Сценарий утренника "Лес - наше богатсво"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Экологическое воспитание к окружающей среде, формирование гуманного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les_-_nashe_bogatstvo.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Помарская средняя общеобразовательная школа»
Волжского муниципального района Республики Марий Эл
Сценарий утренника
«Лес – наше богатство»
Подготовила и провела
Федорова Лидия Васильевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Помары, 2013
Цели: экологическое воспитание бережного отношения к окружающей среде. Задачи:
- формирование гуманного отношения к природе;
- содействовать комплексному (эмоциональному и рациональному) восприятию природы, целостному восприятию картины мира;
- содействовать духовному становлению, гармонизации личности ребенка;
- воспитывать экологическую культуру.
Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, аудиозапись с голосами птиц, песен, маски: совы, грача, дятла, скворца,
плакат со словами Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину», выставка работ учащихся: рисунки, поделки, фотографии растений, занесенных в «Красную книгу» Республики Марий Эл.
Ход мероприятия.
Ученик 1:
Люблю я небо голубое,
Внимаю крикам журавлей,
Люблю сияющее солнце
И яркий блеск его лучей.
Люблю я грозы и дожди,
Люблю я ливни метели,
Люблю желтеющие нивы,
Ручьи, что по весне звенели.
Люблю я пышные цветы,
Что распускаются с рассветом.
Налюбоваться не могу.
Как жаль, что не рожден поэтом.
Люблю тебя, моя природа,
С тобой останусь навсегда,
И воспевать твои красоты
Не надоест мне никогда.
Ученик 2:
Ой, ты край родимый мой!
Рощи, ельник молодой.
Воды светлые поля,
Разве вас забуду я?
Славлю я тебя, Элнет,
Твоих сосен краше нет.
Всей душой я вас люблю,
Эту песню вам пою!...
С.Чавайн
Ведущий: Наш край марийский…
Необыкновенно красив он летом и зимой, ранней весной и золотой осенью. Прекрасны леса и озера, многообразен животный мир.
Краем вековых сосен и лесных озер, колосящихся полей и цветущих лугов, красивых колхозных усадеб и городов предстает наша республика перед ее гостями.
Ученик 3:
Волнует сердце сторона родная.
Всем, что увидит мой сыновний взор:
Платками белыми, гусиной стаей,
Серебряными слитками озер;
Комбайнами, идущими по полю.
Дыханием электропил в лесах,
Пробежкой лося, травами по пояс
И журавлиным клином в небесах.
С.Вишневский
Ведущий: Наш марийский край расположен в лесной зоне. Больше половины его площади занимают леса. Лес красив во все времена года. Красивы стройные высокие сосны, раскидистые ели. А как легко дышится в сосновом лесу!
В народе говорят:
Лес засохнет – мир оглохнет.
Нет, милей чудес, чем наш марийский лес.
Лес и вода родные брат и сестра.
Лес – это огромная кладовая природы. Лес – это наряд нашей земли. Там где лес, чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и источник лекарственного сырья. Лес – это прекрасный строительный материал.
Ученик 4:
Почему мы с лесом дружим.
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка книга, карта? Лес!
Оглянись, все вокруг –
Это наш зеленый друг.
Ведущий: Ребята, у леса открытая душа, он прекрасен и щедр. Приди в лес, собирай ягоды и грибы, цветы и лекарственные травы. Любуйся высокими соснами и мохнатыми елями. Не одной красотой славится лес. Лес задерживает влагу, останавливает палевые бури и суховеи, помогая человеку выращивать хороший урожай.
Над морем солнечной пшеницы.
Как часовые вдоль границы,
В тумане высятся леса,
Они стеной стоят на страже.
Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные микробы, поэтому лес является наиболее здоровым местом отдыха для людей и способствует их долголетию.
А знаете ли вы что:
Ученик 5: Дуб растет очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Лишь с девятилетнего возраста начинает расти очень быстро, по 30 – 40 см. Первые желуди дает только на 20 – 70 лет.
Ученик 6: А береза растет очень быстро. За 25 лет она достигает высоты пятиэтажного дома. Особенно хорошо растет она на песчаных почвах. За сутки взрослое дерево березы высасывает из земли до 41 л воды. Береза дерево – пионер. Она растет на вырубленном месте, на выгоревших местах.
Какое значение имеет береза для человека? Раньше в народе говорили:
Первое дело – мир освещать.
В старину жилище освещали лучинкой, сделанной из березы.
Второе дело – крик утишать.
Крона березы поглощает шум.
Третье дело – болезнь исцелять.
Больных лечат отваром березы и отваром березовых почек.
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
Из чаги делают ценное лекарство. Веники, метлы делают из веток березы.
Берёза у марийцев священное дерево. В священных рощах (кюсото) проходят языческие ритуальные моления.
И в древних украшениях и в элементах вышивки большое место занимает «дерево жизни», в котором можно узнать берёзку.
Ведущий: Но лес нуждается в охране!
Охрана природы – дело народа – твое, мое, мое, наше. В мае 1923 года в стране проведен День леса. С тех пор проводятся дни, недели, месячники леса.
Очень просто в ясную погоду
Помечтать в лесу иль у пруда,
Но любить от всей души природу –
Это значит действовать всегда!
Помните, что многие растения стали редкими, некоторые из них почти полностью истреблены. Будут ли люди любоваться ими после нас? Это зависит от каждого. Не стремитесь вернуться домой с огромной охапкой цветов. Возьмите скромный букетик. А лучше оставьте эту красоту для тех, кто придет сюда после вас. Пусть порадуются!
Ученик 7:
Родился ландыш, в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень –
Он тихо зазвенит.
