В царстве грибов.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок окружающего мира в 3 классе по программе А.А.Плешакова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_om.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 3 класс (Плешаков)
Тема: «В царстве грибов»
Цели:
-формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы;
-развитие умения различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлениях;
-воспитывать бережное отношение к природе, правильное поведение.
Задачи:
-познакомить с особенностями строения шляпочных грибов;
-показать значение грибов а жизни растений, животных и человека;
-сформулировать правила сбора грибов;
-познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях.
Ход урока:
1.Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
2.Повторение пройденного материала.
-Сегодня мы совершим с вами воображаемое путешествие в лес. для этого мы должны чётко представлять, куда идём. Что называется лесом?
(Природное сообщество, где растут деревья,кустарники,травы и живут разнообразные животные).
-Чтобы отправиться в лес, посмотрим какой багаж знаний мы возьмёте с собой в дорогу.
Самостояльная работа.
Прочитайте ответ ученика у доски по теме «Разнообразие животных»,
исправьте, если есть неточности в его высказываниях.
1.Наука, которая изучает животных, называется ботаника(зоология).
2. Белки, зайцы, деревья (относится к царству растений) , пёстрые бабочки и шмели – всё это представители замечательного царства животных.
3.Учёные – ботаники(зоологи) делят царства животных на большие группы:
черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, комары и мухи( насекомые), рыбы, жабы( земноводные), пресмыкающиеся, птицы и звери.
Самопроверка. Светофоры.
3.Сообщение темы и задач урока.
-А какие дары находит человек в лесу?
- Во время нашей прогулки в лес мы обратим внимание на то, о чём говориться в загадке:
Землю пробуравил,
Грибницу оставил.
На ножке явился,
Шапкой прикрылся. (ГРИБ)
-Верно, речь пойдёт о грибах. А что в перву очередь важно знать о грибах? -Сегодня мы должны с вами выяснить:
-Каковы особенности строения гриба;
-Значение грибов в жизни растений, животных, человека;
-Сформулировать правила сбора грибов.
4.Работа по новой теме.
- И приветствует Вас гриб -всем грибам голова? (Белый,боровик)
Он интересуется, а какие грибы вы знаете? (Ответы детей).
Молодцы, теперь вы все готовы! Мы возьмём воображаемые корзинки и отправимся на так называемую «тихую охоту» (так называется собирание грибов, название придумал Сергей Аксаков – писатель, знаток русской природы).
Фронтальная работа.
-Как вы думаете гриб- это живая или неживая природа? Почему? (живая,т.к.он рождается,растёт,умирает).
-А к какому царству живой природы можно отнести грибы?(к царству растений)
-Какие части растений вам известны?(корень,стебель,ветки,листь,плод)
-А есть ли у грибов эти части?(нет листьев, стебля, веток).
-Так что же такое грибы?(это особое царство мира природы).
-Обозначьте части гриба. В этом вам помогут слова для справок.
Работа в парах.
грибница,ножка,шляпка.
Проверка.
-Назовите те части гриба, которые находятся над землёй.(шляпка,ножка).
-В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают , образуя новые грибы.По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества,которые гриб берёт из почвы.А вместе щляпка и ножка образуют «плодовое тело».
-Другая часть находится под землёй и называется грибницей. Сравните со схемой на доске,так ли у вас?(светофоры)
-Чтобы узнать,какая из этих частей играет более важную роль в жизни грибов, обратимся к учебнику.
5.Работа по учебнику.
с.118.Чтение про себя.
-Какая часть играет важную роль в жизни грибов?(грибница-она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями,только она способна вырастить плодовое тело,без неё не будет грибов).
-Как вы наверное заметили, грибы растут группками, семейками.Их можно собрать несколько в одном месте,почему?(нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на её месте пробивается вверх плодовое тело.)
Физминутка.
6.Продолжение работы по теме урока.
-Опытный грибник знает грибные места.А знаете ли вы, что … на нашей планете более 100 тыс. грибовПри этом для еловека важны приблизительтно 500 видов, более 300 опасны для человека,а остальные используются в различных целях.
7.Работа по группам.
-Подумайте, а что нам необходимо знать о грибах?(их название,польза для животных и человека,как правильно собирать грибы).
-Чтобы узнать о грибах поработаем в группах.
1 группа. «Почему грибы так назвали?
