Урок окружающего мира в 1 классе
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Шамшиева Жанна Валентиновна
Тема: «На что похожа наша планета?» Целью урока является знакомство детей с формой и движением Земли, с глобусом как моделью Земли. Дети учатся выдвигать предположения и доказывать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shamshievoy_zh.v._otkrytyy_urok-1kl.d.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе    

учитель начальных классов                                                        

Шамшиева Ж.В.

Тема:  «На что похожа наша планета?»

Цели урока.

1.Познакомить детей с формой и движением Земли, с глобусом как моделью Земли.

Учить выдвигать предположения и доказывать их.

 2.Развивать воображение, память, мышление, речь.

3.Воспитывать интерес к окружающему миру, самостоятельность.

Оборудование: мяч, фигурки игрушек, блюдце, глобус, фигурки человечков, презентация, цветные карандаши, тетради, учебники.

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент.

- Сегодня урок окружающего мира пройдёт в виде игры «Звёздная команда».

Мы рады приветствовать экипаж звездолёта «Комета»:

   Представьтесь, пожалуйста …

 Капитан экипажа «Комета»: Дмитрий - …

   А сейчас поприветствуем экипаж звездолёта «Метеорит»:

        ….

 Правила игры: экипажам предстоит в течение урока побороться за звание «Звёздная команда». Необходимо отвечать  на вопросы, выполнять задания. За правильно выполненное задание экипаж получают звезду. В игре побеждает команда, набравшая наибольшее количество звёзд.

  1. Повторение пройденного материала.

1 задание: « Дополни предложение...».

- Как называется страна, в которой мы живём? Показать табличку, прикрепить к доске.

( страна    …  Россия)

- Назовите столицу нашей Родины

( столица - . .. Москва)

- Как называется город, в котором мы живём

(  город -  …    Норильск)

- Многие народы населяют Россию. Назовите …

(русские, татары, евреи, карелы, буряты, осетины, башкиры, чукчи, ненцы…

III.Сообщение темы. Постановка цели.

- Давайте послушаем разговор Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи.

Муравьишка:

- Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки, говорят они на разных языках. А все мы вместе живём на одной большой планете.

Интересно, как она называется?

Черепаха:

- Наша планета называется Земля.

Муравьишка:

- Очень хочется узнать, на что похожа наша планета.

Учитель:

- Как называется наша планета?

(дети прикрепляют карточку планета Земля)

- На какой вопрос мы должны сегодня, ребята, ответить?

(На что похожа наша планета?)

IV.Работа над новым материалом.

2 задание: - Из коробки нужно выбрать тот предмет, который напоминает по форме нашу планету. (Высказывания детей)

(Учитель показывает блюдце)

- Поднимите руки, кто когда – нибудь смотрел в окно?

-Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как это блюдо. Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.

- Расставьте на блюдце фигурки.

-Если предположить, что земля плоская, можно ли дойти до края Земли?

-Кто же прав? Если Земля плоская, значит, можно идти-идти по ней и в конце концов дойти до края Земли… Но пока никому из людей это не удавалось…

 -Некоторые из вас сказали, что наша планета похожа на мяч, т.е. имеет форму шара (приклеиваются фигурки на мяч, в том числе и “вверх ногами”).

- Но. А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами?

3 задание: Слайд 5

- На каком из них показана плоская Земля, а на каком — шарообразная?

- Какое же изображение правильное?

-Так какую же форму имеет Земля?

Показ презентации:

- Сегодня известно, что Земля имеет форму шара. Но когда-то люди считали по-другому.

        Слайд 6.        В одних странах представляли, что Земля лежит на трёх слонах, а слоны стоят на черепахе, которая плавает в океане.

Слайд 7. В других странах люди представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане.

4 задание :

- Но как же люди узнали, что Земля – шар?

Слайд 8,9. В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты   увидели, что Земля имеет форму шара.

V.Физминутка.

Давайте представим, что мы космонавты. Изобразим их. У какого экипажа это лучше получится.

( под песню «Земля в иллюминаторе»)

Работа по учебнику (с. 48).

5 задание:

- Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 38. Какое же изображение правильное?

( под каким номером 1 или 2, правильный ответ) .Покажите цифру.

- Но как же ещё люди узнали, что Земля шар?

- Люди  решили обойти вокруг Земли на корабле.

Слайд 10.

 - Португальский учёный Магеллан снарядил пять судов.

Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном  

и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт.  

Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось в порт   через три года.

                                                           

- Рассмотрим рисунок, на котором изображены кораблики. Они отправились в кругосветное путешествие.

6 задание: : Как вы думаете, могут ли они, обогнув Землю, вернуться к этому же берегу?

- Посоветуйтесь в команде и примите решение. Поднимите сигнальную карточку.)

Ответ «Да»- зеленый цвет, «нет»- красный.

(совершая кругосветные путешествия,  люди могут, обогнув Землю, возвращаться в то же место).

- Проверим.

(Учитель показывает на модели с помощью мяча и  кораблика).

-Так какой же вывод сделаем? (Слайд …)

-Вывод: Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик.

- Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Вопрос: Почему же они не падают?

- Их, как и всех на Земле, удерживает земное притяжение.

VI. Работа с глобусом.

- А теперь отгадайте загадку.

- Отгадайте загадку:

На ноге стоит одной,

 Крутит, вертит головой.

 Нам показывает страны,

 Реки, горы, океаны. (Слайд 13)

(Показывается глобус)

- Что такое глобус?

Беседа.

(Показ глобуса.)

Учитель. Люди создали модель Земли – глобус. Земля – громадный шар. Глобус – модель, «игрушечная» Земля. На нем нарисовано все, что есть на Земле: океаны и моря, реки и озера, горы и низменности.

7 задание :Какого цвета больше всего на глобусе? Поднять карточку с этим цветом.

- Синего. Это океаны и моря. Вода в них соленая. Самые глубокие впадины раскрашены на глобусе темно-синим цветом. Видите, на глобусе есть голубые извилистые нити. Как вы думаете, что это?

    -Реки.

- А вот посмотрите, на глобусе некоторые места раскрашены коричневой и зеленой краской. Как вы думаете, что это?

- Материки.

    - А как вы думаете, Земля неподвижна или движется?

Ученики. Движется.

- Рассмотрите, как движется Земля вокруг Солнца и вокруг своей оси.

( Показ из электр. Приложения)

- А сейчас 8 задание экипажам:  одному ученику изобразить Солнце, а другому – Землю)

VII. Самостоятельная работа.

9 задание: «Конкурс капитанов»

- Капитанам  сейчас предстоит на электронной доске выполнить тесты.

Капитану какого экипажа выходить первым поможет считалка:

( встали все полукругом)

-На луне жил звездочёт,

Он планетам вёл подсчёт:

Меркурий – раз, Венера – два,

Три – Земля, четыре – Марс,

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой Нептун,

Девять – дальше всех Плутон…

Кто не видит – выйди вон!

 Выполнение тестов: а) «На какой предмет похож глобус?»

б) « Какая схема правильная»

2) Конкурс рисунков «Наша планета»

- Раскрасить рисунок, глядя на глобус.

Выставка рисунков.

Итог урока.  Награждение победителей.

- Какую форму имеет Земля?

- Как это можно доказать?

 - Что такое глобус?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...