Смена времен года
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Данный урок входит в учебный курс «Окружающий мир» во 2м классе. Урок соответствует тематическому планированию и изучается в разделе «Наша планета». Данный урок является первым при изучении темы.

Материалы урока опираются на знания полученные обучающимися на предыдущих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_molchanova_a._v.docx869.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

г. ЛАНГЕПАСА

    Городское бюджетное муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Конспект урока окружающего мира

по теме «Смена времен года»

учителя начальных классов

Молчановой Анжеллы Викторовны

                           

Лангепас

2012 год

Конспект урока окружающего мира во 2-м классе

Тема:  «Смена времен года»

  Цель:  Создание условий для формирования восприятия целостной картины мира.

  Задачи:

  1. Закрепить и систематизировать знания о признаках врем года, об особенностях каждого сезона.
  2. Познакомить с вращением Земли вокруг Солнца как причине смены времен года.
  3. Формировать предпосылки научного мировоззрения.
  4. Расширять словарный запас учащихся и развивать монологическую речь.
  5. Развивать мышление, память, умение анализировать, делать выводы.
  6. Развивать креативные способности.
  7. Воспитывать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  Форма проведения:    урок.

 Формы организации совместной деятельности:

- фронтальная;

-  работа в группах.

  Оборудование:     

-  учебник;

-  раздаточный материал для работы в группе;

-  презентации;

-  глобус;

-  фонарик.

  Техническое оснащение: 

-  компьютер;

-   мультимедийный диапроектор;

-   интерактивная доска.

 Тип урока:   формирование новых знаний.

                                                                  Ход  урока     

  1. Организационный момент.

           Игра «Подари тепло другу»

(Ученики, сидя за партами, поворачиваются друг к другу. Один ученик раскрывает ладошки, а другой накрывает их своими ладошками).

- Ребята, посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему соседу, но так ласково и нежно, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. Вот и подарили мы тепло друг другу. Пусть ваша теплота и дружба сопровождает нас сегодня на уроке.

  1.  Актуализация знаний.

  1. Просмотр фильма (учитель читает стихи о временах года).  

      Фильм

Льдом закована река в крепкие оковы,

И пришел издалека к нам мороз суровый.

За окном звенят капели, первоцветы зацвели.

С юга прибыли в апреле гуси,утки,журавли.

Вот и лето подоспело зеленью леса одело.

Выросли грибы в бору, комары звенят в жару.

Птичьи стаи в октябре полетели к югу.

Там тепло, там в декабре не закружит вьюга.

Вновь декабрь к нам приходит, он снежинки хороводит.

К нам мороз опять вернулся, год закончен,круг замкнулся.

-  Скажите, что вы увидели в фильме? (картины природы, весну, осень, зиму, лето и т.д.)

-  А осень, зима, весна, лето – что это? (времена года)

-  Молодцы, а сейчас я хочу проверить, как вы знаете времена года.

  1. Работа в группах.
  1. Создание мини - проекта.

-  Каждая группа составляет свою композицию – кусочек природы каждого времени года! Если вы хотите, что-то добавить к картинкам из набора, дорисуйте это цветными карандашами.

(У каждой группы свое время года и свой набор, из которого дети собирают композицию и наклеивают ее на лист бумаги).

  1. Защита проекта.

      Каждая группа выступает со своим проектом и защищает свои времена года (Это лето, потому что природа оделась в зеленый наряд, много цветов, ярко светит солнышко и т.д.). Проекты детей помещаются на доску.

-  Ребята, я тоже бы хотела принять участие в проекте, и сделала солнышко, чтобы наша композиция была яркой и солнечной. А  солнышко за вашу хорошую работу дарит вам свои частички тепла, за то что все группы выполнили работу верно, хотя были ловушки (Учитель раздает ученикам желтые кружочки).

  1. Постановка проблемы.

-  Дети, а какое сейчас время года? (Весна) – помещаю Землю на доску.

-  А как вы думаете, всегда ли будет весна? (Нет).

-  Как можно назвать явление, когда весну сменяет лето, а за летом следует осень, за осенью же приходит зима? (Смена времен года)

-  А отчего зависит смена времен года? (От солнышка, Земля крутится вокруг Солнца и т.д.)

-  Запомните, пожалуйста, все ваши ответы. Проверим ваши предположения позже.

Физкультминутка

Наши тонкие цветки,                       Вот и бабочка проснулась,

Распускают лепестки.                       Улыбнулась,потянулась.

Ветерок чуть дышит,                         Раз, два, три, четыре, пять…

Лепестки колышет.                            Будем мы весну встречать!

  1. Совместное открытие знаний.

-   Давайте, послушаем, а что о смене времен года думают герои сказки Н. Сладкова «Почему год круглый».

4.1. Инсценировка отрывка сказки.

ДУБ: Год потому круглый, что за год на всех деревьях годовое кольцо нарастает. Как год так новое кольцо. А кольцо – тоже круг!

ЕЛКА: Нет, друзья, ведь всем известно, что мы елки, круглый год зеленые. А как же мы могли быть зелеными, если бы год не был круглым?

СОЛНЦЕ: Потому год круглый, что Земля вокруг меня мчится по кругу. Как полный круг сделает, так и год!

