Рабочая программа 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh_mir_2_kl.doc90.5 КБ
Файл okr_tp.docx49.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Пичаевская средняя общеобразовательная школа

Утверждена приказом образовательного учреждения        __________________

                                                                                                                           Дата, номер приказа

                                                                             Директор школы:                   /С.М. Акатушев/

Рабочая программа

по окружающему миру  для 2А класса

учителя начальных классов

                         Куликовой Ольги Николаевны

Рассмотрена на заседании ШМО                             Утверждена на заседании методсовета

_________________________                                      ____________________________

          Дата, номер протокола                                                 Дата, номер протокола

Руководитель ШМО: ___________                             Председатель методсовета: __________

2012 – 2013 учебный год

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пичаевская средняя общеобразовательная школа

                                                                         «Утверждаю»

                                                                                                     ___________________________________________

                                 

                                                                     Директор школы: _____________ /С.М. Акатушев/

Календарно – тематическое планирование

по окружающему миру во 2 классе

(68 часов, 2 часа в неделю)

учителя начальных классов

 Куликова Ольга Николаевна

УМК « Перспектива »

 Учебник: «Окружающий мир» 2 класс,

А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая

                 

       «Рассмотрено и согласовано на заседании ШМО»

        _________________________________________

                                      Дата, номер протокола

        Руководитель ШМО: ___________/ И.С.Филина /

       «Проверено»

                            _______________________________

                                                      дата

       Зам. по УВР___________________ /С.Н. Филина/                      

2012– 2013 учебный год

Пояснительная записка

Цели курса

Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи курса:

  1. Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
  2. Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
  3. Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
  4. Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.

Сведения о программе , на основании которых разработана программа

 

 Примерная рабочая программа по  окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и курса  окружающий мир ( авторы А. А. Плешаков ,М. Ю.

Новицкая )

Данный УМК рекомендованный МО РФ и науки  входит в федеральный перечень учебников.  

 Обоснование выбора программы

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и

опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой  принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения

здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего

края.

Информация о внесенных изменениях

        

  Рабочая программа разработана в полном соответствии с авторской программой и учебником, поэтому коррекция программы не проводилась.

Информация о количестве учебных часов

Согласно Федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение окружающего мира  во 2 классе отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов учебного времени.

Определение места и роли учебного курса

Изучение окружающего мира занимает значимое место в процессе обучения.

 Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную, практическую значимость изучаемых объектов  , но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение в начальной школе целесообразно рассматривать как ряд этапов (витков спирали). Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем - групп таких объектов.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Формы организации учебного процесса

В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких-то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира

Информация об использованном учебнике 

Рабочая программа составлена по учебнику « Окружающий мир 2 класс» . А. А. Плешаков ,М. Ю. Новицкая    , Москва , издательство « Просвещение» 2012 год

Рабочая программа содержит : титульный лист, пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки ,литературу и средства обучения, календарно- тематический план учителя.

Содержание программы

Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».

Время и календарь

(13ч + 1ч экскурсия в музей + 1ч практическая работа с термометром)

Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла

и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.

Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.

Способы измерения времени; старинные и современные

часы.

Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный

календарь. Наши праздники. Экологический календарь.

Осень

(16 ч +2 ч экскурсии-прогулки + 1 ч подвижные старинные осенние игры)

Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.

Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.

Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.

26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.

Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях

и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.

«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.

Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением

пауков в осенних народных прогнозах погоды.

Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.

Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.

Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.

Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.

Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима

 (13 ч +2ч экскурсии-прогулки)

Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.

Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.

Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.

Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.

Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.

Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.

Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).

Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).

Подкормка птиц зимой.

Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.

Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.

Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).

Культура поведения в природе зимой.

Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.

Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.

Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

Весна и лето

(15ч +2 ч экскурсии + 2ч подвижные игры)

Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.

Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.

Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.

Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.

Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.

Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.

Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.

Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.

Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.

Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).

Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.

Народные весенние праздники. Проводы весны.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.

