урок по окружающиму миру Картофельная гостиная
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

показать происхождение картофеля,приготовление блюд из него, какую пользу он приносит

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

"Картофельная семейная гостиная"

Цели: Ознакомление учащихся с историческими сведениями о картофеле, его значении как сельскохозяйственной культуры. Воспитывать у учащихся интерес и уважение к народным традициям. Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми. Развивать совместную творческую активность учащихся и родителей. 

Действующие лица (взрослые): ведущий; Мудрец; Госпожа Картошка.

Песни: - “Картошка” (В. Попова).- “Про картошку” (В. Шаинского – М. Львовского).- “Картошка” (Н. Подкольской – Л. Коростина); «Улыбка».

Творческое задание: 1. Собрать лечебные рецепты с применением картофеля и оформить на альбомном листе. 2. Сделать поделки из картофеля. 3. Найти пословицы и поговорки о картофеле, оформить в виде книжки-малышки. 4. Приготовить фирменное семейное блюдо сиз картофеля.

Оснащение праздника:  музыкальный центр;  костюмы для Госпожи Картошки и Мудреца;  6 столовых ложек;  3 корзины; 3 кастрюли; 15 колец – лунки; 5 ножей; картофель; 3 конверта с заготовками пословиц.

Оформление праздника: плакаты «Картофельное царство», “Картофель и фантазия” (выставка поделок), “Ах, картошка - объеденье!” (выставка блюд).

Перед праздником учащиеся и их родители разделились на 3 команды.

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня наша семейная гостиная посвящена любимому всеми овощу.

Этот чудо плод едим мы круглый год:
Пюре, супы, салат, окрошка - везде присутствует …

Этот овощ стал таким привычным и незаменимым, что мы совсем забыли, что прежде чем попасть на наш стол, ему пришлось много путешествовать. Как, где и откуда появилась картошка? Приглашаю вас отправиться в Картофельное царство. А встречает нас там сама Госпожа Картошка и Мудрец - её советник.

Госпожа Картошка: – Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые взрослые. Я вас рада приветствовать на празднике, проводимом в мою честь. Немного расскажу вам о себе.

“Папа”. Так называли картошку индейцы. В честь папы устраивали праздник урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков, мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.

Мудрец: 500 лет назад никто в Европе и не знал, что есть такое растение - картофель. Да и откуда было знать, если до Родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще не доплывал.

Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли отважного мореплавателя-путешественника Христофора Колумба. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена, клубни и зерна новых, неизвестных Европе растений. Вернувшись домой, моряки рассказали, что жители Южной Америки – индейцы – выращивают удивительные “земляные яблоки”. Если их испечь, они становятся мягкими и очень вкусными. Слух о чудесных клубнях разнесся по всем странам.

Госпожа Картошка: Тут начались мои путешествия по суше. Сперва я разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же я перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку - холщовый мешок.

Мудрец: Но в Европе не сразу поняли, что главное в картошке - клубни. Не везде новинка пришлась по вкусу – кое-где пытались есть клубни в сыром виде и после этого уже ни за что не хотели сажать картофель.

Госпожа Картошка:  В Россию завез картофель Петр I из Голландии. В России тоже не сразу оценили картофель. Русские мужики поверили слухам, будто я, картошка, - “чертово яблоко”, сажать ее грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. Царские же чиновники, вместо того, чтобы разъяснить людям, как выращивать новое растение, действовали приказом да угрозой. Но были в России и замечательные люди, которые разъясняли полезность картофеля, богатого крахмалом.

Мудрец: Сытная и урожайная картошка стала для русского и для всех других народов Европы вторым хлебом.

Ведущий:  Да, сейчас картошка у нас ежедневно на столах. И что только из нее не готовят! Послушайте, уважаемые Госпожа Картошка и Мудрец, какие стихи знают про картошку ребята.

1. Хоть хвалиться неприлично, но должна я вам сказать,
   Без картошки на отлично ни поесть, ни поплясать.

2. Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец

3. Хоть сердит зеленый лук, а картошке – лучший друг.

4. Из картошки там и тут, нужный делают продукт.

5. И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.

6. Веселей играй гармошка,
В хоровод пришла картошка,
Под землей росла девица,
Но свежа и круглолица.
7. Мы картошку посадили, прыскали, растили,
А сентябрь наступил выкопать забыли.

8. Под землей растет он летом,
   Ну, а кормит круглый год.
   Господин картофель это.
    И всегда ему почет.

Ведущий: А сейчас Госпожа Картошка и Мудрец проведут конкурс: “Что вы знаете о картофеле?”

