Птицы, их разнообразие. 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

 Федина (Зайцева) Ирина Александровна

Конспект урока окружающего мира 1 класс по УМК "Гармония". На уроке ребята узнают о существенных признаках птиц, учатся отличать птиц по главным признакам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pticy_ih_raznoobrazie.doc38 КБ
Файл pticy_ih_raznoobrazie.doc.pptx577 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 1 класс.

Тема: Птицы, их разнообразие.


Цели: узнать существенный признак птиц, чем они отличаются от млекопитающих.
Учиться различать птиц по их отличительным признакам.

Развивать внимание, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать умение работать в парах, слушать друг друга.
                                          
Ход урока.
1.Орг. момент.    
Сегодня у нас урок не простой  к нам пришли гости, давайте их  поприветствуем.
 Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.

2. Введение в тему. 

(Звучат голоса птиц.)
- Дети, что это за звуки? Кто их может издавать.

- Кто догадался, какова тема нашего урока? О каком виде животных мы будем говорить?

- Прочитайте тему: «Птицы, их разнообразие».
На сегодняшнем уроке мы поговорим с вами о птицах, мы  отправляемся в гости к пернатым друзьям.

 - Какие учебные задачи перед собой поставим? Что вы бы хотели  узнать о птицах? (строение, обитание, питание, характерные отличительные признаки)
Это и будет нашей задачей на сегодняшний урок.
3. Изучение нового материала.

Откройте учебник на стр.34

- Каких животных вы видите? А почему вы решили, что это птицы?
Мы уже знаем, как устроено тело млекопитающих. Сравните строение тела млекопитающих и птиц. Чем они различаются?
(работа в парах)
- Итак, чем строение тела птиц отличается от млекопитающих? (2 ноги, клюв, перья),
(спросить мнение нескольких пар)

Физминутка (сидя)

4. Рассмотрите фотографии на стр. 35

- Обратите внимание на строение клюва и ног у разных птиц.

- Что заметили?

- Одинаковые клювы или разные? А почему? Как вы думаете, от чего это зависит? (от пищи)

- Чем питаются птицы? (зерном, насекомыми, травой и т.д.)

- А какую работу еще выполняет клюв у птиц? Что умеют делать птицы своим клювом?

-Итак, с помощью клюва птицы добывают пищу, приводят в порядок перья, вьют гнезда, ухаживают за птенцами. У зерноядных птиц клювы короткие и крепкие. У насекомоядных они более тонкие и длинные.

- Как вы считаете, от чего зависит форма ног у птиц? (от местности, в которой они обитают)

- Где могут обитать птицы?

- Какой признак поможет узнать водоплавающих птиц?

А, что об этом говорят авторы учебника, прочитайте на стр. 35

Физминутка (активная)

5. Практическая работа (в парах)


 - Что является главным отличительным признаком птиц? (перья)

- А вот какие бывают перья, для чего они им и какую работу выполняют, вы узнаете, проделав следующую работу.

Сейчас на время мы с вами превратимся в исследователей, маленьких ученых.
(На столах у детей лежат перья птиц разные по размеру, форме, цвету.)

- Рассмотрите перья, лежащие у вас на столах.
- Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером)
- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.
-А еще у пера есть бородки. Покажите их.
- Что случится, если подует ветерок?  
Поднимаю перо и бросаю  (Перья полетят.)

-  А почему перо полетело?  (Оно легкое)
- Разрежьте перо. Что видите внутри? (Ничего, внутри пусто) Что пустота дает перу? (легкость)
- Для чего это им нужно (Для полета)
- Обмакните перо в стакан с водой. Изменилось ли оно, намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками)
- Какой вывод можно сделать? От чего защищают перья птицу? (перья защищают птицу от воды и сырости) 

- Отрежьте от пера кусочек и положите его на воду. Понаблюдайте, что произошло с пером (оно плывет)
- Подумайте, для чего нужны птицам большие перья? (Чтобы летать)
- Для чего нужны маленькие перышки? (Для тепла)
- Итак, какой вывод можно сделать после нашего исследования о значении перьев для птиц?
Какую работу выполняют перья у птиц?