Труд людей летом. Народные летние праздники.

Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».

Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних

праздников по традициям народов своего края.

Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.

 Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.

Учебно-тематическое планирование

Разделы программы

Количество часов

1

Вселенная , время . календарь.

15

3

Осень

19

3

Зима

15

4

Весна и лето

19

                                             Результаты изучения курса

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства

гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.        

  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на

мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.        

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре других народов.        

  1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поиски, в том числе в информационной деятельности, на основе представлен о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  5. Развитие этических чувствий, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других детей.
  6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в иных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить ходы из спорных ситуаций.

10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной  деятельности, поиска средств её осуществления.

2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.Использование знаково-символических средства представления информации  для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным  понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

 Предметные результаты

1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2.Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории,  культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологи- грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы  и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4.Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом  информационном пространстве).

5.Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать:

— характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;

— названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;

— некоторые экологические связи в природе;

— особенности сезонного труда людей и его зависимость

от сезонных изменений в природе;

— изученные правила поведения в природе;

— особенности охраны здоровья в разное время года;

— народные названия месяцев;

— народные приметы и присловья о временах года;

— дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;

— главные календарные праздники народов своего края.

Учащиеся должны уметь:

— проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;

— различать изученные растения, грибы, насекомых,

птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);

— объяснять на примерах  некоторые экологические связи;

— выполнять изученные правила поведения в природе;

— выполнять правила охраны здоровья в разное время года;

— разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;

— загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;

— рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.

Учебно-методическое обеспечение

для педагога:

  1. Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Москва, «ВАКО», 2004 год.
  2. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. Изучаем «Окружающий мир с увлечением». Дидактический материал, викторины, конкурсы. Москва, ООО «5 за знания», 2007 год.
  3. М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян.  Уроки по окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2009 год.
  4. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2009 год.
  5. Н.А.Шевердина. Олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, ООО «Феникс», 2007 год.

для учащихся:

  1. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2012 год.
  2. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2012 год.



Предварительный просмотр:

Календарно — тематическое планирование уроков

 окружающего мира

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Формы контро

ля

Дата

проведения

план

факт

Вселенная, время, календарь

(13 ч + 1ч экскурсия в музей + 1 ч практическая работа с термометром)

1

Мы — союз народов России

1

Введение новых знаний

Российская Федерация. Политическая карта России

Знать название субъекта Российской Федерации, уметь показывать субъект на политической карте

Фронтальный опрос

2

Мы — жители Вселенной

1

Комбинированный

Строение вселенной.

Научиться видеть взаимосвязь Земли и Вселенной Знать названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе.

Работа парами

3

Наш «косми-ческий корабль» — Земля

1

Комбинированный

Горизонт . Стороны горизонта

Знать понятия о горизонте

и сторонах света; Уметь обращаться с компасом, определять стороны горизонта

Практическая работа

4

Наш «космический корабль» — Земля

1

комбинированный

Планета Земля. Устройство глобуса.

Понимать особенности формы планеты Земля. Уметь работать с глобусом.

Практическая работа

5

Время

1

Комбинированный

Единицы измерения времени

Уметь приводить примеры

неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения;

Работа парами

6

Экскурсия в музей

1

Экскурсия

Экспонаты музея, по которым можно проследить течение времени.

Умеют рассказать об изменениях, которые произошли с течением времени в родном селе, в стране.

Фронтальный опрос

7

Сутки и неделя

1

Комбинированный

Суточное вращение Земли. Единицы измерения времени

Уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим

явлением две естественные единицы  измерения времени — сутки и неделю;

Работа парами

8

Месяц и год

1

Комбинированный

Единица измерения времени «месяц», «год».

Уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; установить связь между названиями естест-

венного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; уметь представить единицу измерения времени

«год» как последовательность двенадцати месяцев;

Работа парами.

