Вода – растворитель.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Милешина Светлана Александровна

 

Урок окружающего мира во 2 классе  по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе  по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Тема урока:   Вода – растворитель.

Цели урока:

  1. создать условия для определения учащимися   свойства воды - растворитель;
  2. формировать исследовательские умения в практической деятельности;
  3. формировать универсальные учебные действия:
  1. коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе,  построение речевых высказываний,  лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества),
  2. личностные (умение любоваться красотой окружающего мира, умение соблюдать установленные правила),
  3. регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция),
  4. познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение выделять существенное,  наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).

Оборудование:

  1. ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку;
  2. химическая посуда для опытов: стаканы, мерные ложки;
  3. вещества для опытов: соль, сода, песок, вишневый сок, мел, вода;
  4. акварельные краски,  таблетки,  мыло, пакетик растворимого кофе, бутылка минеральной воды;
  5. карточки-задания для фиксации результатов групповой работы.

Организационный момент

- Прозвенел звонок – начинается урок.

- Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку? Взгляните на своего соседа, улыбнитесь. Начинаем урок.

Регулятивные  УУД (самоконтроль)

Этап мотивирования к учебной деятельности

В кружево будто одеты  
Деревья, кусты, провода                                                                                                                                          И кажется сказкою это,
А, в сущности, только вода.

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А всё это только вода.

В бирюзовой дали, исчезая,
Лебедями плывут облака.
Вот туча идёт грозовая,

А, в сущности, только вода.

Снег белый пойдёт и укроет
Родные леса и поля.
Но время придёт - всё растает

И будет простая вода

Личностные УУД

(умение любоваться красотой окружающего мира)

















Актуализация и постановка проблемы

- Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. В каких состояниях встречается вода в природе?

(- В твердом, жидком и газообразном состоянии)


















Познавательные УУД (извлечение из памяти сохраненной информации

Вода!   Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире.                                       

                                Антуан де Сент-Экзюпери

- Почему Антуан де Сент-Экзюпери написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»?

(- Жизнь зародилась в воде.

- Вода необходима для организма человека, для растений и животных.

- Без воды невозможна жизнь на Земле)


Познавательные общеучебные УУД (анализ текста)




Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)








- Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и  моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода- это самая большая и удобная дорога.  По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.  

Вот она какая, вода!


- Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.

- Вспомним свойства, которыми обладает вода, которые вы узнали на прошлом уроке








Растворитель – это свойство воды или нет?

- Да

- Нет







Познавательные УУД (умение классифицировать








Регулятивные  УУД (прогнозирование)















Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет. Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды, рядом поставим знак вопроса.

                                                 ?





Познавательные УУД (постановка проблемы)

Построение проекта выхода из проблемной ситуации

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Тема: Вода – растворитель?)

Что будет сегодня объектом исследования?

(Объект - вода.)

Предметом исследования будет свойство – растворитель.







Регулятивные  УУД (умение формулировать тему и выявлять объект исследования)

- Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут пять исследовательских групп. В каждой группе 5 человек: руководитель, секретарь, докладчик и 2 лаборанта.

(Дети в каждой группе распределяют роли)


Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)


- Роли в ваших группах уже распределены, но этого недостаточно. В каждой группе существуют правила.

- Правила работы в группах

  1. Каждый выполняет свою роль
  2. Говорим по очереди
  3. Вкус веществ не определяем!!!

 И только соблюдая все правила, ваша группа сделает точный вывод!

- Поднимите руки, кому понятны правила






Личностные УУД (умение соблюдать установленные правила)

- Господа ученые, перед нашим научным центром стоит важная цель. Назовите ее.

(Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель.)


Регулятивные  УУД (целеполагание)

- Перед вами план действий. Каждая группа будет работать с одним из пяти возможных веществ. После, на конференции мы обобщим опыт всех групп.










Реализация проекта

- Прошу руководителей подойти за заданиями для групп

(Руководители получают карточку,   зачитывают ее группе (см. Приложение 1).

- Прошу лаборантов подойти на склад за необходимым оборудованием и веществами

(Лаборанты получают химическую посуду и вещества. Начинают проводить опыт, наблюдать, фиксировать результаты.)

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества)










Познавательные УУД

(умение работать с текстом, умение выделять существенное, умение наблюдать, делать выводы)





Физкультминутка

Физкультминутку проводят дежурные.


Льется чистая водица.

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём

Крепко  щеткой зубы трём

Моем шею, моем уши

 Вытираемся посуше.

                   

Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

Господа ученые, начинаем пресс-конференцию.  Ждём результатов ваших исследований. На конференции выступает докладчик, лаборант демонстрирует результат.

Докладчик группы №1:

- После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Соль растворилась.  

(аплодисменты)

 Докладчик группы №2:

- После того, как насыпали в воду соду, размешали, мы  увидели, что соль стала незаметной. Вывод: сода растворяется в воде.

(аплодисменты)

 Докладчик группы №3:

Мы налили в воду вишневый сок. Он смешался с водой и  равномерно по ней распределился.  Вода поменяла цвет.

(аплодисменты)

- Какой вывод вы сделали?

Соль растворяется в воде.

Сода растворяется в воде.

Сок растворяется в воде.

- Соль, сода, сок смешались с водой и теперь их трудно или даже невозможно отделить друг от друга. Они растворились.



- Итак, мы заслушали отчеты 3 групп. Результаты их опытов у вас перед глазами.  Вернемся к свойствам воды (они на доске).  Какие будут предложения?

(- Убрать вопросительный знак и добавить свойство «растворитель» к свойствам воды.)


