Источники загрязнения воды
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Конспект урока окружающего мира, Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istochniki_zagryazneniya_vody.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс
Тема: Превращение воды. Охрана воды. Невидимые нити в природе.
Цель: уточнить и расширить знания о трёх состояниях воды, об их взаимных переходах, о круговороте воды в природе, формировать представление детей о единстве природы и человека, а также знания об отрицательном влиянии человека на природу и её охране.
Развивать логическое мышление, воображение.
Воспитывать бережное, ответственное отношение к природе.
Оборудование: рисунки насекомых, цветов, квадраты для изображения ледяной избы лисы, озера, изображение луга, полянок,
завода, солнца.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Введение в урок.
«Помоги шмелю».
Жил был маленький шмель, радовался солнцу, теплу, но больше всего любил цветы. У шмеля был свой любимый цветок, где он любил отдыхать. Уж очень хорошо пахло от этого шмеля.
Но однажды. Когда шмель как всегда отдыхал на своём цветке, на поляну прибежали ребята, стали бегать, кричать, рвать цветы. Шмель едва успел улететь, а его любимый цветок был сорван. Дети охапками рвали цветы, потом половину из них просто бросили и ушли. Полетел шмель
Искать свой любимый цветок и нашёл его среди брошенного букета в одном из дворов. Грустно стало шмелю: его цветок был не похож на себя. Он склонил свою голову, у него не было прежнего запаха, не было на нём капельки росы для шмеля. Цветочек просто умирал.
Маленький шмель очень рассердился и решил отомстить людям, ужалить кого-нибудь. Но его друзья, другие шмели посоветовали обратиться к людям, предупредить их, что все цветы могут когда-нибудь исчезнуть, если люди не будут беречь природу.
Вот этот шмель и прилетел к нам. Если мы выполним все, появится целая поляна цветов, т.к. за каждый полученный
ответ получите цветок. Их в конце урока посадите на
поляне.
1. Проверка домашнего задания.
Отгадайте загадку.
Я и туча и туман.
Я ручей и океан.
Я летаю и бегу.
И стеклянной быть могу.
Что это такое?
О каких трех состояниях воды говориться в загадке?
Каждый из нас мечтает хотябы раз в жизни увидеть чудо
Часто не замечая в жизни того, что чудеса постоянно окружают нас. И одно из наиболее замечательных чудес-
вода. Фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева падающих снежинок, радужное мерцание росы, громады айсбергов, волны теплых морей и леденящая влага родников, весенний дождь и тропический ливень; жидкое, твердое, газообразное, горячая, холодная-это все вода. Ребята посмотрите на доску. Там написаны слова летчика, писателя, Антуан де. Сент. Экзюпери.
«Вода! Ты сама жизнь! Ты самое большое богатство на свете!»
Послушайте стихотворение о значении воды.
Не умыться, не напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек
И поэтому всегда
Нам везде нужна вода!
2. Сообщение темы урока.
Сейчас ребята послушайте начало сказки.
Жили - были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная…
- Как называется эта сказка?
- Правильно. А какое время года описывается в начале сказки?
- Почему вы так решили?
( возможные ответы детей)
Д. Избушка у лесы ледяная, а лед бывает зимой.
У. Убедили. Сегодня на уроке мы совершим путешествие с маленькими человечками воды, увидим их превращения, поговорим об охране воды.
Я на доске изобразила ледяную избушку лисы из квадратиков. Вы у себя на партах тоже изобразите избушку лисы.
3. Работа с квадратами.
У. У всех одни и те же квадраты.
Почему использовали именно их?
Д. Лед твердый и поэтому человечки с твердыми связями
У. Хорошо. Но после зимы приходит весна. (Прикрепляется на доске солнце). Ярко начинает светить солнце. С каждым днем становится теплее. Избушка в лучах солнца переливается, сверкает и сверкает, как хрустальная. День ото дня становится все красивей и красивей.
Вы смеетесь почему?
У. Вы же построили домик из квадратов, где нарисованы человечки с крепкими связями. Он у вас получился прочный. Разве не так? Объясните?
Д.(возможные варианты ответа)
Д. Когда солнце пригревает, человечкам становится жарко, и они отодвигаются друг от друга, выставляют локоточки, потеряв крепкие связи, они превращаются в человечков жидкости.
У. Так, что же у нас будет вместо избушки?
Д. Маленькое лесное озеро.
У. Изобразите это озеро с помощью квадратов с маленькими человечками.
Проверка моделей.
У. Березы сбросили свой зимний наряд, зазеленела травка, появились цветы, насекомые. А как же наши маленькие человечки? Ведь солнце пригревает все сильнее и сильнее.
Д. Им стало жарко. Они отодвинулись друг от друга еще больше, потеряли связи и поднялись в воздух, превратившись в пар. Они стали невидимыми и улетели.
- Они испарились, превратившись в бегущих человечков.
- Они поднялись и образовали облако.
У. Минуточку! Не понимаю! Вы только что сказали, что
человечки испарившись, стали, не видимы, а облака я вижу.
Д. На верху холодно, значит, и человечкам стало холодно.
- Они там снова соединяются и превращаются в человечков жидкости или человечками с крепкими связями (лед). Поэтому мы их видим.
