Рабочая программа 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir_2_kl.doc | 90.5 КБ |
okr_tp.docx | 49.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Пичаевская средняя общеобразовательная школа
Утверждена приказом образовательного учреждения __________________
Дата, номер приказа
Директор школы: /С.М. Акатушев/
Рабочая программа
по окружающему миру для 2А класса
учителя начальных классов
Куликовой Ольги Николаевны
Рассмотрена на заседании ШМО Утверждена на заседании методсовета
_________________________ ____________________________
Дата, номер протокола Дата, номер протокола
Руководитель ШМО: ___________ Председатель методсовета: __________
2012 – 2013 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пичаевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
___________________________________________
Директор школы: _____________ /С.М. Акатушев/
Календарно – тематическое планирование
по окружающему миру во 2 классе
(68 часов, 2 часа в неделю)
учителя начальных классов
Куликова Ольга Николаевна
УМК « Перспектива »
Учебник: «Окружающий мир» 2 класс,
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая
«Рассмотрено и согласовано на заседании ШМО»
_________________________________________
Дата, номер протокола
Руководитель ШМО: ___________/ И.С.Филина /
«Проверено»
_______________________________
дата
Зам. по УВР___________________ /С.Н. Филина/
2012– 2013 учебный год
Пояснительная записка
Цели курса
Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса:
- Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
- Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
- Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
- Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Сведения о программе , на основании которых разработана программа
Примерная рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и курса окружающий мир ( авторы А. А. Плешаков ,М. Ю.
Новицкая )
Данный УМК рекомендованный МО РФ и науки входит в федеральный перечень учебников.
Обоснование выбора программы
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и
опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения
здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего
края.
Информация о внесенных изменениях
Рабочая программа разработана в полном соответствии с авторской программой и учебником, поэтому коррекция программы не проводилась.
Информация о количестве учебных часов
Согласно Федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение окружающего мира во 2 классе отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов учебного времени.
Определение места и роли учебного курса
Изучение окружающего мира занимает значимое место в процессе обучения.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную, практическую значимость изучаемых объектов , но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение в начальной школе целесообразно рассматривать как ряд этапов (витков спирали). Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем - групп таких объектов.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Формы организации учебного процесса
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких-то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира
Информация об использованном учебнике
Рабочая программа составлена по учебнику « Окружающий мир 2 класс» . А. А. Плешаков ,М. Ю. Новицкая , Москва , издательство « Просвещение» 2012 год
Рабочая программа содержит : титульный лист, пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки ,литературу и средства обучения, календарно- тематический план учителя.
Содержание программы
Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».
Время и календарь
(13ч + 1ч экскурсия в музей + 1ч практическая работа с термометром)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла
и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.
Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.
Способы измерения времени; старинные и современные
часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный
календарь. Наши праздники. Экологический календарь.
Осень
(16 ч +2 ч экскурсии-прогулки + 1 ч подвижные старинные осенние игры)
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях
и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением
пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.
Зима
(13 ч +2ч экскурсии-прогулки)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).
Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
Весна и лето
(15ч +2 ч экскурсии + 2ч подвижные игры)
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.
Народные весенние праздники. Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники.
Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних
праздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.
Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.
Учебно-тематическое планирование
№ | Разделы программы | Количество часов |
1 | Вселенная , время . календарь. | 15 |
3 | Осень | 19 |
3 | Зима | 15 |
4 | Весна и лето | 19 |
Результаты изучения курса
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поиски, в том числе в информационной деятельности, на основе представлен о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувствий, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других детей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в иных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить ходы из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4.Использование знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2.Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологи- грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4.Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5.Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать:
— характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;
— названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;
— некоторые экологические связи в природе;
— особенности сезонного труда людей и его зависимость
от сезонных изменений в природе;
— изученные правила поведения в природе;
— особенности охраны здоровья в разное время года;
— народные названия месяцев;
— народные приметы и присловья о временах года;
— дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;
— главные календарные праздники народов своего края.
Учащиеся должны уметь:
— проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
— различать изученные растения, грибы, насекомых,
птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
— объяснять на примерах некоторые экологические связи;
— выполнять изученные правила поведения в природе;
— выполнять правила охраны здоровья в разное время года;
— разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
— загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
— рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.
Учебно-методическое обеспечение
для педагога:
- Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Москва, «ВАКО», 2004 год.
- Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. Изучаем «Окружающий мир с увлечением». Дидактический материал, викторины, конкурсы. Москва, ООО «5 за знания», 2007 год.
