КТП по окружающему миру 3класс ПНШ
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

Рабочая программа  по ОМ 3 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon om_3klass.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение                            

«Яйская  основная  общеобразовательная  школа №3»

Утверждена

Приказом № от «___»_________2012г. Директор __________

                                                                                                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ  МИРУ

для учащихся 3  класса

Количество часов - 68 час

Количество часов в неделю- 2 час

Учебник: Федотова,О. Н. Окружающий мир:3 класс:учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М. Академкнига/Учебник,2010. 

                                                                                                                                                                               

Составитель:

Шипачева  Е. М.,

учитель начальных классов

 

                                 

Принята на                                                                                                                                  

заседании  РМО                                                                                                                              

Протокол № 1                                              

от « 29 »   августа  2012г.

Руководитель РМО _______________

                                   Шипачева Е.М.

Принята                                                           педагогическим советом                                        

Протокол № __________                                        

от «___» ___________2012г

Яя

2012

О К Р У Ж А Ю Щ И Й       М И Р

Пояснительная    записка

      Рабочая программа «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»  составлена на основе программы по окружающему  миру,  рекомендованной Министерством образования и науки РФ  авторов О.Н. Федотова,  Г.В. Трафимова.

      Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Значимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьника целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и представления о его месте в этой среде как личности.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

► дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

► последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

► формирование специальных умений – работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;

► изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

► воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

      На изучение учебного материала по предмету «Окружающий мир» в  планировании отводится 68часов,   2 ч в неделю.

     Программа составлена основе концепции «Перспективная начальная школа».

Программу обеспечивают следующие пособия:

 Федотова, О. Н. Окружающий мир : 3 класс : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

 Федотова, О. Н. Окружающий мир : 3 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

 Федотова, О. Н. Окружающий мир : 3 класс : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

 Федотова, О. Н. Наш мир : 3 класс : методическое пособие для учителя / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.

Содержание  программы

раздел

Название разделов   учебника

Уроки    

Кол – во часов

1

Способ познания окружающего мира с помощью простейших приборов

10,17

2 ч

2

Планета, на которой мы живём

1-9, 11-13

12 ч

3

Неживая природа

14-16, 18-36

22 ч

4

Взаимосвязь неживой природы

37-48

12 ч

5

Природные сообщества

49-62

14 ч

6

Наша страна Россия

63-68

6 ч

Всего:

68 час

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир»

 к концу третьего года обучения

Учащиеся должны знать/понимать: 

• устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;

• понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела (на уровне первичных представлений);

• три состояния вещества в природе;

• основные свойства воды и воздуха;

• источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;

• некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);

• полезные ископаемые родного края;

• значение почв в жизни человека, мероприятия по охране почв;

• географическое положение России и своего края (примерное положение своего города, села, поселка на карте);

• особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, их использование и охранные мероприятия на территории родного края;

• города Золотого Кольца России (названия трех-четырех городов) и их достопримечательности;

• достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга.

Уметь:

• соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

• пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);

• ориентироваться на местности по солнцу, местным признакам и по компасу;

• проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;

• измерять температуру воды и воздуха;

• письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;

• узнавать в окружающем мире изученные растения и животных;

• показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий); некоторые города России (города Москву, Санкт-Петербург, города Золотого кольца России, родной город, примерное положение своего поселка, села);

• описывать историю возникновения и строительства Москвы и Санкт-Петербурга;

• делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся первых, вторых, третьих классов;

• написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для того чтобы ориентироваться на местности по компасу;

• принимать посильное участие в охране и защите природы;

• использовать термометр для измерения температуры воздуха;

• оценивать воздействие человека на природу (положительное отрицательное);

• выполнять правила поведения в природе;

• рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;

• удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.

Календарно-тематическое планирование

        №  п/п

    №  п/р

     Наименование  темы  урока

Кол-во  часов

Учебник;

часть; стр.

Тетрадь; часть; стр.

