окружающий мир "Семейный бюджет"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок воспитывает уважительное отношение к родителям, их труду, расширяет кругозор детей о бюджете семьи. Ученики учатся работать в групппах, самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_semeynyy_byud_.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока « Семейный бюджет»
Одной из главных задач школы является подготовка детей к жизни. Семья – это маленькая ячейка нашего государства. В современных российском обществе в условиях экономико – политического реформирования, в ходе которого изменилась жизнь людей, произошли изменения во взглядах, мнениях людей. Наблюдая за ребятами, посещая семьи их родителей, я увидела, насколько разные их жилищные условия, уровень жизни. Поэтому считаю, что необходимо на этом уроке объяснить ребятам, что такое семейный бюджет, из каких частей он состоит. Я считаю, что дети уже в младшем возрасте должны знать, что расходы всей семьи и их в частности запросы не должны превышать доходы семьи. Особенности этого урока в том, что дети, работая самостоятельно и в группах решают математические задачи, связанные с проблемами семейного бюджета.
Цели и задачи урока:
- Познакомить с понятием « Семейный бюджет»
2. Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление, активность, память; способствовать обогащению словарного запаса детей. Учить работать в группах, самостоятельно, с учебником, дополнительной литературой.
3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, к их труду.
Ожидаемый результат.
Уважительное отношение к родителям, их труду, расширение кругозора детей. Дети экономны, умны и послушны, умеют понимать взрослых.
Тип урока – изучение нового учебного материала.
Техническое обеспечение урока – магнитофон, медиаресурсы.
План урока:
- Психологический настрой на урок.
- Проверка домашнего задания ( дифференцированная).
- Актуализация знаний ( разграничение области знания и незнания).
- Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация урока.
- Физкультминутка.
6.Объяснение нового материала.
7.Первичная проверка понимания нового материала.(работа по учебнику)
8. Самостоятельная работа ( тетради).
9.Работа в группах.
10. Итог урока (Обобщение знаний).
11.Рефлексия
12. Дифференцированное домашнее задание.
Конспект урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Психологический настрой на урок. 2.Дифференцированная проверка домашнего задания. 3.Актуализация знаний. (разграничение области знания и незнания) 4. Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация урока. 5.Физкультминутка. 6.Объяснение нового учебного материала. 7.Первичная проверка понимания нового учебного материала (работа по учебнику) 8 Самостоятельная работа .(тетради детей) 9. Работа по группам. 10.Итог урока (обобщение изученного). 11. Рефлексия. 12. Домашнее задание. | «Прозвенел уже звонок»… Пожелание хорошей работы, успехов. Смотрю на детей, улыбаюсь. Ставлю задачу проверки домашнего задания, подвожу итоги ответа ребенка. Даю возможность ответить детям, которые работали с дополнительной литературой. Тест. Выставление оценок. Вывод. Предлагаю прослушать диалог между двумя учениками. Спрашиваю ребят: « Кто знает, что такое семейный бюджет?» Я вижу недоумение на лицах детей. Перед учениками возникает проблема. В зависимости от индивидуальных способностей детей я разрешаю ее. Тема урока: Семейный бюджет. Цели и задачи урока: -Что входит в понятие»семейный бюджет» -Почему нужно быть экономным? -Как помочь родителям в оптимальном расходе семейного бюджета? (слайд см. приложение) Задаю вопрос детям: «Для чего нужно вам это знать?» Я показываю упражнения. Звучит музыка. Вступительная беседа о роли семьи в обществе. В результате моего объяснения дети знакомятся с новыми понятиями. Семейный бюджет складывается из зарплаты родителей, пенсии бабушки и дедушки (если проживают вместе с вами). Некоторые родители получают на детей пособие (если маленький доход семьи), некоторые старшие братья и сестры получают стипендии(если учатся в учебных учреждениях). ( слайд см. приложение) Это все доход семьи .Если ваши родители хранят деньги в сберегательном банке, то получают проценты .Банковский процент – плата, которую вносит должник за предоставление ему в долг денег. Процент исчисляется, определяется в виде доли, части от величины суммы, предоставленной в долг или внесенной на вклад .Значит, проценты тоже относятся к доходу семейного бюджета.(показ сберегательной книжки, объяснение) ( слайд см. приложение) Предположим, что ваши родители затратили на проведение какого-нибудь хозяйственного дела 100 рублей, а получили в результате 120 рублей, то 20 рублей будет прибылью. Это тоже относится к бюджету семьи. Кроме того, некоторые родители получают прибыль от ведения огородного хозяйства(можно что- то продать) (слайд см. приложение) Ваши родители старательно трудятся и за успешную работу получают гонорар. Гонорар – премия, вознаграждение за хорошую работу. (слайд см. приложение) Подводим итог, что относится к доходу семейного бюджета. Теперь рассмотрим необходимые семейные расходы. ( слайд см. приложение) Расходы – плата за коммунальные услуги ,покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы. Вопрос детям: »А бывают ли расходы, которые запланировать нельзя?» Подводим итог. Вопрос детям:»Как вы думаете могут ли расходы превышать доходы?»