У. Молодцы! Сумели объяснить появления облака. Но продолжим путешествие с маленькими человечками. Ветер подхватил наше облако и понес нал землей. По дороге оно, встречаясь с другими облаками, становилось все больше и больше, и, наконец, превратилось в тучу. А над ней проплывали леса, города, деревни. А на земле люди ждали тучу, ждали дождя. И вот пролилась туча долгожданным дождем на луг. Люди обрадовались: наконец-то все оживет,
зазеленеет. Ну что это? Вместо зелени они увидели на лугу пожелтевшую траву, поникшие цветы и куда-то исчезли все насекомые: шмели, пчелы. Нечем стало кормить животных.
И эти девочки остались без молока… Мы с вами, люди, оказались связанными невидимыми нитями с тем, лесным
озером, облаком, лугом, шмелями и пчелами. Человек пострадал. Давайте рассмотрим эту цепочку и найдем причину случившегося.
Д. Прошел кислотный дождь. Такие бывают. Облако, когда пролетало над заводом загрязнилось. Маленькие человечки вместе с дождем принесли вредные вещества.
У. Так, где же в этой цепочке виновник беды?
Д. Завод.
У. Что вы предлагаете?
Д. Убрать завод.
- Закрыть завод.
У. Давайте так и сделаем. На схеме это сделать просто. Теперь проверим цепочку. Туча осталась чистая. Луг после дождя зазеленел. Животные сыты. Ой, сколько много молока.
А куда мы его нальем. А из чего будем пить и есть? Ведь посуда выпускалась на этом заводе. Как быть? Возникла проблема. Завод не должен быть, но он нужен.
Давайте попробуем решить проблему.
(Дети работают по группам).
Каждая группа предлагает своё решение.
( Возможные варианты ответов.)
1 группа.
1. Здесь нет проблемы. Завод в городе, а луг в деревне.
2. Я не согласен, ведь ветер переносит облака на большие расстояния.
2 группа.
1. А если трубы завода заглубить в землю?
И вредные вещества пойдут туда.
2. А как же корни растений, животные, которые живут в земле? Они же погибнут.
3.группа.
1. А если над этим лугом натянуть ткань?
2.Я не согласен. Откуда знаешь, над каким лугом пройдет вредный дождь. А всю землю не закроешь.
4 группа.
А если на трубы заводов натянуть ткань, то часть вредных веществ не выйдет на улицу.
У. Хорошо, ребята, вы на верном пути. Это же волнует и взрослых. Этим занимается наука экология. Это слово произошло от двух греческих слов «экос» - дом, «логос» - наука. Наука о доме. О каком доме идёт речь?
Д. о природе.
У. Верно. Всё, что нас окружает,- живая и неживая природа-это наш с вами дом, в котором всё связано между собой. В этом вы убедились, совершая путешествие с маленькими человечками воды, увидев их превращения.
Ребята, есть и другие источники загрязнения воды. Давайте послушаем разговор рыбок:
Жёлтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты, почему жёлтая, как лимон?
Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс с берега мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь…А ты , почему такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела.…Вот и стала фиолетовой- еле-еле выбралась из-под мусора.
Красная рыбка: О, смотрите-ка, кто это?
Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела.
Чёрная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Чёрная плёнка покрыла воду, не чем стало дышать, не чего есть, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.
Красная рыбка; Что же нам делать, как дальше жить?
Чёрная рыбка: А может быть ребята помогут? Как очистить реку?
Ребята, подумайте, как помочь рыбкам?
Домашнее задание: прочитать в учебнике об охране воды.
Читаю таблички: Источники загрязнения воды.
1.Сточные воды.
2.Разлив нефти.
3.Мусор с кораблей.
1литр сточных вод приводит в негодность
100 литров чистой воды.
Завод за 1 минуту выбрасывает
25 литров отходов.
5 грамм нефти затягивает плёнкой
50 квадратных метров поверхности воды.
Ученик рассказывает стихотворение
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастают тиной
Тот берег,на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку, светлую мою!
5. Обобщение.
Наш урок подходит к концу. Поднимите руку у кого есть маленькие сестрёнки и братишки?
Какие они?
Д. Слабые и беззащитные. За ними ухаживают и помогают им.
Человек является частью природы. Наш природный дом тоже беззащитный.
У. Да наша природа настолько беззащитна и ранима, как маленький ребёнок, и от нас с вами зависит будущее нашего природного дома. Сохраним ли мы его?
А сейчас мы с вами засадим полянки цветами для нашего шмеля, чтобы он выбрал себе любимый цветок.
Выставляются оценки по количеству цветов.
4цветка-«5», 3 цветка-«4»
Домашнее задание: прочитать в учебнике том, какие меры принимаются для охраны воды. Сравните с вашими предположениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: Загрязнение воды
В докладе указаны источники загрязнения воды, влияние загрязнения воды на окружающую среду, контроль и очистка воды. Работу можно использовать на уроках ОБЖ, географии, биологии....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"...
Загрязнение воды
Материал может быть полезен для проведения классного часа или подготовки воспитательных материалов....
Загрязнение воды
Презентация экологической направленности...
Внеклассное мероприятие «Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнений воздуха и от загрязненной воды»
Цель мероприятия:- образовательная – сформировать у учащихся знания о предмете экологии, об основных объектах экологического изучения и его основных целях; о теоретическом и практическом значени...
Исследовательская работа на тему «Бытовые отходы-источник загрязнения окружающей среды »
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия. Оно включает такие важные показатели, как отсутствие...
«Бытовые отходы-источник загрязнения окружающей среды»
Экологическая ситуация поселка отягощается: наличием шахт и выбросов неотъемлемой частью угледобывающей промышленности; низкая средне-годовая температура , отсутствие деревьев и нехватка к...