Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру по теме

окружающий мир 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr._mir_3_kl.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа

по окружающему миру для 3 В класса

  Составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования  второго поколения.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы: Зеленый дом» А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2000 г.

 В данную рабочую программу не внесены какие либо изменения, т.к., учитывая ученический состав класса, считаю программу насыщенной и полностью сбалансированной.

   Уровень изучения учебного материала базисный.

Цель изучения предмета на конкретной ступени образования для формирования:

  1. личностных универсальных учебных действий (УУД):

 воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

2. регулятивных УУД:

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

3. познавательных УУД:

обобщать, систематизировать и расширять  представления о многообразии природы, взаимодействии природы  и человека, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

4.комуникативных УУД:

 способствует формированию у детей  убеждения  в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на  всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Для реализации данной программы используется учебно – методический комплект:

«Окружающий мир», учебник для 3 класса в двух частях, автор А.А. Плешаков; Рабочая тетрадь для 3 класса. В 2-х частях. «Окружающий мир». А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2011г; Тесты: тетрадь для учащихся 3 классов начальной школы. А.А.Плешаков. – М.; Вита-Пресс, 2011г.

Контрольно – измерительные материалы составлены на базовом уровне, т.к. учтен уровень ученического состава класса.

Программа  рассчитана на 2 часа в неделю, что составляет 70 ч в год.

Практических работ -13.

Экскурсий – 2.

Поурочное планирование

Дата

По плану

Дата

По факту

        тема        тТема

Умения характеризующие достижения планируемого результата

Тип урока        

Применение современных технологий

Оценка достижений планируемого результата

Как устроен мир

1

Экскурсия «Природа вокруг нас». Ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

2

Многообразие природы. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

  Оперировать  понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.  

комбинированный

Презентация «чем полезно..»

3

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Различать  чем человек отличается от других объектов живой природы. Выделять  ступени познания: восприятие, память,

мышление,

воображение.

Изучение нового материала

 

4

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

  Различать  понятия государство,

территория. Определять  герб, флаг России.

Изучение нового материала

5

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества.

 

 Отличать  экологию от других похожих наук.   Определять  экологические связи.

. комбинированный

Презентация «Мир глазами эколога»

Тест с.16

6

Природа в опасности. Охрана природы. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы. Практическая работа №1 «Изготовление кормушек для птиц».

 

Применять  правила поведения в природе,   правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

комбинированный

Тест с.8

7

Природе нужна твоя помощь. Охрана природы нашего края.

Практическая работа №1 «Изготовление кормушек для птиц».

Эта удивительная природа (19 часов)

8

Тела, вещества, частицы.

 Определять  понятия: тело, вещество, частица.

Изучение нового материала

9

Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы.

Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

Распознавать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота.   Правильно  пользоваться этими веществами.

Изучение нового материала

10

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Определять  состав и свойства воздуха.

Изучение нового материала

Фильм «воздух»

11

Вода, её свойства.

Практическая работа №3 «Изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра».

Определять  основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ.   Очищать  воду с помощью фильтра.

комбинированный

12

Три состояния воды. Круговорот воды  в природе.

 

Увязывать  круговорот воды с её свойствами. Применять  понятия: испарение,

круговорот воды.

Изучение нового материала

13

 Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Распознавать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

комбинированный

Презентация «берегите воду»

14

Разрушение твёрдых пород в природе.

 

 Определять  причины разрушения твёрдых тел.

Изучение нового материала

15

Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании  почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

 

Распознавать основные свойства почвы, состав почвы.  Определять  наличие разных компонентов в почве.

Изучение нового материала

16

Разнообразие растений. Группы растений(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений.

 Отличать  растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений.

комбинированный

17

Дыхание, питание растений. Роль растений в природе и жизни человека.

 Устанавливать  взаимосвязь солнца, растений и человека.  Составлять  схему дыхания и питания растений.

комбинированный

18

Размножение и развитие растений.

Практическая работа №4 «Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными»

                         

Распознавать  этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

Изучение нового материала

19

Охрана растений. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России.

 

  Объяснять , почему многие растения становятся редкими. Применять  основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

комбинированный

20

Разнообразие животных. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери).

Распознавать  классификацию животных и их групповые признаки.   Относить  животное к определённой группе.

 комбинированный

21

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные.

