4 в рабочей тетради.
  2. Ребятам необходимо закрасить на карте области, относящиеся к зонам холодного пояса.

-Ребята, выберите из материала учебника информацию, которую можно бы было поместить в нашей газете под рубрикой «Это интересно» или в альбоме-проекте.

Проверка другими группами выполнения заданий.

Выполнение задания, сверка с образцом. Лучшая работа с картой идет в альбом-проект.

Дети разыскивают информацию.

  1. Итог

 работы

-Что нового узнали?

-Как узнали, что помогло?

-Где пригодятся знания?

-Кто из ребят больше всех в открытии знаний?

-Как работал ты?

Дети отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Природные зоны холодного пояса".

Презентация по окружающему миру, 2 класс, тема "Природные зоны холодного пояса", программа "Школа 2100"...

Природные зоны холодного пояса

В данной презентации рассказывается об особенностях холодной зоны....

Урок по окружающему миру 2 класс Природные зоны холодного пояса

Предмет:   Окружающий мир. Наша планета Земля. Автор: А.А. Вахрушев. Образовательная система «Школа 2100».   Класс:  2 класс.   Тема:  Урок   «Природные зон...

Презентация по теме "Природные зоны холодного пояса".

Презентация по теме "Природные зоны холодного пояса" для второго класса УМК "2100"....

Природные зоны холодного пояса

Презентация к уроку по УМК 2100...

"Природные зоны холодного пояса"

В ходе урока учащиеся углубляют и уточняют свои знания о климате Якутии, природных особенностях, обитателях животного и растительного мира, самостоятельно добывают информацию о животных и растениях за...

Урок окружающего мира "Природные зоны холодного пояса"

Урок изучения нового материала. Четвертый урок в разделе "Земля - наш общий дом" УМК "Школа 2100"....