Сценарий экологического мероприятия "Секреты Волги - матушки"
материал по окружающему миру (4 класс) по теме

Шилова Марина Борисовна

Данный материал направлен на экологическое воспитание младших школьников. Оно знакомит учащихся с природой Астраханского края, с разнообразием растительного и животного мира, с интересными фактами из жизни растений и животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологическое мероприятие20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

Экологическое мероприятие

«Секреты Волги- матушки»

(3-4 класс)

Авторы:  Шилова Н.Б.(учитель английского языка «СОШ №52»)

 Шилова М.Б. (учитель начальных классов «СОШ №14»)

Гаршина И.В. (учитель начальных классов «СОШ №14»)

                         

Астрахань – 2009

На сцену выходит девочка, садится на берег.

Девочка: О, как мне жарко! Пот прямо ручьями течет по спине. Хорошо, хоть Волга рядом (делает вид, что окунает руки, умывает лицо). Ну вот, что человеку для счастья надо! Умоешься прохладной водой – и настроение сразу хорошее, и жара не страшна. Волга, красавица, спасибо тебе большое! Ты так сильна и полноводна, но сила твоя не пугает, ты щедра и добра, красива и ласкова. С твоими волнами играют солнечные зайчики и маленькие рыбки, на твоем берегу уютно и спокойно, радостно щебечут птицы и тихо шелестят листья. Ах, как хорошо! (ложится и засыпает - музыка).

Выходит Волга.

Девочка: Кто ты?

Волга: Я девочка – Волга. Ты так хорошо говорила и обо мне, и о природе, что мне захотелось познакомиться поближе. Вижу, душа твоя не очерствела, поэтому хочу показать тебе свои чудеса и красоты.

Девочка: Да чудес не бывает!

Волга: Бывают, к сожалению, чудом сейчас становятся растения и животные, их даже в Красную книгу заносят, как редкое исчезающее чудо. Ну, догоняй!

Девочка: Постой, давай здесь поговорим!

Волга: Да не могу я стоять, нельзя мне. Я живу, пока двигаюсь, стоит остановиться - могу в болото превратиться. Иди сюда, смотри!

Девочка: Да это камыш! Эх, спичек нет, чтоб зажечь, а то они тебе бежать мешают!

Волга: Что ты, камыш мне и друзья, и лекари! Знаешь, как хорошо они очищают мои струи от всякого мусора и грязи. И бегу моему камыш не мешает, он же только на мелководье растет. Зато много рыбы находят в камыше и еду, и приют. И не только рыбы. Смотри, узнаешь? Она тоже живет в камышах, как другие водные птицы и животные. Камыш для многих – и дом родной, и вкусная еда!

Девочка: Да это же белая цапля! А что это она делает?

Волга: Она танцует. Да-да, птицы очень красиво танцуют!

Танец белой цапли. Идут дальше. Видят орех чилим.

Девочка: Ой, смотрите, чилим! Но так зовут его люди. На самом деле это рогульник каспийский. Давай нарвем, наварим в подсоленной воде, наедимся! Он ведь по вкусу каштаны напоминает!

Волга: Ты разве голодна?

Девочка: Да нет, просто так давай нарвем!

Волга: Вот поэтому чилим и занесен в Красную Книгу, что многие рвут его просто так. А ведь это одно из древнейших растений на Земле. К тому же – настоящее чудо! Знаешь ли ты, что чилим прорастает на дне, его корешок сначала растет вверх, к поверхности воды, а затем загибается книзу и, достигнув дна, дает стебель? И что каждый листик – это спасательный круг, потому что в черешках есть воздушные пузырьки, которые держат на поверхности и листья, и плоды? Да он и сам может о себе рассказать, он ведь у нас герой: во время Великой Отечественной войны было очень голодно, так многие люди варили из чилима кашу и смогли не только выжить, но и многие работать для Победы. Орешек, мы слушаем тебя.

Орех поет на мотив «Чебурашка».

1.В России я известный и вкусный и полезный,

И очень необычный орешек водяной.

Знакомится давайте, чилимом называйте,

Навеки связан я с Волгою-рекой.

2.На вид я очень строгий, ну прямо недотрога.

И острыми рогами врагов я отпугну,

Но добрый я душою и трудною порою

Людей я многих прокормил войну.

3.Я людям помогаю, но вот я замечаю,

Что стали вдруг заводы нам воду загрязнять.

От грязи я страдаю и тихо погибаю,

Не надо, люди, меня уничтожать!

Идут дальше.

Девочка: Ух, какая красота, да тут цветов видимо, не видимо! Это целое лотосовое поле, а вот и кувшинки. Давай сейчас такой букет нарвем – закачаешься!

