Ягодная полянка 1 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Окружающий мир 1 класс "Ягодная полянка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yagodnaya_polyanka.docx | 27.71 КБ |
kartochki.docx | 492.76 КБ |
ovoshchi-frukty.docx | 10.86 КБ |
soobshchenie.docx | 12 КБ |
vaza.docx | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Ягодная полянка»
Цель: создание условий для осмысления правил поведения в природе.
Задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- способствовать формированию готовности соблюдать правила поведения в природе и правила сохранения и укрепления своего здоровья;
- развивать представление учащихся о понятиях «растения», «овощи», «фрукты», «ягоды»;
- познакомить со значением ягодных растений для человека;
- учить прогнозировать события, отвечать на вопросы.
Планируемые результаты
Личностные:
- проявление устойчивого познавательного интереса к окружающему миру при определении темы урока, определении понятий «растения», «овощи», «фрукты», «ягоды»; отгадывании загадок, назывании ягод по первой букве; определении съедобных и ядовитых, лесных и садовых ягод; определении правил сбора ягод; отгадывании видов ягодного варенья по вкусу; знакомстве с образцами народной художественной культуры;
- проявление способности к самооценке на основе критерия успешности выполнения работы в паре;
- получение представлений о разнообразии ягодных растений в России.
Регулятивные:
- определение цели учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при определении темы урока, определении понятий «растения», «овощи», «фрукты», «ягоды»; отгадывании загадок, назывании ягод по первой букве; определении съедобных и ядовитых, лесных и садовых ягод; определении правил сбора ягод; отгадывании видов ягодного варенья по вкусу; знакомстве с образцами народной художественной культуры;
- прогнозирование и составление плана решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при определении темы урока, определении понятий «растения», «овощи», «фрукты», «ягоды»; отгадывании загадок, назывании ягод по первой букве; определении съедобных и ядовитых, лесных и садовых ягод; определении правил сбора ягод; отгадывании видов ягодного варенья по вкусу; знакомстве с образцами народной художественной культуры;
- контроль и коррекция способов и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при определении темы урока, определении понятий «растения», «овощи», «фрукты», «ягоды»; отгадывании загадок, назывании ягод по первой букве; определении съедобных и ядовитых, лесных и садовых ягод; определении правил сбора ягод; отгадывании видов ягодного варенья по вкусу; знакомстве с образцами народной художественной культуры;
- оценка успешности решения учебной задачи совместно с одноклассниками и учителем при определении темы урока, определении понятий «растения», «овощи», «фрукты», «ягоды»; отгадывании загадок, назывании ягод по первой букве; определении съедобных и ядовитых, лесных и садовых ягод; определении правил сбора ягод; отгадывании видов ягодного варенья по вкусу; знакомстве с образцами народной художественной культуры.
Познавательные:
Общеучебные:
- знаково-символические - моделирование при определении съедобных и ядовитых, лесных и садовых ягод;
- поиск и выделение необходимой информации в учебнике при определении правил сбора ягод;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при ответах на вопросы учителя.
Логические:
- анализ, синтез, классификация при определении темы урока, отгадывании загадок, назывании ягод по первой букве; определении съедобных и ядовитых, лесных и садовых ягод;
- подведение под понятия: «растения», «овощи», «фрукты», «ягоды»;
- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при определении правил сбора ягод и поведения в природе.
Коммуникативные:
- осознанное построение учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (понимание возможности различных позиций других людей, ориентация на позицию партнёра, учет разных мнений, умение задавать вопросы, контролировать собственные действия и координировать действия партнёра) при фронтальной работе и работе в парах;
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог.
Тип урока: комбинированный.
Технологии: поддерживающего обучения, развитие критического мышления, ИКТ.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Оборудование: MS PowerPoint (в ходе урока используется компьютерная презентация); проектор.
Предварительно подготовить:
- картинки ( клюква, брусника, черника, земляника, малина, голубика);
- таблички к этим ягодам;
- выступления детей по этим ягодам;
- ягодное варенье;
- шаблоны вазочек для росписи ягодным узором.
Ход урока
- Организационный момент.
- Прозвенел звонок
- Начался урок
- Красиво стать
- 5 Тихо за партой свое место занять.
- Актуализация знаний.
- Ребята посмотрите за окно, что вы там видите?
- А какое это время года?
- А какие еще времена года вы знаете?
- Сегодня мы с вами попутешествуем и попадем в одно из этих чудесных время года. А вот в какое, вы догадаетесь, посмотрев эти картинки. Слайд 3-9.