 

применять классификацию животных по типу пищи.   Составлять  цепи питания.

 Изучение нового материала

22

Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.

 Устанавливать  взаимосвязи между растениями и животными дубового леса. Узнавать  обитателей дубовых лесов.

Изучение нового материала

23

Размножение и развитие животных.

Знать способы размножения животных.

 Изучение нового материала

24

Охрана животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной  книги России.

 

  Определять  причины исчезновения животных. Применять экологические правила, которые должны выполнять люди.

 комбинированный

Презентация «Охрана животных»

25

В царстве грибов.

 

Распознавать  съедобные и несъедобные грибы.  Определять  строение шляпочного гриба. Выполнять  правила сбора грибов.

 Изучение нового материала

26

Великий круговорот жизни.

Практическая работа №5 «Распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя»

Распознавать  основные звенья круговорота жизни.   Устанавливать  взаимосвязь между ними.

 комбинированный

Тест с.16

Мы и наше здоровье (8 часов)

27

Организм человека. Органы и системы органов.

Иметь представление: внутреннее строение организма человека.   Показывать внутренние органы на модели человека.

Изучение нового материала

 

28

Нервная система, её роль в организме человека.  Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Иметь представление: органы чувств и их значение для человека. Беречь  органы чувств.

комбинированный 

 

29

Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Практическая работа №6 «Знакомство с внешним строением кожи. Упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи».

   Оказывать  первую помощь при небольших повреждениях.

комбинированный 

 

30

Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

 

  Показывать  основные кости скелета. Применять  правила посадки за столом и выполнять их.

 Изучение нового материала

 

31

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания.

 Практическая работа №7 «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах».

         

  Соблюдать  правила питания.  Устанавливать  взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

комбинированный

 

32

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Практическая работа №8 «Подсчёт ударов пульса».

Заботиться о своём здоровье.

 Изучение нового материала

 

33

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения.

 

  Закаливать  свой организм.

 комбинированный

 

34

Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

 

Применять  главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

комбинированный 

 Фильм «ЗОЖ»

Тест с.47

Наша безопасность (9 часов)

35

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

 

  Выполнять  правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

 комбинированный

 

36

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте.

 Выполнять  правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

комбинированный 

 

37

Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения.

 Экскурсия «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях гимназии».

Узнавать основные дорожные знаки,  ориентироваться на дороге.

 комбинированный

 

38

Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Узнавать основные дорожные знаки,  ориентироваться на дороге

39

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, парк, лес и др.

Лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах.

Узнавать опасные места для человека.  Предвидеть  опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

комбинированный

 

40

Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами.

  Соблюдать  правила безопасности при общении с природой.

 комбинированный

 

41

Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Соблюдать  правила безопасности при общении с природой.

42

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды.

 Практическая работа № 9 «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды».

  Выполнять  правила личной экологической безопасности.

 комбинированный

 

Тест с.57

43

Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Чему учит экономика (12 часов)

44

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

  Определять  понятие экономика, главную задачу экономики.

 Изучение нового материала

 

45

 Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Применять  основные составляющие экономики.

 Изучение нового материала

 

46

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике.

Практическая работа №10 «Рассматривание и определение образцов полезных  ископаемых».

Распознавать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

 Изучение нового материала

 

47

Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Полезные ископаемые Тульской области.

Распознавать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека

48

Растениеводство – отрасль сельского хозяйства.

 Практическая работа №11 «Знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений»

  Отличать  культурные растения от дикорастущих.   Различать  культурные растения.

Изучение нового материала 

   

49

Животноводство – отрасль сельского хозяйства.

 

Иметь представление: особенности разведения и содержания домашних животных.

 Изучение нового материала

50

Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность и др.

   Различать  продукцию каждой отрасли промышленности.

Изучение нового материала

 

51

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Практическая работа №12 «Знакомство с современными российскими монетами».

 Определять  роль денег в экономике. Распознавать современные российские монеты.

 Изучение нового материала

 Фильм «история денег»

52

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

 Оперировать  терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

Изучение нового материала

 

53

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.        

  Основы  семейного бюджета.

 комбинированный

 

54

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы.

  Составлять  простейшие экологические прогнозы.

 комбинированный

 

Тест с.73

55

Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач 21 века.

