Урок "Реки и озера" ОС 2100
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, познакомить с особенностями озер, научить находить важнейшие озера на карте и их правильно показывать, учить бережно относиться к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reki_i_ozera.rar | 509.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 2 класс, программа "Школа-2100"
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: "Реки и озера"
Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.
Задачи:
Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, познакомить с особенностями озер, научить находить важнейшие озера на карте и их правильно показывать, учить бережно относиться к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Основные дидактические методы:
- проблемные методы обучения;
- частично-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный;
- принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.
Дидактические средства:
- для учителя - презентация;
- для учеников - учебник-тетрадь, карточки, макет земной поверхности.
Методическая литература:
- Барышева Ю.А., Вахрушев А.А., Докшина С.П., Гайсина Г.М., Козлова С.А., Раутиан А.С. Я и мир вокруг. 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2003.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Иванова Н.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса: Я и мир вокруг. В 4 частях. Часть 2. - М.: Баласс, 2007.
- Занимательное природоведение. - М.: Омега, 1997.
- Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.
Оборудование:
- проектор;
- прозрачный лоток;
- песок;
- карточки с заданием.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Совместное "открытие" новых знаний.
- Самостоятельное применение знаний.
- Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
1. Оргмомент. Слайд1. Карта полушарий | - Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по нашей планете. Откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся на уроке. -Что такое океаны? (Главные хранители водного запаса Земли) (Сообщение об одном океане, составленное детьми) Что окружено со всех сторон океанами? (Материки) Сообщение об одном материке, составленное детьми) -Вода на Земле постоянно движется и переходит из одного состояния в другое. Как называется этот процесс? (Круговорот воды в природе) На прошлом занятии мы установили, что океаны - главные хранители водного запаса планеты. Материки окружены со всех сторон океанами. Сегодня мы продолжим разговор о материках и о воде и проведём эксперимент. |
2. Актуализация знаний и формулирование темы урока. (Работа в парах) Слайд 2. Африка Учебник с. 132 Слайд 3. Тема урока | -Перед вами карточка. Что интересного обнаружили? (Это материк. Африка. Отмечены река и озеро.) -С помощью стр.132 учебника узнайте название реки и озера. Раскрасьте их берега. (Работа в парах) -Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок? (Рекам и озерам) -А что вы знаете о реках? (Река-это большое количество воды. Она течет) Отметьте это на вашей карточке. (Не можем это сделать, т.к. не хватает знаний) |
3. Постановка проблемного вопроса. | -Какие вопросы у вас возникли? -Где реки начинаются и заканчиваются? - Куда они текут? -Почему вода в реке не заканчивается? -Что нам поможет ответить на эти вопросы? (Учебник и карта) |
4. Совместное открытие нового знания. Слайд 4. Схема реки. Учебник с. 105 ОПЫТ Учебник с.132 Учебник с. 108 | -Чтобы говорить о реках, надо познакомиться со всеми частями реки. -Какие части реки вы заметили? (Исток, устье, притоки, берега, водораздел) -Как называется место сбора всех вод реки? (Бассейн) -Он включает в себя все мелкие речки и речушки, ручейки и родники. -Как определить правый и левый берега реки? (Если плыть по течению, то слева - левый берег, а справа- правый берег) -Откуда река собирает воды? (Тают ледники) А что еще может пополнить запасы воды? Для этого надо вспомнить круговорот воды в природе) Рассказ детей по картинке учебника. -Но реки текут не только во время дождя. Давайте понаблюдаем за водой во время опыта. Я приготовила песок и лейку. Лейка будет изображать дождь. -Почему вода появилась из-под горки песка не сразу? -Почему, когда я перестала лить воду, она продолжает сочиться? -Откуда же еще река получает воду? (Из подземных источников) -Можете ли вы теперь ответить на вопрос, почему в реке всегда есть вода ? (Да. Она получает воду из ледников, от осадков и подземных источников) -Почему течет река? (Затрудняемся ответить) -А вот определить, почему течет река, вам поможет карточка, которую вы сделали в начале урока. -Где находится исток Нила? - (В горах) -Как определили? (По цвету) -Где находится устье? (На равнине) -Что помогло это определить? (Цвет карты) -Как течет вода? (Сверху вниз) Почему? (Влияние силы притяжения Земли) -Как вы думаете, может ли маленький ручеек быть сильным и могучим? Может ли он менять земную поверхность? (Предположения детей) Тогда я советую прочитать необычную сказку о ручейке на стр.108. -Что вы узнали нового? (Ручеек очень сильный. Он может образовать овраг) |
5. Физминутка | |
Учебник с. 109 Слайд 5. Вопросы Слайд 6. Какие бывают озера. | Посмотрите на карточку. -Где берет свое начало река Нил? (В озере Виктория) -О чем сейчас будем говорить? (Об озере) -Какие вопросы у вас возникли? -Как возникают озера? -Откуда поступает в озеро вода? -Соленая или пресная вода в озерах? -Есть ли у озера течение? -Какие бывают озера? -Что поможет ответить на эти вопросы? (Учебник и карта) -Прочитайте текст «Озера» -Дайте ответ на поставленные вопросы. |
5. Самостоятельное применение знаний ( Работа в группах) | Работа с макетом из пластилина «Моя страна» -На прошлых уроках вы работали в группах и выполнили макет поверхности Земли. -Чем сегодня можете дополнить свой макет? (Реками и озерами) -Вашей задачей является дополнить макет и составить рассказ о реке или озере. У каждой группы будет свое задание. 1-ая группа составляет рассказ о реке 2-ая группа составляет рассказ о бессточном озере в умеренном поясе 3-я группа составляет рассказ о бессточном озере в жарком поясе 4-я группа составляет рассказ о проточном озере 5-я группа составляет рассказ о реке Дети выбирают представителя от своей группы. Заслушиваются рассказы. |
Самооценка. |
1.Дополните макет рекой и притоками. 2.Составьте рассказ о реке Где находится исток реки? А устье? Есть ли притоки у вашей реки? Какое течение у реки? Как определить где левый берег, а где правый? Почему вода в реке не кончается? |
1.Дополните макет рекой и бессточным озером (умеренный пояс) 2.Составьте рассказ об озере В каком поясе находится ваше озеро? Какое это озеро? Какая вода в озере? Почему вода в озере не заканчивается? |
1.Дополните макет рекой и притоками. 2.Составьте рассказ о реке Где находится исток реки? А устье? Есть ли притоки у вашей реки? Какое течение у реки? Как определить где левый берег, а где правый? Почему вода в реке не кончается? 1.Дополните макет рекой и бессточным озером (жаркий пояс) 2.Составьте рассказ об озере В каком поясе находится ваше озеро? Какое это озеро? Какая вода в озере? Почему вода в озере не заканчивается? |
1.Дополните макет рекой и проточным озером 2.Составьте рассказ об озере В каком поясе находится ваше озеро? Какое это озеро? Какая вода в озере? Почему вода в озере не заканчивается? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.
Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....
Тематическое планирование уроков. 3 класс. УМК "Школа 2100"
Готовое календарно - тематическое планирование помоет подготовится к новому учебному году....
Тематическое планирование. 4 класс. УМК "Школа 2100".
Планирование уроков математики, русского языка, чтения, окружающего мира, ИЗО, труда....
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...