Викторина "Зеленая аптека"
методическая разработка по окружающему миру (3, 4 класс) по теме
Викторина "Зеленая аптека" о пользе лекарственных растений с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация для викторины "Зеленая аптека" | 1.68 МБ |
Конспект мероприятия | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентацию подготовила учитель МОУ Горицкая СОШ. «Образовательный центр» Кимрского района Тверской области - Туляева Елена Юьевна 2013 год.
Предварительный просмотр:
Классный час разработан учителем МОУ Горицкая СОШ
«Образовательный центр» Кимрского района Тверской области
Туляевой Еленой Юрьевной для обучающихся 3 -4 классов.
Тема: Викторина «Зеленая аптека».
Цели: - развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях Тверской области;
- формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма;
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Развивающие:
- совершенствовать диалогическую речь, как средство общения;
- обогащение природоведческого словаря:
Оборудование: красные и зеленые фишки, презентация «Зеленая аптека», вопросы для викторины, тексты стихотворений, фишки- цветы для правильных ответов, мелодия «Родная песенка» композитора Юрия Чичкова, песня «Песня о волшебном цветке» (Есть на свете цветок алый-алый..) композитора Юрия Чичкова
Ход занятия.
- Организационный момент.
Дети входят в класс под музыку (мелодия «Родная песенка» Юрия Чичкова), делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета.
- Подготовка к восприятию материала.
Слово учителя:
Замечательное богатство, которым наделена наша планета – природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться их красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.
Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.
И растения, и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без них?
- Сообщение целей занятия.
- Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.
Выступление ученика:
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Выступление ученика:
Растения – постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства. В нашей местности тоже растут лекарственные растения. Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.
Выступление ученика:
В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов.
Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.
Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.
- Основная часть.
- Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать?
- Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?
- просмотр инсценировки стихотворения Руси Белой
Учитель: Я сегодня услыхала жаркий спор целебных трав.
Как черника с земляникой разбирались, кто же прав:
Кто кого из них полезней, кто от всех спасёт болезней.
Земляника: «Я черники много лучше», -
Хоть расту в лесу дремучем, улучшаю аппетит,
Ещё жажду утоляю и желудку помогаю,
Мой лекарственный настой от простуд рецепт простой.
Я давление снижаю, биться сердцу помогаю,
Раны быстро заживлю, коже молодость продлю!»
Учитель: Возразила ей черника:
Черника: «Я полезней, спору нет.
Потому что для людей я на сто бед один ответ.
Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей.
Обладаю я уменьем лечить горло у детей.
При гастрите и колите мой настой поможет всем.
При ожогах, стоматите всех избавлю от проблем!»
Ландыш: «С вами, девочки, поспорю,-
Учитель: Встрял вдруг ландыш в этот спор,-
Ландыш: Никто лучше меня сердце не лечил с далёких пор.
Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-
Учитель: Майский ландыш предложил.
И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.
Все, кого они встречали, только стеблями качали:
Говорили, что они и полезны, и нужны.
И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,
И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.
Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.
Он сказал:
Шалфей: «Все вы полезны, вы - лекарства для людей,
Помогаете от болезней, только каждый от своей.
Спорить быстро перестаньте и не тратьте время зря,
А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья!»
- Давайте и мы вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.
- проведение викторины «Зеленая аптека» среди двух команд:
- Чтобы начать викторину, необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.
- совещание команд, выбор названия, капитанов
- ответы на вопросы викторины поочередно, получение жетонов – цветочков за правильные ответы.
Задания для викторины:
- Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?
(Слайд 2) Ответ: Подорожник
- Какое растение получило название «мяун-трава»?
Какое лекарство из него изготавливают?
(Слайд 3) Ответ: Валериана. Сердечные капли.
- Какая ягода заменит лимон?
(Слайд 4) Ответ: Клюква, в ней есть лимонная кислота.
- Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?
