Тайны зелёной шкатулки
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок здоровья и экологии.
Тайны зеленой шкатулки
Тема. Эмоции. Палитра эмоций. Загадочные растения.
Цели. Создать у учеников первичные представления о понятии «эмоции», их видах, особенностях и правилах проявления.
Закрепить знания о загадочных растениях.
Развивать у учащихся способность выражать свои эмоции при помощи слов, мимики.
Развивать речь учащихся, любознательность.
Воспитывать бережное отношение к природе, культуру
общения.
Оборудование. Зеленая шкатулка, зеркала, сорбонки, грецкие орехи, иллюстрации растений, видеоклип «Том и Джерри», газеты, иллюстрация «Зеленое царство».
Ход урока:
- Минутка вхождения в день.
Сегодня у нас интегрированный урок здоровья и экологии. На этом уроке мы познакомимся с новой темой «Эмоции» и закрепим знания о загадочных растениях.
- Дыхательная гимнастика.
- Вводная беседа.
В мире природы все прекрасно и удивительно. Море звуков и запахов, тысячи разных загадок и тайн. Стоит только остановиться, прислушаться, присмотреться. Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой речушки, и у маленькой лужицы.
А сегодня мы разгадаем тайны и секреты зеленой шкатулки.
- Работа над новым материалом.
Проблемная ситуация.
В дом пришли гости. В центре внимания весь вечер был шестимесячный малыш. И даже после ухода гостей разговор продолжался только о нем.
- Мама, такой малыш, а уже улыбается, - делилась Ангелина своими впечатлениями. – Раз улыбается, значит ему у нас понравилось, придет еще.
- А почему ты думаешь, что ему понравилось?
- Как Ангелина узнала, что малышу понравилось у них?
- На самом деле малыши в этом возрасте вообще никому ничего не рассказывают. Они просто улыбаются, если им хорошо и плачут, если им плохо.
- Каким же образом люди могут узнать, что происходит во внутреннем мире другого человека, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?
Переживания, которые происходят в нашем внутреннем мире, отражаются на лице, в интонациях нашего голоса.
Эти переживания называются эмоциями.
Таким образом, эмоции – это проявление наших переживаний по отношению к людям и их поступкам, ко всему, что происходит в окружающем нас мире.
- Откройте. пожалуйста, пеналы и посмотрите, что там лежит?
- Что вы испытали, когда увидели конфеты?
- А что вы испытаете, если я отберу их у вас?
- Вот видите, сколько эмоций вы испытали за каких-то 30 секунд.
- Работа с зеркалом.
Попробуйте выразить мимикой, глядя в зеркало, ситуацию, которую я вам предложу.
Мама купила новый велосипед.
Велосипед сломался.
Папа наладил велосипед.
- Какие эмоции вы испытали (радость и огорчение).
- Изображение ситуаций.
- Обрадовался новой книге.
- Упал в лужу, и испачкался.
- Найдите убедительный аргумент, чтобы Артур не расстраивался.
- Расширение знаний.
Следующая тайна – палитра эмоций.
Но прежде настроим свой мозг на дальнейшую работу.
Упражнения с грецкими орехами.
- Сравните 2 иллюстрации. Какая из них вам больше всего нравится? (красочная).
Эмоции – это тоже краски, которые окрашивают мир человеческих отношений. Попробуйте представить наш мир без радости и печали, без смеха и слез. Наш мир будет тусклым, как будто он заселен роботами. Как вы думаете почему? (Мы не сможем ничего понять, почувствовать). Наш мир не таков. Он в красках. Так и наши эмоции дают нам представление о красках.
Убедитесь в этом сами. Возьмите сорбонки и попробуйте для каждого цвета подобрать название эмоции, которая похожа на цвет круга. (прочитать у некоторых).
У каждого палитра эмоций будет отличаться от палитры другого ученика, т.е. у каждого человека разные эмоции.
(Следующая тайна).
- Положительные и отрицательные эмоции.
Я назову вам две наиболее часто встречаемые у вас эмоции: радость и печаль. Попробуйте представить каждую из этих эмоций в виде математических знаков + и -. Теперь остается только дать название этим эмоциям.
«Положительные» - это когда нам что-то нравится и
«Отрицательные» - когда нам что-то не нравится.
Разделите список эмоций на 2 группы:
положительные и отрицательные.
(восторг, радость, отчаяние, недовольство, удовлетворение, печаль).
+ -
восторг отчаяние
радость печаль
удовлетворение недовольство
эмоции испытывают не только люди. Животные и даже растения могут сердиться и радоваться.
Взрослые люди обычно сдерживают проявление своих эмоций, а животные это делать не умеют. Иногда и маленькие дети тоже не могут сдерживать свои эмоции: закатывают истерику.
Как правильно выражать свои эмоции, нас учат с самого раннего детства.
Нельзя громко кричать, смеяться, выражая свой восторг, нельзя грубо разговаривать и пускать в ход кулаки, даже если ты в гневе.
Правила проявления эмоций относится к правилам поведения в обществе. Воспитанный человек их знает и выполняет.
- Сюрприз от зеленой шкатулки.
У нас в гостях Том и Джерри (видеоклип).
- Какие эмоции испытывали вы?
- А какие Том?
- После просмотра ТV – гимнастика для глаз.
- Следующая тайна – построй дом добра.
Я буду называть поступки людей, а вы будете говорить, каким цветом закрывать окошечко. Если хороший поступок –белое окошечко, если плохой – черное.
