В царстве грибов
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Передня Светлана Николаевна

Конспект по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.г.т. Славный»

КОНСПЕКТ УРОКА                                                    

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

НА ТЕМУ:

«В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ»

                                                   Выполнила:

                                                                  учитель начальных классов

        Передня Светлана Николаевна

        3 класс

2010 г.

Тема урока : «В царстве грибов».

 Цель урока: 

 - познакомить с особенностями и способом питания шляпочных грибов;

Задачи:

-обучающие:

- познакомить с многообразием мира грибов;

- формировать представление о роли грибов в жизни растений и животных;

- учить обобщать и делать выводы.

- развивающие:

- развивать познавательный интерес к предмету, умения применять знания во внеурочной обстановке;

-развивать речь, внимание, мышление; вырабатывать умение наблюдать и сравнивать;

- расширять кругозор.

- воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование:

- муляжи грибов;

- иллюстрации с изображением грибов;

- таблица «Строение шляпочных грибов»;

- музыкальная запись «Музыка природы» № 4

Тип урока: знакомство с новым материалом .

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Проверка домашнего задания.

- Что мы изучали на прошлом уроке?

-Почему многие виды животных становятся редкими?

- Назовите 2-3 животных из Красной книги России.

III. Введение в тему

Мы с вами сегодня на уроке совершим путешествие. Представьте, что вы в лесу.

Звучит музыка природы № 4.

- Скажите, зачем люди ходят в лес? ( За ягодами, просто отдохнуть, за грибами).

Молодцы. Тема нашего урока « В царстве грибов».

Мы познакомимся со строением грибов, способом питания, узнаем их роль в жизни людей и животных.

Человек сталкивается с представителями царства грибов чаще, чем он думает.

Поднимается ли тесто на дрожжах, идём ли мы в лес за грибами, пьём ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков или просто зуд после укуса комара – нигде не обошлось без встречи с грибами и результатом их деятельности.

Если мы положим кусочек хлеба и забудем о нём, то через некоторое время увидим пятно плесени.

Показ хлеба и иллюстрации.

Это тоже грибы.

Когда мы произносим слово «гриб», то представляем крепкий боровик.

Показ иллюстрации белого гриба.

- Какие части мы видим? ( Шляпку и  ножку)

- Это правда, что у гриба только шляпка и ножка? ( Ещё есть грибница)

Показ таблицы « Строение грибов»

Та часть гриба, которая находится на поверхности почвы, называется плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из белых тонких нитей – грибницы или мицелия. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела.

Грибницы многих грибов похожи.  Внешний вид плодовых тел самый разнообразный. Всем нам известные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют шляпочные грибы.

IV. Работа в тетради.

Откройте страницу 54, выполните задание 1

V. Питание грибов.

Вы уже заметили. Что грибы окрашены в самые разные цвета. Но у них практически отсутствует зелёный цвет. Значит, не могут подобно растениям, перерабатывать солнечную энергию и углекислый газ в питательные вещества. Грибы не обеспечивают себя продуктом питания.

- Как вы думаете, почему названия многих грибов связаны с названием деревьев? (Эти грибы растут под определёнными видами  деревьев).

Верно. Многие грибы очень дружат с определёнными деревьями и кустарниками и селятся под ними.

Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, дубовых и берёзовых лесах, рыжики – под соснами и елями. Такая дружба выгодна и грибу и дереву. Грибница этих грибов оплетает мелкие корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб даёт дереву питательные вещества, которые получает из почвы. Часто гриб не может существовать без дерева. Если грибницу белого гриба перенести на грядку. То плодовые тела образовываться не будут, потому что рядом нет сосны или ели.

VI. Физминутка

Раз, два – мы считаем,

И шагаем, и шагаем.

Три -  четыре,  три – четыре

Руки в стороны пошире.

А теперь все потянулись,

Оглянулись, улыбнулись,

Покачали головой,

Ай -ай-ай, ой-ой-ой!

Вместе дружно все присели,

Потом встали, полетели.

И попрыгали скок-скок

Как кузнечик на листок.

И похлопали в ладоши,

Ты – хороший, я – хороший.

VII.  Продолжение работы по теме урока.

Ваши одноклассники для вас приготовили сообщения о самых интересных грибах.

Для того, чтобы узнать о каком грибе пойдёт речь надо отгадать загадку.

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Белый гриб)  Иллюстрация

Сообщение.

Самый знаменитый и наиболее ценный из всех грибов. Его называют « царём грибов». Вид у него действительно царственный: ножка крепкая, белая, шляпка бархатистая, стоит гордо, величаво.

Ещё одно замечательное свойство есть у него – он не чернеет при варке и сушке, как другие грибы.

Не так давно учёные обнаружили в нём вещества, которые убивают в организме человека вредные кишечные бактерии.

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпах разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай,
Это …
(Сыроежки)   Иллюстрация

Гриб этот можно сравнить с необычными цветами, разбросанными по лесу, - настолько разнообразна их окраска.

Очень часто, окинув взглядом поляну, мы говорим: «Грибов нет…» а ведь хорошо знаем, что сыроежка – гриб съедобный. Даже название подсказывает, что его можно есть сырым, но это на любителя.

Сыроежки составляют почти половину массы всех грибов, которые встречаются в наших лесах.