Каждой команде задается по одному вопросу. За каждый правильный ответ команда получает балл. Выигрывает в конкурсе та команда, которая наберет больше баллов. Участвуют дети и родители.

- Где родина картофеля? (В Перу и Чили).

- Откуда и кем был завезен картофель в Россию? (из Голландии Петром I).

- Сколько есть способов разведения картофеля? (три: клубнями, семенами, глазками).

- Как называется насекомое – вредитель, поедающее ботву картофеля? (колорадский жук).

- Съедобны ли ягоды картофеля? (нет, ядовиты).

- Какие вещества добывают из картофеля? (крахмал, глюкозу, патоку, спирт, клей).

- Как еще называют картофель? (второй хлеб).

- Как в России называли картофель? (чертово яблоко)

- Клубень картофеля – это корень? (нет, клубни – это мясистые утолщения на подземных стеблях).

Ведущий: Чтоб картошку собрать, ее надо посадить. Проведем конкурс: “Посадка картошки” (Белорусская игра).

Для каждой команды: 5 маленьких кружков – лунки, корзинка с картошкой . От команды по 3 человека.

Первый участник раскладывет кружки – делает лунки. Второй подбегает к каждой лунке и кладет туда картошку, возвращается к команде. Третий - собирает урожай и возвращается к команде. Кто закончит работу быстрее?

Ведущий: Молодцы! Осень – время сбора урожая картофеля. И слово снова ребятам.

9. И зелен, и густ на грядке куст.
   Покопай немножко – под кустом…(картошка).


10. 13 сентября в России отмечают праздник “Куприян”. На “Куприяна” начинают дергать корнеплоды – копают картофель.

11. Что черны мои ладошки,
Не бранит никто меня
Вместе с бабушкой картошку
Мы сажали у плетня!

12. Скоро здесь на мягких склонах,
Где пригрел бока сарай.
Много бантиков зеленых
На гряде завяжет май.

13. После желтый, белый, синий
Загорятся огоньки –
Будут так они красивы,
Наши грядки у реки!

14. Пусть грязны мои ладошки,
Я привык уже к труду…
И вкуснее нет картошки,
Что посадишь сам в гряду!

15. Неказиста, шишковата,
А придет на стол она –
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна!”

Ведущий: А сейчас самое время спеть песню “Про картошку” ( муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского).

16. Вот соль тебе, Вот хлеб и ложка –

Сварилась к ужину… (картошка).

Ведущий: конкурс: “Сварить картошку”. Корзинки, в каждой по 10 картошин, 3кастрюли, шесть ложек. От команды 5 человек 3 ребенка и 2 родителя.

Участник переносит по 2 штуки, каждую держит на ложке в разных руках. Переносить из корзинки в кастрюлю.

Ведущий: конкурс: “Очисти картошку”. По 1 человеку от каждой команды. Кто быстрее очистит, тот и победитель.

Ведущий: Давайте вспомним пословицы о картошке и семье. Ведь у нас сегодня, если вы не забыли – Картофельная семейная гостиная. Конкурс: “Составить пословицу”.

Каждая команда получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны. Побеждает команда, которая быстро и правильно соберет пословицу.

Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.

Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

Картошка хлеб бережет.

Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.

Ведущий: Молодцы! Справились с заданием. А какие еще пословицы и поговорки о картошке вы знаете?

17. Картошка да каша - еда наша.                      18. Голодному и картошка лакомство.

19. Картофель хлебу подспорье.                         20. Картошка хлебу присошка.

21. Картошку копать, не руками махать.         22. Без труда картошка не родится никогда.

Госпожа Картошка: Спасибо вам, милые дети. Оказывается, что очень много вы знаете обо мне. И если, когда вам трудновато приходится ухаживать за мной, то не сердитесь: ведь я всегда отплачу добром. 

Ведущий: А теперь самое время отдохнуть. Споем песню “Улыбка” .

Мудрец: А знаете ли вы какие-то лечебные рецепты с применением картофеля? Поделитесь с нами. (Родители и дети рассказывают).

Ведущий: Пришло время подвести итоги творческого задания “Картофель и фантазия”.

Каждый ребенок за выполнение творческого задания получил диплом и памятный подарок.

Ведущий: А теперь, друзья мои, я приглашаю сюда по одной смелой паре от каждой команды. Конкурс: “Танец с картошкой”. Зажав картошку между лбами, пары под музыку танцуют. Участвуют родители и дети.

Ведущий: Продолжаем наше путешествие в Картофельное царство.