- Нагрубить бабушке.
- Подрался с другом.
- Получил «2».
- Тяжело заболел.
У нас получился настоящий «дом зла», где все ругаются, дерутся, грубят, болеют.
Каждый плохой поступок надо постараться исправить и темная полоса в жизни всегда сменится светлой.
- Помог бабушке.
- Помирился с другом.
- Получил «5».
- Выздоровел.
И наш дом становится «домом добра».
Для того чтобы наша жизнь проходила в этом светлом доме, нам надо очень внимательно относится к своим словам и поступкам, беречь чувства ближних и всегда думать о тех, кто нас окружает.
Я хочу, чтобы рядом с нами всегда были дружба, уважение и любовь.
- Физминутка (под музыку «О здоровье»).
- Следующая тайна – зеленое царство.
- Какие эмоции вы испытывали, увидев этот чудесный мир?
- Разгадаем тайны растений, которые живут в этом зеленом царстве.
- Цветок, который считают чудом природы (орхидея).
- Откуда и кто привез первые тропические орхидеи (Вест-Индия, Ямайка).
- Сколько видов насчитывает семейство орхидных? (от 20 до 35 тысяч).
- Где растут орхидеи?
- Размер орхидеи (от 2-3мм до 40 м).
- Что напоминают нам цветы орхидеи?
- Как растут орхидеи?
- Как действует нектар орхидеи на насекомых?
- Как размножаются орхидеи? (коробочки, ветром).
- Священный цветок (лотос).
- Чем он отличается от кувшинок? (надводные крупные листья).
- Как относились к лотосу в странах Востока?
- Какую легенду о лотосе вы знаете?
- Расскажите о небесных лотосовых озерах.
- С кем сравнивали лотос в Китае?
- Где растет лотос? (в проточных водах, озерах и реках с медленным течением, где тепло и много солнца).
- Длина корневища лотоса (до 340 км).
- Что изготовляют из корней лотоса? (муку, крахмал, сахар и масло).
- Какого витамина там много? Какие болезни он лечит?
- Растение, у которого самый большой цветок в мире.
- Его размеры (диаметр 1 м, вес 6-7 кг).
- Чем интересен этот цветок (нет ни листьев, ни стеблей, ни корня).
- Что это за растение и как оно растет?
- Как долго он распускается? (3 года и 1,5 года.
- Посмотрите и скажите как называется это растение? Это ландыш.
Он занесен в Красную книгу.
Поиграем в игру.
3 ряд у нас будет Потребители,
2 ряд Юные хранители природы,
1 ряд Эксперты.
Итак, слово Потребителям.
Потребители.
Я нарву букет из ландышей. Цветы очень красивые. Их можно подарить кому-нибудь. Они хорошо пахнут. Когда дома стоят цветы, становится уютно.
Юные хранители природы.
Нарвать букет ландышей – это плохо. Цветы быстро завянут. И их выбросят. Если будешь рвать большие букеты, нанесешь вред природе. Они быстро исчезнут. Лес станет некрасивым и пустым.
Учитель. Почему мы заговорили о ландышах?
Люди рвут их не задумываясь. А ведь, чтобы ландыш зацвел, с того дня, когда семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Дети, поступившие в 1 класс, уже будут заканчивать школу. Подумайте об этом.
Слово Экспертам.
Леса – богатство нашего края. Их нужно беречь. Находясь в лесу, нужно не забывать правила поведения в нем. Не рвать растения, не ломать ветки деревьев, не разорять гнезда. Ходить с лесу только по тропинкам, не ловить насекомых, не разводить костры, не оставлять мусор.
Если мы сохраним красоту зеленых растений, то и животные отплатят красотой. Ведь все в природе взаимосвязано. И мы будем здоровыми.
- Игра «Клякса».
- Итог урока.
- Что понравилось на уроке?
- Какие эмоции вы испытали на этом уроке?
Я хочу, чтобы вас окружали только положительные эмоции и чтобы у вас всегда было только хорошее настроение.
Спасибо на урок.
- Домашнее задание. Найти литературный фрагмент, где передаются сильные эмоциональные переживания героя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тайна имени.Сценарий внеклассного мероприятия Заседание кружка «Тайна имени» Тема «Из истории русских имён и фамилий»
Цели:Познакомить со значением и происхождением русских имён, отчеств и фамилий.Формировать умение работать с дополнительной литературой, выделять главное, пересказывать и выразительно читать, ан...
Урок ИЗО по теме "Декоративное рисование. Рисование шкатулки. Эскиз росписи шкатулки". 4 класс
Урок ИЗО по теме "Декоративное рисование. Рисование шкатулки. Эскиз росписи шкатулки". 4 класс....
Исследовательский проект "Тайны зелёного листа"
Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира и занятиях исследовательского кружка....
Продолжаем раскрывать тайны гласных! Тайна Йотиков
Сказка о гласных буквятах, у которых в кармашке поселился Йотик...
Занятие кружка «Разгаданные тайны» по теме: «Разгадываем тайны. Занимательные опыты.»
Цели: • ознакомить со способом познания окружающего мира-опытом, экспериментом;• способствов...
Тайны зелёных листьев (Экологическое мероприятие для младших школьников)
Тайны зелёных листьев(Экологическое мероприятие для младших школьников)...
Работа с картиной А. Рылова «Зелёный шум». Сравнительный анализ двух картин Аркадия Рылова «Зелёный шум» и Клода Моне «Прогулка».
Урок кусского языка с использованием технологии кртического мышления....