- М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. Уроки по окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2009 год.
- «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2009 год.
- Н.А.Шевердина. Олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, ООО «Феникс», 2007 год.
для учащихся:
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2012 год.
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2012 год.
Предварительный просмотр:
Календарно — тематическое планирование уроков
окружающего мира
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Формы контро ля | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
Вселенная, время, календарь (13 ч + 1ч экскурсия в музей + 1 ч практическая работа с термометром) | ||||||||
1 | Мы — союз народов России | 1 | Введение новых знаний | Российская Федерация. Политическая карта России | Знать название субъекта Российской Федерации, уметь показывать субъект на политической карте | Фронтальный опрос | ||
2 | Мы — жители Вселенной | 1 | Комбинированный | Строение вселенной. | Научиться видеть взаимосвязь Земли и Вселенной Знать названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе. | Работа парами | ||
3 | Наш «косми-ческий корабль» — Земля | 1 | Комбинированный | Горизонт . Стороны горизонта | Знать понятия о горизонте и сторонах света; Уметь обращаться с компасом, определять стороны горизонта | Практическая работа | ||
4 | Наш «космический корабль» — Земля | 1 | комбинированный | Планета Земля. Устройство глобуса. | Понимать особенности формы планеты Земля. Уметь работать с глобусом. | Практическая работа | ||
5 | Время | 1 | Комбинированный | Единицы измерения времени | Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; | Работа парами | ||
6 | Экскурсия в музей | 1 | Экскурсия | Экспонаты музея, по которым можно проследить течение времени. | Умеют рассказать об изменениях, которые произошли с течением времени в родном селе, в стране. | Фронтальный опрос | ||
7 | Сутки и неделя | 1 | Комбинированный | Суточное вращение Земли. Единицы измерения времени | Уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю; | Работа парами | ||
8 | Месяц и год | 1 | Комбинированный | Единица измерения времени «месяц», «год». | Уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; установить связь между названиями естест- венного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; уметь представить единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; | Работа парами. | ||
9 | Времена года | 1 | Комбинированный | .Времена года .Смена времен года. Сезонные явления природы | Уметь объяснять причину смены времен года; понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года. | Беседа по вопросам фронтальный опрос | ||
10 | Погода (практи-ческая работа с термо-метром) | 1 | Комбинированный | Понятие погода».Виды термометров и их использование. Измерение температуры | Усвоить понятие о погоде; научиться различать виды термометров и пользоваться каждым из них. | Практическая работа | ||
11 | Погода | 1 | Комбинированный | Понятие погода».Виды термометров и их использование | Знать теоретические понятия о погоде | Устный опрос | ||
12 | Календарь — хранитель времени, страж памяти | 1 | Комбинированный | Календари разных типов. Правила пользования ими | Понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры; уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких. | Фронтальный опрос | ||
13 | Красные дни календаря | 1 | Комбинированный | Праздники современного российского календаря | Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем селе. | Устный опрос . Работа в парах | ||
14 | Народный календарь | 1 | Комбинированный | Народные приметы на погоду. Народный календарь | Знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств; уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, | Фронтальный опрос | ||
Рздел «Зима» (13 ч +2 ч экскурсия-прогулка) | ||||||||
35 | Зимние месяцы | 1 | комбинированный | Признаки зимних явлений природы. Жизнь и творчество художников | Уметь находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | Фронтальный опрос | ||
36 | Зима — время науки и сказок | 1 | Комбинированный | Народные приметы. Русские народные сказки | Знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость | Работа парами | ||
37 | Зима в неживой природе | 1 | Обобщение | Зимние изменения в природе | Обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок); запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). | Тест Самостоятельная работа | ||
38 | Звездное небо зимой | 1 | . Комбинированный | Созвездия Большой и Малой Медведицы. Полярная звезда | Уметь находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; научиться ориентироваться по Полярной звезде. | Текущий Индивидуальный опрос | ||
39 | Зимняя прогулка (экскурсия) | 1 | Экскурсия | Деревья и кустарники, покрытые снегом. Следы лесных зверей и птиц. Свежий зимний воздух. Создание положительного эмоционального фона. Неяркая красота зимнего дня, желание слушать загадочное молчание спящей природы. | Знать признаки зимы. Уметь обобщать наблюдения за зимними изменения в природе. | Текущий . Заполнение дневников наблюдений | ||
40 | Зима в мире растений | 1 | Комбинированный | Мир живой природы. Способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам. | Уметь определять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам. | Сообщения о растениях | ||