И это звон услышит луч,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг-
Услышим я и ты.
Ведущий: Особенно страшен для леса пожар. Случайно брошенная спичка, непотушенный костер – и пошел по лесу гулять огонь. Народная пословица гласит: « Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одной спичкой можно сжечь миллион деревьев».
Ученик 8:
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы.
И ожил потухающий костер.
И сыпля искры посреди поляны.
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег.
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
И, испуганная стая белок рыжих.
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огневой метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В.Шефнер.
Разводить костер следует у воды или на открытой местности. Уходя от костра, надо его тщательно залить водой или засыпать землей, чтобы он не тлел.
Ведущий: Бережно относитесь к птицам. Лес без пения птиц мертв. Они заботливые «санитары» пораженных насекомыми – вредителями деревьев. Не позволяйте ловить птенцов или тревожить их в гнездах для забавы.
Птицы.
Сова: Я – сова. За одно лето съедаю более тысячи полевых мышей. Одна мышь уничтожает за лето один килограмм зерна. Значит, я за лето сохраняю одну тонну хлеба. Когда вы меня увидите в лесу, не убивайте. Я очень полезная птица.
Скворец: Я очень прожорливый. Ем личинки майского жука, гусеницы и обыкновенных слизней.
Дятел: Я – дятел. Поедаю злейших врагов леса – короедов. За один короткий зимний день могу ободрать кору с крупной ели, на которой бывает около десяти тысяч личинок короеда.
Грачи: Мы, грачи, поедаем хлебных жуков, вредных черепашек, озимую совку.
Птицы:
Ты гнезда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнезд!
Ты в наши гнезда не смотри.
Не становись на пни,
Яичек теплых не бери –
Зачем тебе они?
Ребята! Будьте друзьями птиц! Охраняйте, гнезда. Устраивайте кормушки, делайте, скворечники. Пусть наши песни, украшают леса, и рощи, поля и луга.
Ведущий: Не позволяйте разорять муравейники. Муравьи, живущие в одном муравейнике, уничтожают в течение года до одного миллиона вредных насекомых.
Ученик 9: Остановись! Присядь! Нагнись!
И под ноги взгляни!
Живой живому удивись: они тебе сродни!
Ведущий: Лес – наше богатство. Наша задача – приумножать это богатство. Активно участвовать в посадке леса!
Ученик 10:
Чуть ветер коснулся березовых веток,
И листья огнями зажглись.
И я вот решил прогуляться под вечер,
По ближнему лесу пройтись
Ученик 11:
Иду по тропинке и вижу поляну.
Там кто – то уже побывал.
Сердце в груди застучало вдруг сразу.
Я даже чуть – чуть не упал.
Ученик 12:
Ветки деревьев безжалостно сломаны
И брошены, видно, в костер.
Бумаги и мусор здесь также не убраны.
Лежат, словно пестрый ковер.
Ученик 13:
Наши леса богаты, красивы.
Не будем мы их засорять.
А лучше, давайте, будем готовы
Все это добро защищать!
Ведущий: В нашей стране созданы заповедники, национальные парки для охраны деревьев, животных, птиц. В Волжском районе расположился национальный парк «Марий Чодра». В переводе с марийского языка «Марий Чодра» означает «марийский лес». Во флоре и фауне парка отмечены растения и животные, занесенную в Красную книгу России.
Звучит песня А. Пахмутовой «Не убивайте птиц».
Все: Природу не уродуй,
Природу не обидь.
Родился человеком,
Так надо им и быть.
Э. Мошковская
Ведущий: Природа – наша жизнь! Помоги природе добрыми делами, а она ответит тебе тем же – поможет тебе!.. Добрые дела! Их бесчисленное множество. Сажай деревья, кустарники, цветы, ухаживай за ними…, научись увидеть красоту в природе, береги эту красоту на деле и в сознании!...
Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед … нами, перед варваром – Человеком. Человек забыл, что он сам является частицей природы.
Используемая литература:
1.Брыкина Н.Т. О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»- ВАКО, Москва -2004г.
2.Пекпаев А.А. Изучение природы родного края – Йошкар –Ола, Марийское книжное издательство-1989 г.
3. «Говоря за все живое» - сборник творческих работ – Чебоксары- 2008г.
4. Национальный парк «Марий Чодра» - информационно – справочное издание - Йошкар – Ола – 2004г.
5. «Знать - любить – беречь» - сборник творческих работ – Йошкар – Ола 1994г.
6. «Красная книга Республики Марий Эл» - Йошкар – Ола. 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Наша дружная семья" Автор Смородинова Елена Эдуардовна
Праздник для детей и их родителей, бабушек и дедушек, посвящён Дню семьи. В сценарии использованы стихи, песни, частушки инсценировки....
Сценарий праздника «Наши родители – выпускники школы, в которой теперь учимся мы» (посвящено 20-тилетию школы)
Если вашей школе предстоит отметить юбилей, то я предлагаю свою идею, в которой участвуют ученики начальных классов, чьи родители учились и были выпускниками этой же школы....
Сценарий фильма "Наша история" (юбилей школы)
Сценарий составлен к 40 летнему юбилею школы...
Сценарий праздника "Наши дедушки, наши бабушки"
Сценарий праздника посвящен празднованию Дня пожилого человека....
Сценарий праздника "Наши мамы, наши бабушки"
Сценарий праздника "Наши мамы, наши бабушки",проведённого в 1 классе. Цель мероприятия : формирование у детей чувства уавжения к мамам и бабушкам; сплочение коллектива взрослых детей....
Хлеб - наше богатсво
Исследовательский проект для учащихся 4 классов...