Дидактический материал для внеурочной деятельности "Викторины для Почемучек или оглянись вокруг..."
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме
Материал может быть использован и при закреплении и углублении знаний по темам: «Птицы», «Насекомые», «Растения». 2-3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktoriny.rar | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Пермский край, г.Оса, МБОУ «СОШ № 2», Шилова Е.Н.
Дидактические игры
для внеклассных занятий по предмету
«Викторины для Почемучек
или
оглянись вокруг…»
Работу подготовила: Шилова Е.Н.,
учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
Пермский край, г. Оса – 2013
| Шилова Елена Николаевна |
| Пермский край, город Оса, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Осы», учитель начальных классов |
| окружающий мир |
| 2 – 3 класс |
| «Викторины для Почемучек или оглянись вокруг» |
| Материал может быть использован и при закреплении и углублении знаний по темам: «Птицы», «Насекомые», «Растения». |
| УМК любой |
| Цель: Развитие познавательной активности и информационной компетенции учащихся. Задачи: 1) Воспитывать чувство бережного и заботливого отношения к окружающей миру. 2) Повышать интерес к изучаемому материалу. 3) Расширять кругозор учащихся. |
| Microsoft PowerPoint 97-2003 |
| Коллективная, групповая, индивидуальная работа на уроке и внеклассном занятии по предмету. |
| Каждый слайд презентации содержит: вопрос, верный ответ и его иллюстрацию (картинку), справочную информацию. При наведении курсора на «вопросительный знак» (в верхнем левом углу слайда) появляются ответ и картинка. Если необходимо дать дополнительную информацию, то курсор переводится на картинку. Для того, чтобы «случайно» не перелистнуть слайд, опция «по щелчку» убрана. Смена слайдов происходит по стрелке в нижнем левом углу. Предлагается несколько вариантов работы с ресурсом. 1 вариант: Цель: заинтересовать учащихся. Подготовленный ученик, выполняющий роль «Почемучки» или «Знайки» задаёт вопрос – дети отвечают (работа «по догадке»). 2 вариант: Цель: развивать умение работать в группе, учиться слушать и слышать друг друга, выбирать оптимальный вариант. Работа проводится в виде командной игры «Клуб знатоков». Участники команды предлагают свои ответы, обсуждают их и выбирают, по их мнению, наиболее логичный, аргументируют свой ответ. 3 вариант: Цель: развивать навыки работы с информацией. Детям предлагается список литературы по теме, с которой они могут поработать дома. На уроке или внеклассном занятии работа с ресурсом может идти как для индивидуального зачёта результата, так и командного. 4 вариант: Цель: развитие познавательной активности и самостоятельности. Полностью индивидуальный вид работы. Ученик может самостоятельно поработать с вопросами викторины и найти интересную информацию по каждому вопросу. При работе в классе дети дополняют ответы своими находками. 5 вариант: Данный ресурс позволяет организовать работу на целой параллели (например: «знатоки» всех 2-х классов»). И т.д. |
Викторины для Почемучек или «Оглянись вокруг»
Понятие «викторина» появилось в 20-х годах двадцатого века. Авторство принадлежит советскому журналисту и публицисту Михаилу Кольцову. Слово было придумано для заголовка газетного раздела, который содержал в себе всякие вопросы на сообразительность, интересные шарады и ребусы. Причем подбирал материалы в этот раздел газеты один из ее сотрудников – Виктор. Вот от этого имени и появилось слово «викторина».
Уже потом нашлась вторая связь, со словом «победа». Потому что Виктор в переводе с латыни – это победитель. Этим словом в итоге начали обозначать все игры, которые предполагают какие-либо вопросы и ответы.
Что же такое викторина?
Викторина – это особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на устные или письменные вопросы из разных областей знания. Разные виды викторин могут отличаться друг от друга правилами, тематикой, типами и сложностью базы вопросов, порядком и условиями определения победителей конкурса. Но все они, бесспорно, развивают логическое мышление, мыслительные способности, эрудированность.
