Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа
по окружающему миру для 3 В класса
Составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы: Зеленый дом» А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2000 г.
В данную рабочую программу не внесены какие либо изменения, т.к., учитывая ученический состав класса, считаю программу насыщенной и полностью сбалансированной.
Уровень изучения учебного материала базисный.
Цель изучения предмета на конкретной ступени образования для формирования:
- личностных универсальных учебных действий (УУД):
воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
2. регулятивных УУД:
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
3. познавательных УУД:
обобщать, систематизировать и расширять представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
4.комуникативных УУД:
способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Для реализации данной программы используется учебно – методический комплект:
«Окружающий мир», учебник для 3 класса в двух частях, автор А.А. Плешаков; Рабочая тетрадь для 3 класса. В 2-х частях. «Окружающий мир». А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2011г; Тесты: тетрадь для учащихся 3 классов начальной школы. А.А.Плешаков. – М.; Вита-Пресс, 2011г.
Контрольно – измерительные материалы составлены на базовом уровне, т.к. учтен уровень ученического состава класса.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, что составляет 70 ч в год.
Практических работ -13.
Экскурсий – 2.
Поурочное планирование
№ | Дата По плану | Дата По факту | тема тТема | Умения характеризующие достижения планируемого результата | Тип урока | Применение современных технологий | Оценка достижений планируемого результата |
Как устроен мир | |||||||
1 | Экскурсия «Природа вокруг нас». Ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека. | ||||||
2 | Многообразие природы. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей. | Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. | комбинированный | Презентация «чем полезно..» | |||
3 | Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. | Различать чем человек отличается от других объектов живой природы. Выделять ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение. | Изучение нового материала |
| |||
4 | Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. | Различать понятия государство, территория. Определять герб, флаг России. | Изучение нового материала | ||||
5 | Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества.
| Отличать экологию от других похожих наук. Определять экологические связи. | . комбинированный | Презентация «Мир глазами эколога» | Тест с.16 | ||
6 | Природа в опасности. Охрана природы. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы. Практическая работа №1 «Изготовление кормушек для птиц».
| Применять правила поведения в природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. | комбинированный | Тест с.8 | |||
7 | Природе нужна твоя помощь. Охрана природы нашего края. Практическая работа №1 «Изготовление кормушек для птиц». | ||||||
Эта удивительная природа (19 часов) | |||||||
8 | Тела, вещества, частицы. | Определять понятия: тело, вещество, частица. | Изучение нового материала | ||||
9 | Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». | Распознавать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Правильно пользоваться этими веществами. | Изучение нового материала | ||||
10 | Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. | Определять состав и свойства воздуха. | Изучение нового материала | Фильм «воздух» | |||
11 | Вода, её свойства. Практическая работа №3 «Изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра». | Определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Очищать воду с помощью фильтра. | комбинированный | ||||
12 | Три состояния воды. Круговорот воды в природе.
| Увязывать круговорот воды с её свойствами. Применять понятия: испарение, круговорот воды. | Изучение нового материала | ||||
13 | Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. | Распознавать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. | комбинированный | Презентация «берегите воду» | |||
14 | Разрушение твёрдых пород в природе.
| Определять причины разрушения твёрдых тел. | Изучение нового материала | ||||
15 | Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
| Распознавать основные свойства почвы, состав почвы. Определять наличие разных компонентов в почве. | Изучение нового материала | ||||
16 | Разнообразие растений. Группы растений(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. | Отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. | комбинированный | ||||
17 | Дыхание, питание растений. Роль растений в природе и жизни человека. | Устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Составлять схему дыхания и питания растений. | комбинированный | ||||
18 | Размножение и развитие растений. Практическая работа №4 «Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными»
| Распознавать этапы развития растения из семени, способы размножения растений. | Изучение нового материала | ||||
19 | Охрана растений. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России.
| Объяснять , почему многие растения становятся редкими. Применять основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. | комбинированный | ||||
20 | Разнообразие животных. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери). | Распознавать классификацию животных и их групповые признаки. Относить животное к определённой группе. | комбинированный | ||||
21 | Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные.