-

Коммуникативные УУД

(построение речевых высказываний)





















Регулятивные УУД  (коррекция)




- Предоставляем слово 4 группе.

Докладчик группы  №4:

Мы насыпали в воду речной песок. Он опустился на дно. Вывод: речной песок не растворяется в воде.

(аплодисменты)

- Даем слово 5 группе

Докладчик группы №5:

Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в воде не растворился.

(аплодисменты)

- Мы заслушали отчеты еще 2 групп.   Какой вывод  сделаем?

(Вода растворяет не все вещества.)

- Вспомните вопрос, который стоял перед научным  центром.

(Вода – растворитель?)

- Как вы сейчас ответите на него?

(Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.)


















Познавательные логические УУД (обобщение, формулирование выводов)


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Итак, вы узнали новое свойство воды. Теперь это свойство попробуем применить в жизни

Я,  как руководитель, даю каждой группе объект. Ваша задача – прокомментировать, как он связан с водой и ее свойством - «растворитель».

Учитель выдает по группам

1. акварельные краски

2. таблетки

3. мыло

4. пакетик растворимого кофе

5. минеральная вода

Идет обсуждение в группах с последующим озвучиванием.

Группа №1: «Акварельные краски растворяются в воде»

Группа №2: «Таблетки растворяются в воде»

Группа №3: «Мыло растворяется в воде»

Группа №4: «Кофе растворяется в воде»

Группа №5: «Минеральные вещества растворяются в воде»

- Минеральная вода содержит в себе растворенные минеральные вещества, полезные для организма человека.  Посмотрите внимательно на бутылку с минеральной водой. Что значит надпись «газированная»?( «Газированная» значит «содержит газы»)

- Что нужно сделать, чтобы их увидеть?( Надо встряхнуть бутылку и приоткрыть крышку.)

(Учитель выполняет рекомендации детей. Дети наблюдают, как пузырьки газа поднимаются на поверхность.)

- Почему их не было видно?( - Они растворились в воде)

- Сделайте вывод. (- Газы тоже растворяются в воде.)

- Итак, в воде растворяются не только твердые (соль, сода), жидкие (сок), но и газообразные вещества.




Рефлексия учебной деятельности

- Как вам работалось в группе?

- Легко ли вам было заполнять карточку?

- Были проблемы в работе лаборантов?

- Хорошо ли группа вас подготовила к докладу?



Итог урока, оценивание

Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат - открыли новое для себя свойство воды. Назовите его еще раз.

(Вода – растворитель)

- Как вы доказали, что вода – растворитель?   (Ставили опыты.) 

- Достигла ли цели ваша лаборатория?

Домашнее задание

Предположим , что смешали соль, речной песок и опилки. Как всё отделить друг от друга?

Что будете делать? Где и как будете искать ответ?

( Подумаем сами,

- вспомним материал прошедшего урока,

- проведем опыт дома,

- спросим у старших,

- обратимся к Интернету и др.)


Учитель оценивает работу групп.







 




Приложение 1

Карточки-задания для групп






























Познавательные общеучебные УУД (умение использовать полученные знания в практической деятельности)

Коммуникативные УУД(построение речевых высказываний)
















Регулятивные УУД (самооценка)








Регулятивные  УУД  











Познавательные УУД (работа с информацией)

План действий.

1.Руководители зачитывают задание.

2.Лаборанты получают нужные вещества и выполняют опыт.

3.Все вместе наблюдают, делают опыт

4.Секретари записывают результат в карточку

5.Докладчики громко и чётко зачитывают выводы на конференции.

растворитель

 

Дети работают с карточкамий, выбирая  свойства воды:

  1. не имеет формы
  2. имеет форму
  3. бесцветна
  4. белая
  5. прозрачная
  6. текучая
  7. упругая
  8. без запаха
  9. без вкуса
  10. растворитель
  11. горюча

  1.  

                                      Милёшина   Светлана    Александровна   МОУ «СОШ № 8»   г.о. Саранск   Республики Мордовия

Задание для 1 группы                                                   Соль

1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку соли и размешайте.

2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соли.

3.Выберете ответ:

плавают

 тонут,

стали незаметны

Задание для 2 группы                                                   Сода

1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку соды и размешайте.

2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соды.

3.Выберете ответ:

плавают

 тонут,

стали незаметны

Задание для 3 группы                                                 мел

1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку мела и размешайте.

2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами мела

3.Выберете ответ:

плавают

 тонут

стали незаметны

Задание для 4группы                                                 песок

1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку песка и размешайте.

2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами песка

3.Выберете ответ:

плавают

 тонут  

стали незаметны

 Задание для 5группы                                                 сок

1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку сока и размешайте.

2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами сока

3.Выберете ответ:

плавают

 тонут

стали незаметны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Вода - растворитель"

В ходе практической работы дети обнаруживают  свойство воды – растворять  примеси; развивают умения получать знания, работая в группе;воспитывается любовь к родному краю, бережному отношению...

Урок познания мира 2 класс по теме "Вода - растворитель"

Урок по предмету "Познание мира " 2 класс на тему "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества"....

Урок познания мира 2 класс по теме "Вода - растворитель"

Урок по предмету "Познание мира " 2 класс на тему "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества"....

Презентация к уроку Окружающий мир Тема: Вода - растворитель.

Презентация к уроку. Окружающий мир. Тема:" Вода-необыкновенное вещество или вода- растворитель" УМК "Перспективная начальная школа"...

"Вода-растворитель"

Презентация по УМК Перспективная начальная школа...

Воды Земли. Вода – растворитель (Начальная школа 21 века)

Цели урока: создать условия для определения учащимися   свойства воды - растворитель; Планируемые результаты:Предметные:...