Урок окружающего мира во 2 классе "Моя семья"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Данная разработка урока раскрывает тему "Моя семья".  Урок  создает  условия для усвоения понятий “поколение”, “домочадцы”, “старшее поколение”, “младшее поколение”; помогает обучающимся уточнить элементарные представления о семье и понимание родственный отношений.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_2_klass.rar1.42 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «ГЕРАСИМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»




Что такое семья?






УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА


2 КЛАСС

УЧИТЕЛЬ КАЛЬНАЯ Л.И.

Тема урока: Что такое семья?

Цели урока и задачи: 

  1. Создать условия для усвоения понятий “поколение”, “домочадцы”, “старшее поколение”, “младшее поколение”;
  2. Уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;
  3. Создать условия для обогащения лексического запаса слов;
  4. Способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;
  5. Путём постановки и решения учебной задачи продолжать учить учащихся самостоятельности в суждениях, в целом в речевой деятельности;
  6. Воспитывать любовь и уважения к близким людям, стремление помогать им.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.

Оборудование и наглядный материал: 

  1. На доске – картина с изображением семьи и слово “Семья”, три круга разного размера (красный, зеленый и желтый), наложенные друг на друга (маленький сверху).
  2. Иллюстрации с изображением древних людей.
  3. Карточки с названием членов семьи.
  4. Кассета с записью песен в исполнении Ю.Антонова “Под крышей дома твоего” и Л.Лещенко “Родительский дом”.
  5. Толковые словари (на столах у детей) 

Ход урока

I. Организационный этап:

Звучит песня в исполнении Ю.Антонова “Под крышей дома твоего”.

Релаксация “Подарим друг другу улыбки”.

Каждый принял удобное положение. Глаза закрыты. 3 раза вдох, выдох. Твое дыхание становится ровным, спокойным. Приятное тепло разливается волнами по рукам, спине, ногам. Оно делает твое тело легким и парящим, как воздушный шарик. Ты летишь легко и свободно и попадаешь в волшебную страну. Это страна твоих чувств.

Посмотри, вот дом радости. Загляни в окно. Ты видишь за стеклом все лучшее, что когда-то происходило с тобой. Вспомни, какую радость ты испытывал в то время, как тепло заполняло всего тебя. Кто был рядом с тобой? На твоих губах появляется улыбка.

Продолжаем путешествие. Взгляни, а здесь в тени спрятался маленький серый домик. Солнечные лучи не заглядывают сюда. Это дом грусти. Здесь живут все неприятности, что встречались тебе. Вспомни, что за случай может здесь жить, вспомни, что ты в то время чувствовал. А куда же делась ваша улыбка? Посмотрите на это воспоминание с улыбкой. Вот и солнечный лучик заглянул в дом. Неприятность уже меньше, от нее почти ничего не осталось. Улыбайтесь!

Возвращаемся в класс. Ваши мысли светлые, глаза открываются, на губах улыбка. Ведь рядом только близкие, знакомые люди, рядом друзья, ваша школьная семья..

II. Постановка темы и цели урока ( мотивация).

Учитель. Сегодня мы начинаем знакомство с новым блоком

(на доске “КТО ЖИВЁТ РЯДОМ С ТОБОЙ”). (1 слайд)

- Как вы считаете о ком и о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Дети. -----------------

Учитель. Почему вы так решили?

Дети. -----------------

Учитель.- Что такое семья? ( 2 слайд)

Дети. -----------------

( 3 слайд)

(4 слайд)

(5 слайд)

Работа в парах ( модель семьи)

III. Основной этап урока.

1)Вводная беседа учителя.

а). Учитель -.Ребята, у всех у вас есть семья, в которой вы живёте. Неважно, большая она или маленькая, но она есть! Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

Семья – людей святой оплот
Надежду жить она даёт.
Даёт простор, даёт тепло
Проблемам и беде назло.

Семья даёт поддержку нам.
С ней всё по силам, по зубам.
Всё по плечу и по судьбе,
Семья – святой поклон тебе.

Пусть будут мама и отец,
Тепло родных вокруг сердец.
Дед, прадед, бабушка и брат
Сестра. Я буду очень рад.

Работа по учебнику (стр.64)

Задание 1.Подберите слова, которые характеризуют семью.

(Дружная, большая, трудолюбивая, любящая, заботливая, и др.)

