Конспект занятия "Зачем животным нужен хвост?"
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Амосова Анна Егоровна

Данное занятие может проходить в форме командной игры. Рекомендовано для детей в возрасте от 7 до 12 лет. Может быть использовано в работе педагогов дополнительного образования эколого-биологической направленности и учителями общеобразовательных школ во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД АО «Дворец детского и юношеского творчества»

Конспект занятия

«Зачем животным нужен хвост?»

Автор: Амосова Анна Егоровна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД АО

 «Дворец детского и юношеского творчества»

Архангельск

2013

Цель: расширение представления детей о функциях хвоста как очень важной части тела животных.

-  Итак, мы продолжаем изучать интересные факты о животных. И сегодня мы вновь узнаем кое-что интересное. Но вот тему нашего сегодняшнего занятия я вам не скажу, вы ее мне сами сформулируете. Для этого вам надо будет отгадать загадки о животных, сложив затем первые буквы слов-отгадок, вы узнаете, о чем у нас сегодня с вами пойдет речь. Загадки размещены в три столбика, под каждым столбиком нужно записать слово.

(дети получают загадки. Приложение 1)

- Итак, о чем же у нас пойдет с вами речь на занятии? – Да, мы сегодня поговорим о том, зачем же животным нужен хвост.

- Ребята, а вы сами как думаете, нужен ли животным хвост и, если «да», то для чего?

(Обсуждение с детьми)

- В любимой всеми сказке про медвежонка Вини-Пуха его друг – ослик Иа-Иа теряет хвост и довольно долго не замечает этого события.

Но это в сказке. А на самом деле обходиться без хвоста могут только немногие животные.

Зачем же животным хвост?

Говоря научным языком, он выполняет следующие функции: механическую, физиологическую и коммуникативную.

Механическая функция.

Хвост часто используется как опора при беге, прыжках, ходьбе, как руль при плавании, полете, прыжках, как дополнительная «рука» при лазании.

В Юго-Восточной Азии, Экваториальной и Южной Африке живут панголины. Все тело этих животных, как броней, одето прочными роговыми чешуйками. Панголин висит на толстой ветке, зацепившись за неё мускулистым хвостом, а передними лапами с длинными когтями разламывает термитник и лакомиться вкусной добычей. На земле панголины тоже разгребают муравьиные кучи передними лапами, стоя на задних, и опираясь на хвост.

Физиологическая функция.

Многие животные обладают удивительной способностью отбрасывать хвост в целях самосохранения – так называемая аутотомия (н-р, ящерица).

        Пушистый мех хвоста защищает белку от холода. Свернувшись уютным комочком, прикрывшись своим пушистым хвостом, как теплым одеялом, она спит.

        Некоторые животные используют хвост, чтобы запасти питательные вещества. Этой способностью обладают мышиные лемуры – небольшие зверьки величиной с крысу. Живут они на Мадагаскаре. В благоприятный для них дождливый период лемуры накапливают у основания хвоста запасы жира. Во время засухи лемуры спят, свернувшись в клубочек, в дуплах деревьев или в гнездах из травы и листьев. В это время жировые запасы расходуются, и хвосты постепенно худеют.

Коммуникативная функция.

        Хвост является индикатором настроения у собак и волков.

        Каждый хозяин и просто любитель собак знает, как они дают знать о своём настроении. Если уши прижаты к голове, всё туловище в напряжении и хвост вытянут, это означает "Со мной лучше не связываться". Уши вашего питомца стоят торчком, а он, не переставая, вьётся у ваших ног и при этом так машет хвостом, что тот того и гляди оторвётся? Каждому должно быть понятно, что это значит: "Я так рад тебя видеть!".

        По характеру движений хвоста калифорнийских белок можно узнать о виде, размере, направлении движения хищника и о расстоянии до него, т.е. о степени опасности, кроме того с помощью хвоста они координируют свои действия.

        У многих млекопитающих пахучие железы расположены на нижней поверхности хвоста. Известно, что с помощью этих желез олени могут предупреждать друг друга об опасности, распространяя так называемый «запах» тревоги.

- А сейчас мы посмотрим с вами презентацию, из которой узнаем, как же еще используют свой хвост животные.

(Просмотр презентации)

- Ну, а теперь мы с вами проведем в «хвостатую» викторину.  

«Хвостатая» викторина

  1. Для чего собаке хвост?

(Присмотритесь к собаке. Ее хвост, как и хвосты других животных, служит поворотным рулём  при беге, а ещё верный определитель её настроений. Виляет хвостом, значит довольна, подняла хвост вверх - готовится напасть, поджала хвост - трусит)

  1. Какие животные используют свой хвост, чтобы обороняться от насекомых?