Данная презентация – это не только подборка интересных заданий для викторины, но и некий мини-справочник, в котором представлен необычный материал по тому или иному вопросу.
В данном ресурсе автором специально не предложена система подсчёта баллов, так материал викторины может быть использован и для организации индивидуальных мини-исследований, для развития умения работать с информацией. Поэтому учитель сам вправе решить, каким способом будут оцениваться ответы детей (баллы, очки, жетоны и т.д.) при проведении игры.
Представленный ниже комментарий к презентации может быть использован и как отдельное пособие для экспресс-викторины в более подготовленной аудитории (например в 4 -5 классе).
Комментарий к презентации
Каждый слайд презентации содержит: вопрос, верный ответ и его иллюстрацию (картинку), дополнительную справочную информацию.
При наведении курсора на «вопросительный знак» (в верхнем левом углу слайда) появляются ответ и картинка. Если необходимо дать дополнительную информацию, то курсор переводится на картинку. Для того, чтобы «случайно» не «перепрыгнуть» на другой слайд, опция «по щелчку» отменена. Смена слайдов происходит по стрелке в нижнем левом углу.
№ слайда | Комментарий |
1. | На слайде представлено название презентации, сведения об авторе. |
2. | Ну уроке учитель сам открывает викторину по нужной теме, соответствующей изучаемому материалу. При организации внеклассного мероприятия детям предлагается выбрать тему для игры: «Пернатые друзья», «Знаешь ли ты насекомых?», «Зелёная аптека», «Растения-рекордсмены». |
3 – 13 | Тема «Пернатые друзья».
|
14 – 24. | Тема «Знаешь ли ты насекомых?»
|
25 – 35. | Тема «Зелёная аптека»
Где-то в чаще дремучей, За оградой колючей, У заветного местечка Есть волшебная аптечка. Там красные таблетки Развешаны на ветки. (шиповник)
|
36 – 46. | Тема «Растения-рекордсмены»
|
Литература:
1. Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. Олимпиадные задания. 2-4 класс. Издательство «Учитель».2006.
2. Пашнина В.М. Клуб весёлых и любознательных. Ярославль «Академия развития».2007.
3. Пупышева О.Н.Задания школьных олимпиад. М., 2010.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.sci.aha.ru/ALL/e14.htm. Растения-рекордсмены.
2. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=337c857c-fa9d-4a7b-91f9-e5e987506571 Что такое викторина.
3. http://www.herbarius.info Зелёная аптека.
4. http://www.entomologija.ru Всё о насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал к учебнику Н. А. Горяевой, Л.А. Неменской Изобразительное искусство вокруг нас
Дидактический материал для интерактивной доски. Представляет из себя набор элементов для составления композиции во время закрепления изученного материала. Задание может выполняться учениками самостоят...
Программа по внеурочной деятельности кружка "Почемучка".
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеу...
Занятие по внеурочной деятельности клуба "Почемучки"
«Известно, что в русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая забот...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Мир вокруг нас. Почемучка»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Мир вокруг нас. Почемучка» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального ...
Дидактический материал (серия книг) для урочной и внеурочной деятельности по эколого-гражданскому воспитанию младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет личность выпускника школы следующим образом, «любящий свой край и своё Отечество, осознанно выполняющий правил...
«Организация внеурочной деятельности современных школьников (на основе игровых заданий, через формирование конвергентного и дивергентного мышления)» Дидактический материал
quot;Формирование функциональной грамотности младших школьников на основе компетентностного подхода " («Организация внеурочной деятельности современных школьников на основе игровых за...
Знакомство с городом Санкт – Петербургом учащихся начальных классов в рамках внеурочной деятельности при использовании настольно – печатного дидактического материала и современных компьютерных технологий
Мир истории, архитектуры, искусства Санкт – Петербурга – это бескрайнее море, где каждая новая волна – новое открытие, новое приобретение для души и сердца маленького петербуржца.К в...