В царстве грибов.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Мишина Елена Ивановна

Урок окружающего мира в 3 классе по программе А.А.Плешакова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_om.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Окружающий мир 3 класс (Плешаков)

Тема: «В царстве грибов»

Цели:

-формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы;

-развитие умения различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлениях;

-воспитывать бережное отношение к природе, правильное поведение.

Задачи:

-познакомить с особенностями строения шляпочных грибов;

-показать значение грибов а жизни растений, животных и человека;

-сформулировать правила сбора грибов;

-познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях.

                                                     Ход урока:

1.Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

2.Повторение пройденного материала.

-Сегодня мы совершим с вами воображаемое путешествие в лес.  для этого мы должны чётко представлять, куда идём. Что называется лесом?

(Природное сообщество, где растут деревья,кустарники,травы и живут разнообразные животные).

-Чтобы отправиться в лес, посмотрим какой багаж знаний мы возьмёте с собой в дорогу.

Самостояльная работа.

Прочитайте ответ ученика у доски по теме «Разнообразие животных»,

исправьте, если есть неточности в его высказываниях.

1.Наука, которая изучает животных, называется ботаника(зоология).

2. Белки, зайцы, деревья (относится к царству растений) , пёстрые бабочки и шмели – всё это представители замечательного царства животных.

3.Учёные – ботаники(зоологи) делят царства животных на большие группы:

черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, комары и мухи( насекомые), рыбы, жабы( земноводные), пресмыкающиеся, птицы и звери.

Самопроверка. Светофоры.

3.Сообщение темы и задач урока.

-А какие дары находит человек в лесу?

- Во время нашей прогулки в лес мы обратим внимание на то, о чём говориться в загадке:

                                                          Землю пробуравил,

                                                           Грибницу оставил.

                                                           На ножке явился,

                                                           Шапкой прикрылся. (ГРИБ)

-Верно, речь пойдёт о грибах. А что в перву очередь важно знать о грибах? -Сегодня мы должны с вами выяснить:

-Каковы особенности строения гриба;

-Значение грибов в жизни растений, животных, человека;

-Сформулировать правила сбора грибов.

4.Работа по новой теме.

- И приветствует Вас гриб -всем грибам голова? (Белый,боровик)

Он интересуется, а какие грибы вы знаете? (Ответы детей).

Молодцы, теперь вы все готовы! Мы возьмём воображаемые корзинки и отправимся на так называемую «тихую охоту» (так называется собирание грибов, название придумал Сергей Аксаков – писатель, знаток русской природы).

Фронтальная работа.

-Как вы думаете гриб- это живая или неживая природа? Почему? (живая,т.к.он рождается,растёт,умирает).

-А к какому царству живой природы можно отнести грибы?(к царству растений)

-Какие части растений вам известны?(корень,стебель,ветки,листь,плод)

-А есть ли у грибов эти части?(нет листьев, стебля, веток).

-Так что же такое грибы?(это особое царство мира природы).

-Обозначьте  части гриба. В этом вам помогут слова для справок.

Работа в парах.

грибница,ножка,шляпка.

Проверка.

-Назовите те части гриба, которые находятся над землёй.(шляпка,ножка).

-В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают , образуя новые грибы.По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества,которые гриб берёт из почвы.А вместе щляпка и ножка образуют «плодовое тело».

-Другая часть находится под землёй и называется грибницей. Сравните со схемой на доске,так ли у вас?(светофоры)

-Чтобы узнать,какая из этих частей играет более важную роль в жизни грибов, обратимся к учебнику.

5.Работа по учебнику.

с.118.Чтение про себя.

-Какая часть играет важную роль в жизни грибов?(грибница-она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями,только она способна вырастить плодовое тело,без неё не будет грибов).

-Как вы наверное заметили, грибы растут группками, семейками.Их можно собрать несколько в одном месте,почему?(нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на её месте пробивается вверх плодовое тело.)

                                                        Физминутка.

6.Продолжение работы по теме урока.

-Опытный грибник знает грибные места.А знаете ли вы, что … на нашей планете более 100 тыс. грибовПри этом для еловека важны  приблизительтно 500 видов, более 300 опасны для человека,а остальные используются в различных целях.

7.Работа по группам.

-Подумайте, а что нам необходимо знать о грибах?(их название,польза для животных и человека,как правильно собирать грибы).