(Лошади, зебры, ослы, даже громадные слоны обороняются от комаров, мух, слепней только благодаря своим хвостам).

  1. А для чего лисе хвост?

Хвост служит лисе великолепным рулем, служит еще балансиром, когда надо пробежать по упавшему дереву. И это еще - хорошее теплое одеяло, когда лисица свернулась поспать. Также он помогает своей хитрой хозяйке заметать следы на снегу.

  1. Ее голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет.

(змея)

  1. Хвост у нее бывает только в младенчестве, а потом пропадает.

(лягушка)

  1. У этого вида приматов хвост отпал за ненадобностью.

(человек)

  1. Зачем хвост кошке?

вост помогает кошке рулить во время прыжков и поворотов, а при падении с высоты, ее хвост, подобно хлысту, быстро-быстро  движется из стороны в сторону, способствуя удачному приземлению).

  1. А как используют свой хвост крысы?

(Хвосты у крыс и мышей - помощники в лазанье. А ещё - проверено опытом - что некоторые крысы, своим  хвостом способны извлекать из бутылок сироп или масло. Опустят хвост и оближут).

  1. В качестве чего используют белки и полосатые бурундуки свой хвост?

(Полосатые бурундуки и белки  иногда используют свой хвост в качестве парашюта. Они расправляют лапки и хвост и бросаются вниз с самой верхушки высокой ели. Это очень помогает им спасаться от хищников).

  1.  На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь.

(лев)

  1. В русской народной сказке он ловил рыбу хвостом в проруби.

(волк)

  1. У этого великана нос намного длиннее, чем хвост

(слон)

  1. Что заменяет змеям руки и ноги?

(Хвост! Древесные змеи с помощью него легко перебираются с сучка на сучок, а потом, обвившись хвостом вокруг ветки, подтягивают и свое тело)

  1. С чем можно сравнить хвост дятла, сидящего на стволе дерева?

(У дятлов очень жёсткий хвост, и он создает им замечательную опору. Сидя на собственном хвосте, как на табуретке, дятел без помех выковыривает из-под коры личинок).

  1. Что и каким образом делает ящерица со своим хвостом в случае опасности?

(Когда ящерица попадает к врагам, она напряжением специальных мышц переламывают себе один из позвонков у основания хвоста и отбрасывает его. Для этих животных утрата хвоста не потеря, он отрастет снова. Данное явление называется аутотомия)

  1. Это животное все легко узнают по черным кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10.

(енот)

  1. Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно противно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает на противника, подняв хвост.

(скунс)

  1. Этот прыгучий зверек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние ноги – птицы, а хвост – льва.

(тушканчик)

  1. Для чего хвост крокодилу?

(Хвост у крокодила в основном служит для нападения. Ударом хвоста крокодил может даже убить человека).

  1. Чем же так удивителен хвост у бобра?

(Хвост у бобра просто удивительный: во-первых, это отличный руль при плавании, во-вторых, он  использует его как лопатку, замазывая дыры и щели в плотинах, в третьих, хвостом он может предупредить сородичей об опасности. Шлепок по воде, и сигнал тревоги услышан).

  1. Почему говорят, что хвост для обезьяны – пятая конечность?

(Для обезьяны же хвост - пятая рука. На хвосте обезьяна может висеть и, раскачиваясь, перелетает с одного дерева на другое. Без хвостов многие обезьяны были бы беспомощны).

  1. Эта птица на своем хвосте разносит новости по лесу.

(сорока)

  1. Эта птица может лазать по стволам деревьев вперед хвостом.

(поползень)

  1. Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый.

(павлин)

  1. Чему подобен хвост у кенгуру?

(У  кенгуру хвост подобен третьей ноге. Она умеет переносить всю тяжесть тела на хвост, и тогда обе задние ноги, освободившись, одним движением наносят сильные удары противнику).

  1. Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове.

(орел)

  1. Хвост этой красавицы дал название женской прическе. А ее хвост расчесывают, подстригают, заплетают в косы

(лошадь, а прическа – конский хвост).

- А, поскольку, мы с вами заговорили про лошадей, то наше следующее задание будет про лошадь. Тем более что на улице потеплело, и, значит, скоро мы поедем в клуб любителей лошадей. А чтобы ехать, надо быть хоть немного подготовленными. И сейчас мы с вами попробуем заплести импровизированный лошадиный хвост.

(Подвижная игра «заплети хвост»)

        - Издревле люди заметили, насколько важную роль играет хвост в жизни животных. И это нашло свое отражение и в народном творчестве. Приведите мне примеры пословиц, поговорок, русских народных сказок, где говорится о данной части тела, подчеркивается ее значимость.

