"Путешествие семян"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира
3 класс
Тема «Путешествие семян»
УМК « Школа России»
Учитель начальных классов Крюкова Т.В.
Цель урока : дать представление о различных способах распространения растений в природе
Образовательная: расширять знания учащихся о жизни растений, закрепить знания о размножении и развитии растений из семени.
Развивающая: развивать наблюдательность, самостоятельность, навыки сотрудничества, творческие способности , расширять кругозор.
Воспитательная : воспитывать бережное отношение к природе, интерес к жизни растений, стремление больше знать, интерес к предмету.
Оборудование:
1. Схемы : «Размножение растений», «Развитие растения из семени».
2.Гербарий растений: липа, клен, береза, рябина, подорожник, лопух, ясень, сирень.
3.Рисунки растений: недотрога, одуванчик, кувшинка.
4. Образцы семян изучаемых растений.
5. Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Послушайте стихотворение и доскажите словечко.
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка, и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг ….. (природа)
II.Актуализация знаний.
- Вспомните и скажите, на какие 2 группы делится природа?
- Назовите признаки живой природы .
- На предыдущем уроке вы узнали, как размножаются растения.
Давайте вспомним, чем могут размножаться растения, и заполним схему:
семенами черенками
корневищами Размножение растений клубнями
луковицами усами
(Ученики приводят примеры, схема заполняется частями растений и названиями растений + рисунки растений).
- Ребята, вы уже знаете, что большая часть растений вырастает из упавших в землю семян. А какие же условия нужны для семени, чтобы оно развилось в растение?(свет, тепло, воздух, вода).
Многие из вас проделали опыт, чтобы увидеть как из семени фасоли или семени гороха будет развиваться растение.(Показ учителем одного из растений).
-Давайте по наблюдениям расскажем, как развивалось ваше растение из семени.
- Ученик рассказывает по схеме как развивалось его растение.
Мы будем продолжать наблюдать за развитием наших культурных растений.
III. Сообщение темы урока.
-А что же происходит в природе с семенами дикорастущих растений?
- Послушайте мой рассказ и догадайтесь, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, т.е. попробуйте сформулировать тему урока.
- Человек способен объездить весь земной шар и даже побывать в космосе. Далеко от родных мест улетают птицы и насекомые. Убегают, уползают или уплывают другие животные. И только растению суждено прожить всю жизнь на одном месте- там, где ухватился корнями за родную землю его корень. Но освоение новых мест свойственно и растениям. Они прорастают своими корневищами в почве на многие метры. Отправляют путешествовать свои семена. Для этого у семян есть приспособления.
-Кто же догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
- Правильно, тема нашего урока «Путешествие или распространение семян.»
IV. Работа по теме урока.
-Сейчас вы будете работать в парах и выполнять практическую работу .
-У вас на партах лежат коробочки, которые вы сделали на уроке технологии.
- Откройте их. Что вы увидели? ( в коробочках лежат плоды с семенами).
- Послушайте загадку, отгадайте ее, найдите плод с семенами этого растения и положите его перед собой.
После того, как ученики отгадали загадку, показываю отгаданное растение из гербария.
Загадки:
1. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают
Шкуру тонкую сдирают. ( липа)
2. Клейкие почки
Тонкие листочки
С белой корой
Стоит под горой. (береза)
3. Отгадайте ребус ( рисунок клест, буква Н)( клен)
- Рассмотрите эти плоды с семенами.
- Чем они похожи? (есть крылышки)
- А зачем плодам нужны крылышки?
- Кто же помогает путешествовать этим семенам? (ветер)
4. Красные ягоды этого дерева
Ярче небесной вечерней зари.
Ну, а зимой это лакомство птичье
Ягоды дружно клюют снегири. ( рябина)
5. Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Но однажды добрым людям,
Раны вылечить помог.(подорожник)
6. Вырос в поле злой и колкий.
Во все стороны иголки.
Кто ни прикасается,
За того цепляется.( лопух или репейник)
- Есть ли у этих плодов с семенами крылышки?