- Проверим. Конечно лето. Слайд 10.
- Но для того, чтобы наш урок стал по- настоящему летним, давайте создадим свою волшебную полянку( звуки-пение птиц): светит солнышко, поют птички, летают бабочки, цветут цветы.
- У нас с вами получилось настоящие лето.
Мы тропинкой узкою сейчас свернём.
Туда, где сосны рослые касаются небес.
Где сказки шепчут ели, берёзы и дубы,
Где ягоды поспели и выросли грибы. Слайд 11
- А вот и волшебная полянка.
- Что же выросло на ней?
- Как можно всё это назвать?
Игра «Овощи — фрукты- ягоды».
- А давайте соберем в эту корзину некоторые растения. Что за растения мы сюда соберем, прочитайте (овощи.).
- А вот у меня еще две корзины. Что сюда будем собирать? Прочитайте.
(Дети раскладывают картинки в нужные корзины. Остаются ягоды).
- А куда положите клубнику, виноград? В какую корзину? (корзина -ягоды).Давайте же их соберем.
3. Постановка темы и цели урока
-А теперь, я буду загадывать загадки, а вы будете находить.
Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица. (Земляника) слайд 12
Голубенькое платьице, кустарник небольшой, А соком своим мажется - попробуй-ка, отмой. (Голубика) слайд 13
Много ягод в грозди этой. Поспевает знойным летом. (Виноград) слайд 14
Красных ягод пышный куст- Хороши они на вкус! (Смородина) слайд 15
Он колючий, словно ёж. В руки сразу не возьмёшь. (Крыжовник) слайд 16
- Какое слово получилось в итоге у вас ? ЯГОДЫ. Слайд 17
- Сегодня мы с вами продолжим разговор о дарах природы.
- Мы поговорим о ягодах, вспомним известные нам ягоды, узнаем незнакомые и узнаем, чем же полезны ягоды для человека.
- Знакомство с новым материалом. Формирование новых понятий и способов действий.
- Ну что, продолжим наш путь:
Встанем, шаг вперед и два назад,
Повернитесь. Обернитесь.
- Вот и пришли, мы с вами пришли на новую полянку. Слайд 18
- Посмотрите, под каждым листочкам спряталась ягода. А какая ягода спряталась, вы угадаете по первой букве. Слайд 18- 22.
- Попробуйте догадаться, как произошло название ягод (голубика, земляника,).
- Молодцы, нашли все ягоды.
- На нашей волшебной полянке встретились все ягоды вместе, но в природе так не бывает. (Сообщение учителя)
- О ягодах, которые растут в нашей местности, нам расскажут наши лесные друзья.
Выступления детей ( Подготовленные дети рассказывают, учитель показывает названные растения с помощью гиперссылок) слады 27- 29
- А каких ягодах рассказали нам друзья?
- Все ли ягоды можно кушать?
- Кроме съедобных в лесу есть и ядовитые ягоды: волчье лыко, вороний глаз.
- На какие группы мы можем разделить ягоды?
- А еще мы с вами можем разделить эти ягоды на две группы, в зависимости от того, где они растут. В лесу или саду.
Вывод: ягоды бывают лесными и садовыми; съедобными и ядовитыми.
- Две полянки прошли, ягоды рассмотрели. Устали наверно? Пора и отдохнуть. Привал у нас музыкальный. Слушайте музыку, смотрите на меня и повторяйте за мной движения, которые я буду показывать. Слайд 30
- Физ. минутка
- Первичное закрепление материала.
- А теперь садимся на пенечки -это наши стульчики, работать будем парами.
- Давайте проверим, хорошо ли вы теперь разбираетесь в ягодах? Для этого вам понадобятся цветные карандаши - зеленый, желтый, красный. У вас на партах карточки с заданием. Вы должны разделить ягоды, на лесные и садовые. Лесные ягоды отмечаем - зелёным цветом, садовые – жёлтым. Слайд 31
- Проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Слайд 32
- Поднимите ручку, кто выполнил правильно, так как у меня. У кого не так, по-другому?
- Второе задание. Вы должны найти съедобные и ядовитые ягоды. Съедобные - желтым, ядовитые – красным. Слайд 33
- Проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Поднимите ручку, кто выполнил правильно, так как у меня. У кого не так, по-другому? Слайд 34
- Поднимите руку, кто из вас сам собирал ягоды?
- Какие ягоды вы собирали?
- А где они растут?
- А как вы их собирали?
- Некоторые люди, собирающие в лесу ягоды, наносят вред растениям и природе.