9

Времена года

1

Комбинированный

.Времена года .Смена времен года. Сезонные явления природы

Уметь объяснять причину смены времен года; понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или

иного времени года.

Беседа по вопросам фронтальный опрос

10

Погода

(практи-ческая работа с термо-метром)

1

Комбинированный

Понятие  погода».Виды термометров и их использование. Измерение температуры

Усвоить понятие о погоде;

научиться различать виды термометров и пользоваться

каждым из них.

Практическая работа

11

Погода

1

Комбинированный

Понятие  погода».Виды термометров и их использование

Знать теоретические понятия о погоде

Устный опрос

12

Календарь — хранитель времени, страж памяти

1

Комбинированный

Календари разных типов. Правила пользования ими

Понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с

особенностями их культуры; уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни

рождения своих близких.

Фронтальный опрос

13

Красные дни календаря

1

Комбинированный

Праздники современного российского календаря

Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем

 селе.

Устный опрос . Работа в парах

14

Народный календарь

1

Комбинированный

Народные приметы на погоду. Народный календарь

Знать некоторые народные

приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств; уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы,

Фронтальный опрос

Рздел «Зима»

(13 ч +2 ч экскурсия-прогулка)

35

Зимние месяцы

1

комбинированный

Признаки зимних явлений природы. Жизнь и творчество художников

Уметь находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства,  используя

выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Фронтальный опрос

36

Зима — время науки и сказок

1

Комбинированный

Народные приметы.

Русские народные сказки

 Знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость

Работа парами

37

Зима в неживой природе

1

Обобщение

Зимние изменения в природе

Обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок);

запомнить дату зимнего солнцестояния

 (22 декабря) и день

зимнего солнцеворота

 (25 декабря).

Тест Самостоятельная работа

38

Звездное небо зимой

1

. Комбинированный

Созвездия Большой и Малой Медведицы. Полярная звезда

Уметь находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и

Полярную звезду; научиться ориентироваться по Полярной звезде.

Текущий Индивидуальный опрос

39

Зимняя прогулка

(экскурсия)

1

Экскурсия

Деревья и кустарники, покрытые снегом.  Следы лесных зверей и птиц. Свежий зимний воздух. Создание положительного эмоционального фона.

Неяркая красота зимнего дня, желание

слушать загадочное молчание спящей природы.

Знать признаки зимы. Уметь обобщать наблюдения за зимними изменения в природе.

Текущий . Заполнение дневников наблюдений

40

Зима в мире растений

1

Комбинированный

 Мир живой природы. Способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам.

Уметь определять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам.

Сообщения о растениях

41

Зимние праздники

1

Комбинированный

Зимние праздники

Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России;

Работа парами

42

Зимние праздники. Коляда.

1

Комбинированный

Зимние праздники

Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками.

Разыгрывают сценку колядования

43

Растения в домашней аптечке

1

Комбинированный

Мир живой природы. Лекарственные растения

Уметь называть несколько

лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; рассказать о лекарственных растениях в домашней аптечке.

Самостоятельная работа:

44

Зимняя жизнь птиц и зверей

1

Комбинированный.

Животные: разнообразие: особенности их внешнего вида, питания , размножения

Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц, знать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

Фронтальный  опрос

45

Невидимые нити в зимнем лесу

1

Комбинированный

Взаимосвязь между растениями и животными в зимнем лесу

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.

Рубрика «Проверь себя»

46

В феврале зима с весной встречается впервой

1

Комбинированный

Праздник «Масленица»

Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым,

а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым;

знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить подарок старшим родственникам на

Масленицу .

Фронтальный опрос

47

Зимний труд

1

Комбинированный

Труд в жизни человека

Знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время.

Самостоятельная работа

48

Будь здоров!

1

Комбинированный

Правила здорового образа жизни. Поведение во время игры.

Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить

товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы ,уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Самостоятельная работа

49

Будь здоров!