-А как же они распространяются? Кто догадался?
Плод репейника путешествует, цепляясь своим крючочками за одежду человека или шерсть животных.
- А подорожник?
Послушайте рассказ.(Ученик рассказывает своим одноклассникам).
Осенью дороги раскисли от дождя, семена подорожника высыпаются из коробочек прямо в грязь. Грязь прилипает к обуви прохожих. Выйдя на сухое место, человек очищает грязь с обуви. Так семена подорожника перебираются на новое место. Семена клейкие, хорошо прилипают к почве. Поэтому их не сдует ветер и не смоет вода.
- Сделайте вывод: как же могут распространяться семена?
-У вас в коробочках остались еще плоды с семенами.
Покажите плод, который путешествует с помощью ветра.
-Кто узнал это растение?
Правильно, это ясень.
Осталось узнать последнее растение.
Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень -
И в ней окажется … (сирень).
Как вы считаете, кто помогает распространяться этим семенам?
-Подведем итог нашей практической работы: Как же семена путешествуют или распространяются в природе?
V.Физкультминутка.
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг.(ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг!(потягивания - руки в стороны)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево.(наклониться, коснуться левой ступни правой рукой и наоборот)
К небу руки протянули,
Позвоночник растянули.(потягивания-руки вверх)
Отдохнуть мы все успели,
И за парты тихо сели.
- А сейчас послушайте сообщение об одном удивительном растении .(рассказ ученика)
У нас , в средней полосе России, есть очень интересное растение, которое называется недотрога. Если дотронуться до ее плодика, то он сразу же «взрывается», выстреливает в вас липкими семенами. Таким образом недотрога расселяется по земле. Такой способ называется самораспространением.
-Растениям нужно думать о расселении. Просто расселяться одуванчику. Почему?
- Правильно, ветер подхватит его плоды - парашютики и перенесет на необжитые земли.
- Нехитро расселиться и тем, кто вырос у быстрой речки –вода унесет их семена.
-А что делать тем, кто растет в стоячей воде? Как перескочить в соседний водоем?
-Водные растения приспособились так: семена кувшинок прилипают к лапкам и перьям уток, куликов и чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водоплавающих птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема в водоем.
-А почему же семена должны путешествовать?
Об этом нам расскажет статья в учебнике.
Откройте книги на странице 82 и прочитайте первый абзац.
Дайте ответ на мой вопрос.
VI. Самостоятельная работа.
Сейчас каждый из вас получит карточку.
Внимательно прочитайте задание и попробуйте его выполнить.
VII . Итог урока. Рефлексия.
- Что узнали нового на уроке?
- Когда было интересно?
- Оцените свою деятельность на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Распространение семян
Презентация к уроку по теме Распространение семян". ЦОР используется в качестве наглядной демонстрации при фронтальной работе с классом. Смена слайдов по щелчку. Смена анимации внутри слайдов автомати...
Урок окружающего мира "Распространение плодов и семян"
Умк "Перспективная начальная школа". На уроке учащиеся получат представление о способах распространения семян и плодов некоторых растений в природе....
Проект по окружающему миру "Изучение условий прорастания семян"
Перед нами возникла проблема "Какие условия необходимы для прорастания семян?" Мы много читали, экспериментировали, думали. И поняли, чтобы использовать дары природы - надо много трудиться!...
Исследовательская работа "Условия, необходимые для прорастания семян"
Это исследование проводилось в рамках предмета окружающий мир. Осенью ребенок принес семечко хурмы и спросил, можно ли из него вырастить растение. Мы решили сначала опытным путем узнать на примере фас...
Проектно – экспериментальная деятельность Тема: «Как вырастить картофель из семян»
Проектная деятельность...
Особенности распространения семян на новые места.
Урок по окружающему миру, 1 класс...
Проект по курсу РОСНАНО "Путешествие плодов и семян"
Данную работу дети выполняли по курсу РОСНАНО "Школа на ладони"....