Какие бывают почвы
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Бахметьева Любовь Ивановна

 

1.     Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.

2.     Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение.

3.     Воспитывать интерес к окружающему миру, к родному краю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konmpekt_uroka_po_om_.docx40.99 КБ

Предварительный просмотр:

     

            Конспект урока

      по окружающему миру

                                МКОУ СОШ №3

                                  С. Богдановка

Учитель начальных

классов:

Бахметьева Любовь

Ивановна.

ЦЕЛЬ:

  1. Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.
  2. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение.
  3. Воспитывать интерес к окружающему миру, к родному краю.

Оборудование: карта  «Почвы России», карта «Почвы Ставропольского края», плакат –схема «Типы почв», образцы почв, материал для опытов, карточки № 1, № 2.

I –Организационный момент.

Эмоциональный настрой детей.

II –Сообщение темы и цели урока.

      Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. В названии его темы «______________________кормилица» (слайд) потерялось слово. Вы сможете найти его, отгадав загадку:

               «Меня бьют, колотят, ворочают, режут.

                 А я все терплю и добром плачу». (слайд)

                                                                                      (Земля)

     Ну, конечно, это земля, наша кормилица.

                                                                         

А как по – другому можно назвать землю?  (Почва)

Тема нашего урока:

«Какие бывают почвы» (слайд)

Сегодня на уроке мы будем:

Исследовать: состав почвы

Знать: типы почвы России и своего края.

Уметь: наблюдать, сравнивать и делать выводы.

Но об этом мы поговорим позже.

А сейчас мы должны проверить, как вы подготовили домашнее задание.

III –Проверка домашнего задания.  

Перед вами листочки с тестами. Возьмите карточку № 1, внимательно прочитайте вопросы и выберите правильный вариант ответа.

  1. Тест – задание: «Подземные богатства».

А вот насколько хорошо вы усвоили тему мы узнаем после того, как вы выполните тест «Подземные богатства».

  1. Какие полезные ископаемые используются в строительстве?

А) гранит, уголь, торф;

Б) песок, глина, гранит;

В) железная руда, известняк, уголь.

  1. Назовите горючие полезные ископаемые:

А) уголь, торф, газ;

Б) нефть, известняк, мел;

В) газ, глина, песок.

  1. Какие из перечисленных природных  богатств можно восстановить:

А) загрязнение реки;

Б) вырубленный лес;

В) каменный уголь.

  1. Какое полезное ископаемое идет попутно с нефтью:

     А) торф;

    Б) каменный уголь;

    В) газ.

5)Как сократить использование железной руды в народном хозяйстве ?

А) использование металлолома;

Б) прекратить добычу;

В) заменить другими материалами.

6)Как ты можешь повлиять на охрану подземных богатств?

А) следить за тем, чтобы попусту не горел…………………..

Б) зимой не оставлять………………

7)Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

А) каменный уголь, песок, газ;

Б) газ, нефть, известняк;

В) железная руда, торф, глина.

Рефлексия:

  1. Самопроверка (по слайду).
  1. б, 2) а, 3) а, б 4) в, 5) а, в, 6) а (газ), б (открытой дверь), 7) б

2) самооценка

Доска          «5» -----------все выполнено верно

                    «4»-----------1 ошибка

                    «3»-----------2-3 ошибки

Передайте листочки мне.

3.Выставка работ учащихся.

     

      Ребята дома написали мини –сочинение на тему: «Что произойдет, если вдруг исчезнет нефть…..» (прочитать одно сочинение).

4. Микроитог.

  1. Что надо делать, чтобы подземные богатства не исчезали?

(Нужно сохранить полезные ископаемые. Рационально подходить к их использованию.)

  1. Необходимо помнить: «Человек – часть природы. Уничтожая природу, человек губит себя». Слайд.

IV. Работа над новой темой.

1. Введение в тему:  «Какие бывают почвы?»

- Ребята, перед вами почва. (Зажечь) Внимательно рассмотрите ее и скажите, что вы в ней видите? (остатки старых сухих листьев, травы, палочки, сухих насекомых). Учитель зажигает спиртовку.

2. Практическая работа по определению состава почвы.

ОПЫТ № 1.

Нагреем немного почвы. Что вы видите?

(Над почвой появился дымок и чувствуется неприятный запах).

- Почему это происходит?

(Это горят остатки травы, насекомых, старые листья).

Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус.

Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной –гумус). (Слайд)

ОПЫТ № 2.

В стакан с водой опустим комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки). О чем это говорит? (В почве есть воздух). (Слайд)

Капнуть воду на стекло.

ОПЫТ № 3.

В бумажную салфетку положим немного почвы и сильно сожмем.

Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно).

О чем это говорит?

(В почве есть вода). (Слайд).

ОПЫТ № 4.

