Внеклассное занятие "Зачем летают в космос?" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Внеклассное занятие "Зачем летают в космос?"начинается с загадок и плавно переходит к беседе о космонавтах, о первых космонавтах-"разведчиков" (собаки, кролики, мыши), искусственных спутниках и т.п. Проводится и практическая работа- лепка своих космических кораблей. По ходу занятия читаются стихи и проводятся игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_letayut_v_kosmos.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

« Аксубаевская средняя школа № 3»

Внеклассное занятие

1 класс

Подготовила и провела

Громова О.П.

           

Цель:

  1. Систематизировать и расширить представления детей о космонавтике;
  2. Познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека.
  3. Воспитывать интерес к природе, к происходящему в мире.

  Оформление:

- Рисунки детей, посвящённые дню космонавтики;

-  Портрет Ю.Гагарина, иллюстрации космической станции «Мир» и космического корабля «Восток», космонавта, искусственных спутников и т.п.

- пластилин;

- Выставка книг про космос;

-  На отдельных листках даты: 12 апреля 1961 год, 108 минут = 1 час 48 минут, космический корабль «Восток» и космическая станция «Мир», 15 лет с 1986 года , 4 октября 1957 год; слова – скафандр, гермошлем космонавт, спутник.

  1. Орг.момент, сообщение целей занятия.

Ну-ка, детки, встаньте в ряд,

Готов работать мой отряд?

- Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем занятии.

Чудо – птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звёзд.

(Ракета)

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету

Дети, кто скажите это?

(Космонавт)

- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (О космосе и космонавтах)

 2. Беседа о космонавтах.

- Как вы думаете, кто первым полетел в космос?

Прежде, чем в космос полетел первый человек, учёные сначала отправили в космическую неизвестность различных животных. Первыми «космонавтами» - разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка – космонавт пробыла над землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полёта. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4 -5 килограммов, чтоб ей было не больше 2 – 3 лет и чтобы у неё была светлая шерсть – её лучше видно в кинокамеру.

Породистые собаки для трудных испытаний не годились: Они слишком изнеженны и капризны. Ласковые, спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

В собачьем «космическом отряде» каждый день занятия и тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума. Переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и многому другому.

Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая собака Лайка.

Для неё построили специальную ракету, где был запас пищи,

Воды и воздуха. 3 ноября 1959 года на Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки учёные узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась.

Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка, Пчёлка и Мушка. Все они возвратились на землю.

Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

- Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом?

- 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть:

«Человек в космосе! Русский, советский!»

Многовековая мечта о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом земли – Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.

С орбиты он докладывал:

- Полёт проходит нормально. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол! – Голос его из космоса звучал спокойно, уверенно.

Больше часа, а именно 108 минут (1 час 48 минут), длился первый полет человека  в космос. За это время корабль облетел весь земной шар и опустился в точно  заданном районе. Ю. Гагарин вернулся на Землю живым и здоровым, и учёные решили, что человек может жить и работать в космосе.

- Ребята, а кто знает, как называется специальная одежда космонавтов?

(Скафандр).

- Всё, что  видел, чувствовал и ощущал Юрий Гагарин в полёте, он тщательно записывал.

«Пришла пора облачаться в космическое снаряжение. Я надел на себя тёплый, мягкий и лёгкий комбинезон. Затем товарищи принялись надевать на меня защитный ярко-оранжевый скафандр. На голову я надел гермошлем.

Наконец, доложили, что ракета с кораблём полностью подготовлена к космическому полёту.

Я вошёл в кабину. Меня усадили в кресло и бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами.

Наконец руководитель полёта скомандовал: «Подъём!» Я ответил: «Поехали, всё проходит нормально».

Я услышал шум и всё нарастающий гул. Почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства. Я почувствовал, как какая – то сила всё больше и больше вдавливает меня в кресло. Было трудно пошевелить рукой и ногой. Я знал, что состояние это продлится пока корабль, набирая скорость, выйдет на орбиту.

В полёте. Космический корабль вышел на орбиту. Что произошло со мною в это время? Я оторвался от кресла и повис между потолком и полом кабины. Всё вдруг стало легче. И руки, и ноги, и всё тело стало, будто совсем не моими. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакреплённые предметы – карандаш, блокнот – как бы плавают.

Внизу отчётливо вырисовываются горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая кромка морей.

Вот он, главный поход моей жизни – полёт вокруг земного шара! Я на высоте 300 километров. Я видел облака и лёгкие тени их на далёкой милой земле, совершенно чёрное небо и не нём яркие звёзды. Солнце тоже удивительно яркое.