| применять классификацию животных по типу пищи. Составлять цепи питания. | Изучение нового материала | ||||
22 | Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. | Устанавливать взаимосвязи между растениями и животными дубового леса. Узнавать обитателей дубовых лесов. | Изучение нового материала | ||||
23 | Размножение и развитие животных. | Знать способы размножения животных. | Изучение нового материала | ||||
24 | Охрана животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России.
| Определять причины исчезновения животных. Применять экологические правила, которые должны выполнять люди. | комбинированный | Презентация «Охрана животных» | |||
25 | В царстве грибов.
| Распознавать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Выполнять правила сбора грибов. | Изучение нового материала | ||||
26 | Великий круговорот жизни. Практическая работа №5 «Распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя» | Распознавать основные звенья круговорота жизни. Устанавливать взаимосвязь между ними. | комбинированный | Тест с.16 | |||
Мы и наше здоровье (8 часов) | |||||||
27 | Организм человека. Органы и системы органов. | Иметь представление: внутреннее строение организма человека. Показывать внутренние органы на модели человека. | Изучение нового материала |
| |||
28 | Нервная система, её роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. | Иметь представление: органы чувств и их значение для человека. Беречь органы чувств. | комбинированный |
| |||
29 | Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Практическая работа №6 «Знакомство с внешним строением кожи. Упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи». | Оказывать первую помощь при небольших повреждениях. | комбинированный |
| |||
30 | Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
| Показывать основные кости скелета. Применять правила посадки за столом и выполнять их. | Изучение нового материала |
| |||
31 | Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания. Практическая работа №7 «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах».
| Соблюдать правила питания. Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. | комбинированный |
| |||
32 | Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Практическая работа №8 «Подсчёт ударов пульса». | Заботиться о своём здоровье. | Изучение нового материала |
| |||
33 | Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения.
| Закаливать свой организм. | комбинированный |
| |||
34 | Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
| Применять главные правила здорового образа жизни, выполнять их. | комбинированный | Фильм «ЗОЖ» | Тест с.47 | ||
Наша безопасность (9 часов) | |||||||
35 | Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
| Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. | комбинированный |
| |||
36 | Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. | Выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | комбинированный |
| |||
37 | Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Экскурсия «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях гимназии». | Узнавать основные дорожные знаки, ориентироваться на дороге. | комбинированный |
| |||
38 | Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | Узнавать основные дорожные знаки, ориентироваться на дороге | |||||
39 | Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, парк, лес и др. Лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. | Узнавать опасные места для человека. Предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. | комбинированный |
| |||
40 | Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. | Соблюдать правила безопасности при общении с природой. | комбинированный |
| |||
41 | Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. | Соблюдать правила безопасности при общении с природой. | |||||
42 | Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Практическая работа № 9 «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды». | Выполнять правила личной экологической безопасности. | комбинированный |
| Тест с.57 | ||
43 | Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. | ||||||
Чему учит экономика (12 часов) | |||||||
44 | Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. | Определять понятие экономика, главную задачу экономики. | Изучение нового материала |
| |||
45 | Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. | Применять основные составляющие экономики. | Изучение нового материала |
| |||
46 | Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Практическая работа №10 «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых». | Распознавать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. | Изучение нового материала |
| |||
47 | Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Полезные ископаемые Тульской области. | Распознавать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека | |||||
48 | Растениеводство – отрасль сельского хозяйства. Практическая работа №11 «Знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений» | Отличать культурные растения от дикорастущих. Различать культурные растения. | Изучение нового материала |
| |||
49 | Животноводство – отрасль сельского хозяйства.
| Иметь представление: особенности разведения и содержания домашних животных. | Изучение нового материала | ||||
50 | Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность и др. | Различать продукцию каждой отрасли промышленности. | Изучение нового материала |
| |||
51 | Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата. Практическая работа №12 «Знакомство с современными российскими монетами». | Определять роль денег в экономике. Распознавать современные российские монеты. | Изучение нового материала | Фильм «история денег» | |||
52 | Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. | Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. | Изучение нового материала |
| |||
53 | Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. | Основы семейного бюджета. | комбинированный |
| |||
54 | Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. | Составлять простейшие экологические прогнозы. | комбинированный |
| Тест с.73 | ||
55 | Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач 21 века. | ||||||
Путешествие по городам и странам (15 часов) | |||||||
56 | Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. | Распознавать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте. |
Изучение нового материала | ||||
57 | Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. | Распознавать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте | Проектные задания | ||||
58 | Наши ближайшие соседи – страны, граничащие с Россией.