Сейчас посмотрим,  что произошло в стакане, куда мы бросили комок почвы. (Вода стала мутной).

-Что вы видите на дне стакана? (На самом дне мы видим песчинки, а сверху глина).

-Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина). (Слайд)

ОПЫТ № 5.

Сейчас я возьму несколько капель (заготовка воды из стакана, где у нас был комок после оп. № 2) почвы и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет).

-Кто догадался, что это такое? Это соль.

Совершенно верно, это соли питательного вещества, необходимые растениям.

Сделаем вывод :  В почве есть соли. (Слайд)

В ходе практической работы вырисовывается схема.

Вывод:  Что входит в состав почвы?

                  Физминутка.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинкам побежим, до лужайки добежим.

И на этой на лужайке мы попрыгаем,  как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

3. Какие бывают почвы?

а)  В природе существует большое число почв. Их изучением занимаются ученые –почвоведы (карточка). А вот,  что они выяснили, мы узнаем:

б)    когда рассмотрим основные типы почв в разрезе на стр.171 вашего учебника.

      ( Рассматривание  основных типов почв по учебнику на стр.171.) (Слайд)

1. Назовите основные типы почв под циф. 1, под циф. 2 и т. д.

(Тундровая почва, подзолистая, серая лесная, чернозем, болотная, луговая почва).

2.  Чем отличаются почвы?  (по цвету).

3. Еще почвы отличаются плодородием и местонахождением на планете «Земля». Они соответствуют определенной природной зоне. И перед вами сейчас следующая учебная задача ( 1 группа и 2 группа отвечают  на вопросы, работая по учебнику).

Задания –карточки. Слайд : карта «Почвы России».

Ответ учащихся сопровождается показом природной зоны на карте учителем.

1 группа: Установить соответствие между типом почв и природной зоной.

  1. Тундровые почвы →
  2. Подзолистые почвы →
  3. Серые лесные почвы →
  4. Черноземные почвы →
  5. Болотные почвы →
  6. Луговые почвы →

2 группа:  Ответить на вопросы

                  1.  Самые распространенные почвы России__________________    

2. Самые плодородные почвы России_______________________

3. Что еще можно сказать о черноземах?

4. Чем интересны болотные почвы?

Мини –итог: Эмоциональная поддержка учащихся.

4. Почвы нашего края.  (Карта «Почвы Ставропольского края») (Слайд).

                 Говоря о почвах вообще, мы не можем умолчать о почвах нашего края. Почвы в нашем крае разнообразные. Они славятся высоким плодородием и являются одними из лучших почв России.

1). Западную,  центральную и возвышенную южную предгорную часть занимает богатый и тучный царь почв –чернозем.

                - Чернозем для России дороже всякой нефти,  всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд, в нем вековечное, неистощимое русское богатство», -писал 100 лет русский ученый В.В.Докучаев. (Портрет)

              Черноземы края отличаются от других черноземов страны по содержанию перегноя и минеральных солей. Их называют предкавказские черноземы.

                Горные черноземы находятся на Кавказских минеральных водах.

2. Западнее города Ставрополя, на горе Стрижамент и Недреманной залегают серые лесные почвы.  Имеются вкрапления и в Кочубеевском районе.

3. В восточных и северо –восточных районах края распространены каштановые почвы.

4. На востоке Курского и  на юге Нефтекумского районов имеются песчаные отложения. (Упомянуть о нашем районе).

5. В Манычской впадине распространены солончаки.

Это почвы, которые содержат соли и образуют на поверхности солевую корку.

На солончаках могут расти только мелкие кустики мясистых солянок. (рис. стр. 40) Слайд.

Каждую весну целинные земли Ставрополья покрываются пышно цветущей растительностью, а плодородные поля , засеянные зерновыми культурами, дают богатый урожай. О почвах можно много еще говорить, но глубокие знания по этой теме вы получите перейдя в среднее звено общеобразовательной школы.

V. Закрепление изученного.

А) -микроитог

  1.  Скажите:
  2. 1) над какой темой мы сегодня работали? («Какие бывают почвы?»);Слайд.
  3. 2) что входит в состав почвы?;
  4. 3) какие типы почв вы знаете?;
  5. 4) какие почвы имеются на территории Ставропольского края?

Б)-А чтобы узнать, насколько хорошо вы усвоили тему урока, давайте выполним тест –задание: (у каждого учащегося карточка № 2)

         «Какие бывают почвы?»

  1. Почва состоит из: (дополнить).

а) песка

б) воды

в) гумуса

г)………..

д)……….

е)…………

2. Плодородие почвы зависит от количества________________

3. Основные типы почв: (Продолжи)

а) серые лесные

б ) подзолистые

в) тундровые

г) …………..

д) ………….

е)...............