( слайд см. приложение) Вопрос детям: »Как можно сэкономить деньги в семейном бюджете?» ( слайд см. приложение) Вопросы: - Перечислить из каких частей состоит доход семьи? -Перечислить все возможные расходы семьи? Прочитайте и расскажите, какие могут возникнуть разногласия между родителями и детьми из-за непонимания расходов семейного бюджета? Предлагаю послушать обращение родителей к детям (запись на магнитофоне). (Родители хотят, чтобы дети их понимали и уважали). Задание № в тетради. Работа с пословицами. Каждая группа получает задание на карточках. Подвожу итог проделанной работы. Вопросы детям. - С какой темой мы сегодня познакомились на уроке? - Что такое доходы семьи? - Что такое расходы семьи? - Как правильно относиться к расходам семейного бюджета? Работа в тетрадях. Проверка. Оценки детям. - Что интересного было на уроке? Дополнить предложения. (слайд 10) - Мне было трудно… - Я сомневался.. Задаю домашнее задание: всем пересказ по учебнику. Дифференцированная часть: задание 1 группе – стр. 80, № 2. Задание 2 группе – стр. 80, № 3. Задание 3 группе – какую часть от семейных расходов платит ваша семья за коммунальные услуги. Предлагаю детям поработать в читальном зале с дополнительной литературой (самостоятельный поиск интересных фактов по данной теме). | Дети договаривают: «Начинается урок». Улыбаются, усаживаются на свои места. Один ученик рассказывает на тему: «Государственный бюджет». Анализ ответа одноклассника. Ответы по дополнительной литературе. Самопроверка. Диалог Встречаются на перемене два друга. - 1ый мальчик. Смотри, Саша, сколько у меня денег! Я уже купил пять пирожков и Коле одолжил пять рублей. Еще мне мама с папой обещали купить новые игры и велосипед. Здорово, да? - 2ой мальчик. А мне родители дают денег только на один пирожок, но я не голоден. Я утром дома ем и в школе завтракаю. « Сейчас у нас трудно с семейным бюджетом»,- так говорят мои родители. 1ый мальчик. А что такое семейный бюджет? 2 ой мальчик. Не знаю. Ребята спорят и доказывают, что они знают о семейном бюджете. Дети внимательно слушают поставленные задачи урока и высказывают свои мнения о пользе данной темы для расширения их кругозора и понимания и уважения своих родителей. Дети могут повторять упражнения или придумывать свои танцевальные движения под музыку. Рассматривают слайды, запоминают новые понятия Дети делают вывод, что относится к доходу семейного бюджета. Запись новых понятий в словарик тетради. Дети называют. Объясняют, приводят примеры. Дети отвечают, что можно экономно использовать воду, газ, энергию. Приводят примеры экономного использования. Отвечают на поставленные вопросы. Находят в учебнике ответ на вопрос, рассказывают, делают свои выводы. Слушают, делают выводы . Дети объясняют смысл пословиц.. Решают математические задачи по данной теме Задача 1 группе. У папы зарплата- 18000 рублей. У мамы – 10000 рублей. Расход семьи в месяц составляет – 25000 рублей. Сосчитать накопление семьи за месяц. Сколько денег можно накопить семье за год? Задача 2 группе. В школьной столовой стоит 5 рублей. Сколько денег нужно на 5 учебных дней, если каждый день покупать по 2 пирожка? Задача 3 группе. Проезд в маршрутном такси стоит 10 рублей. Сколько нужно денег, чтобы приехать в школу и обратно домой? Решают задачи, объясняют решение. Отвечают на вопросы. Мы познакомились с темой « Семейный бюджет». Деньги, которые попадают в семейный бюджет – доходы. Деньги, которые тратятся из семейного бюджета – расходы. Относиться нужно экономно. Отвечают на вопрос и высказывают свои мнения об уроке и о своем участии в решении поставленных задач на уроке. Дети записывают домашнее задание. |
Сведения об авторе:
Вера Сергеевна Иванова, учитель начальных классов высшей категории, Отличник народного просвещения, Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 4», г. Бежецк.
Контактный телефон: 2 -27-97, 2-27-85, 2-17-92.
Адрес: 171984 г. Бежецк, Первомайский пер., д. 35/7а. Иванова Вера Сергеевна
Популярность личностно ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:
- Динамичное развитие российского общества требует формирование в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
- Современные школьники прагматичны в мыслях и действиях ,раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с обучающимися.
- Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Цель технологии:
Создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных особенностей.
Основные признаки:
При использовании личностно ориентированного подхода педагог прилагает основные усилия для развития в каждом ребенке уникальных качеств, а не для формирования у детей социально типичных свойств.
Организация личностно ориентированного урока предполагает:
- Проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личных особенностей детей.
- Применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка.
- Использование диалога.
- Стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения.
- Использование детьми таких оборотов, как « Я думаю…» «Мое мнение..».
Методы:
Диалог
Игровые
Рефлексивные
Педагогической поддержки
Создание ситуаций выбора и успеха
Проблемные
Диагностические
Главный критерий- развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" ( 3 класс, УМК "Школа России")
Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" (УМК "Школа России"). Экономические темы сложны для понимания ребёнком. Поэтому я стараюсь донести информацию доступным способо...
Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Семейный бюджет
Тема урока: Семейный бюджет(3 класс)Цели урока:- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бю...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Семейный бюджет"
Главной целью данного урока является - знакомство детей с понятием "семейный бюджет"....
Урок окружающего мира. "Семейный бюджет". 3 класс.
Конспект урока...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.
Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...
Презентации к урокам окружающего мира в 3 классе по темам "Государственный бюджет" и "Семейный бюджет"
Данные презентации созданы для учеников 3 класса, занимающихся по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы...
Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»
Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...