| распознавать государства – ближайшие соседи России, показывать их на карте. | Изучение нового материала |
| |||
59 | Наши ближайшие соседи – страны, граничащие с Россией. | распознавать государства – ближайшие соседи России, показывать их на карте. | Проектные задания | ||||
60 | Страны на севере Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди. | Распознавать северные европейские государства. Показывать их на карте. | Изучение нового материала |
| |||
61 | Страны на севере Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди | Распознавать северные европейские государства. Показывать их на карте. | Проектные задания | ||||
62 | Страны Бенилюкса, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди | Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики. Показывать страны на карте. |
Изучение нового материала |
| |||
63 | Страны в центре Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди. | Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. |
комбинированный |
| |||
64 | Страны в центре Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди. | Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. | Проектные задания | ||||
65 | Путешествие по Франции и Великобритании. Расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди. | Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. |
Изучение нового материала |
| |||
66 | Страны на юге Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди.
| Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. |
Изучение нового материала |
| Тест с.88 | ||
67 | По знаменитым местам мира. Знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (Тадж-Махал, пирамиды в Египте и др.) | Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. | Комбинированный | Фильм «Мировые достопримечательности» | |||
68 | По знаменитым местам мира. Знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. Практическая работа №13 « Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов». | ||||||
69 | Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека. | ||||||
70 | Повторение изученного. Интерактивная игра «Умники и умницы». |
Литература.
- Плешаков А.А. Окружающий мир.: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А.А. Рабочая тетрадь.- М.Вита- Пресс,2011.
- Плешаков А.А. 100 заданий по природоведению. Рабочая тетрадь для 3 класса.- М.Вита- Пресс,2007.
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2007.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классовю_М.:.Просвещение,2006.
- Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: книга для учащихся 3 класса. - М.: «АСТ-Пресс школа»,2007
- Тихомирова Е.М. Книга для учителя по предмету «Окружающий мир» 3 класс.- М.:»Экзамен»,2006.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов | Планируемый результат | Итоговая оценка достижений планируемого результата |
1 | Как устроен мир? | 7 | Понимать основные экологические проблемы природы и современного общества. Понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе). Использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения. | Тест с. 16 Тест с. 8 |
2 | Эта удивительная природа | 19 | Понимать: - основные свойства воды; - общие условия необходимые для жизни живых организмов. Использовать приобретенные умения для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения. Использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в неживой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране. Использовать умения для ухода за растениями; - определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры). Приводить примеры представителей разнообразных групп растений и животных (2-3); - раскрывать особенности их внешнего вида жизни. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране. | Тест с. 16 |
3 | Мы и наше здоровье | 8 | Понимать правила сохранения и укрепления здоровья. Использовать приобретенные умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов. | Тест с. 47 |
4 | Наша безопасность | 9 | Понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе); использовать приобретенные умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения. Понимать правила сохранения и укрепления здоровья. | Тест с. 57 |
5 | Чему учит экономика? | 12 | Использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными. Различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком. | Тест с. 73 |
6 | Путешествие по городам и странам. | 15 | Иметь представления: - название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села); - показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города). Показывать на карте изученные страны мира; использовать приобретенные умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно -тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России" учебник А.А.Плешаков
Планирование составлено на 2011-2012 уч год с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
В данном учебном материале представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему мира 2 класс УМК Школа России
Календарно-тематическое планирование по окружающему мира 2 класс УМК Школа России...
Календарно-тематическое планирование по окружающему мира 2 класс УМК Школа России
Календарно-тематическое планирование по окружающему мира 2 класс УМК Школа России...
Календарно-тематическое планирование по окружающему мира 2 класс УМК Школа России
Календарно-тематическое планирование по окружающему мира 2 класс УМК Школа России...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" по ФГОС
Представлена разработка календарно - тематического планирования по окружающему миру....