-А согласен ли автор учебника с нашими выводами, узнаем, прочитав на стр. 37 II абзац

6. Каких птиц, обитающих на территории нашей области, вы знаете?
- Итак, на территории области обитает множество разнообразных птиц. И одной из таких птиц является утка мандаринка.
Мандаринка хорошо плавает, при этом высоко сидит на воде с несколько поднятым хвостом. Ныряет редко, только когда ранена. Её полёт быстрый и маневренный, она легко взлетает, иногда почти прямо вверх. В отличие от большинства уток, мандаринку часто можно видеть сидящей на ветвях деревьев или на прибрежных скалах. Из семейства утиных, мандаринок выделяет не только лишь яркая внешность. У них совсем другой голос: не крякающий, как у других, а скорее попискивающий или тихо свистящий. (Можно включить МП3, как пищит) Охота на мандаринку запрещена, она внесена в Красную книгу России как редкий вид.(Покажи эту книгу, она есть в библиотеке) Эту утку разводят в парках как декоративную птицу.

Питаются семенами, главным образом желудями и водными растениями. Также мандаринки питаются моллюсками, червями и икрой рыб.

- Что интересного узнали о мандаринке?

7. Итог урока: 
- Какую учебную задачу мы перед собой ставили? О ком мы говорили на уроке?

Давайте посмотрим, как вы запомнили основные признаки птиц.

Откройте ТПО стр. 15 № 6.

- Проверьте себя (на доске).

- Оцените правильность своей работы (на полях)

        Если у вас все правильно, поднимите желтый квадрат, если где-то допустили ошибку – синий, а если не справились с заданием, то зеленый.

- А у кого дома живут птицы? Вы можете подготовит рассказ о своих питомцах.

- Сегодня вы были настоящими исследователями. Спасибо вам за урок.

На следующем уроке мы сделаем новые открытия о птицах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Птицы, их разнообразие.

Слайд 2

1. Какое строение имеют птицы? 2. Где обитают и чем питаются? 3. Какие отличительные признаки есть у птиц?

Слайд 3

Утка мандаринка

Слайд 8

1. Какое строение имеют птицы? 2. Где обитают и чем питаются? 3. Какие отличительные признаки есть у птиц?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Накорми птиц" Ученики 4 класса - для воспитанников детского сада

Игра "Накорми птиц" проводилась ребятами 4 класса для подготовительной группы детского сада. Игру проводили на прогулке....

Сценарий урока окружающего мира "Что мы знаем о птицах"для учащихся1 класса

 Тема:«Птицы. Что мы знаем о птицах».           Цель:1)познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;2) учить выделять существенные признаки природных объектов;3) продолжить обучение...

Урок математики "Подкормка птиц" для 4 класса. Задачи на движение

Урок-путешествие (марш-бросок) в зимний лес "Подкормка птиц". На уроке решаются  задачи экологического воспитания, учебные - решение задач на движение и др. Цель: закрепить умение решать зад...

Урок по окружающему миру на тему"Как помочь птицам зимой" (1 класс)

Аннотация:При определении цели и задач урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Цель урока ученикам была представлена в форме пр...

Технологическая карта по технологии на тему: "Птица счастья. Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья»" 2 класс

Тема: Птица счастья. Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья»Цели деятельности учителя: освоение техники оригамиПланируемые результаты:   Предметные:- Знать способы раб...

Конспект урока по технологии. Тема: Птица счастья. Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья» (2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представление о птице счастья; освоение техники оригами.Планируемые результаты:Предметные:-знать: способы работы с бумагой: сгибание, складывание, пр...

Технологическая карта урока технологии по теме «Птица счастья. Освоение техники оригами» Изделие: «Птица счастья» (2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: освоение технологии складывания бумаги в технике оригамиЗадачи урока:Дидактические:- освоить технические приёмы сгибание, складывание;- повто...