Формы контроля

Дата проведения занятия

1

2.1

Наш мир знакомый и загадочный  

1

 1; 5 – 6

04.09

2

2.2

Глобус - модель земного шара

1

 1; 7 – 11

  1; 2

06.09

3

2.3

Материки и океаны на глобусе

1

1; 12 –14

  1; 3 – 4

11.09

4

2.4

Формы поверхности Земли

1

 1; 15 18

  1; 5

13.09

5

2.5

Географическая карта

1

1; 19 –24

  1; 6 – 7

Пр. работа

18.09

6

2.6

Учимся читать карту

1

1; 25 –27

  1; 8 – 9

Пр. работа

20.09

7

2.7

План местности

1

1; 28 –30

  1; 10

Пр. работа

25.09

8

2.8

Холмы и овраги

1

1; 31 –34

  1; 11 –12

27.09

9

2.9

Стороны горизонта

1

 1; 35 -37

  1; 13 –15

02.10

10

1.1

Ориентирование на местности. Компас

1

1; 38 –41

  1; 16 –17

Пр. работа

04.10

11

2.10

Ориентирование на местности (экскурсия)

1

экскурсия

09.10

12

2.11

Изображение Земли на глобусе и карте. Ориентирование на местности.

1

-

Пр. работа

11.10

13

2.12

Тела; вещества; частицы

1

1; 43 –48

  1; 18 –20

16.10

14

3.1

Твердые вещества; жидкости и газы

1

1; 49 –52

  1; 21

18.10

15

3.2

Вода – необыкновенное вещество

1

1; 53 –55

  1; 22

23.10

16

3.3

Свойства воды в жидком состоянии  

1

 1; 57 -62

  1; 23

Пр. работа

25.10

17

1.2

Термометр и его устройство

1

1; 63 –67

  1; 24 –25

Пр. работа

06.11

18

3.4

Свойства воды в твердом состоянии  

1

1; 68 –71

  1; 26

Пр. работа

08.11

19

3.5

Свойства воды в газообразном  состоянии

1

1; 72 –74

  1; 27

13.11

20

3.6

Круговорот воды в природе

1

1; 76 –80

  1; 28

15.11

21

3.7

Туман и облака.  

1

1; 81 –84

  1; 29

20.11

22

3.8

Осадки.

1

1; 81 –84

  1; 29

22.11

23

3.9

Вода – растворитель

1

1; 85 –87

  1; 30

27.11

24

3.10

Растворы в природе

1

 1; 88 90

  1; 31 –33

29.11

25

3.11

Почему воду надо беречь?

1

1; 91 –94

  1; 34 –35

04.12

26

3.12

Океан, которого нет на карте и глобусе

1

1; 96 –99

  1; 36

06.12

27

3.13

Воздух – это смесь газов

1

1; 100-102

  1; 37 –38

11.12

28

3.14

Свойства воздуха

1

1; 103-108

  1; 39 –40

Пр. работа

13.12

29

3.15

Температура воздуха

1

1; 111-114

  1; 41

18.12

30

3.16

Ветер

1

1; 115-119

  1; 42

20.12

31

3.17

Что такое погода?

1

1; 120-122

  1; 43

25.12

32

3.18

Вода и воздух

1

1; 123-125

27.12

33

3.19

Природа  вокруг  нас

1

-

-

доклад

15.01

34

3.20

Горные породы

1

 2; 5 – 8

  2; 2 – 3

17.01

35

3.21

Горные породы нашего  края

1

-

-

22.01

36

3.22

Разрушение горных пород

1

 2; 9 – 11

  2; 2 – 3

24.01

37

4.1

Что такое минералы?

1

 2; 12 -15

  2; 4

Пр. работа

29.01

38

4.2

Полезные ископаемые

1

2; 16 –21

  2; 5

Пр. работа

31.01

39

4.3

Полезные ископаемые нашего края  

1

-

-

05.02

40

4.4

Свойства полезных ископаемых

1

2; 22 –25

  2; 6 – 7

07.02

41

4.5

Каменный уголь-полезное ископаемое

1

-

-

12.02

42

4.6

Как образовалась  нефть?

1

-

-

14.02

43

4.7

Почему надо беречь  полезные ископаемые

1

2; 26 –30

  2; 8 – 9

19.02

44

4.8

Как образуется почва

1

 2; 31 -33

  2; 10 –11

21.02

45

4.9

Состав  почвы

1

 2; 31 -33

  2; 10 –11

26.02

46

4.10

Чем питаются животные почвы?