( 6 слайд )

Что должно царить в доме, чтобы всем членам семьи жилось хорошо?

(Мир, добро, любовь, дружба, уважение, взаимопонимание, уют и др.)

(7 слайд)

Работа с сердечками

А что объединяет членов семьи?

Дети. ----------------

(8 слайд)

б). Учитель - А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями? 

Дети. -----------------

Учитель. - До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на “семьи” в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже тогда матери заботились о своём потомстве. “Семья согревалась теплом костра, огонь в котором поддерживался благодаря общим усилиям, и с помощью простейшего оружия защищалось от нападения диких зверей.

Получается, что семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге

Учитель. Перечислите всех членов семьи.

- Расскажите о своей семье

- Выберите символ своей семьи

( работа по карточкам)

- А вы знаете, кто кому кем приходиться? Сейчас проверим.

( 9 слайд)

Задание 2.

Проверка

Работа по пособию ( стр. 24-25)

Учитель. А как формируется семья?

Что означает ваше имя?

( 10 слайд)

- А когда все родные встречаются вместе, то, как говорят?:

(“Собрались в семейном кругу”.)

- А кто знает, как одним словом назвать всех членов семьи? (домочадцы)

(на доске вывешивается табличка с этим словом)

Физминутка.

Учитель. Правильно. Взялись за руки, друзья. (по группам)

Ты и он, она и я!
Справа – друг, и слева – друг.
Вместе мы – веселый круг.
Поиграем мы немножко.
Крепко сжали все ладошки.
Кто так делает, друзья?
Это я! Это я!
Мы прижали локоток,
Станет тесным наш кружок!
Кто так делает, друзья?
Это я! Это я!

Дети выполняют движения в соответствии с текстом сидя на стульях.

Учитель. А можно ли наш коллектив назвать семьей? Почему?

Дети.____________

( 11 слайд)

Обязанности членов семьи

Традиции семьи

Пословицы и поговорки о семье

Работа в парах

 - Соберите пословицы. 

  1. “Яблоко от яблони недалеко падает”
  2. “ В гостях хорошо, а дома лучше”
  3. “Вся семья вместе, так и душа на месте”
  4. “Яйца курицу не учат”

(12 слайд)

Проверка

Знакомство с заповедями

(13 слайд)

IV. Итог урока.

- Вот и подошёл к концу наш урок Сегодня мы говорили с вами о самом главном, что есть в жизни у каждого человека.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что вспомнили?

- Подводя итог нашего урока, я предлагаю вам подарить друг другу сердечки

V. Рефлексия.

Учитель. В давние времена бабушки и дедушки жили со своими внуками. А теперь очень часто они живут отдельно. Но для того, чтобы ваши дедушки и бабушки не чувствовали себя одинокими что нужно сделать?

Ответы детей.

Учитель. Правильно. Чтобы ваши бабушки и дедушки знали о вас все и участвовали в вашей жизни, нужно звонить и писать письма.1 октября в нашей стране отмечался “День пожилого человека” и я предлагаю нарисовать поздравительную открытку, которую вы сделали на уроке труда.

Работа в рабочих тетрадях (стр.39)

Учитель. Сегодня мы вспомнили все и не забыли никого. Каждая семья интересна. В ней есть чему поучиться. Семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас всех она есть.

Звучит песня в исполнении Л.Лещенко “Родительский дом”.

(14 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Мы в семье"

УМК "Перспектива", 1 класс, окружающий мир, тема "Мы в семье"...

Урок окружающего мира по теме: « Семья" 2 класс

Сформировать представление учащихся о понятии "семья"Образовательные задачи: -  создать условия для формирования  представления   о  том, что такое семья, совершенствоват...

Презентация к уроку окружающего мира "Тыи твоя семья" 1 класс

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная"

Конспект урока окруающего мира для 2 класса на тему "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная" поможет в работе учителям начальных классов, работающим по...

Урок окружающего мира по теме: "Семья"

Вашему вниманию представлен конспект урока окружающего мира по теме: Семья. (1 класс)Цели урока: Создать условия для становления нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях.Формиро...

Конспект урока окружающего мира "Как живет семья" 1 кл. УМК "Школа России"

Конспект урока  окружающего мира "Как живет семья" 1 кл. УМК "Школа России"...