Окружающий мир "Есть у ребёнка права и обязанности"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока по окружаещему миру в рамках фестиваля по духовно-нравственному развитию школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_na_seminare.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира на тему: «Есть ли у ребёнка права и обязанности?»
Цель: помочь ребёнку осознать наличие своих прав и обязанностей.
Задачи:
1.Осознание своих обязанностей и прав в школе и семье
2. Воспитание уважительного отношения не только к своим правам, но и правам других людей.
3. Знакомство с документами, в которых изложены права и обязанности.
Ход классного часа:
1.Орг момент.
2. Вступление. Разгадывание кроссворда.
-Ребята, на доске кроссворд, разгадав который, вы узнаете, какой теме будет посвящен наш урок.
1.Глава нашего государства (президент)
2.Человек в период детства.( ребенок)
3.Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства. (Гражданин)
4. На земле он всех умней,
Потому и всех сильней. (человек)
5.Обязательные для всех правила. Принимается государством, которое следит за его выполнением. ( закон)
-Какое слово у нас получилось? (права)
-Верно, сегодня на уроке мы с вами поговорим о правах.
3. Основная часть: знакомство с конвенцией о правах ребенка.
-А что такое права? (это совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать. Это правила, по которым живут люди в стране, они определяют отношения людей в обществе.)
-Посмотрите на доску и прочитайте тему нашего урока, (на доске: Есть ли у ребенка права и обязанности?)
-Так есть они или нет?
- Каждый человек с самого рождения наделяется правами, которые никто не может отнять.
-Права записываются, формулируются в специальных документах, которые называются ЗАКОНЫ.
-О том, какими правами должен обладать каждый человек на земле было записано в специальном документе, принятом Организацией Объединенных нации10 декабря 1948 года (это всемирная организация, главной задачей которой является обеспечение прав человека во всем мире) – ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, (корень – табличка).
Декларация (слово декларация в переводе с латинского языка означает заявление, объявление) – Декларация имеет рекомендательный характер, необязательный для исполнения, является призывом ко всем правительствам.
-В декларации отмечалось, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи, потому, что они слабее взрослых, именно поэтому права ребенка специально выделили из прав человека.
-Ребята, а кто знает, как называется документ, в котором закреплены права детей? (КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА, она была принята ООН
20 ноября 1989 года – к дереву)
Конвенция (в переводе с лат. договор, соглашение)– конвенция это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
--В чем отличие конвенции от декларации?
-Конвенцию о правах ребенка еще называют МИРОВОЙ КОНСТИТУЦИЕЙ ПРАВ РЕБЕНКА, как вы думаете, почему? (конституция – это главный закон страны, а конвенция это закон, который признали большинство государств и живут в соответствии с ним).
-Наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах.
-Всего в конвенции 54 статьи, но многие из них тесно связаны друг с другом. Перед вами на партах сокращённый перечень прав ребёнка.
- В паре с соседом ознакомьтесь со статьями из Конвенции и выделите любые три права, которые, на ваш взгляд, являются самыми важными именно для вас.
-На что надо обратить внимание, работая в паре? (прислушиваться к мнению другого, умение договариваться, находить компромисс, доказывать свою точку зрения, быть терпеливым, уважать мнение другого, распределение обязанностей)
Сокращённый перечень прав ребёнка
(приводится из Конвенции о правах ребёнка)
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Право на равенство и свободу, личную неприкосновенность.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и здоровое развитие.
Статья 7. Право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и их заботу.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Право на то, чтобы ребёнок не разлучался со своими родителями, вопреки их желанию.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15. Все дети имеют право думать обо всём, как они захотят, а также организовывать клубы по интересам и участвовать в собраниях и организациях.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 20. Дети имеют право на защиту и помощь государства в случае отсутствия родителей.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 24. Право на охрану здоровья, медицинский уход, на медицинское обслуживание.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни, право на жилище и его неприкосновенность.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
-Какие статьи вы отметили? Почему именно эти, объясните свой выбор?
-Какое самое главное право есть у каждого ребенка. Но его часто забывают назвать, настолько оно естественно?
-Почему это право самое важное? (с потерей жизни все остальные права утрачивают смысл.)
-Ребята, а до какого возраста человек считается ребенком?(18) Является ли Маугли, живший в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?( да)
3) Право на имя и приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу, право на семью.
-Родители придумывают вам имя, дают фамилию, а затем ваши данные записывают в специальном документе.
-Как он называется? (свидетельство о рождении – это первый документ ребенка)
-Свидетельство о рождении говорит не только о появлении на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином своей страны, которая заботится о его благополучии.
