Полезные ископаемые
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ – Маметьевская основная общеобразовательная школа
Альметьевского района
Урок-исследование
по окружающему миру в 3 классе
«Полезные ископаемые»
подготовила
учитель начальных классов
Гиниятуллина Таслима Моратовна
2012 г.
Тема: Полезные ископаемые.
Форма урока: групповая.
Задачи:
- Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам;
- Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- учебник "Мир вокруг нас " для 3 класса (автор – Плешаков А. А.);
- коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;
- презентация;
- мультимедиа, интерактивная доска.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Ребята наш сегодняшний урок будет продолжением темы «Полезные ископаемые». В начале мы с вами проведем блиц – опрос «дополни высказывание» по пройденному. (учитель читает ученики дописывают на листочке высказывание)
Блиц-опрос.
1. Ископаемые называют полезными, потому что…
2. Скопление полезных ископаемых в земле называют...
3. Если добыча полезных ископаемых ведется, открыто - на воздухе, то такой способ добычи называют...
4. Роют шахты при добычи полезных ископаемых при … способе добычи.
- А теперь ребята, мы с вами проверим. Слайд 2.
Если ответ верный ставите « + », если нет то «-». Возьмите ваш листочек самоконтроля и оцените вашу работу по пятибалльной шкале.
III. Работа по теме урока.
-Теперь ребята рассмотрим нашу интеллект-карту, которая называется «Полезные ископаемые». Слайд3.
- Давайте посмотрим, что вы можете сказать об этой интеллект - карте. Что мы знаем?
- Ребята, а кто знает, какие полезные ископаемые добывают открытым способом?
- А закрытым способом?
- А что значит открытый или закрытый способ?
Дальше мы с вами посмотрим, что мы не знаем?
Да, мы не знаем виды. Сегодня мы с вами познакомимся с видами полезных ископаемых. Проведем исследовательскую работу по изучению их свойств.
-Давайте же посмотрим, какие же виды бывают? (ответы учеников).
-Сегодня мы остановимся на 2 видах полезных ископаемых. Это горючие и строительные. А остальные виды вы будете изучать в старших классах.
IV. Работа в группах.
Теперь мы будем работать в группах. Я вас разделила на 3 группы.
1 группа будет исследовать свойства гранита.
2 группа будет исследовать свойства каменного угля.
3 группа будет исследовать свойства песка.
В конце исследования вы должны будете защищать свою работу.
( Выступление 1 группы)
Слайд 4. Добыча и применение гранита.
- В нашем городе из гранита сделан памятник павшим героям, где горит вечный огонь. ( Выступление 2 группы)
Слайд 5. Где применяется и каким способом добывается?
( Выступление 3 группы)
Слайд 6.. Где применяется и каким способом добывается?
Молодцы ребята, все группы работали очень хорошо. Оцените свою работу на листочке самооценки.
Ребята, а теперь мы с вами рассмотрим физическую карту нашей Российской Федерации, где показаны месторождения полезных ископаемых. Перед вами на партах лежат листы с условными обозначениями. Посмотрите и скажите, каким же значком обозначен уголь. Кто мне покажет месторождение угля на карте? Месторождение песка? Месторождение гранита?
V. Работа над темой.
А теперь ребята мы с вами познакомимся с горючим полезным ископаемым, которым богата наша РТ.
Если вы отгадаете загадку, то сможете узнать, о чем я говорю.
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? Слайд 7.
Правильно, это нефть. Как еще по другому называют нефть? («черное золото»)
А теперь я вас познакомлю с нефтью.
Какими же свойствами обладает нефть?
Цвет – наливаем в колбу. (темный цвет)
Запах – дать понюхать детям. (запах есть )
Растворение в воде - наливаем в воду. (легче воды )
Маслянистая – в колбе смотрим.
Жидкая – в колбе смотрим.
Ребята, в целях пожарной безопасности, мы не будем поджигать нефть. Она очень хорошо горит, значит, она еще и горючая.
- Ребята, а что изготавливают из нефти.
- А может кто-нибудь знает, где и как добывается нефть?
VI. Итог.
Молодцы ребята! А теперь вернемся к нашей интеллект – карте.
1) С чем же мы сегодня познакомились? Что нового узнали?
А что мы с вами исследовали?
Использованная литература:
Сухарёв Ю.Ф. Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ. Г. Чапаевск,1994 год.
Использованные Интернет ресурсы:
http://www.asia.ru/images/target/photo/50461249/Blue_Pearl_Granite.jpg-гранит
http://images01.olx.ru/ui/2/67/42/t_22366542_1.jpg- каменный уголь
http://aysedora.com.ua/Portals/7/Art_therapy/sand/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BA_9.jpg-песок
http://do-finance.com/uploads/posts/1284411028_cena-na-neft.jpg- нефть
Приложение 1
План исследования свойств полезного ископаемого.
1. Цвет | |
2. Запах | |
3. Твердость, мягкость | |
4. Прочность, хрупкость | |
5 . Сыпучесть | |
6. Растворимость | |
7. Тяжелее или легче воды | |
8. Горючесть |
Приложение 2
Листок самооценки.
Ф.И. ______________________________________
Задание | Блиц-опрос | Работа в группе | Оценка за урок |
Оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""
Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области" 4 класс. Программа Занкова....
Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....
Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....
Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии
На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...
Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые
Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"
Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...