Волга: Вот за свою красоту и гибнут они. Ты ведь букет свой потом выбросишь и забудешь, а красоты в мире поубавится. А знаешь ли ты, что эти растения из Красной книги волшебные? В старину кувшинку называли одолень-травой и просили помочь в беде, но не рвали, а, то силу потеряет. А лотос сам о себе расскажет.

Лотос: Скоро снова у самого устья Волга алый накинет платок, - 

              Это сотни бутонов распустит лотос - дельты заветный цветок.

              Сразу станут прохладней рассветы и короче палящие дни.

            Лотос – дар уходящего лета – зажигает в протоках огни.

            И от этих огней над водою снова жарко аукнет в груди,

            Словно мне путеводной звездою кто-то высветил путь впереди.

            Словно чем-то взволнованный голос окликает  - до боли родной!

            Роза Каспия – огненный лотос распылался над синью речной.

           Вечным таинством света и цвета манит лотос людские умы…

           Лотос к счастью… вы слышали это? Да к добру ли для лотоса мы?

           Мы – щадить не умевшие сроду ни земли, ни воды, ни цветка…

            Лотос к счастью? Вся к счастью природа оттого то и дышим пока.

Девочка: Что-то у меня мороз по коже от глупости людской и жестокости.

Волга: Это хорошо, что ты все понимаешь, не ошиблась я в тебе. Ну, хватит грустить! Смотри туда!

Девочка: Ой, зверек, какой хорошенький, да гладенький, да блестященький! А юркий какой! Только глазками блеснул – и был таков! Кто это?

Ондатра: Я переселенец из Северной Америки, ондатра. Правда, хороша? И тоже занесена в Красную Книгу: очень уж мой мех ценится. И никому нет дела, что я реки и берега от больших грызунов очищаю.

Девочка: А рыбу она ест?

Волга: Смотря какую? (смеется). Вот эта рыбка  нашей ондатре не по зубам!

Девочка: Да это ведь осетр!

Волга: Еще один обитатель Амура, Дона, Волги и Красной Книги! Его нещадно уничтожают за вкусное мясо и деликатесную икру. А ведь, чтобы осетр смог отложить икру, он должен прожить 7-8 лет. Сначала мальки 2-3 года живут в пресной воде, затем уходят в соленое море и только через 5 лет возвращаются для размножения.

Девочка: Ух ты, это если я пошла в школу, и малек родился в это время, то взрослым он будет только тогда, когда я 9 классов закончу? Вот это да! Мы же с ним вместе взрослеем, они такие же, как мы!

Волга: Есть одно существенное отличие: осетры не ловят детей человека и не мешают человеку жить. Ну, все, мне пора! Захочешь встретиться со мною - опусти ладони в воду- я поздороваюсь с тобой, омой лицо – я подарю тебе поцелуй дружбы, случится беда- встань под душ: я развею печаль и утешу в горе! До свидания!

(убегает, машет рукой)

Девочка: Волга, Волга! (просыпается). Вот это да! Что там Алиса со своими придуманными чудесами, я сейчас столько красот и чудес в нашем крае увидела – Алисе и не снилось! Да, но что же это получается? Животные и растения помогают нам жить, а мы их уничтожаем! Вода дает жизнь всему живому, а мы душим ее промышленными отходами! Люди, одумайтесь! Мы живы, пока жива природа! Берегите растения и животных, иначе случится самое страшное: человеку придется занести в Красную Книгу самого себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического праздника" День леса"

Аннотация.Цель работы:1.Углубление экологических знаний у  детей.2.Воспитание у них гуманного отношения к природе,чувства ответственности за все живое на Земле. Задачи:1.Изучить литера...

Сценарий экологического телемоста "Мы - друзья природы"

Цель: Экологическое просвещение: ·                   Углубление экологических, природоохранных знаний. ·...

Сценарий экологического праздника-сказки "Сохраним родную природу" (1-4 классы)

Замечательный праздник для всех учащихся начальной школы! Много сказочных героев, которые призывают учащихся к бережному отношению к окружающей природе. После этого мероприятия всем деткам хочется сде...

Сценарий экологической игры по станциям "Жизнь прекрасна! Жизнь вокруг!"

Игра по станциям может быть проведена во 2-4 классах в рамках Недели окружающей среды. Она является одним из агитационных мероприятий в рамках экологического проекта «Чтоб природу сохранять, надо дело...

Презентация "Почему Волгу "матушкой"зовут"

Данную презентацию можно использовать на уроках окружающего мира и классных часах....

Устный журнал «Путешествие по Волге-матушке»

познакомить  ребят  с  праздником – «Международным днем родного языка», формировать  бережное  отношение, как  к родному,...

КТД "Волга-матушка"

Проект КТД "Волга-матушка" подойдет для учащихся 2-4 классов для развития патриотического воспитания во внеурочной деятельности. Ребята поработают в группах, выполнят творческие задания, соз...