Р.К.3. Это почвы Ставропольского края. Исключи лишнее:

а) черноземы                       г) песчаные

б) каштановые                   д) серые лесные

в) болотные                        е) солончаки

                                             ж) горные черноземы

                       

        Рефлексия. (Слайд с правильным ответом).

Эмоциональная поддержка по результатам тестирования.

  1. Понравился вам урок?
  2. Что нового вы узнали?
  3. Что взяли для себя?

  1. Домашнее задание стр. 171-172 (Выучить текст)
  2. Изучить материал по карточке № 3
  3. Написать мини –сочинение «От чего зависит плодородие почвы».

Тест – задание: «Подземные богатства».

1) Какие полезные ископаемые используются в строительстве?

А) гранит, уголь, торф;

Б) песок, глина, гранит;

В) железная руда, известняк, уголь.

2) Назовите горючие полезные ископаемые:

А) уголь, торф, газ;

Б) нефть, известняк, мел;

В) газ, глина, песок.

3)Какие из перечисленных природных  богатств можно восстановить:

А) загрязнение реки;

Б) вырубленный лес;

В) каменный уголь.

4)Какое полезное ископаемое идет рядом с нефтью:

     А) торф;

    Б) каменный уголь;

    В) газ.

5)Как сократить использование железной руды в народном хозяйстве ?

А) использование металлолома;

Б) прекратить добычу;

В) заменить другими материалами.

6)Как ты можешь повлиять на охрану подземных богатств?

А) следить за тем, чтобы попусту не горел…………………..

Б) зимой не оставлять………………

  1. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

А) каменный уголь, песок, газ;

Б) газ, нефть, известняк;

В) железная руда, торф, глина.

               ТЕСТ : «Какие бывают почвы».

1. Почва состоит из: (дополнить).

а) песка

б) воды

в) гумуса

г) воздуха

д) глины

е)…………

2. Плодородие почвы зависит от количества______________.

3. Основные типы почв: (Продолжи)

а) серые лесные

б ) подзолистые

в) тундровые

г) болотные

д) ………….

е)...............

Р.К.4. Это почвы Ставропольского края. Исключи лишнее:

а) черноземы                       г) песчаные

б) каштановые                     д) серые лесные

в) болотные                         е) солончаки

                                              ж) горные черноземы

               ТЕСТ : «Какие бывают почвы».

1. Почва состоит из: (дополнить).

а) песка

б) воды

в) гумуса

г) воздуха

д) глины

е)…………

2. Плодородие почвы зависит от количества______________.

3. Основные типы почв: (Продолжи)

а) серые лесные

б ) подзолистые

в) тундровые

г) болотные

д) ………….

е)...............

Р.К.4. Это почвы Ставропольского края. Исключи лишнее:

а) черноземы                       г) песчаные

б) каштановые                     д) серые лесные

в) болотные                         е) солончаки

                                              ж) горные черноземы

1 группа: Установить соответствие между типом почв и природной зоной.

  1. Тундровые почвы →
  2. Подзолистые почвы →
  3. Серые лесные почвы →
  4. Черноземные почвы →
  5. Болотные почвы →
  6. Луговые почвы →

2 группа:  Ответить на вопросы

                  1.  Самые распространенные почвы России__________________    

2. Самые плодородные почвы России_______________________

3. Что еще можно сказать о черноземах?

4. Чем интересны болотные почвы?

                    Карточка № 2

               ТЕСТ : «Какие бывают почвы».

1. Почва состоит из: (дополнить).

а) песка

б) воды

в) гумуса

г) ……

д) ……..

е)…………

2. Плодородие почвы зависит от количества______________.

3. Основные типы почв: (Продолжи)

а) серые лесные

б ) подзолистые

в) тундровые

г) …………

д) ………….

е)...............

Р.К.4. Это почвы Ставропольского края. Исключи лишнее:

а) черноземы                       г) песчаные

б) каштановые                     д) серые лесные

в) болотные                         е) солончаки

                                              ж) горные черноземы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие бывают военные

Праздник к дню защитника Отечества....

Какие бывают рыбы?

Для урока Обучения грамоте 1 класс Школа 2100....

Интегрированный урок чтение, окружающий мир "Какие бывают часы"

Цель этого урока - познакомить учащихся с  видами часов.  Этот познавательный материал можно использовать и во внеклассной работе....

Презентация "Какие бывают растения? Какие бывают животные?"

В презентации дана классификация растений и животных. Она может использоваться на уроках окружающего мира на этапе ознакомления с новым материалом, так же и на этапе закрепления изученного. В презента...

Какие бывают почвы

1.     Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.2.     Развивать познавательную активность, уме...

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

Тест по окружающему миру 2 класс...

Презентация по теме: "Какие бывают почвы?"

Материал по премету Окружающий мир на тему: "Какие бывают почвы?" 4 класс....