23. Ах, картошка, объеденье
Есть готов её весь день.
Только, жалко, настроенья,
У меня сегодня нет.
Но картошка так вкусна,
Настроенье подняла!
Есть готов её весь день,
И, представьте, мне не лень!

24. Мы подумали немножко:
С чем рифмуется “картошка”?
Кошка, крошка, мошка, плошка,
Брошка, ножка и окошко…

25. Все срифмуем, нету спора…-
Но из этого набора
Ничего не получилось…
Как же нам всех накормить?
Есть спасение – окрошка:
Ведь уместна в ней картошка!

26. Есть еще сюжет с горошком:
Мы возьмем большую ложку:
Оливье перемешаем,
Всех отведать приглашаем!

27. Или испечем картошку,
Приготовим “фри” немножко…
Всех гостей мы угостим –
Будет коромыслом дым!

28. Все любители картошки,
Загляните к нам в окошко!
К нам на праздник приходите,
Угощенье оцените!

Ведущий: “Ах, картошка - объеденье!” На вкусной нашей выставке можно увидеть – и не только увидеть, но и попробовать всевозможные блюда, в приготовлении которых используется картошка. А нам пора возвращаться из Картофельного царства в школу.

29. Праздник наш уже кончаем
Что же вам еще сказать?
Вам картошечку по праву
“Вторым хлебом” называть!
 

30. Любите друг друга, берегите друг друга, не расстраивайтесь и ешьте…КАРТОШКУ!

(Все присутствующие пробуют блюда с выставки. Чаепитие.)

Ведущий: А вот узнают ли мамы по голосу своих детей. Конкурс: “Узнай голос”.

Дети говорят фразы. Мамы стоят спиной, как только услышат голос своего ребенка – сразу поворачиваются.

- Мама, я буду мыть посуду.

- Мама, я буду учиться на пятерки.

- Мама, я буду ложиться спать в 9 часов вечера.

- Мама, я не буду тебя расстраивать.

- Мама, когда я вырасту, я подарю тебе звезду.

- Мама, я буду рано вставать.

- Мама, я буду подметать пол.

- Мама, я буду с радостью ходить в школу.

- Мама, я не буду опаздывать в школу.

- Мама, когда я вырасту, то отправлю тебя в кругосветное путешествие.

- Мама, я буду ходить в магазин.

- Мама, я буду сам учить уроки.

- Мама, я буду о тебе заботиться.

- Мама, я исполню твою мечту.

- Мама, я тебя очень люблю.

- Мама, когда я вырасту, то буду делать ремонт в квартире.

- Мама, когда я вырасту, то подарю тебе внуков.

Ведущий: Все хорошее когда–нибудь заканчивается, подошел к концу и наш праздник. Но мы расстаемся ненадолго, ведь скоро, я надеюсь, мы встретимся вновь в нашей семейной гостиной!



Веселые задачи.

1. Голодный Вася съедает за 10 минут 3 сырые картошки. Сытый Вася тратит на такое же количество вареной картошки 1 час. На сколько минут быстрее управляется Вася с сырой картошкой, чем с вареной?

2. Убегая от своих друзей, Петя толкнул дедушку, купившего 4 одинаковых пакета картошки по 2 килограмма в каждом. Пакеты порвались, и картошка рассыпалась. Сколько килограммов картошки полетело в Петю, если известно, что в молодости дедушка был снайпером?

3. Две картошки летели с одинаковой скоростью, хотя и были брошены разными мальчиками друг в друга. К счастью, обе картошки промахнулись. Первая картошка пролетела 6 метров, а вторая - 8 метров. На сколько метров сильнее был обижен первый мальчик, чем второй?

4. Третьеклассник Федя купил в школьной столовой блюдо из 6 картошек и вышел на 1 минуту мыть руки. В эту пору в столовой находилось 9 первоклассников, каждый из которых может съесть за минуту 1 картошку. Сколько картошек увидит на своей тарелке вернувшийся Федя, и сколько первоклассников осталось голодными?

Задание: придумать и записать слова, которые можно образовать от слова “картошка”.

“Полезные советы”.