41 | Зимние праздники | 1 | Комбинированный | Зимние праздники | Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; | Работа парами | ||
42 | Зимние праздники. Коляда. | 1 | Комбинированный | Зимние праздники | Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками. | Разыгрывают сценку колядования | ||
43 | Растения в домашней аптечке | 1 | Комбинированный | Мир живой природы. Лекарственные растения | Уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; рассказать о лекарственных растениях в домашней аптечке. | Самостоятельная работа: | ||
44 | Зимняя жизнь птиц и зверей | 1 | Комбинированный. | Животные: разнообразие: особенности их внешнего вида, питания , размножения | Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц, знать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. | Фронтальный опрос | ||
45 | Невидимые нити в зимнем лесу | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь между растениями и животными в зимнем лесу | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу. | Рубрика «Проверь себя» | ||
46 | В феврале зима с весной встречается впервой | 1 | Комбинированный | Праздник «Масленица» | Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу . | Фронтальный опрос | ||
47 | Зимний труд | 1 | Комбинированный | Труд в жизни человека | Знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время. | Самостоятельная работа | ||
48 | Будь здоров! | 1 | Комбинированный | Правила здорового образа жизни. Поведение во время игры. | Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы ,уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | Самостоятельная работа | ||
49 | Будь здоров! | 1 | Урок -игра | Подвижные игры на свежем воздухе | Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила. | Игры на свежем воздухе | ||
50 | Охрана природы зимой | 1 | Обобщение | Правила поведения в природе. Взаимосвязь растений и животных. | Соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц; знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных. | Викторина «Лес в жизни человека» | ||
Раздел «Весна и лето» (15 ч + 2ч экскурсии + 1 ч подвижные игры на свежем воздухе) | ||||||||
51 | Весенние месяцы | 1 | Комбинированный | Признаки весенних явлений природы. Жизнь и творчество художников. | Уметь находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | Работа в группе: придумать весеннюю закличку. | ||
52 | Весна в неживой природе | 1 | Комбинированный | Весенние изменения в природе. Природные явления. | Знать причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой. | Отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя» | ||
53 | Весна — утро года | 1 | Комбинированный | Народные традиции встречи весны | Уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору). | Делают самостоятельно вывод по уроку и сравнивают его с выво-дом в учебнике на с. 69. | ||
54 | Звездное небо весной.
| 1 | Комбинированный | Созвездия Большой и Малой Медведицы, Созвездия Кассиопея и Лев | Запомнить положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе. | рубрика «Проверим себя» | ||
55 | Весенняя прогулка (экскурсия) | 1 | Комбинированный | Наблюдения за раннецветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми расцветающей природы. Настрой детей на восприятие информации. | Уметь обобщать наблюдения за весенними изменениями в природе | Беседа по вопросам | ||
56 | Весеннее пробуждение растений | 1 | Комбинированный | Мир живой природы. Раннецветущие растения. | Знать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их. | Проект «Первоцветы» | ||
57 | Чудесные цветники весной | 1 | Весенние цветы. Работа с атласом- определителем. | Знать названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе; научиться любоваться весенними цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников. | Чтение рассказа | |||
58 | Весна в мире насекомых | Комбинированный | Мир живой природы. Взаимосвязь насекомых и птиц. | Уметь любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц. | Работа в паре. | |||
59 | Весна в мире птиц и зверей | 1 | Комбинированный | . Мир живой природы.. Весенние изменения в жизни птиц и зверей. | Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей. | Самостоятельная работа | ||
60 | Невидимые нити в весеннем лесу | 1 | . Комбинированный | Взаимосвязь между растениями и животными в зимнем лесу | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. | Рубрика «Прове- рим себя» | ||
61 | Весенний труд | 1 | .Комбинированный | Труд в жизни человека | Уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц | Рубрика «Проверим себя». | ||
62 | Старинные весенние праздники | 1 | Комбинированный | Весенние праздники | Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга. | Обобщается материал всего урока посредством ответов детей на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» | ||
63 | Будь здоров! | 1 | Комбинированный | Правила здорового образа жизни | Уметь выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны . уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | Фронтальный опрос | ||
64 | Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе) | 1 | Урок-игра | Устанавливают правила, играют в подвижные игры | Устанавливают правила, играют в подвижные игры. Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период. Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | Фронтальный опрос | ||
