Вода – растворитель.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок окружающего мира во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse_po_sisteme_razvivayushchego_obucheniya_l.rar | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Тема урока: Вода – растворитель.
Цели урока:
- создать условия для определения учащимися свойства воды - растворитель;
- формировать исследовательские умения в практической деятельности;
- формировать универсальные учебные действия:
- коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества),
- личностные (умение любоваться красотой окружающего мира, умение соблюдать установленные правила),
- регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция),
- познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
Оборудование:
- ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку;
- химическая посуда для опытов: стаканы, мерные ложки;
- вещества для опытов: соль, сода, песок, вишневый сок, мел, вода;
- акварельные краски, таблетки, мыло, пакетик растворимого кофе, бутылка минеральной воды;
- карточки-задания для фиксации результатов групповой работы.
Организационный момент - Прозвенел звонок – начинается урок. - Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку? Взгляните на своего соседа, улыбнитесь. Начинаем урок. | Регулятивные УУД (самоконтроль) |
Этап мотивирования к учебной деятельности В кружево будто одеты Безбрежная ширь океана В бирюзовой дали, исчезая, Снег белый пойдёт и укроет | Личностные УУД (умение любоваться красотой окружающего мира) |
Актуализация и постановка проблемы - Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. В каких состояниях встречается вода в природе? (- В твердом, жидком и газообразном состоянии) | Познавательные УУД (извлечение из памяти сохраненной информации |
Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире. Антуан де Сент-Экзюпери - Почему Антуан де Сент-Экзюпери написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»? (- Жизнь зародилась в воде. - Вода необходима для организма человека, для растений и животных. - Без воды невозможна жизнь на Земле) | Познавательные общеучебные УУД (анализ текста) Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) |
- Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода- это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Вот она какая, вода! - Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды. - Вспомним свойства, которыми обладает вода, которые вы узнали на прошлом уроке Растворитель – это свойство воды или нет? - Да - Нет | Познавательные УУД (умение классифицировать Регулятивные УУД (прогнозирование) |
Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет. Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды, рядом поставим знак вопроса. ? | Познавательные УУД (постановка проблемы) |
Построение проекта выхода из проблемной ситуации - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Тема: Вода – растворитель?) Что будет сегодня объектом исследования? (Объект - вода.) Предметом исследования будет свойство – растворитель. | Регулятивные УУД (умение формулировать тему и выявлять объект исследования) |
- Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут пять исследовательских групп. В каждой группе 5 человек: руководитель, секретарь, докладчик и 2 лаборанта. (Дети в каждой группе распределяют роли) | Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами) |
- Роли в ваших группах уже распределены, но этого недостаточно. В каждой группе существуют правила. - Правила работы в группах
И только соблюдая все правила, ваша группа сделает точный вывод! | Личностные УУД (умение соблюдать установленные правила) |
- Господа ученые, перед нашим научным центром стоит важная цель. Назовите ее. (Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель.) | Регулятивные УУД (целеполагание) |
- Перед вами план действий. Каждая группа будет работать с одним из пяти возможных веществ. После, на конференции мы обобщим опыт всех групп. Реализация проекта - Прошу руководителей подойти за заданиями для групп (Руководители получают карточку, зачитывают ее группе (см. Приложение 1). - Прошу лаборантов подойти на склад за необходимым оборудованием и веществами (Лаборанты получают химическую посуду и вещества. Начинают проводить опыт, наблюдать, фиксировать результаты.) | Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества) Познавательные УУД (умение работать с текстом, умение выделять существенное, умение наблюдать, делать выводы) |
Физкультминутка Физкультминутку проводят дежурные. Льется чистая водица. Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берём Крепко щеткой зубы трём Моем шею, моем уши Вытираемся посуше.
| Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами) |
Господа ученые, начинаем пресс-конференцию. Ждём результатов ваших исследований. На конференции выступает докладчик, лаборант демонстрирует результат. Докладчик группы №1: - После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Соль растворилась. (аплодисменты) Докладчик группы №2: - После того, как насыпали в воду соду, размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вывод: сода растворяется в воде. (аплодисменты) Докладчик группы №3: Мы налили в воду вишневый сок. Он смешался с водой и равномерно по ней распределился. Вода поменяла цвет. (аплодисменты) - Какой вывод вы сделали? Соль растворяется в воде. Сода растворяется в воде. Сок растворяется в воде. - Соль, сода, сок смешались с водой и теперь их трудно или даже невозможно отделить друг от друга. Они растворились. - Итак, мы заслушали отчеты 3 групп. Результаты их опытов у вас перед глазами. Вернемся к свойствам воды (они на доске). Какие будут предложения? (- Убрать вопросительный знак и добавить свойство «растворитель» к свойствам воды.) - | Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Регулятивные УУД (коррекция) |
- Предоставляем слово 4 группе. Докладчик группы №4: Мы насыпали в воду речной песок. Он опустился на дно. Вывод: речной песок не растворяется в воде. (аплодисменты) - Даем слово 5 группе Докладчик группы №5: Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в воде не растворился. (аплодисменты) - Мы заслушали отчеты еще 2 групп. Какой вывод сделаем? (Вода растворяет не все вещества.) - Вспомните вопрос, который стоял перед научным центром. (Вода – растворитель?) - Как вы сейчас ответите на него? (Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.) | Познавательные логические УУД (обобщение, формулирование выводов) |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Итак, вы узнали новое свойство воды. Теперь это свойство попробуем применить в жизни Я, как руководитель, даю каждой группе объект. Ваша задача – прокомментировать, как он связан с водой и ее свойством - «растворитель». Учитель выдает по группам 1. акварельные краски 2. таблетки 3. мыло 4. пакетик растворимого кофе 5. минеральная вода Идет обсуждение в группах с последующим озвучиванием. Группа №1: «Акварельные краски растворяются в воде» Группа №2: «Таблетки растворяются в воде» Группа №3: «Мыло растворяется в воде» Группа №4: «Кофе растворяется в воде» Группа №5: «Минеральные вещества растворяются в воде» - Минеральная вода содержит в себе растворенные минеральные вещества, полезные для организма человека. Посмотрите внимательно на бутылку с минеральной водой. Что значит надпись «газированная»?( «Газированная» значит «содержит газы») - Что нужно сделать, чтобы их увидеть?( Надо встряхнуть бутылку и приоткрыть крышку.) (Учитель выполняет рекомендации детей. Дети наблюдают, как пузырьки газа поднимаются на поверхность.) - Почему их не было видно?( - Они растворились в воде) - Сделайте вывод. (- Газы тоже растворяются в воде.) - Итак, в воде растворяются не только твердые (соль, сода), жидкие (сок), но и газообразные вещества. Рефлексия учебной деятельности - Как вам работалось в группе? - Легко ли вам было заполнять карточку? - Были проблемы в работе лаборантов? - Хорошо ли группа вас подготовила к докладу? Итог урока, оценивание Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат - открыли новое для себя свойство воды. Назовите его еще раз. (Вода – растворитель) - Как вы доказали, что вода – растворитель? (Ставили опыты.) - Достигла ли цели ваша лаборатория? Домашнее задание Предположим , что смешали соль, речной песок и опилки. Как всё отделить друг от друга? Что будете делать? Где и как будете искать ответ? ( Подумаем сами, - вспомним материал прошедшего урока, - проведем опыт дома, - спросим у старших, - обратимся к Интернету и др.) Учитель оценивает работу групп. Приложение 1 Карточки-задания для групп | Познавательные общеучебные УУД (умение использовать полученные знания в практической деятельности) Коммуникативные УУД(построение речевых высказываний) Регулятивные УУД (самооценка) Регулятивные УУД Познавательные УУД (работа с информацией) |
План действий.
1.Руководители зачитывают задание.
2.Лаборанты получают нужные вещества и выполняют опыт.
3.Все вместе наблюдают, делают опыт
4.Секретари записывают результат в карточку
5.Докладчики громко и чётко зачитывают выводы на конференции.
растворитель
Дети работают с карточкамий, выбирая свойства воды:
- не имеет формы
- имеет форму
- бесцветна
- белая
- прозрачная
- текучая
- упругая
- без запаха
- без вкуса
- растворитель
- горюча
Милёшина Светлана Александровна МОУ «СОШ № 8» г.о. Саранск Республики Мордовия
Задание для 1 группы Соль
1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку соли и размешайте.
2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соли.
3.Выберете ответ:
плавают
тонут,
стали незаметны
Задание для 2 группы Сода
1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку соды и размешайте.
2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соды.
3.Выберете ответ:
плавают
тонут,
стали незаметны
Задание для 3 группы мел
1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку мела и размешайте.
2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами мела
3.Выберете ответ:
плавают
тонут
стали незаметны
Задание для 4группы песок
1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку песка и размешайте.
2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами песка
3.Выберете ответ:
плавают
тонут
стали незаметны
Задание для 5группы сок
1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку сока и размешайте.
2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами сока
3.Выберете ответ:
плавают
тонут
стали незаметны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Вода - растворитель"
В ходе практической работы дети обнаруживают свойство воды – растворять примеси; развивают умения получать знания, работая в группе;воспитывается любовь к родному краю, бережному отношению...
Урок познания мира 2 класс по теме "Вода - растворитель"
Урок по предмету "Познание мира " 2 класс на тему "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества"....
Урок познания мира 2 класс по теме "Вода - растворитель"
Урок по предмету "Познание мира " 2 класс на тему "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества"....
Презентация к уроку Окружающий мир Тема: Вода - растворитель.
Презентация к уроку. Окружающий мир. Тема:" Вода-необыкновенное вещество или вода- растворитель" УМК "Перспективная начальная школа"...
"Вода-растворитель"
Презентация по УМК Перспективная начальная школа...
Воды Земли. Вода – растворитель (Начальная школа 21 века)
Цели урока: создать условия для определения учащимися свойства воды - растворитель; Планируемые результаты:Предметные:...