Урок "Снежные загадки"
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме
Урок окружающего мира в 1 классе по теме : "Снежные загадки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок окружающего мира в 1 классе | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 1 классе
по предмету «Окружающий мир»
по теме:
«Снежные загадки»
Учитель: Кручина Е. В.
Егорьевск 2012 г
Тема урока: снежные загадки
Планируемый результат.
Знать правила проведения наблюдения и опытов. Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе в связи с приходом зимы. Иметь элементарное представление об образовании и видах снежинок.
Формирование УУД.
Формировать положительную мотивацию учебной деятельности
учебные и познавательные мотивы
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)формировать умение на основе анализа делать выводы
уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста.
формировать умение определять цели,
умение слушать и понимать других
уметь работать в паре и в коллективе:
формировать умение оформлять свои мысли в устной форме:
уметь отстаивать свою точку зрения,
уметь адекватно себя оценивать,
экологическое воспитание
Оборудование
Учебники «Окружающий мир, хрестоматия, таблица с изображением снежинок, карточки для детей «Мои успехи», компьютер, проектор, интерактивная доска, микроскоп, компьютерная игра, презентация, набор для проведения практической работы.
Ход урока
- Организационный момент
Школьный прозвенел звонок,
Начинается урок.
- Самоопределение к деятельности.
Серебро, огни и блестки –
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-белые вчера.
Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
В. Брюсов
– О чем это стихотворение?
- Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить с вами на уроке?
(О зиме, снеге)
– Тема нашего урока – «Снежные загадки».
- Актуализация знаний.
- Давайте вспомним основные приметы зимы. Отгадайте загадки.
(Просмотр слайдов на интерактивной доске)
1) Скатерть бела весь свет одела.
(Снег.)
2) Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке.
(Снежинки.)
3) Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
(Лед.)
4) И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней.)
- Открытие новых знаний
.– Что же такое снег? (Ответы детей.)
– И снег, и иней, и лед – все это различные состояния воды.
Снежинки – это замерзший водяной пар. Пар есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится много воздуха, а потом уплотняется.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 34–35).
– Рассмотрите центральный рисунок в учебнике.
– Снежная ли зима в этом году в поселке Мирном?
– Что делают Маша и собака Жучка?
– Как вы думаете, зачем Маша сняла варежку?
– Чему так радуется собака Жучка?
– Что собирается делать Маша?
– Почему так весело Мише?
– Что вы чувствуете, когда смотрите на падающий снег? А когда идете по первому чистому снегу? А когда снежинки падают на лицо?
– Что происходит со снежинкой, если поймать ее на ладонь?
– Удавалось ли вам когда-нибудь рассмотреть снежинку?
– Рассмотрите форму снежинок на с. 34. Есть ли среди них одинаковые?
– Ученым удалось выявить девять основных форм снежных кристаллов. Каждой снежинке дали свое имя:
Запонка | Столбик | Ёж | Игла | Звезда |
Компьютерная игра «Найди пару одинаковых снежинок»
– Как вы думаете, от чего зависит форма снежинок? (Предположения детей.)
– Японский профессор Накайя всю свою жизнь посвятил изучению тайн снежинок. Ему удалось выяснить, что форма снежинок зависит от температуры воздуха. Оказалось, что самые красивые снежные кристаллы – «звезды» – появляются только при небольшом морозе (–14°…–17 °С).
- Практическая работа с микроскопом.
- Давайте рассмотрим под микроскопом, какую форму имеют снежинки.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили –
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
7. Первичное закрепление знаний.
2.. Р а б о т а с х р е с т о м а т и е й.
– Как вы думаете, где рождаются снежинки? (Высоко-высоко над землей в облаках.)
Туча по небу гуляла И случайно задремала. Ветры буйные на воле Увидали: туча спит, | Как перину, распороли – И оттуда пух летит… Пух летит – в глазах рябит, А поймаешь – холодит. В. Мусатов |
– Как образуются снежинки?
Просмотр презентации «Как образуется снег и лед»
– Что нового вы узнали ?
Далее учитель читает рассказ З. Трофимовой «Снег – что это такое?».
«Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.
Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. Они похожи на белые звёздочки. Поймай несколько снежинок на рукавичку и разгляди хорошенько. Они будто кружевные, все разные, с тонкими лучиками и лепестками, как у самых нежных цветов.
Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому-то и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.
Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами?
Как ты думаешь, почему?
Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск».
– Можно ли сказать, что снежинка – очень красивое изделие? (Сказать так нельзя, изделия – это предметы, сделанные человеком, а снежинка – объект природы.)
– Почему скрипит снег под ногами? Это происходит потому, что под тяжестью тела человека ломаются нежные лучики снежинок-звездочек. А так как их очень много, слышится треск.
3. Р а б о т а в п а р а х.
Учащиеся рисуют узор из снежинок разной формы.
8.Включение знаний в систему.
1. Р а б о т а п о х р е с т о м а т и и.
– Как люди используют снег?
– Какую роль выполняет снег?
– Где больше снега: в поле или возле забора? (Снега больше возле забора.) Почему? (Заграждения задерживают его.)