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые ...
 (лисички) Иллюстрация

«Лисичка-сестричка» - так иногда зовут этот гриб. «Лисичкой» за ярко-рыжую окраску, заставляющую вспомнить меховой лисий наряд. «Сестричкой» - за то, что эти грибы никогда не встретишь поодиночке. Всегда в моховом ковре скрывается целая семейка.

Хорош этот гриб тем, что нон никогда не бывает червивым. Почему? – учёным не вполне ясно. Ничего ядовитого для мух и их личинок в лисичке пока не найдено. Может насекомых отпугивает окраска гриба.

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки. 
Эти дружные ребята называются
 ... (опята)  Иллюстрация

Почти все шляпочные грибы приносят пользу лесу, заботливо опекают их и «дружат» с ними. А опёнок как настоящий агрессор и захватчик. Со своих «укреплённых пунктов» - пней – он то идело устраивает набеги на соседние живые деревья, дотягиваясь до них чёрными шнурами своей грибницы. Плохо придётся дереву, до которого дотянулся опёнок. Медленно. Но верно он разрушит древесину. Отравит растение своими соками и в конце концов убьёт его.

Лес. Сплошь заросший грибными «шубами» опят ослаблен и очень болен.

- Ребята, про какие грибы вам сейчас рассказали? (Съедобные)

- А какие ещё бывают грибы? ( Несъедобные)

Бледная шляпка, юбочка на ножке,
Смотрит свысока – ручки в бока.
Красива и важна – да никому не нужна
(Бледная поганка)  Иллюстрация

Своеобразный чемпион, самый ядовитый гриб на свете и самый коварный. Человек, съевший бледную поганку, сначала чувствует себя хорошо. Проходит час, два, двенадцать, иногда  и сутки, а человек ничего не замечает. Затем появляются первые признаки отравления – головная боль, резь в животе, рвота и сильная слабость, но теперь человека спасать . как правило уже поздно.

Яд бледной поганки не разрушается ни при кипячении, ни при варке. Поэтому единственный способ избежать отравления – хорошо уметь распознавать этот гриб.

А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки .( Мухомор)   Иллюстрация

Все ядовитые грибы в народе называют поганками. Но, глядя на мухомор, не возникает такого ощущения, напротив им хочется любоваться. Гриб красив: яркий, с белыми крапинками по красному полю.

Во впадине шляпок старых мухоморов иногда скапливается дождевая влага. Насекомые, желая напиться, прилетают на «водопой». Утолив жажду из шляпки мухомора, они погибают и падают замертво возле гриба. Отсюда его название.

VIII. Закрепление полученных знаний.

Давайте представим, что мы в лесу нашли много разных грибов, собрали их и принесли домой. Мама, заглянув в корзину, сказала, что мы принесли и ядовитые грибы. Надо разобрать их и разложить в корзины.

На доске вразброс расположены иллюстрации грибов.

На левой стороне доски  корзинка для съедобных грибов, на правой – для несъедобных. Учащиеся по одному выходят к доске и раскладывают грибы по корзинам.

Проверка.

IX. Работа в тетради.

Страница 55 задание 3

X. Правила сбора грибов.

- Что делать с ядовитыми грибами? Их жалко выбрасывать, столько времени их собирали, они такие красивые.

Вывод: никогда не употреблять в пищу ядовитые или незнакомые грибы.

Если всё же несъедобный гриб попал к вам на стол, то можно отравиться. Признаки отравления: головная боль, резь в животе, рвота, слабость.

- Как поступить, если отравление произошло? (Вызвать врача)

- Правильно. При всяком грибном отравлении необходимо вызвать врача или

отвезти больного в больницу. До прибытия врача больного следует уложить в постель. Нужно давать  мелкими глотками солёную воду, лучше холодную. Рекомендуется давать крепкий чай или кофе, а также мёд и молоко.

XI. Работа по учебнику

 Сейчас прочитаем правила сбора грибов на стр.121.

Мы с вами говорили о том, какую роль играют грибы в жизни человека.

- Как лесные жители пользуются грибами? ( В грибах живут мелкие насекомые , мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов, крупные животные используют мухоморы как лечебное средство от некоторых болезней).

- Грибы – богатство леса. Относится к ним нужно бережно. Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России. Они нуждаются в особой охране.

Откройте 119 страницу и посмотрите, какие грибы занесены в Красную книгу.

XII. Работа в тетради

Страница 55 задание 2.

XIII. Итог урока

Звучит музыка природы №4.

- Из каких частей состоит гриб? (Плодовое тело и грибница).

- Как грибы связаны с деревьями? ( Гриб получает от дерева готовый сахар, а даёт дереву питательные вещества ).

XIV. Домашнее задание.        Стр. 118 – 120

 Вот и подошло к концу наше путешествие. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Царство грибов"

Урок по окружающему миру "Царство грибов" составлен в соответствии программой 2 класса и содержит такую форму работы, как работа в группах. На уроке предусмотрено использование дополнительной литерату...

Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".

Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....

урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"

разработка урока  окружающего мира в 3 классе...

В царстве грибов

урок окружающего мира, 3 класс, виды грибов, ядовитые, съедобные, шляпочные, плесневые, самостоятельная работа...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»

название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"...


 

Комментарии

Гура  Елена Михайловна

Спасибо за размещение материала. Очень помог при подготовки к уроку.