Соотнесите название грибов с их описанием.На какие две группы можно разделить все грибы?
Волнушка,лисичка,маслёнок,мухомор,опёнок,подберёзовик,подосиновик,рыжик,белый гриб,бледная поганка.
Растёт под осинами.
Мух ловит. Отрава для людей и мух.
Вокруг пня растёт.
Растёт под берёзами.
За цвет.
По краям шляпки – волны.
Шляпка словно маслом помазана.
Растут семейкой кажутся рыжими по цвету.
2 группа. «Для чего нужны грибы растениям и животным леса,человеку?»
Многие ………… питаются грибами. Например, белки, лоси, кабаны, глухари.
Некоторые животные лечатся …………. – это лось, сороки.
Гриб ………. растёт на берёзе. Им лечат язву желудка,опухоли.
Гриб - ………….. применяется в хлебопечении.
Все знают антибиотик лекарство пенициллин, его готовят из плесневого гриба. Им лечат воспаление лёгких,бронхит. -Грибы имеют важное значение для человека.Они употребляются в пищу.
Шляпки грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.по калорийности грибы не уступают мясу и хлебу. Так килограмм сушёных белых грибов – это 3 килогамма рыбы, или пять килограммов картофеля.
Самые питательные белые, рыжики,опята,подосиновики.шляпка грибов ценнее,чем ножка.
Слова для справок:животные,чага,мухомор,дрожжи.
3 группа. «Как собирать грибы?»
Пользуясь учебником, обоснуйте правила сбора грибов
1.Когда ищешь гриб, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку. | Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть. |
2.Надо гриб срезать ножиком, нельзя выкручивать из земли. | Чтобы не повредить грибницу. |
3.Нельзя собирать грибы, которые не знаешь. | Среди них могут оказаться ядовитые. |
4.Не надо брать старые грибы. | В них может быть опасный для человека яд. |
5.Не уничтожай несъедобные грибы. | Они нужны лесу. Ими лечатся такие животные, как лось |
Проверка по группам.
Вывод:-Да,ребята,из-за неправильног сбора грибов некоторые внесены в Красную книгу.Почему?(они находятся на грани исчезновения)С.119.-Это сетконоска сдвоенная,решёточник красный,рогатик пестиковый,паутинник фиолетовый,грифола курчавая,шишкогриб хлопьеножковый.
-Запомните:если мы строго будем соблюдать правила,то в наших лесах всегда будет много грибов, здоровых деревьев и сытых животных.
8.Итог урока.
-Наше путешествие подошло к концу,а чтобы выяснитькак вы усвоили новый материал,предлагаю игру «Четвёртое лишнее».
1.Шляпка, стебель,ножка,грибница.
2.Боровик, опёнок, мухомор, лисичка.
3.Сыроежки, бледная поганка, лисичка ложная, мухомор.
4.Рогатик, грифола,паутинник,боровик.
5.Как нужно собирать грибы:
-брать только те грибы, которые хорошо знакомы;
-не надо брать старые грибы,
-чтобы не погибла грибница, надо разрывать рядом с грибом землю и раскидывать листья.
-не собирать грибы возле шоссейных дорог.
-(если успеем проверить,то взаимопроверка,вижу тему вы усвоили хорошо,если нет,то:проверю ваши работы к следующему уроку.)
Зима,весна,лето,осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы,что дарит лес-
Это чудо из чудес!
Д.з. Всё,что узнали на уроке о грибах,вы прочитаете в теме «Царство грибов» с.118-121,
и выполните задание в тетради с.54-55 к следующему уроку .Спросите у своих родителей, а что интересного они знают о грибах и подготовьте сообщение о любом грибе.
Оценки за урок.
-Урок закончен, всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Царство грибов"
Урок по окружающему миру "Царство грибов" составлен в соответствии программой 2 класса и содержит такую форму работы, как работа в группах. На уроке предусмотрено использование дополнительной литерату...
Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".
Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....
урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"
разработка урока окружающего мира в 3 классе...
В царстве грибов
урок окружающего мира, 3 класс, виды грибов, ядовитые, съедобные, шляпочные, плесневые, самостоятельная работа...
Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»
название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...
презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"
презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"...
Урок окружающего мира Тема: В царстве грибов. Разнообразие грибов. Правила сбора грибов.
Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир»....