- Ребята, кто из героев прав? (Солнце)

- А почему? (Земля вращается вокруг Солнца)

- Да, Земля вращается вокруг Солнца против часовой стрелки и совершает один оборот  за 365 или 366 дней. (Показать движение Земли на схеме).

  1. Проведение опыта.

- Ребята, а сейчас давайте с вами выступим в роли ученых и проведем опыт. Узнаем, отчего же происходит смена времен года.

- Мне нужен помощник. Аня будет солнышко (ученица держит фонарик), а свет от фонарика его лучами.

1. Прямое направление света фонарика на глобус.

- Что напоминает след фонарика? (Пятно)

- Какое оно по форме? (Круглое)

- А как оно освещено? (Ярко)

2. Наклонное направление света фонарика на глобус.

- Аня, а теперь наклони фонарик.

- Какой формы стало пятно? (Овальное)

- Как оно стало освещено? (Тускло, слабо)

- А как вы думаете, в каком случае на Земле будет теплее? (В первом случае, когда фонарик был направлен прямо). А в каком случае холоднее? (Во втором случае, когда фонарик светил с наклоном).

Если дети будут затрудняться, можно пригласить ученика и показать опыт на его ладошке.

- Правильно! Прямые лучи – значит, ТЕПЛО!

- Лучи под наклоном – ХОЛОДНО!

  1. Работа по учебнику

- Отчего еще зависит смена времен года вы узнаете из учебника.  Прочитайте статью на с. 58 самостоятельно, приготовьтесь отвечать на вопросы.

-  Что нового вы узнали из статьи в учебнике? (Земля имеет наклон).

- Куда смотрит ось Земли? (На Полярную звезду).

- Смена времен года зависит от наклона Земли.

- Давайте вспомним, какие ответы мы давали в начале урока о смене времен года. Кто был прав?

 Вывод.

- Мы с вами много поработали, много услышали, увидели. Кто же скажет, почему после зимы приходит весна, после весны – лето, после лета – осень!

- Давайте вспомним,какие ответы мы давали в начале урока о смене времени года?

- Кто был прав?

 - Вспомним нашу сказку – что сказало солнышко о смене времен года ?

   Смена времен года зависит от вращения Земли вокруг Солнца.

  - Какой вывод мы сделали после проведения опыта? 

   Смена времен года зависит от  направления солнечных лучей.

- Что узнали из учебника?

- Смена времен года зависит от наклона оси Земли.

        

  1. Формулировка темы.

- Как бы вы сейчас сформулировали тему нашего урока? (Смена времен года).

Идет фильм, учитель говорит:       Слайды

- И это будет происходить из года в год! Четыре времени года переходят друг в друга не сразу. Зима в весну, весна в лето, лето в осень перетекают постепенно, незаметно. Год за годом, круг за кругом – так движется ЖИЗНЬ! Жизнь на Земле, жизнь страны, наша с вами жизнь!

  1. Первичное закрепление знаний.

- Сейчас я проверю, все ли слушали внимательно и поняли, отчего зависит смена времен года.

Выполнение проверочной работы (викторины) на интерактивной доске.  Слайды

МОЛОДЦЫ!

  1. Рефлексия.                                    Слайды

- Все есть в нашем проекте: из жаркого лета мы можем отправиться в прохладу осени. Каждый из нас по своему воспринимает времена года, кто-то по приметам, кто-то по настроению. Если бы вам сейчас представилась возможность переместиться в созданные вами уголки времен года, где бы вы хотели оказаться? В какое время года попасть?

- Возьмите ваши солнышки  и приклейте его по своему настроению. Тот, кто смог услышать звуки природы, тех я поздравляю со счастливой встречей! Кому удалось узнать новые признаки своего времени года? Это замечательно!

- Как много солнышек поселилось … (назвать время года, где солнышек больше всего), но я думаю, что каждое время года заслуживает тепла от Солнышка!

- Ребята, мы очень много успели сделать на уроке. Как вы думаете почему?  (Мы старались. Были дружными. Активными. Делали все вместе).

  1. Домашнее задание.

- Расскажите своим родителям, почему происходит смена времен года.

- Сочините сказку на одну из тем: «Почему бывает лето?», «Почему бывает весна?», «Почему бывает зима?», «Почему бывает осень?».

- Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс

.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...

Урок "Смена времен года в родном селе"

Разработка урока "Смена времен года."  К уроку добавляется презентация "Родное село в разные времена года"....

Урок окружающего мира во 2 классе УМК "Школа 2100" по теме "Смена времен года"

Урок разработа согласно ФГОС Тип урока:  открытие нового знанияЦель: – организовать деятельность  учащихся по формированию представлений о временных изменениях в природе; создать условия для...

Презентация к уроку окружающего мира "Смена времен года"

В презентации рассматривается причина изменений в живой и неживой природе в разное время года....

"Времена года. Смена времен года"

Конспект урока с использованием ИКТ "Времена года. Смена времен года"...

Конспект урока по "Окружающему миру" на тему "Времена года. Смена времен года" для 2 класса.

Конспенкт урока по предмету "Окружающий мир" 2 класс УМК "Перспектива"....

Времена года. Смена времен года.

Формирование у учащихся  представлений о временных изменениях в природе; создать условия для уточнения  знаний  детей о временах года, причинах смены времён года....