Урок окружающего мира во 2 классе
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Александрова Ольга Вячеславовна

Тема урока: "Птицы зимой" (предметный урок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Птицы зимой (предметный урок)24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе

По теме: «Птицы зимой»

            Тип урока – сообщение новых знаний; систематизация

        Форма урока – урок- исследование  

       Цель:       - обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни птиц в зимний                    

                              период

        Задачи: 1.Оздоровительные:

                         - создать комфортный микроклимат на уроке через личностный подход к    

                         каждому ученику

                         - провести физ. минутки  и соблюдать временные рамки урока

                         2.Учебные:  

                         - обучать выразительному чтению

                         -  обучать анализировать и обобщать    

                         3.Воспитательные:

                         - прививать любовь к природе

                         - воспитывать бережное отношение к природе

                         4. Развивающие:

                         - развивать монологическую речь

                         - развивать внимание и память

Оборудование: - компьютер, проектор

                                 - костюмы зверей и птиц для драматизации

                                 - коробочки  с птичьим кормом на каждую парту (шишки  желуди

                                    пшеница ясень клюква рябина просо шиповник и т. д.   

                                 - 2 разные кормушки для птиц

                                 - тетради учащихся  

Учебник: Плешаков «Мир вокруг нас»

Ход урока

1.Актуализация знаний

Проверка д/з

Сценка “Зимой на лесной поляне”

(драматизация)

2.Итог проверки д/з

Приветствие

Начнём мы наш урок с повторения по теме: “Животные зимой”.

- Вспомним, как зимуют некоторые дикие звери.

Звучит музыка Чайковского «Времена года»

Сегодня урок мы проведём в зимнем лесу. Прислушайтесь! Как здесь тихо!

(выходит лисичка)

Лиса: Вот и выпал первый снег. Листья с деревьев опали. Все готовились к зиме. Одна я, рыжая плутовка, ничего не делала.

(появляются другие звери)

Белка: А я хорошо к зиме приготовилась. Все кладовые заполнила и шубку сменила.

Заяц: Ну, шубку-то  и я сменил, а вот запасов никаких не делал.

Ёж: я тоже сделал кое-какие запасы, на иголках перетаскал.

Медведь: Берлога моя готова. Пора спать мне! (зевает)

(звери уходят)

Что можете добавить о жизни этих зверей в зимнее время.

 Чем питаются, как проводят зиму?

О каких зверях ещё можете рассказать? Как звери зимуют?

Почему же не все животные делают запасы?

3.Сообщение темы

Работа над новым материалом

Работа в группах

Проверка прочитанного

Загадки о птицах

Работа с раздаточным материалом.

Сценка

Итог урока

Домашнее задание

Сегодня мы поговорим о…(загадка о птице)

Чем птицы отличаются от зверей? (крылья, перья, клюв, гнёзда)

Представьте себе, что мы понимаем язык птиц. Как вы думаете, зачем надо чирикать, каркать, петь, щебетать…?

(Предупреждение об опасности, зов, ухаживание…)

Послушайте, о чём говорят наши гостьи – птички: ласточка и скворец.(выходят дети в костюмах)

Ласточка: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от этих птиц.  Лгут на каждом свисте.  Какой-то чижик – пыжик чирикает, что после тёплого лета наступает холодная осень.

Скворец: Я тоже слышал от сороки, что бывает зима с сильными морозами и снегом.

Ласточка: Всё это пустая болтовня. Я столько лет живу на свете, но никогда зимы не видела. Везде одно лето.

Скворец: Да, везде лето! (дети уходят)

Как вы думаете, почему эти птички утверждают, что зимы не бывает?

(Это перелётные птицы. На зиму они улетают на юг)

А почему некоторые птицы улетают? (Холодно и мало корма)

Можете ли вы назвать птиц, улетающих от нас на зиму?

(Ласточки, стрижи, грачи, гуси, лебеди, утки и цапли улетают в Египет, иволги – в Китай, жаворонки и перепела – в Африку, скворцы – во Францию.)

Как называются птицы, улетающие на юг? (Перелётные)

Но некоторые птицы остаются у нас.

Зимний лес не спит, а дремлет

Серебром унизан весь.

На покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Верно, есть птицы, которые остаются здесь и никуда не улетают. Какие это птицы? Назовите.

 Таких птиц называют зимующие. Т.к. они живут у нас круглый год, они являются оседлыми.

Но есть такие птицы, которые прилетают к нам из более северных стран: снегири, синицы, щеглы, клесты, сойки, свиристели. Это кочующие птицы.

Улетели птичьи стаи.

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда и мы дождались

Наших северных гостей.

Подведём итог сказанному.

Каких птиц называют зимующими? (Птицы, которые не улетают, а зимуют у нас)

Зимующие птицы могут быть – оседлыми и кочующими.

У вас на партах лежат карточки. Внимательно прочитайте тексты и ответьте на вопросы.

Что интересного узнали, мы сейчас выясним.

Кто в беретке ярко-красной

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.(дятел)

- Что интересного узнали об этой птице? (разнообразие дятлов)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Клее, клее, клее поёт со свистом. (клёст)

- Что интересного узнали об этой птице? (выводит птенцов зимой)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

- Что интересного узнали об этой птице? (разнообразие синиц, закон о синицах)

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды-

С  первым снегом

Тут как тут! (снегирь)

- Что интересного узнали об этой птице?

Почему не все птицы улетают, а некоторые даже летят к нам на зиму? (для них есть корм)

У вас на партах коробочки с кормом. Посмотрите, что вы узнали? (рябина, шиповник, боярышник.. – ягоды: семена трав, клёна, ясеня, подсолнуха, шишек..)

Чем же питаются птицы зимой? (ягодами и семенами)

Как вы думаете, а насекомыми птицы могут питаться в зимнее время? (да, достают насекомых из щелей, из-под коры – дятел, синица, поползень)

Но часто в снегопад и сильный мороз птицам очень трудно. Можем ли мы им помочь? Как? (покормить)

А как правильно сделать кормушку?

Любая ли кормушка подойдёт и будет хороша для птиц?

Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом занесло.

Голубь: Хоть бы навес сделали!

Снегирь: Остался голодным, обед ветром сдуло. Кормушка – то без бортиков!

Какие же кормушки надо сделать, чтобы все были сыты и довольны?

Послушайте стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой!»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Ответьте на вопросы словами ДА или НЕТ

  1. Прячутся ли насекомые к зиме?
  2. Верно ли, что перелётные птицы не улетают на юг?
  3. Птицы, которые остаются на зиму у нас, называются зимующими.
  4. Ласточки и жаворонки зимующие птицы.
  5. Правда ли, что клёст выводит птенцов зимой?
  6. Нужно ли птиц подкармливать зимой?
  7. Холодно птицам зимой?
  8. Все птицы питаются зимой насекомыми.
  9. Синицы и поползни делают осенью запасы.

Проверьте: да, нет, да, нет, да, да, да, нет, да

Знать материал учебника.

Подготовить сообщение о зимующей птице (по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...