«Восток» шёл со скоростью 28000 километров в час. Такую скорость трудно представить на Земле….

- Посмотрите на космический корабль «Восток» и на современную станцию «Мир». Они отличаются и по размеру и по устройству. Как вы думаете, почему?

(Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли, а современная космическая станция находится в космосе много лет, это настоящий космический дом, в котором космонавты живут помногу месяцев.)

- Станция «Мир» работала больше 15 лет с 1986 года. Действительно, космическая станция – это настоящий космический дом, в котором космонавты живут помногу месяцев, а некоторые больше года.

- А что они там делают?

Выходят заранее подготовленные ученики и рассказывают о космонавтах.

« Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами планетами и Солнцем, фотографируют и изучают землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с земли с Центра управления».

- Что делают космонавты на космической станции?

-На рисунке космическая станция изображена с большими и широкими «крыльями». Что это за «крылья»? Для чего они нужны?

Выходит заранее подготовленный ученик и рассказывает:

«Крылья космической станции – это солнечные батареи. Они ловят солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает станцию и питает все научные приборы..»

 3.Физкультминутка.

- Мы сейчас «построим» свои ракеты, «поднимемся» на них в космос и увидим что-то новое, неизвестное нам.

Ракета.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки приподнимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, (Стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)

Три, четыре – (Основная стойка)

Вот летит ракета ввысь!

 4.Искусственные спутники.

- Ребята, посмотрите, что мы видим?

(Дети находят на рисунках искусственные спутники Земли.)

- Вы уже знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник. Как он называется? (Луна)

- Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли. Рассмотрите его. Этот спутник создали и запустили в космос в нашей стране. Произошло это 4 октября 1957 года, в это день радиостанции всего мира прервали свои передачи, чтобы сообщить новую главную новость. Русское слово «спутник» вошло вовсе языки мира.

Что там за родственник Луны,

Племянник или внучек:

Мелькает между тучек?

 - Да это спутник!

- Вот те раз!

 - Он спутник каждого из нас

И в целом – всей Земли.

Руками спутник сотворён,

А после на ракете

Доставлен в дали эти.

Ю.Яковлев

- Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны?

- Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей с друг другом.

С помощью спутников капитан ведёт корабль по безбрежным водам океана. Летая вокруг Земли, спутники непрерывно посылают радиосигнала. По этим сигналам капитан определяет, куда плыть кораблю. Кружась вокруг Земли, спутник с помощью телекамер наблюдает за нашей планетой. С высоты полёта хорошо видны облака, ураганы, штормы. Видно, куда и с какой скоростью они перемещаются. Свои наблюдения спутник передаёт на Землю и по ним метереологи составляют прогноз погоды. Люди создали искусственные спутники для того, чтобы они помогали изучать Землю, Солнце, планеты, звёзды, разгадывать тайны природы.

 5. Практическая работа.

- А теперь слепим из пластилина свои космические корабли или спутники, искусственные спутники или космонавтов.

(Выставка работ, выбрать наилучшие работы и наградить.)

 6. Обобщение и подведение итогов.

- Так зачем же космонавты летают в космос?

- Кто был первым человеком, полетевшим в космос?

- Что делают космонавты на космической станции?

- Для чего запускают искусственные спутники?

- Что вам запомнилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Летим в космос" (1 - 4 классы)

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню космонавтики, включает в себя игры и конкурсы для организации командных соревнований среди учащихся 1 - 4 классов....

Внеклассное мероприятие для учащихся 4 класса. Тема: «Здравствуй, лето!»

Праздник, посвящённый  окончанию  учебного  года....

Список книг для внеклассного чтения летом. 3 класс

Список книг для внеклассного чтения летом. 3 класс/...

веселое путешествие в лето(внеклассное мероприятие для учащихся 1 класса)

В неформальной обстановке всегда мероприятия проходят на  УРА!Предлагаемым сценарий тому подтверждение...В процессе проведения праздника-путешествия мы не навязчиво повторяем с детьми Правила пов...

Внеклассное мероприятие к 70-летию Победы 3 класс

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы к 70-летию Великой Победы...

Внеклассное мероприятие "Лето, здравствуй!", урок математики в 1 классе Закрепление по теме "Числа 6 и 7"

Внеклассное мероприятие "Лето, здравствуй!"Урок математики в 1 классе Закрепление по теме "Числа 6 и 7"...

Внеклассное мероприятие "До свидания, 2 класс. Здравствуй, лето!"

Внеклассное мероприятие в конце 2 класса. Праздник по окончанию учебного года....