1

Урок -игра

Подвижные игры на свежем воздухе

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила.

Игры на свежем воздухе

50

Охрана природы зимой

1

Обобщение

Правила поведения в природе. Взаимосвязь растений и животных.

Соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц; знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных.

Викторина «Лес в жизни человека»

Раздел «Весна и лето»

(15 ч + 2ч экскурсии + 1 ч подвижные игры на свежем воздухе)

51

Весенние месяцы

1

Комбинированный

Признаки весенних явлений природы. Жизнь и творчество художников.

Уметь находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности

жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев;

называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Работа в группе: придумать весеннюю закличку.

52

Весна в неживой природе

1

Комбинированный

Весенние изменения в природе. Природные явления.

Знать причины потепления

весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой.

Отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя»

53

Весна — утро года

1

Комбинированный

Народные традиции встречи весны

Уметь объяснить, почему

многие народы России и мира символически представляют

весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования

нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия;

уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).

Делают самостоятельно вывод по уроку и сравнивают его с выво-дом в учебнике на с. 69.

54

Звездное небо весной.

 

1

Комбинированный

Созвездия Большой и Малой Медведицы, Созвездия Кассиопея и Лев

Запомнить положение весной

созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

рубрика «Проверим себя»

55

Весенняя прогулка

(экскурсия)

1

Комбинированный

Наблюдения за раннецветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми расцветающей природы.

Настрой детей на восприятие информации.

Уметь обобщать наблюдения за весенними изменениями в природе

Беседа по вопросам

56

Весеннее пробуждение растений

1

Комбинированный

Мир живой природы. Раннецветущие растения.

Знать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их.

Проект «Первоцветы»

57

Чудесные цветники весной

1

Весенние цветы. Работа с атласом- определителем.

Знать названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе; научиться любоваться весенними

цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников.

Чтение рассказа

58

Весна в мире насекомых

Комбинированный

Мир живой природы. Взаимосвязь насекомых и птиц.

Уметь любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и

птиц.

Работа в паре.

59

Весна в мире птиц и зверей

1

Комбинированный

. Мир живой природы.. Весенние изменения в жизни птиц и зверей.

Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.

Самостоятельная работа

60

Невидимые нити в весеннем лесу

1

. Комбинированный

Взаимосвязь между растениями и животными в зимнем лесу

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться

приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

Рубрика «Прове-

рим себя»

61

Весенний труд

1

.Комбинированный

Труд в жизни человека

Уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц

Рубрика «Проверим себя».

62

Старинные весенние праздники

1

Комбинированный

Весенние праздники

Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться

оформлять рамочки для фотографий своей и друга.

Обобщается материал всего урока посредством ответов детей на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя»

63

Будь здоров!

1

Комбинированный

Правила здорового образа жизни

Уметь выполнять правила здорового

образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр,

подходящих для весны .

уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Фронтальный опрос

64

Будь здоров!

(подвижные игры на свежем воздухе)

1

Урок-игра

Устанавливают правила, играют в подвижные игры

Устанавливают правила, играют в подвижные игры.

Выполнять правила здорового образа жизни в весенний  период. Уметь контролировать во время игры

свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Фронтальный опрос

65

Охрана природы весной

1

Комбинированный

Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор

и т. д.).

Знать правила поведения п лесу во время пргулки

Работа в паре:

66

Лето красное

1

Комбинированный

Красота летней природы в произведениях искусств

Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать

красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме.

Беседа о проведённых играх, обмен впечатлениями,

67

Летние праздники и труд

1

Комбинированный

Человек и природа.

Научиться выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы

Работа в группах

68

Экскурсия в лес

1

Экскурсия

Знакомство с  цветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми цветущей природы.

Настрой детей на восприятие информации.

