Сценарий экологического мероприятия "Секреты Волги - матушки"
материал по окружающему миру (4 класс) по теме
Данный материал направлен на экологическое воспитание младших школьников. Оно знакомит учащихся с природой Астраханского края, с разнообразием растительного и животного мира, с интересными фактами из жизни растений и животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое мероприятие | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
Экологическое мероприятие
«Секреты Волги- матушки»
(3-4 класс)
Авторы: Шилова Н.Б.(учитель английского языка «СОШ №52»)
Шилова М.Б. (учитель начальных классов «СОШ №14»)
Гаршина И.В. (учитель начальных классов «СОШ №14»)
Астрахань – 2009
На сцену выходит девочка, садится на берег.
Девочка: О, как мне жарко! Пот прямо ручьями течет по спине. Хорошо, хоть Волга рядом (делает вид, что окунает руки, умывает лицо). Ну вот, что человеку для счастья надо! Умоешься прохладной водой – и настроение сразу хорошее, и жара не страшна. Волга, красавица, спасибо тебе большое! Ты так сильна и полноводна, но сила твоя не пугает, ты щедра и добра, красива и ласкова. С твоими волнами играют солнечные зайчики и маленькие рыбки, на твоем берегу уютно и спокойно, радостно щебечут птицы и тихо шелестят листья. Ах, как хорошо! (ложится и засыпает - музыка).
Выходит Волга.
Девочка: Кто ты?
Волга: Я девочка – Волга. Ты так хорошо говорила и обо мне, и о природе, что мне захотелось познакомиться поближе. Вижу, душа твоя не очерствела, поэтому хочу показать тебе свои чудеса и красоты.
Девочка: Да чудес не бывает!
Волга: Бывают, к сожалению, чудом сейчас становятся растения и животные, их даже в Красную книгу заносят, как редкое исчезающее чудо. Ну, догоняй!
Девочка: Постой, давай здесь поговорим!
Волга: Да не могу я стоять, нельзя мне. Я живу, пока двигаюсь, стоит остановиться - могу в болото превратиться. Иди сюда, смотри!
Девочка: Да это камыш! Эх, спичек нет, чтоб зажечь, а то они тебе бежать мешают!
Волга: Что ты, камыш мне и друзья, и лекари! Знаешь, как хорошо они очищают мои струи от всякого мусора и грязи. И бегу моему камыш не мешает, он же только на мелководье растет. Зато много рыбы находят в камыше и еду, и приют. И не только рыбы. Смотри, узнаешь? Она тоже живет в камышах, как другие водные птицы и животные. Камыш для многих – и дом родной, и вкусная еда!
Девочка: Да это же белая цапля! А что это она делает?
Волга: Она танцует. Да-да, птицы очень красиво танцуют!
Танец белой цапли. Идут дальше. Видят орех чилим.
Девочка: Ой, смотрите, чилим! Но так зовут его люди. На самом деле это рогульник каспийский. Давай нарвем, наварим в подсоленной воде, наедимся! Он ведь по вкусу каштаны напоминает!
Волга: Ты разве голодна?
Девочка: Да нет, просто так давай нарвем!
Волга: Вот поэтому чилим и занесен в Красную Книгу, что многие рвут его просто так. А ведь это одно из древнейших растений на Земле. К тому же – настоящее чудо! Знаешь ли ты, что чилим прорастает на дне, его корешок сначала растет вверх, к поверхности воды, а затем загибается книзу и, достигнув дна, дает стебель? И что каждый листик – это спасательный круг, потому что в черешках есть воздушные пузырьки, которые держат на поверхности и листья, и плоды? Да он и сам может о себе рассказать, он ведь у нас герой: во время Великой Отечественной войны было очень голодно, так многие люди варили из чилима кашу и смогли не только выжить, но и многие работать для Победы. Орешек, мы слушаем тебя.
Орех поет на мотив «Чебурашка».
1.В России я известный и вкусный и полезный,
И очень необычный орешек водяной.
Знакомится давайте, чилимом называйте,
Навеки связан я с Волгою-рекой.
2.На вид я очень строгий, ну прямо недотрога.
И острыми рогами врагов я отпугну,
Но добрый я душою и трудною порою
Людей я многих прокормил войну.
3.Я людям помогаю, но вот я замечаю,
Что стали вдруг заводы нам воду загрязнять.
От грязи я страдаю и тихо погибаю,
Не надо, люди, меня уничтожать!
Идут дальше.
Девочка: Ух, какая красота, да тут цветов видимо, не видимо! Это целое лотосовое поле, а вот и кувшинки. Давай сейчас такой букет нарвем – закачаешься!