Учитель читает рассказ «Зачем зимой на полях снег пашут».
– Как вы думаете, кто ждет снега зимой? (Дети ждут снега, чтобы лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься с горки на лыжах и санках.)
– Снега ждут и растения. Снег укрывает землю, и на полях перестают зябнуть озимые хлеба и другие растения.
Снега ждут животные. Заяц в своей белой шубке не виден врагу на снежном покрывале. Тетерева ныряют в снег и спят себе в уютной снежной спаленке.
- Как вы думаете, ребята, а можно ли есть снег? Почему?
2. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
На столе учителя стоят два стаканчика со снегом, который взят с пришкольного участка и с дороги.
После того как снег в стакане растаял, учащиеся определяют, в каком стакане снег с пришкольного участка, а в каком – с дороги.
Учащиеся под руководством учителя фильтруют снеговую воду через марлю.
– Что остается на марле? (Серые разводы, песчинки, соломинки, волоски.)
В ы в о д: белый снег не чист.
– Почему нельзя есть снег?
3. Э к о л о г и ч е с к а я о с т а н о в к а.
Учитель читает сказку «Почему в снежках грязь?», ученики помогают в инсценировке.
«Жила-была Злючка-Грязючка. Очень любила она дым заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей, сточные трубы. А еще она любила путешествовать. Нравилось ей плавать по рекам, озерам и морям. Во время этих путешествий Злючка-Грязючка пачкала все, что попадалось на ее пути: растения и животных, воду и камни, даже людей, отдыхающих в этих местах.
Узнали про Злючку-Грязючку ребята и решили ее остановить, запретить ей пачкать все вокруг. С чего начать? Решили ребята отправиться вслед за Злючкой-Грязючкой. Вышли из школы и увидели дымящие трубы заводов и фабрик. «Давайте поставим тут ловушки для дыма», – предложил кто-то. Так и сделали. Поймали Злючку-Грязючку.
Посмотрели вокруг себя на улицах – кругом машины ездят, а из выхлопных труб вырывается дым и газ. «Нужны дорожные посты, на которых люди будут следить за машинами», – сказали ребята. Установили такие дорожные посты, задержали Злючку-Грязючку.
Пошли ребята дальше. Шли-шли и пришли к реке. Вот бы искупаться! А в воде уже плавает Злючка-Грязючка, зовет их к себе. Как же она сюда попала? Присмотрелись ребята и увидели, что от ближайшей фабрики по трубе сливается в речку грязная вода. Построили тут очистные сооружения. Закрыли дорогу Злючке-Грязючке.
Посмотрели ребята вокруг: белые облака бегут по голубому небу, зеленые леса и парки украшают землю, прохладные чистые реки манят к своим берегам. Рады птицы и звери, цветы и деревья, взрослые и дети!»
На заключительном этапе урока можно предложить детям и г р у - д и а л о г о том, как сделать так, чтобы было меньше загрязнений. Диалог ведут Злючка-Грязючка и учащиеся класса, выступающие в роли Защитников зеленого дома (роли подготовлены заранее).
Злючка-Грязючка. Ах, какое чудесное грязное облако дыма выплывает из заводской трубы! Полечу-ка я на нем!
Защитник 1. На каждую заводскую трубу я поставлю ловушку для дыма.
Злючка-Грязючка. Вот прекрасная машина! Сколько выхлопных газов от нее на улице!
Защитник 2. Таким машинам не место на улицах нашего города!
Злючка-Грязючка. Ой, как интересно путешествовать от завода к реке по сточной трубе!
Защитник 3. Я не допущу этого! Здесь теперь будут очистные сооружения.
9. Рефлексия.
– Откуда в снежках грязь? Как сделать Землю чище?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что такое снег и лед?
– Где образуется снег?
10. Подведение итогов урока.
- Понравился ли вам наш сегодняшний урок?
- Что особенно запомнилось, понравилось?
- А сейчас давайте оценим наши успехи.
Мои успехи 1. Я смог ответить на вопросы Зимушки-зимы. 2. Я провёл опыт и доказал (или опроверг) свою гипотезу. 3. Я сравнивал форму снежинок. 4. Я понаблюдал и знаю где больше снега. 6. Я научился рисовать снежинку. 7. Я узнал как образуются снежинки. 8. Я узнал почему нельзя снег брать в рот. 9 . Я внимателен, когда выступают товарищи. 10. Я учусь отвечать чётко и громко. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Загадки о космосе" для учащихся 2 класса. Проверяем готовы ли дети оправиться в космос ( в классе проводится игра "Космическое путешествие"). Загадка-ответ и т.д.
В классе проводится игра "Космическое путешествие" на протяжении года. Для проверки готовности к космическому путешествию была создана данная презентация. В презентации один слайд загадка, второй...
Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )
Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации....
презентация к сборнику "Её Величество Загадка" (образовательные возможности загадки)
ВведениеКнига, которую вы держите в руках, предназначена для педагогов родителей, и детей, желающих не только научиться отгадывать загадки, но и поупражняться в рассуждении, доказательстве выдвигаемых...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...