Полезные ископаемые
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Гиниятуллина Таслима Моратовна

Урок по окружающему миру в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._polez._giniyatullina.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ – Маметьевская основная общеобразовательная школа

Альметьевского района

Урок-исследование

по окружающему миру в 3 классе

«Полезные ископаемые»

подготовила

учитель начальных классов

 Гиниятуллина Таслима Моратовна

 

2012 г.

Тема: Полезные ископаемые.

Форма урока: групповая.

Задачи: 

  1. Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам;
  2. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: 

  1. учебник "Мир вокруг нас " для 3 класса (автор – Плешаков А. А.);
  2. коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;
  3. презентация;
  4. мультимедиа, интерактивная доска.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

- Ребята наш сегодняшний урок будет продолжением темы «Полезные ископаемые». В начале мы с вами проведем блиц – опрос «дополни высказывание» по пройденному. (учитель читает ученики дописывают на листочке  высказывание)

Блиц-опрос.

1. Ископаемые называют полезными, потому что…

2. Скопление полезных ископаемых в земле называют...

3. Если добыча полезных ископаемых ведется, открыто - на воздухе, то такой способ добычи называют...

4. Роют шахты при добычи полезных ископаемых при … способе добычи.

- А теперь ребята, мы с вами проверим. Слайд 2.

Если ответ верный ставите « + », если нет то «-». Возьмите ваш листочек самоконтроля и оцените вашу работу по пятибалльной шкале.

III. Работа по теме урока.

-Теперь ребята рассмотрим нашу интеллект-карту, которая называется «Полезные ископаемые». Слайд3.

- Давайте посмотрим, что вы можете сказать об этой интеллект - карте. Что мы знаем?

- Ребята, а кто знает, какие полезные ископаемые  добывают открытым способом?

- А закрытым способом?

- А что значит открытый или закрытый способ?

Дальше мы с вами посмотрим, что мы не знаем?

Да, мы не знаем виды. Сегодня мы с вами познакомимся с видами  полезных ископаемых. Проведем исследовательскую  работу  по изучению их свойств.

-Давайте же посмотрим, какие же виды бывают? (ответы учеников).

-Сегодня мы остановимся на 2 видах полезных ископаемых. Это горючие и строительные. А остальные виды вы будете изучать в старших классах.

IV. Работа в группах.

Теперь мы будем работать в группах. Я вас разделила на 3 группы.

1 группа будет исследовать свойства гранита.

2 группа будет исследовать свойства каменного угля.

3 группа будет исследовать свойства  песка.

В конце исследования вы должны будете защищать свою работу.

( Выступление 1 группы)

Слайд 4. Добыча и применение  гранита.

- В нашем городе из гранита сделан памятник павшим героям, где горит вечный огонь. ( Выступление 2 группы)

Слайд 5. Где применяется и каким способом добывается?

( Выступление 3 группы)

Слайд 6.. Где применяется и каким способом добывается?

Молодцы  ребята, все группы работали очень хорошо. Оцените свою работу на листочке самооценки.

Ребята, а теперь мы с вами рассмотрим физическую карту нашей Российской Федерации, где показаны месторождения полезных ископаемых. Перед вами на партах лежат листы с условными обозначениями. Посмотрите и скажите, каким же значком обозначен уголь. Кто мне покажет месторождение угля на карте?  Месторождение песка? Месторождение  гранита?

V. Работа над темой.

А теперь ребята мы с вами познакомимся с горючим полезным ископаемым, которым богата наша РТ.

Если вы отгадаете загадку, то сможете узнать,  о чем я говорю.

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? Слайд 7.

Правильно, это нефть. Как еще по другому называют нефть? («черное золото»)

А теперь я вас познакомлю с нефтью.

Какими же свойствами обладает нефть?

Цвет – наливаем в колбу. (темный цвет)

Запах –  дать понюхать детям. (запах есть )

Растворение в воде - наливаем в воду. (легче воды )

Маслянистая  – в колбе смотрим.

Жидкая  – в колбе смотрим.

Ребята, в целях пожарной безопасности, мы не будем поджигать нефть. Она очень хорошо горит, значит, она еще и горючая.

- Ребята, а что изготавливают из нефти.

- А может кто-нибудь знает, где и как добывается нефть?

VI. Итог.

Молодцы ребята! А теперь вернемся к нашей интеллект – карте.

1) С чем же мы сегодня познакомились? Что нового узнали?

А что мы с вами исследовали?

Использованная литература:

Сухарёв Ю.Ф. Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во  вторых и третьих классах общеобразовательных школ. Г. Чапаевск,1994 год.

Использованные Интернет ресурсы:

http://www.asia.ru/images/target/photo/50461249/Blue_Pearl_Granite.jpg-гранит

http://images01.olx.ru/ui/2/67/42/t_22366542_1.jpg- каменный уголь

http://aysedora.com.ua/Portals/7/Art_therapy/sand/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BA_9.jpg-песок

http://do-finance.com/uploads/posts/1284411028_cena-na-neft.jpg- нефть

Приложение 1

План исследования свойств полезного ископаемого.

1. Цвет

2. Запах

3. Твердость, мягкость

4. Прочность, хрупкость

5 . Сыпучесть

6. Растворимость

7. Тяжелее или легче воды

8. Горючесть

Приложение 2

Листок самооценки.

Ф.И. ______________________________________

Задание

Блиц-опрос

Работа в группе

Оценка за урок

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""

Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова....

Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....

Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"

Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...