-Чтобы узнать о грибах поработаем в группах.

1 группа. «Почему грибы так назвали?

Соотнесите название грибов с их описанием.На какие две группы можно разделить все грибы?

Волнушка,лисичка,маслёнок,мухомор,опёнок,подберёзовик,подосиновик,рыжик,белый гриб,бледная поганка.

Растёт под осинами.

Мух ловит. Отрава для людей и мух.

Вокруг пня растёт.

Растёт под берёзами.

За цвет.

По краям шляпки – волны.

Шляпка словно маслом помазана.

Растут семейкой кажутся рыжими по цвету.

2 группа. «Для чего нужны грибы растениям и животным леса,человеку?»

Многие ………… питаются грибами. Например, белки, лоси, кабаны, глухари.

Некоторые животные лечатся …………. – это лось, сороки.

Гриб ………. растёт на берёзе. Им лечат язву желудка,опухоли.

Гриб - ………….. применяется в хлебопечении.

Все знают антибиотик лекарство пенициллин, его готовят из плесневого гриба. Им лечат воспаление лёгких,бронхит. -Грибы имеют важное значение для человека.Они употребляются в пищу.

Шляпки грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.по калорийности грибы не уступают мясу и хлебу. Так килограмм сушёных белых грибов – это 3 килогамма рыбы, или пять килограммов картофеля.

Самые питательные белые, рыжики,опята,подосиновики.шляпка грибов ценнее,чем ножка.

Слова для справок:животные,чага,мухомор,дрожжи.

3 группа. «Как собирать грибы?»

Пользуясь учебником, обоснуйте правила сбора грибов

1.Когда ищешь гриб, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку.

Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

2.Надо гриб срезать ножиком, нельзя выкручивать из земли.

Чтобы не повредить грибницу.

3.Нельзя собирать грибы, которые не знаешь.

Среди них могут оказаться ядовитые.

4.Не надо брать старые грибы.

В них может быть опасный для человека яд.

5.Не уничтожай несъедобные грибы.

Они нужны лесу. Ими лечатся такие животные, как лось

Проверка по группам.

Вывод:-Да,ребята,из-за неправильног сбора грибов некоторые внесены в Красную книгу.Почему?(они находятся на грани исчезновения)С.119.-Это сетконоска сдвоенная,решёточник красный,рогатик пестиковый,паутинник фиолетовый,грифола курчавая,шишкогриб хлопьеножковый.

-Запомните:если мы строго будем соблюдать правила,то в наших лесах всегда будет много грибов, здоровых деревьев и сытых животных.

8.Итог урока.

-Наше путешествие подошло к концу,а чтобы выяснитькак вы усвоили новый материал,предлагаю игру «Четвёртое лишнее».

1.Шляпка, стебель,ножка,грибница.

2.Боровик, опёнок, мухомор, лисичка.

3.Сыроежки, бледная поганка, лисичка ложная, мухомор.

4.Рогатик, грифола,паутинник,боровик.

5.Как нужно собирать грибы:

-брать только те грибы, которые хорошо знакомы;

-не надо брать старые грибы,

-чтобы не погибла грибница, надо разрывать рядом с грибом землю и раскидывать листья.

-не собирать грибы возле шоссейных дорог.

-(если успеем проверить,то взаимопроверка,вижу тему вы усвоили хорошо,если нет,то:проверю ваши работы к следующему уроку.)

Зима,весна,лето,осень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы,что дарит лес-

Это чудо из чудес!

Д.з. Всё,что узнали на уроке о грибах,вы прочитаете в теме «Царство грибов» с.118-121,

и выполните задание в тетради с.54-55 к следующему уроку .Спросите у своих родителей, а что интересного они знают о грибах и подготовьте сообщение о любом грибе.

Оценки за урок.

-Урок закончен, всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Царство грибов"

Урок по окружающему миру "Царство грибов" составлен в соответствии программой 2 класса и содержит такую форму работы, как работа в группах. На уроке предусмотрено использование дополнительной литерату...

Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".

Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....

урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"

разработка урока  окружающего мира в 3 классе...

В царстве грибов

урок окружающего мира, 3 класс, виды грибов, ядовитые, съедобные, шляпочные, плесневые, самостоятельная работа...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»

название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"...