(Слайд 5) Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи — хорошее средство от кашля.
- Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
(Слайд 6) Ответ: Шиповник.
- Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.
(Слайд 7) Ответ: Чистотел большой.
7. Какое растение поможет укрепить волосы?
(Слайд 8) Ответ: Лопух большой, крапива двудомная
8. О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.
(Слайд 9) Ответ: Крапива двудомная
Почему крапива жжется?
Ответ: В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.
9. Нарядные платьица, желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежке,
Если случится тебе простудиться:
Привяжется кашель, поднимется жар -
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
(Слайд 10) Ответ: Нивяник обыкновенный.
10. Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.
(Слайд 11) Ответ: Сфагнум.
11. Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке.
Другое его название столетник.
(Слайд 12) Ответ: Алоэ.
12. Быстро убивают вредные бактерии.
(Слайд 13) Ответ: Лук и чеснок.
13. Эти резные листочки лечат сердечко и почки.
Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.
(Слайд 14) Ответ: Петрушка.
14. Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа, кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение. Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.
(Слайд 15) Ответ: Герань.
15. Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах). Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.
(Слайд 16) Ответ: Каланхоэ перистое..
16. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. (Слайд 17) Ответ: Мята.
17. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды – летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.
(Слайд 18) Ответ: Лиственница.
18. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?
(Слайд 19) Ответ: Плоды чёрной смородины.
Слово учителя:
- Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений. Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.
В зарослях лесных,
В полях и на лугах,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила.
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать.
- подведение итогов викторины, вручение грамот игрокам победившей команды.
- Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые нас лечат, но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома…
Выступление ученика:
…Давай пройдёмся
медленно по лугу
И «здравствуй!»
скажем каждому цветку.
Я должен над цветами
наклониться
Не для того, чтоб рвать
или срезать,
А чтоб увидеть
добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Самед Вургун
- Итог занятия.
- блиц - опрос
- Для чего необходимы человеку лекарственные растения?
(Для поддержания здоровья.)
- Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё?
(Корни, листья, цветы, побеги, плоды, кора, почки.)
- Что можно приготовить из лекарственных растений?
(Отвары, настои, соки, мази, порошки.)
- В какое время суток собирают лекарственные растения?
(Утром, когда обсохнет роса.)
- Как нужно сушить лекарственное сырьё?
(В тени, в проветриваемом помещении.)
- Все ли растения являются лекарственными?
(Нет.)
- Где можно хранить лекарственное сырьё?
(В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.)
- Где можно собирать лекарственные растения?
(Вдали от дорог)
- Сколько листьев можно обрывать на растении?
(1/4 часть)
·
Физкультминутка (по мере необходимости)
- выполнение танцевальных движений под музыку
«Песня о волшебном цветке» (Есть на свете цветок алый-алый..)
музыка- Юрий Чичков, слова-Михаил Пляцковский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зеленая аптека
Экологический проект "Зеленая аптека"...
Учебный проект.Зеленая аптека
Данный творческий проект предназначен для осуществления учащимися учебной деятельности на уроках ознакомления окружающего мира, здоровья,...
Открытый классный час "Чай-аптека здоровья"
Мероприятие для 2-3 класса с чаепитием...
"Зеленая аптека" презентация к внеклассной работе по экологическому воспитанию
Данная презентация расширяет кругозор, активизирует их внимание, развивает знания о лекарственных растениях, прививается интерес к природе....
творческий проект "Степная аптека", 4 класс
Цикл уроков проектной деятельности позволяет решать новую для образования проблему - подготовить человека, умеющего находить нужную информацию в условиях её обилия....
Презентация "Зелёная аптека", окружающий мир 1 класс
Данная презентация составлена к уроку окружающего мира для 1 класса по программе "Гармония"...
Интеллектуально-познавательная игра "Зеленая аптека"
Разговор о растениях. Загадки,игры,правила сбора лекарственных растений. Идет вместе с презентацией....