-Какие еще документы у вас есть?
6)Каким правом пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? (право на образование – посещать школу, учиться). Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным. Среднее и высшее – доступным для всех детей.
7)Право на жилище и его неприкосновенность. Что значит неприкосновенность жилища? ( Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем людей).
8)Право на равенство и свободу. Что означает это право? Все люди разные. У нас разные имена, разный цвет глаз, волос и еще многое, что нас отличает. Но у нас есть и много общего. Прежде всего, что мы люди, а все люди живут по общим правилам. Это права, их надо уважать.
4.Мультиплликационный практикум «Узнай право».
-А сейчас, я предлагаю поучаствовать в мультипликационном практикуме. Просмотрим отрывки из мультфильмов, какие права героев вы сможете увидеть и назвать.
1) «Чиполлино», где Чиполлино вытаскивают из его домика
-Какое право Чиполлино нарушено? (неприкосновенность жилища)
-В каких произведениях нарушается это право? (Три поросенка, Ледяная избушка)
2) «Мамонтёнок»
-О каком праве идёт речь?
3) «Попугай Кеша», где Кеша сидит в клетке и кричит: «Свободу попугаям!»
-Какое право отстаивает? (право на свободу)
5) «Доктор Айболит» ( на мед. помощь)
-Каким правом воспользовались герои этого отрывка?
-Сказочные герои часто оказываются в ситуациях, когда нарушаются их права.
1) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)
2) Кто из сказочных персонажей пользовалась правом на свободнее перемещении на метле? (Баба Яга.)
3) Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
4) Мачеха с утра до ночи заставляет золушку трудиться. Несчастной девушке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (ст.31)
5. Права и обязанности.
-Молодцы! У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности. Каждое право порождает обязанность.
-Помните, там, где есть права, обязательно есть обязанности. Права предоставляются, а обязанности выполняются.
-Однако некоторые дети не видят грани между правами и обязанностями. Можно ли права отделять от обязанностей?
-Какие свои обязанности вы можете назвать? ( беречь своё здоровье и здоровье окружающих, добросовестно учиться, соблюдать правила поведения, слушаться родителей, получить образование, бережное отношение к окружающей среде, уважительное отношение к государству и соблюдение его законов и др…)
-Пока вы учитесь в школе ваши права и обязанности сформулированы в специальном документе, который называется –УСТАВ ШКОЛЫ.
-В этом документе перечислены права и обязанности учителей, родителей и учеников.
- Сейчас я предлагаю вам опять поработать в парах, перед вами выдержки из школьного устава. Вы должны правильно распределить их в две группы, что относится к правам, а что относится к обязанностям гимназиста.
Проверка.
Основной обязанностью школьника является выполнение правил поведения, с которыми вы знакомы с первого класса.
6. Итог.
-Ребята. А чего не хватает на нашем дереве? (листьев)
-Верно, возьмите в руки листочки, которые лежат у вас на партах. Пусть каждый из вас запишет на нем любое право и обязанность и приклеит к нашему дереву.
-Кого можно считать ребенком?
-Есть ли у детей права и обязанности?
-В каких документах они зафиксированы?
-какое свое право вы реализуете, сидя за партами в школе?
ПРАВА, КОТОРЫЕ У МЕНЯ ЕСТЬ.
- Право на жизнь.
- Право на имя и на гражданство.
- Право на медицинскую помощь, медицинское обслуживание.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг, право участвовать в развлекательных мероприятиях.
- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка)
- Право на жилище, неприкосновенность жилища.
- Право свободно выражать свои мысли, иметь свое мнение.
- Право на семью, право на заботу и воспитание родителями.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства( ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)
- Право на равенство и свободу.
- Право на свободное перемещение и выбора места жительства в пределах своей страны.
- Право на личную жизнь и тайну переписки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. Права и обязанности ребёнка
Знакомство детей с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН. Способы их реализации...
Внеклассное мероприятие о правах и обязанностях ребёнка: "Лучше знать, чем догадываться"
10 декабря 213 года исполняется 65 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций Всеобщей Декларации прав человека. К этому событию и прурочено это внеклассное мероприятие....
Классный час "Права и обязанности ребёнка"
Методическая разработка ко Дню Конституции....
Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.
В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....
Внеклассное мероприятие для 2 класса « Изучаем права и обязанности ребёнка».
Внеклассное мероприятие для 2 класса « Изучаем права и обязанности ребёнка»....
Игра-викторина "Права и обязанности ребёнка".
Игра -викторина"Права и обязанности ребёнка"....
воспитательский час «Права и обязанности ребёнка»
воспитательский час "Права и обязанности ребёнка"...