Путешествие по городам и странам (15 часов)

56

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Распознавать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности,   показывать их на карте.

 

Изучение нового материала

57

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Распознавать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности,   показывать их на карте

Проектные задания

58

Наши ближайшие соседи – страны, граничащие с Россией.

 

распознавать государства – ближайшие соседи России,   показывать их на карте.

Изучение нового материала 

   

59

Наши ближайшие соседи – страны, граничащие с Россией.

распознавать государства – ближайшие соседи России,   показывать их на карте.

Проектные задания

60

 Страны на севере Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди.

Распознавать  северные европейские государства.  Показывать  их на карте.

 Изучение нового материала

 

61

Страны на севере Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди

Распознавать  северные европейские государства.  Показывать  их на карте.

Проектные задания

62

 Страны Бенилюкса, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди

Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики.  Показывать  страны на карте.

 

Изучение нового материала

 

63

Страны  в центре Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди.

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы,   показывать их на карте.

 

комбинированный

 

64

Страны  в центре Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди.

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы,   показывать их на карте.

Проектные задания

65

Путешествие по Франции и Великобритании. Расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди.

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы,   показывать их на карте.

 

Изучение нового материала

 

66

Страны на юге Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди.

   

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы,   показывать их на карте.

 

Изучение нового материала

 

Тест с.88

67

По знаменитым местам мира. Знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (Тадж-Махал, пирамиды в Египте и др.)

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы,   показывать их на карте.

 Комбинированный

 Фильм «Мировые достопримечательности»

68

По знаменитым местам мира. Знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.

Практическая работа №13 « Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов».

69

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

70

Повторение изученного.

Интерактивная игра «Умники и умницы».

                                                                       

 Литература.

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир.: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2011.

  1. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь.- М.Вита- Пресс,2011.

  1. Плешаков А.А. 100 заданий по природоведению. Рабочая тетрадь для 3 класса.- М.Вита- Пресс,2007.

  1. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2007.

  1. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классовю_М.:.Просвещение,2006.

  1. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: книга для учащихся 3 класса. - М.: «АСТ-Пресс школа»,2007

  1. Тихомирова Е.М. Книга для учителя по предмету «Окружающий мир» 3 класс.- М.:»Экзамен»,2006.

Тематическое планирование

Раздел

Кол-во

часов

Планируемый результат

Итоговая оценка достижений планируемого результата

1

Как устроен мир?

7

Понимать  основные экологические проблемы природы и современного общества. Понимать  основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе). Использовать  приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения.

Тест с. 16

Тест с. 8

2

Эта  удивительная природа

19

Понимать:

- основные свойства воды;

- общие условия необходимые для жизни живых организмов. Использовать  приобретенные   умения для обогащения жизненного опыта,  решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения.   Использовать  приобретенные   умения в практической деятельности и повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в неживой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.   Использовать    умения для ухода за растениями;

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).   Приводить  примеры представителей разнообразных групп растений  и животных (2-3);

- раскрывать особенности их внешнего вида жизни.   Понимать  общие условия, необходимые  для жизни живых организмов;  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.

Тест с. 16

3

Мы и наше здоровье

8

  Понимать  правила сохранения и укрепления здоровья.   Использовать  приобретенные   умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных  интересов.

Тест с. 47

4

Наша безопасность

9

 Понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе); использовать приобретенные   умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.  Понимать  правила сохранения и укрепления здоровья.


Тест с. 57

5

Чему учит экономика?

12

  Использовать  приобретенные   умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными.   Различать  объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком.

Тест с. 73

6

Путешествие по городам и странам.

15

Иметь представления:

-        название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села);

-        показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города). Показывать  на карте изученные страны мира; использовать приобретенные   умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

В данном учебном материале представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему мира 2 класс УМК Школа России

Календарно-тематическое планирование по окружающему мира 2 класс УМК Школа России...

Календарно-тематическое планирование по окружающему мира 2 класс УМК Школа России

Календарно-тематическое планирование по окружающему мира 2 класс УМК Школа России...

Календарно-тематическое планирование по окружающему мира 2 класс УМК Школа России

Календарно-тематическое планирование по окружающему мира 2 класс УМК Школа России...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" по ФГОС

Представлена разработка календарно - тематического планирования по окружающему миру....