Умение наблюдать за жизнью насекомых, птиц. Бережное отношение к окружающей природе

Раздел «Осень»

(16 ч +2 ч экскурсия-прогулка + 1ч подвижные игры на свежем воздухе)

16

Осенние месяцы

1

Комбинированный

Признаки осенних явлений природы. Жизнь и творчество художников

Уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности

жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений

искусства,; проявлять заботу друг о друге

в совместном сезонном посильном труде

.

Фронтальный опрос

17

Осень в неживой природе

1

Комбинированный

Осенние изменения в природе. Природные явления.

Уметь понимают зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоили названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки,

моросящие затяжные дожди, туманы и др.);

Работа парами

18

Народные праздники в пору осеннего

равноденствия

1

Комбинированный

Народные праздники

Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;

Фронтальный и индивидуальный опрос

19

Звездное небо осенью

1

Комбинированный

Созвездия Большая

Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них.

Знать, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; знают, что понимали

Устный опрос Тест

20

Экскурсия на луг

1

Экскурсия

Определяют названия травянистых растений, называют причины пожелтения травы. Рассматривают травы, находят нужные по заданию учителя.

Знать признаки осени. Уметь обобщать наблюдения за осенними изменениями в природе

Фронтальный опрос

21

Трава у нашего дома

1

Комбинированный

Мир живой природы. Травянистые растения

Знать причины пожелтения

травы осенью; распознавать травы с помощью

атласа-определителя.

Фронтальный и индивидуальный опрос

22

Старинная женская работа

1

Комбинированный

Труд людей. Ткани из шерсти ,хлопка и льна

Уметь назвать последователь-

ность трудовых операций в работе со льном; умеют выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе.

Фронтальный опрос

23

Деревья и кустарники осенью.

1

Листопад.

 Вечнозеленые хвойные  растения

средней полосы России.

Уметь работать с атласом-определителем

Практическая  работа

24

Чудесные цветники осенью

1

Комбинированный

Растения цветника осенью. Труд людей

Уметь определять растения школьного цветника с помощью атласа- определителя

Практическая работа

25

Осенняя прогулка

(экскурсия в лес).

1

Экскурсия

Деревья, кустарники, травянистые растения и среди них — самые поздние цветы. Запах  опавших листьев, грибов, лесной воздух, который  отличается чистотой и содержит особые, полезные вещества, которые вырабатывают все растения, и губительно действуют на болезнетворные

микробы.

Уметь обобщать наблюдения за осенними изменениями в природе

Фронтальный опрос

26

Грибы

1

Комбинированный

Особое царство живой природы. Правила друзей природы

Знать. почему грибы выделены в особое царство живой природы; знать строение гриба

Тест

27

Шестиногие и восьминогие

1

Комбинированный

Мир живой природы. Животные: разнообразие. Особенности их внешнего вида, питания, размножения.

Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы.

сообщение

28

Птичьи секреты

1

Комбинированный

 Мир живой природы Перелетные птицы

Знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; уметь

различать перелетных и зимующих птиц.

Устный опрос

29

Как разные животные готовятся к зиме

1

Комбинированный

Мир живой природы. Подготовка животных к зиме

Знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

Самостоятельная работа

30

Невидимые нити в осеннем лесу

1

Комбинированный

Мир живой природы. Взаимосвязь растений и животных

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.

Фронтальный опрос

31

Осенний труд

1

Комбинированный

Труд людей осенью

Знать некоторые виды работ,

выполняемых осенью с культурными растениями и домашними живот-ными; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.

Беседа по вопросам

32

Будь здоров!

1

Комбинированный

Правила здорового образа жизни. Народные игры

Знать правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить

товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих

для осени.

Устный опрос Работа в группах

33

Будь здоров!

1

Урок-игра.

Старинные подвижные народные игры

Знать правила здорового образа жизни в осенний период. Уметь контролировать во время игры

свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Игры на свежем воздухе

34

Охрана природы осенью

1

Комбинированный

Правила друзей природы.

Знать правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.

Работа парами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...