  1. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов;  очищенный и сваренный клубнями - 60-70%, а нарезанный - лишь 35-50%.
  2. Очищенный картофель хранить нельзя. В крайнем случае, его можно оставить на час-два в воде и притом целыми клубнями.
  3. Очистив картофель, поставьте его под струю холодной воды: он быстрее сварится, будет более рассыпчатым.
  4. Если вам нужно заранее очистить картофель - храните его до употребления не в воде, а в завязанном полиэтиленовом пакете.
  5. Солить картофель при варке лучше всего за 5-10 мин. до его полной готовности.
  6. Картофель в “мундире” не разварится, (что делает его непригодным для последующего жарения), если добавить в воду больше соли, чем вы это делаете при обычной варке.
  7. Картофель, сваренный в “мундире”, легко очистится, если его сразу же после варки облить холодной водой.
  8. Печеная картошка с румяной хрустящей корочкой – традиционная еда на привале. И все, конечно, знают обычный способ печь ее, когда вымытые и просушенные клубни картофеля, закапывают в горячую золу.
  9. Молодой картофель чистят так: помять его, положить в мешочек, всыпать соль и покатать по столу.
  10. Картофель надо варить на умеренном огне, чтобы он не разваливался и не лопался.
  11. Картофель надо чистить тонким слоем, так как под кожурой находятся соли и белки.

Рецепты:

“Лодочки”

3-4 картофелины, 1/2 банки рыбных консервов в масле, 2 вареных яйца, 80 г сыра, зелень, молотый перец.

Картофель удлиненной формы отварить в соленой воде, очистить и охладить. Когда остынет полностью, разрезать вдоль на две половинки, ложкой выбрать середину, а углубление заполнить смесью из растертых рыбных консервов в масле и измельченных яиц.

В фарш можно добавить немного мелко нарезанной петрушки и щепотку молотого перца. “Парус” сделать из тонкого ломтика голландского сыра.

“Лодочки” разместить на плоской тарелке или на салатном листочке.

“Грибы”

4 картофелины, 4 спелых помидора, 10 грамм масла, 2 яйца, 1 огурец, 1\2 стакана нарезанной зелени, 100 г шпрот или копченой рыбы.

Картофель удлиненной формы помыть и отварить в соленой воде. Очистить, из каждого клубня вырезать “ножку” гриба в виде усеченного конуса. На плоскую тарелку насыпать мелко нарезанную зелень, на нее утолщенным концом поставить “ножку”, сверху на более тонкий конец положить срезанную верхушку помидора. При помощи корнетика на помидор выдавить точки масла или густого майонеза. По бокам аккуратно разложить шпроты без масла или нарезанную брусочками копченую рыбу. Украсить вареными яйцамии и тонко нарезанным зеленым огурцом. Можно сделать и шляпу белего гриба. Для этого отрезать верхушку сваренного яйца и подержать ее в заварке чая.

“Ананас”

600 г картофеля, 1-2 соленые сельди, 1 луковица, 2 вареных желтка,1 ст. ложка сметаны.

Для оформления: 150 г сливочного масла, несколько зеленых перьев лука, 1 чайная ложка кетовой икры или вареная морковь.

Картофель очистить и отварить в подсоленной воде до мягкости, воду слить, клубни размять пестиком в гладкое пюре. Сельдь заранее очистить, отделить филе, вынуть кости и, если сельдь соленая, залить на 2-3 часа небольшим количеством молока, пропустить через мясорубку вместе с сырым луком и вареными желтками. Эту массу соединить с остывшим картофельным пюре, добавить сметану и хорошо размешать. Сформировать яйцеобразный ананас и поставить на небольшую плоскую тарелку. Сливочное масло размять и растереть, положить в кондитерский шприц и нанести “шипы”. В центр каждого “шипа” поместить красную икринку или кусочек мелко нарезанной отварной моркови. На верхушке ножом сделать углубление и воткнуть несколько срезанных перьев зеленого лука. Края тарелки покрыть листьями салата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиада по математике, русскому языку и окружающиму миру 1 класс

Задания олимпады предназначены для учащихся 1класса (УМК Школа России)...

Окружающий мир 2 класс. Тесты по окружающиму миру во 2 классе по системе Занкова.

Важным звеном учебного процесса  является тестовая форма, которая позволяет объективно , эффективно и быстро провести диагностику знаний, контролировать качество усвоения материала, степень сформ...

Рабочая программа по окружающиму миру. 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

В документе содержится : пояснительная записка, содержание учебного предмета, планируемые результаты, тематическое планирование, КТП....

презентация по окружающиму миру

Окружающий мир 2 класс...

Презентация по окружающиму миру 3 класс "Богатства, отданные людям"

Презентация выполнена учеником 3 класса про советского инженера: Николае Дмитриевиче Кузнецове....

Презентация по окружающиму миру 2 класс "Про кошек и собак"

Рассказ про своих любимых питомцев, написан ученицей 2 класса....