Интегрированный урок математики и окружающего мира
экологическое путешествие
«В краю морошковой земли» (сложение и вычитание в пределах 1000, занятия людей в зоне тундры)
формирование экологического сознания младших школьников
-образовательная: развивать навыки счёта; закреплять умение решать задачи разными способами, решать уравнения;
-расширить знания о труде людей на севере;
-развивающая: развивать наблюдательность, внимание, мыслительные операции анализа, сравнения, синтеза.
-воспитательная: воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Ямал – прекрасный край! Здесь есть всё: и тайга, и горы, и тундра. И есть Море – Карское, которое свои воды несет в океан – Северный Ледовитый. А горы здесь волшебно сказочные! Это Полярный Урал, стоящий со снежными папахами круглый год. А красавица река Обь может поспорить о своих рыбных запасах со многими реками мира. Богаты недра седого Ямала! Но главное богатство края – это его люди. Скромные, неброские, немногословные, но с огромной щедрой и доброй душой.
Звучит морзянка сигнал SOS.
Я слышу сигнал SOS! Ребята, а вы слышите?
-Что обозначает этот сигнал? (это сигнал тревоги или сигнал бедствия)
-В каких случаях посылается этот сигнал? (терпит крушение самолет, случилась беда в экспедиции, тонет корабль)
- Мы далеко от водных путей, этот сигнал раздаётся из тундры. Кто в тундре может подать такой сигнал? (оленеводы, охотники, рыболовы, газодобытчики, животные и даже растения)
Я вам предлагаю отравиться в путешествие по тундре и найти, кто нуждается в нашей помощи. А на чём мы отправимся в путешествие, вы сейчас узнаете, выполнив задание №1.
Расшифруйте название транспорта
О
| (17-7)-5=5
| Р
| (40+20)-58=2
| Т
| 30-(20+9)=1
| Э
| 40-(70-33)=3
| Л
| 50-(41+3)=6
| К
| (53+7)-56=4
|
В путешествие нельзя отправляться без путеводителя. Сведения из путеводителя вы будите видеть на экране.
Информация о трэколе.
Чтобы завести трэкол, нужно узнать количество бензина в баке, если корень всех уравнений, написанных на доске, будет равен одному и тому же числу, то мы сможем отправиться в путь.
Х+24=60 80-У=44 Х-12=24
Верно: корень всех уравнений равен 36.
-Кроме путеводителя нам понадобится карта путешествия, вы её видите на экране.
-Первая остановка «Стойбище оленеводов».
Чем занимаются оленеводы? Как они заботятся о стаде?
Оленеводы подготовили задачу. В нашем стаде 60 взрослых оленей и 30 оленят, 12 оленей сейчас ушли на водопой, объясни, что показывают выражения:
(60+30); (60-30); (60+30)-12;
1.Сколько всего оленей в стаде;
2. На сколько взрослых оленей больше, чем оленят;
3.Сколько сейчас оленей в стаде.
-Скажите, пожалуйста, это вы подавали сигнал тревоги?
-НЕТ
Следующая остановка (по карте) «Рыбацкий посёлок». Рыбаки нам приготовили интересное задание – кроссворд. Впишите название рыб, которые водятся в реках и озёрах Ямала.
1.Эта только что пойманная рыба пахнет свежим огурцом
2.МУКСУН
3.Эта зубастая хищница встречается как на Ямале, так и во многих водоёмах России.
4.Рыба - героиня ненецкой сказки «Как олени стали рогатыми»
(На экране можно сверить правильно ли мы разгадали кроссворд)
-Скажите, пожалуйста, это вы подавали сигнал тревоги?
-НЕТ
Следующая остановка «Буровая»
- Кто трудится на буровой?
Газодобытчики предлагают вам ответить на какой глубине залегает газ, если они бурили скважину 2 дня, в первый день пробурили 34 м, а во второй на 12 м больше, чем в первый день. (Решите задачу разными способами)
Ответ: газ залегает на глубине 80 метров.
-Скажите, пожалуйста, это вы подавали сигнал тревоги?
-НЕТ
Следующая остановка «Встреча с охотниками»
Охотники подготовили нам загадки от матушки-тундры.
Отгадывать будем все вместе, но не произносить отгадку вслух, показывать движениями, а потом проверим по путеводителю, верно или нет.
1.Косолапый великан
Носит белый кафтан
(Белый медведь)
2.Как тебе не лень
Бегать целый день?
Холода придут,
Тебя в нарты запрягут.
(Олень)
6.На собаку он похож,
Что ни зуб - то острый нож
Он бежит, оскалив пасть –
На зверей готов напасть
(Волк)
| 4.Длиннохвостая сестрица
Придет к реке напиться.
Когда утка к ней подплывает,
Она зубами её хватает. (Лиса)
- Летом серая, зимой белая
(Куропатка)
5.Маленький зверек
С пушистым хвостом
На высоком дереве
Выбирает дом. (Белка)
|
- Скажите, пожалуйста, это вы подавали сигнал тревоги?
-НЕТ
Следующая остановка «Экологическая»
- Кто такие экологи?
В роли юного исследователя-эколога выступает Баязитова Адель.
-Скажите, пожалуйста, это со станции «Экологическая» раздавался сигнал тревоги?
-Да.
-Что случилось, мы будем рады помочь вам.
-Я сначала хочу задать вопрос ребятам, а знаете ли вы, сколько требуется лет, чтобы на брусничном кустике появились первые ягоды?
-18 лет, это возраст, когда наступает совершеннолетие, учащиеся оканчивают школу, поступают в институт, а юношей призывают в армию. Вот сколько лет надо расти кустику, чтобы принести первые плоды! А жители нашего посёлка в ягодную пору, идут в тундру с приспособлениями, которые называют «комбайнами» и нередко, выдирают кустик с корнем. Так страдает не только брусника, но и другие ягодные растения Ямала. От имени брусничного кустика мы и послали сигнал SOS.
Я подготовила мини-исследование «Самая полезная ягодка».
- – Какую ягоду больше всего, любят мои одноклассники? Вывод: из перечисленных ягод нет ни одной, произрастающей на территории нашего посёлка.
- Какая ягода на ваш взгляд, самая полезная?
Вывод: 1 место – малина, 2 место – шиповник, 3 место – черника.
- Назовите ягоды, произрастающие на Ямале.
Вывод: ребята называли 3-4 растения. (Это голубика, черника, брусника, морошка.)
- Я решила расширить этот список. Посмотрите, сколько ягод!
(Клюква, шиповник, княженика, красная смородина, рябина, шикша или водяника, можжевельник, костяника, жимолость)
- Какая ягода самая полезная? С этим вопросом я обратилась к работникам наших аптек.
- Вывод: чаще всего в лечебные сборы входит брусника.
Брусника - используемая часть это ягоды и листья. В ягодах брусники содержатся органические кислоты, витамин С, каротин, глюкоза, фруктоза, сахароза. Поэтому, что с помощью листьев и плодов брусники лечат многие заболевания. Настой листьев брусники оказывает противовоспалительное, антимикробное, желчегонное действие. Применяется для лечения почек, ревматизма.
Поэтому, друзья, берегите растения!
- Ребята, вам понравилось исследование Адель? Почему брусничный кустик подавал сигнал тревоги? Как нужно относиться к ранимой северной растительности?
- По какому маршруту мы путешествовали?
- На какой станции было приготовлено самое трудное задание?
- На какой станции было приготовлено самое интересное задание?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как ты оцениваешь свою работу?
Придумать задачу про ягодные растения Ямала и решить её разными способами. |