Волга: Вот за свою красоту и гибнут они. Ты ведь букет свой потом выбросишь и забудешь, а красоты в мире поубавится. А знаешь ли ты, что эти растения из Красной книги волшебные? В старину кувшинку называли одолень-травой и просили помочь в беде, но не рвали, а, то силу потеряет. А лотос сам о себе расскажет.
Лотос: Скоро снова у самого устья Волга алый накинет платок, -
Это сотни бутонов распустит лотос - дельты заветный цветок.
Сразу станут прохладней рассветы и короче палящие дни.
Лотос – дар уходящего лета – зажигает в протоках огни.
И от этих огней над водою снова жарко аукнет в груди,
Словно мне путеводной звездою кто-то высветил путь впереди.
Словно чем-то взволнованный голос окликает - до боли родной!
Роза Каспия – огненный лотос распылался над синью речной.
Вечным таинством света и цвета манит лотос людские умы…
Лотос к счастью… вы слышали это? Да к добру ли для лотоса мы?
Мы – щадить не умевшие сроду ни земли, ни воды, ни цветка…
Лотос к счастью? Вся к счастью природа оттого то и дышим пока.
Девочка: Что-то у меня мороз по коже от глупости людской и жестокости.
Волга: Это хорошо, что ты все понимаешь, не ошиблась я в тебе. Ну, хватит грустить! Смотри туда!
Девочка: Ой, зверек, какой хорошенький, да гладенький, да блестященький! А юркий какой! Только глазками блеснул – и был таков! Кто это?
Ондатра: Я переселенец из Северной Америки, ондатра. Правда, хороша? И тоже занесена в Красную Книгу: очень уж мой мех ценится. И никому нет дела, что я реки и берега от больших грызунов очищаю.
Девочка: А рыбу она ест?
Волга: Смотря какую? (смеется). Вот эта рыбка нашей ондатре не по зубам!
Девочка: Да это ведь осетр!
Волга: Еще один обитатель Амура, Дона, Волги и Красной Книги! Его нещадно уничтожают за вкусное мясо и деликатесную икру. А ведь, чтобы осетр смог отложить икру, он должен прожить 7-8 лет. Сначала мальки 2-3 года живут в пресной воде, затем уходят в соленое море и только через 5 лет возвращаются для размножения.
Девочка: Ух ты, это если я пошла в школу, и малек родился в это время, то взрослым он будет только тогда, когда я 9 классов закончу? Вот это да! Мы же с ним вместе взрослеем, они такие же, как мы!
Волга: Есть одно существенное отличие: осетры не ловят детей человека и не мешают человеку жить. Ну, все, мне пора! Захочешь встретиться со мною - опусти ладони в воду- я поздороваюсь с тобой, омой лицо – я подарю тебе поцелуй дружбы, случится беда- встань под душ: я развею печаль и утешу в горе! До свидания!
(убегает, машет рукой)
Девочка: Волга, Волга! (просыпается). Вот это да! Что там Алиса со своими придуманными чудесами, я сейчас столько красот и чудес в нашем крае увидела – Алисе и не снилось! Да, но что же это получается? Животные и растения помогают нам жить, а мы их уничтожаем! Вода дает жизнь всему живому, а мы душим ее промышленными отходами! Люди, одумайтесь! Мы живы, пока жива природа! Берегите растения и животных, иначе случится самое страшное: человеку придется занести в Красную Книгу самого себя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий экологического праздника" День леса"
Аннотация.Цель работы:1.Углубление экологических знаний у детей.2.Воспитание у них гуманного отношения к природе,чувства ответственности за все живое на Земле. Задачи:1.Изучить литера...
Сценарий экологического телемоста "Мы - друзья природы"
Цель: Экологическое просвещение: · Углубление экологических, природоохранных знаний. ·...
Сценарий экологического праздника-сказки "Сохраним родную природу" (1-4 классы)
Замечательный праздник для всех учащихся начальной школы! Много сказочных героев, которые призывают учащихся к бережному отношению к окружающей природе. После этого мероприятия всем деткам хочется сде...
Сценарий экологической игры по станциям "Жизнь прекрасна! Жизнь вокруг!"
Игра по станциям может быть проведена во 2-4 классах в рамках Недели окружающей среды. Она является одним из агитационных мероприятий в рамках экологического проекта «Чтоб природу сохранять, надо дело...
Презентация "Почему Волгу "матушкой"зовут"
Данную презентацию можно использовать на уроках окружающего мира и классных часах....
Устный журнал «Путешествие по Волге-матушке»
познакомить ребят с праздником – «Международным днем родного языка», формировать бережное отношение, как к родному,...
КТД "Волга-матушка"
Проект КТД "Волга-матушка" подойдет для учащихся 2-4 классов для развития патриотического воспитания во внеурочной деятельности. Ребята поработают в группах, выполнят творческие задания, соз...