1

2;  34

28.02

47

4.11

Почва и её свойства

1

2; 35 –38

  2; 12 –14

Пр. работа

05.03

48

4.12

Зачем и как люди заботятся о почве

1

 2; 39 -42

  2; 15

экскурсия

07.03

49

5.1

Лес и его обитатели

1

2; 43 –49

  2; 16 –17

12.03

50

5.2

Лес и его обитатели

1

2; 43 –49

  2; 16 –17

Пр. работа

14.03

51

5.3

Луг и его обитатели

1

2; 50 –54

  2; 18

Пр. работа

19.03

52

5.4

Поле и его обитатели

1

2; 55 –58

  2; 19

21.03

53

5.5

Пресные водоемы и его обитатели

1

2; 59 –64

  2; 20 –22

Пр. работа

02.04

54

5.6

Болото и его обитатели

1

2; 65 –68

  2; 23 –24

04.04

55

5.7

Значение лесов

1

2; 69 –73

  2; 25 –26

09.04

56

5.8

Безопасное поведение в лесу

1

2; 74 –78

  2; 27 –28

11.04

57

5.9

Луг и человек

1

2; 79 –82

  2; 29 –30

16.04

58

5.10

Надо ли охранять болота?

1

2; 83 –85

  2; 31

18.04

59

5.11

Дары рек и озёр

1

2; 86 –89

  2; 32

23.04

60

5.12

Безопасное поведение у водоемов

1

2; 90 - 93

  2; 33

25.04

61

5.13

Человек-защитник природы

1

2; 94 –96

  2; 34

экскурсия

30.04

62

5.14

Природа будет жить!

1

2; 97 –102

 

02.05

63

6.1

Лента  времени

1

2; 103-105

Пр. работа

07.05

64

6.2

Золотое кольцо  России

1

2;  –102

  2; 35 –37

14.05

65

6.3

Путешествие по Санкт-Петербургу

1

2; 124-136

  2; 42 –44

16.05

66

6.4

Расположение городов на  карте  России

1

-

-

Пр. работа

21.05

67

6.5

Достопримечательности родного края

1

-

-

экскурсия

23.05

68

6.6

Заключительный урок.  Повторение.

1

-

-

28.05

Всего

68

Перечень  ключевых  слов

Адмиралтейство

Атмосфера Земли

Бастион

Буёк

Географическая карта

Географические объекты

Горы

горизонт

Искусственные материалы

Кобылки

Лишайник

Луна

Магнитная стрелка

Масштаб

Месторождение

Метеориты

Минералы

Насекомые-опылители

Объём

Океаны

Ориентирование

Перегной

План местности

Просека

Равнины

Реставрация

Самоцветы

Смешанный лес

Солнце

Сплавы

Стапель

Стороны горизонта

Тайга

Талые воды

Твёрдое тело

Тля

Термометр

Туман

Физическая карта  

Торф

Фреска

Холмы

Храм

Цепь  питания

Шкала глубин и высот

Шатёр

Экватор

Список   литературы

для учителя:

1. «Перспективная начальная школа»   Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2009,  стр 121-128.

2. Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник,2010.

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий Мир. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник,2010.

4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий Мир. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2010

5. Алексеев СП. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.

6. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.

7. Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. - М.: Аст, 1997.

8.Электронное методическое пособие по окружающему миру,О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, 3 класс,  Издание 2е, дополненное, МОСКВА,  АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2007.

для  обучающихся:

1. Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник,2010.

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий Мир. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий Мир. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация №2 к уроку по окружающему миру,3класс

Презентация №2 к уроку"Охрана животных" по окружающему миру для 3 класса....

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

разработка урока по окружающему миру, 3класс

Конспект урока по окружающему миру по теме " Какие  ремёсла были в России"...

разработка урока по окружающему миру, 3класс

Конспект урока по окружающему миру по теме " Какие  ремёсла были в России"...

Материалы тренировочных КИМов по окружающему миру 3класс

Все задания теста распределены по трем дидактическим уровням усвоения учебного материала, соответствующих требованиям Стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.Диагностическая работа пред...

Рабочая программа по окружающему миру 3класс

Рабочая программа составлена по УМК "Школа России"....