(Примеры детей)

        - Ну, а теперь следующее задание. Необходимо соединить начало и конец поговорок о хвостах. (Подсказка – начало пословицы, как и любого предложения, пишется с большой буквы).

(Детям выдаются расстриженные части пословиц. Приложение 2)

        - Ну, а теперь мы подведем с вами итог нашего занятия.

Итак, зачем же животным нужен хвост?

(Ответы детей)

        - А если животное по какой-либо причине лишится хвоста, будет ли он испытывать чувство дискомфорта? Что еще может измениться в жизни животного с потерей хвоста?

(Ответы детей)

        - Дома прочитайте сказку «Зачем животным хвосты?» (Приложение 3), нарисуйте тех животных, которые упоминаются в сказке, и у которых есть хвост, напишите, для чего он им нужен.

Приложение 1

ЗАГАДКИ

1.Это что за зверь лесной

 Встал, как столбик, под сосной?

 И стоит среди травы —

 Уши больше головы.

2.Море тёплое вокруг,

Мы купались в нём, и вдруг

Всех друзей как ветром сдуло,

К пляжу подплыла …

3.Может жить она везде,

И на суше, и в воде.

В панцире со всех сторон,

Не раздавит даже слон.

Вот, вручила Буратино,

Ключик из болотной тины.

Тяжела её рубаха,

Кто же это…

4.Ценный мех, пушной зверёк,

 На хвосте его колечки.

 Из еды, что приберёг,

 Всё полощет хищник в речке.

5.Жить не может Надоеда

Без вкуснющего обеда.

 Изваляется в варенье

Чистит лапкой оперенье.

И жужжит, жужжит у уха

Надоедливая…

6. Есть немало рогачей

 В зоопарке и в лесу.

 У всех рога на голове,

 У одного лишь на носу. 

7. Профиль вовсе не орлиный,

 Плоский, сплюснутый, утиный.

 В норке кто-то яйца снёс,

 Но не утка - …

8. Он высокий, он огромный,

 Он похож на кран подъемный.

 Только это кран живой

 С настоящей головой.

 Тот из вас будет прав,

 Кто ответит нам: ….

9. Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки

На меня они глядят

Молока они хотят.

10. Что за зверь,

Скажите, братцы,

Может сам в себя забраться?

11. Вращает глазами во всех направленьях.

 Язык показал нам совсем без смущенья.

 Цветов и оттенков на шкурке миллион.

 Схватил стрекозу, чтоб поесть …

12. Окраской – сероватая,

 Повадкой – вороватая,

 Крикунья хрипловатая –

 Известная персона.

Кто она? …

13. Красивый очень, гордый вид.

 Он в небе высоко парит

 Не прилагая сил, легко,

 Добычу видит далеко,

 И камнем падая с небес,

 Еду добудет он себе.

 Заслужил он славы ореол,

 Не просто птица, а - …

14. Мне так хочется летать,

 Но тяжёлый больно.

 Бегаю коню под стать,

 Быстро и привольно.

15. Вороно, да не конь,

 Черно, но не медведь,

 Крылато, да не птица,

 шесть ног — все без копыт.

 

      ______________                       _______________                  _______________

Приложение 2

Барса за хвост берут,

взяв же – не отпускают.

Без хвоста

и пичужка не красна.

Будешь меня помнить,

как станешь кобылу за хвост поднимать.

Бык с медведем тягались,

голова да хвост его остались.

Была бы голова,

доищемся и хвоста.

В своем ауле

у собаки хвост трубой.

В чьих руках хвост коровы,

в тех руках и корова.

Возьму за хвост

да перекину через мост.

Всякая лисица

свой хвост хвалит.

Приложение 3

Зачем животным хвосты?

Прилетела Муха к Человеку и говорит:

 — Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.

 — А зачем тебе хвост? — говорит Человек.

 — А затем мне хвост, — говорит Муха, — зачем он у всех зверей, — для красоты.

 — Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живешь.

         Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей и говорит:

 — Ну ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдешь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.

         Обрадовалась Муха и вылетела в окошко.  Летит она садом и видит: по листу Слизняк ползет. Подлетела Муха к Слизняку и кричит:

 — Отдай мне твой хвост, Слизняк! Он у тебя для красоты.

         — Что ты, что ты! — говорит Слизняк. — У меня и хвоста-то нет: это ведь брюхо мое. Я его сжимаю да разжимаю, — только так и ползаю. Я — брюхоног.

 Муха видит — ошиблась, — и полетела дальше. Прилетела к речке, а в речке Рыба и Рак — оба с хвостами.

 Муха к Рыбе:

 — Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.