Слайд 35
- Рассмотрите рисунок. Какой вред наносит человек ? (Человек собирал ягоды, при этом он обрывал листья, ломал кустики).
- Почему, не стоит собирать ягоды при помощи совка?
Вывод: Действительно, посмотрите, после этого сборщика ягод остались почти голые кустики. На следующий год ягоды больше не вырастут.
Обобщение: - Что бы вы посоветовали этому сборщику ягод?
- Собирать ягоды нужно аккуратно, не наносить вред растению.
- Ягоды и вкусные и полезные. В ягодах много полезных веществ. В народе говоря, что ягода - маленькая кладовая витаминов. Очень важно кушать разные ягоды.
- Предлагаю вам попробовать их.
- Но сейчас зима и свежие ягоды мы не можем попробовать, а будем пробовать- ягодное варенье.
Игра «Угадай на вкус» Слайд 36
Дети с закрытыми глазами пробуют разные виды ягодного варенья и отгадывают из какой ягоды варенье. (необходимо приготовить одноразовые ложечки!)
Ягодные узоры (слайд 37)
Ягоды славятся тем, что их любят рисовать художники. Деревянная посуда, а сейчас и стеклянная, расписывается яркими, нарядными ягодными узорами. Слайд 37-40
- Творческое задание.
Рассмотрите внимательно узоры. Для вас приготовила вот такие вазочки, если вы захотите, то дома по своему желанию можете составить свой ягодный узор. А затем мы оформим выставку в классе. Слайд 41
- Итог урока. Рефлексия
Вот и закончилось наше Путешествие на лесной полянке.
- Чему научились на уроке? Что нового вы узнали?
- На какие группы можно разделить ягоды?
- Зачем собирают ягоды? Что из них делают?
- Молодцы! Слайд 42
Список используемых источников:
1. УМК "Гармония",
Поглазова О.Т. Окружающий мир: Учебник тетрадь для 1 класса.
Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001.
2. Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику-тетради для
1 класса. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001.
4. Интернет-ресурсы:
http://www.kostyor.ru/student/?n=329
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B0
http://www.nature-photographing.com
http://www.foragro.ru
http://www.smeshariki.ru
http://www.pelinggator.ru/ekskursiya-na-lug/
Предварительный просмотр:
Черника- кустарник
Встречается на территории нашей страны.
Растет черника в зоне хвойных, лиственных лесов, на склонах гор.
Ягоды созревает в июле-августе. Ягоды сочные, черные, с синевато-сизым налетом.
Ягоды и листья черники используют с лечебной целью, как противовоспалительное средство, а так средства для улучшения зрения.
Из ягод брусники готовят - компоты, соки, сироп, желе, варенье.
Голубика
Народные названия: болотная ягода. Кустарник. Встречается на болотах и в хвойных лесах с болотистой почвой.
Плоды созревают в августе-сентябре.
Плоды используют как в свежем виде, так и в высушенном. Целебное действие голубики во многом сходно с действием черники.
Сок из свежих плодов - приятный и освежающий напиток, утоляющий жажду.
Клюква- кустарник
Встречается на территории России.
Растет на болотах.
Созревание ягод, в зависимости от погодных условий в конце лета.
Клюква лечит и кормит, защищает и укрепляет, помогает при болезнях и не даёт им появиться.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Ягодная поляна" 1 класс
Конспект урока окружающего мира, проведённого в 1 классе...
Сценарий праздника для начальных классов "Осенние приключения в ягодном лесу"
Сценарий данного праздника подготовлен для учащихся 2-3 класса. Весь материал выполнен в стихотворной форме,которая способствует лучшему запоминанию роли детьми. Праздник построен в форме увлекательно...
Презентация к проекту Фруктово-ягодная азбука
Презентация-результат проекта. В ней собран материал (стихи, загадки, картинки) о фруктах и фгодах. материал можно использовать в урочной и внеурочной деятельности, а также на занятиях в детском саду....
Россия – Родина моя. Лесные ягодные богатства нашей страны.
Классный час из серии мероприятий, направленных на воспитание чувства патриотизма....
Проект по обучению грамоте "Фруктово-ягодно-овощная азбука"
Данный проект "Фруктово-ягодно-овощная азбука" выполнен учащимися первого класса в букварный период. Получилась новая азбука. Имеется презентация....
Презентация к уроку окружающий мир 2 класс УМКГармония "Моя Родина - г. Н. Новгород"
Немного истории, яркия картинки, достопримечательности...
ЯГОДНАЯ ПОЛЯНКА
ЯГОДНАЯ ПОЛЯНКА...