65 | Охрана природы весной | 1 | Комбинированный | Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.). | Знать правила поведения п лесу во время пргулки | Работа в паре: | ||
66 | Лето красное | 1 | Комбинированный | Красота летней природы в произведениях искусств | Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме. | Беседа о проведённых играх, обмен впечатлениями, | ||
67 | Летние праздники и труд | 1 | Комбинированный | Человек и природа. | Научиться выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы | Работа в группах | ||
68 | Экскурсия в лес | 1 | Экскурсия | Знакомство с цветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми цветущей природы. Настрой детей на восприятие информации. | Умение наблюдать за жизнью насекомых, птиц. Бережное отношение к окружающей природе | |||
Раздел «Осень» (16 ч +2 ч экскурсия-прогулка + 1ч подвижные игры на свежем воздухе) | ||||||||
16 | Осенние месяцы | 1 | Комбинированный | Признаки осенних явлений природы. Жизнь и творчество художников | Уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений искусства,; проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде . | Фронтальный опрос | ||
17 | Осень в неживой природе | 1 | Комбинированный | Осенние изменения в природе. Природные явления. | Уметь понимают зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоили названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); | Работа парами | ||
18 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | 1 | Комбинированный | Народные праздники | Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||
19 | Звездное небо осенью | 1 | Комбинированный | Созвездия Большая Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них. | Знать, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; знают, что понимали | Устный опрос Тест | ||
20 | Экскурсия на луг | 1 | Экскурсия | Определяют названия травянистых растений, называют причины пожелтения травы. Рассматривают травы, находят нужные по заданию учителя. | Знать признаки осени. Уметь обобщать наблюдения за осенними изменениями в природе | Фронтальный опрос | ||
21 | Трава у нашего дома | 1 | Комбинированный | Мир живой природы. Травянистые растения | Знать причины пожелтения травы осенью; распознавать травы с помощью атласа-определителя. | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||
22 | Старинная женская работа | 1 | Комбинированный | Труд людей. Ткани из шерсти ,хлопка и льна | Уметь назвать последователь- ность трудовых операций в работе со льном; умеют выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе. | Фронтальный опрос | ||
23 | Деревья и кустарники осенью. | 1 | Листопад. Вечнозеленые хвойные растения средней полосы России. | Уметь работать с атласом-определителем | Практическая работа | |||
24 | Чудесные цветники осенью | 1 | Комбинированный | Растения цветника осенью. Труд людей | Уметь определять растения школьного цветника с помощью атласа- определителя | Практическая работа | ||
25 | Осенняя прогулка (экскурсия в лес). | 1 | Экскурсия | Деревья, кустарники, травянистые растения и среди них — самые поздние цветы. Запах опавших листьев, грибов, лесной воздух, который отличается чистотой и содержит особые, полезные вещества, которые вырабатывают все растения, и губительно действуют на болезнетворные микробы. | Уметь обобщать наблюдения за осенними изменениями в природе | Фронтальный опрос | ||
26 | Грибы | 1 | Комбинированный | Особое царство живой природы. Правила друзей природы | Знать. почему грибы выделены в особое царство живой природы; знать строение гриба | Тест | ||
27 | Шестиногие и восьминогие | 1 | Комбинированный | Мир живой природы. Животные: разнообразие. Особенности их внешнего вида, питания, размножения. | Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы. | сообщение | ||
28 | Птичьи секреты | 1 | Комбинированный | Мир живой природы Перелетные птицы | Знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; уметь различать перелетных и зимующих птиц. | Устный опрос | ||
29 | Как разные животные готовятся к зиме | 1 | Комбинированный | Мир живой природы. Подготовка животных к зиме | Знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет. | Самостоятельная работа | ||
30 | Невидимые нити в осеннем лесу | 1 | Комбинированный | Мир живой природы. Взаимосвязь растений и животных | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу. | Фронтальный опрос | ||
31 | Осенний труд | 1 | Комбинированный | Труд людей осенью | Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними живот-ными; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме. | Беседа по вопросам | ||
32 | Будь здоров! | 1 | Комбинированный | Правила здорового образа жизни. Народные игры | Знать правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени. | Устный опрос Работа в группах | ||
33 | Будь здоров! | 1 | Урок-игра. | Старинные подвижные народные игры | Знать правила здорового образа жизни в осенний период. Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | Игры на свежем воздухе | ||
34 | Охрана природы осенью | 1 | Комбинированный | Правила друзей природы. | Знать правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору. | Работа парами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...