 — Совсем не для красоты, — отвечает Рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть — я хвост вправо поворачиваю; надо налево — я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.

 Муха к Раку:

 — Отдай мне твой хвост, Рак!

 — Не могу отдать, — отвечает Рак. — Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлепну хвостом по воде, так меня и подбросит. Шлеп, шлеп — и плыву, куда мне надо. Хвост у меня вместо весла.

         Полетела Муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит. Муха к нему:

 — Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только.

 — Вот чудачка! — говорит Дятел. — А как же я деревья-то долбить буду, еду себе искать, гнезда для детей устраивать?

         — А ты носом, — говорит Муха.

 — Носом-то носом, — отвечает Дятел, — да ведь и без хвоста не обойдешься. Вот гляди, как я долблю.

 Уперся Дятел крепким, жестким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку — только щепки полетели!

         Муха видит: верно, на хвост Дятел садится, когда долбит, — нельзя ему без хвоста. Хвост ему подпоркой служит.

         Полетела дальше.

 Видит: Оленуха в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик — маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит:

 — Отдай мне твой хвостик, Оленуха!

 Оленуха испугалась.

 — Что ты, что ты! — говорит. — Если я отдам тебе свой хвостик, так мои оленятки пропадут.

 — Оленяткам-то зачем твой хвост? — удивилась Муха.

 — А как же, — говорит Олёнуха. — Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь — прятаться. И оленятки за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят — беленькое впереди мелькает, — бегут за мной. Так все и убежим от Волка.

         Нечего делать, полетела Муха дальше.

         Полетела дальше и увидала Лисицу. Эх, и хвост у Лисицы! Пышный да рыжий, красивый-красивый!

 «Ну, — думает Муха, — уж этот-то хвост мой будет».

         Подлетела к Лисице, кричит:

 — Отдай хвост!

 — Что ты, Муха! — отвечает Лисица. — Да без хвоста я пропаду. Погонятся за мной собаки, живо меня, бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману.

 — Как же ты, — спрашивает Муха, — обманешь их хвостом?

 — А как станут меня собаки настигать, я хвостом верть! верть! — туда-сюда хвост вправо, сама влево. Собаки увидят, что хвост мой вправо метнулся, и кинутся вправо. Да пока разберут, что ошиблись, я уж далеко.

 Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу, ни в реке. Нечего делать, полетела Муха домой. Сама думает:  «Пристану к Человеку, буду ему надоедать, пока он мне хвост не сделает».

         Человек сидел у окошка, смотрел на двор.  Муха ему на нос села. Человек бац себя по носу! — а Муха уж ему на лоб пересела. Человек бац по лбу! — а Муха уж опять на носу.

 — Отстань ты от меня, Муха! — взмолился Человек.

 — Не отстану, — жужжит Муха. — Зачем надо мной посмеялся, свободных хвостов искать послал? Я у всех зверей спрашивала — у всех зверей хвост для дела.

         Человек видит: не отвязаться ему от Мухи — вон какая надоедная! Подумал и говорит:

 — Муха, Муха, а вон Корова на дворе. Спроси у нее, зачем ей хвост.

 — Ну ладно, — говорит Муха, — спрошу еще у Коровы. -  А если и Корова не отдаст мне хвоста, сживу тебя, Человек, со свету.

 Вылетела Муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать, выспрашивать:

 — Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?

         Корова молчала, молчала, а потом как хлестнет себя хвостом по спине — и пришлепнула Муху.

         Упала Муха на землю — дух вон, и ножки кверху. А Человек и говорит из окошка:

         — Так тебе, Муха, и надо — не приставай к людям, не приставай к зверям, Надоеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока "Животные в жизни людей. Рисование по представлению" 4 класс.

Урок изучения нового материала.  Знакомство с понятием "анимал", с анималистическим жанром, художниками - анималистами. отработка навыков рисования домашних животных с помощью геометрических фигу...

Разнообразие мира животных. Животным нужен воздух.

Разнообразие мира животных. Животным нужен воздух....

Конспект урока"Животные вокруг нас"

Это проект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности  для обучающихс, воспитанников 3 класса школы VIII вида....

Конспект НОД "Животные Якутии" для детей подготовительной к школе группы

Закрепить знания детей о животном мире Якутии, формировать первоначальное представление о «Красной книге Якутии», о некоторых птицах и животных, занесенных в красную книгу. Воспитывать бережное отноше...

Конспект занятия " Животные и их детеныши"

Занятие знакомит с домашними животными и их детенышами, жизнью и повадками....

конспект занятия "животные жарких стран" с презентацией

формировать представление о животных жарких стран....

НПК "Для чего животным нужен хвост"

Доклад по теме "Для чего  животным нужен хвост"....