Урок "Смена времен года в родном селе"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Разработка урока "Смена времен года." К уроку добавляется презентация "Родное село в разные времена года".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_smena_vremyon_goda_v_rodnom_sele.rar | 417.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
1.Расширить и уточнить представления детей о временах года, объяснить причины смены времён года.
2.Развивать мышление, наблюдательность, речь, умение анализировать увиденное и делать выводы.
3.Воспитывать любознательность, взаимоуважение, интерес и любовь к родному краю.
Оборудование: ИК, проектор, экран. Картинки.Визуалайзер.
Презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Определение темы урока
Ребята, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке, отгадав загадки.
Обернулась в лёд вода
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зима)
Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю. (Весна)
Я соткано из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” - приглашаю. (Лето)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень)
По мере отгадывания на слайде открываются картинки с временами года. (Слайд 4)
Итак, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О временах года). Верно.
Ученик:
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна — зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло — всё под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Сегодня на уроке мы поговорим о временах года и постараемся ответить на вопросы: Почему происходит смена времён года? (Вопрос на доске)
И пронаблюдаем, как выглядит наше село в разные времена года?
Как бы вы ответили на вопрос «Почему происходит смена времён года?» сейчас? (Дети выдвигают разные гипотезы, в том числе и то, что смена времён года происходит из-за движения Земли вокруг Солнца)
В ходе урока мы проверим так ли это и есть ли другие причины смены времён года. Для этого внимательно пронаблюдаем за годовым движением Земли вокруг Солнца.
Земля движется по кругу справа налево (по часовой стрелке), но ось всегда нацелена в одну сторону на Полярную звезду.
Вы видите позицию, которую занимает наша Земля на своей орбите 22 июня.
(на доске)
Какое полушарие, по вашему мнению, получает больше солнечного света и тепла?
Верно, Северное, здесь лето.
Земля продолжает своё движение.
Какое полушарие теперь обращено к Солнцу?
Как вы думаете, какое время года теперь в Северном полушарии? Почему?
По временам года меняется высота Солнца над горизонтом и продолжительность светового дня.
Когда солнце занимает самое высокое (низкое) положение над горизонтом?
Эти дни называют: 22 июня – день летнего солнцестояния,
22 декабря – день зимнего солнцестояния,
22 марта и 22 сентября день равен ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.
Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов.
Когда в Северном полушарии лето, тогда в Южном – ? (Ответы детей)
Если в Северном полушарии весна, какое время года будет в Южном полушарии?
Сколько различают времён года? Назовите их.
Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите, какие?
Раньше на Руси месяцы называли по-другому.
Попробуйте объяснить некоторые названия (сечень, лютень, берёзол, цветень, травень, червень, липень, серпень, вересень, листопад, грудень, студень.) Список на доске.
III.Давайте теперь посмотрим, как выглядит наше село в разные времена года.
Ученик:
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей — весеннее!
Чем характерна весна для нашего края? Её приметы?
Слайды 5-8
Расскажите, что вы увидели?
Загадки:
1.Белые горошки на зеленой ножке (ландыш)
2.Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок - остался стебелек. (одуванчик)
3.Над цветом порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
( Бабочка)
Ученик:
Луга, речушка и поля
И запах трав, черемухи цветение,
Жужжание на шиповнике шмеля.
Вот зацвела на косогоре земляника,
И начался в деревне сенокос,
Уж появилась первая клубника,
И выпадение первых теплых рос…
Какое время года характеризуют эти строки? (Лето)
Что скажем о летних изменениях в природе в нашем крае?
Слайды 10-14
Что увидели?
Загадки:
1. Прыгает пружинка –
Зеленая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. ( Кузнечик)
2. Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед.(Вишня)
3. На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки-собираем огоньки.(Земляника)
4. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. ( Аист)
Ученик:
Любимое время года.
Пришла увяданья пора.
Вся в пышном убранстве природа.
Осень стоит у двора.
Наполнился мир ожиданьем.
Грустит в одиночестве лес.
Ни звука не слышно окрест.
Листва шелестит позолотой,
Ласкает и сердце и взор.
Красивой и тонкой работой
Расписан кленовый узор.
Я листья возьму на прощанье,
Поставлю в хрустальный бокал.
От осени светлой посланье
Зимой согревать будет зал.
Какие признаки осени характерны для нашего края?
Слайды 16-21
Дети исполняют частушки:
Осень дунула легонько
Подтолкнула лист тихонько.
Он тотчас же полетел
И на землю плавно сел
Листик к листику ложился,
Ткал цветной ковер, кружился.
Солнце радостно сияло,
Краски ярче выбирало.
Тучи по небу бежали -
Краски Осени увяли.
Дождик долго моросил
Яркий цвет красивый смыл.
Сел я дома у окошка,
Посмотрел на дождь немножко.
Лист бумаги в руки взял
Все, что видел, описал.
Дети во дворе гуляли
И друг друга обсыпали
Яркой пестрою листвой.
Были рады мы с тобой.
А потом мы так визжали,
Листья в кучу все собрали,
Стали прыгать, кувыркаться
В куче из листвы купаться.
Жалко с Осенью прощаться.
А ведь надо расставаться.
Время движется вперед
Зиму в гости к нам зовет.
Что можно сказать о зиме в нашем крае?
Загадки:
1. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица. (Вьюга)
2. Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (Елка)
3. Всю зиму лежал у плетня за избой
В серебряных ножнах кинжал голубой.(Замерзший ручей).
4. У избы побывал -
Все окно разрисовал,
У реки погостил -
Во всю реку мост мостил. (Мороз).
VII. Закрепление и проверка полученных знаний
Каждый ученик получает лист с заданиями тестового характера (Приложение 1),
выполняют задания и желающие озвучивают результаты своей работы. По возможности –
оцениваются.
VIII. Итог урока
- Итак, вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. Как теперь вы ответите: Благодаря чему происходит смена времён года?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Родное село в разные времена года"
Добавление к уроку "Смена времен года" - Презентация "Родное село в разные времена года". Можно использовать самостоятельно....
"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".
Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....
"Времена года. Смена времен года"
Конспект урока с использованием ИКТ "Времена года. Смена времен года"...
Конспект урока по "Окружающему миру" на тему "Времена года. Смена времен года" для 2 класса.
Конспенкт урока по предмету "Окружающий мир" 2 класс УМК "Перспектива"....
Конспект урока по ИЗО 4 класс Тема урока: Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота всех времен года.
Цель урока: познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по памяти, развивать воображение...
Времена года. Смена времен года.
Формирование у учащихся представлений о временных изменениях в природе; создать условия для уточнения знаний детей о временах года, причинах смены времён года....
«Ориентирование во времени: время года «Зима». Признаки времени года».
Технологическая карта по развитию психомоторики и сенсорных процессов...