"Край родной-земля Донская"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Программа по внеурочной деятельности "Край родной-земля Донская" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
172531.6b0xjx3cam.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс « Край родной – земля Донская» реализует духовно- нравственное направление внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса- ознакомление учащихся с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения своей малой родине, ее истории и культуре. Формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры.
Казачество – это яркая страница в истории Российского государства. Донские казаки являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права, отличались такими особенностями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за её пределами. Их главной обязанностью была защита своего Отечества. Боевая, походная жизнь развила в казаках чрезвычайное чувство товарищества. Особенно тесной была связь между одностаничниками, знакомыми или связанными кровным родством. Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала большое влияние Востока( кочевников, жителей Кавказа, Турции). Изучение казачьих традиций, легенд и песен поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповторимую красоту Донского края.
Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.
Курс «Край родной- земля Донская» предназначен для более полного ознакомления учащихся начальной школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Курс рассчитан на 33 учебных часа (1 час в неделю). Содержание курса учитывает возрастные особенности младшего школьника и предлагает детям в сказочной форме исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о природных богатствах Дона. Занятия проходят с использованием игровых технологий, увлекательных викторин, разучиванием песен.
Цель данного курса: ознакомление учащихся с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества , привитие чувства патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре.
Для реализации данной цели перед педагогом стоит ряд задач:
- Ознакомление учащихся с языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.
- Формирование творческих способностей у детей на примерах донского фольклора.
- Формирование кругозора детей. ознакомление особенностями природы донского края, представителями растительного и животного мира.
- Формирование чувства гордости за свой край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить и сберечь традиции Дона.
Данная программа представляет собой интегрированный курс, который включает в себя знания разных областей : окружающий мир, литература, история , музыка, , изобразительное искусство, технология.
Такое построение материала, подборка разнообразных текстов, посвященных не только традициям, обычаям и обрядам казачества, но и истории края, его природным особенностям, позволит учителю самостоятельно разрабатывать уроки и сценарии праздников.
Участие родителей в работе курса создаст благоприятную обстановку в семье, поможет не только детям, но и их родителям занять активную жизненную позицию, приобщиться к истории и духовной культуре наших предков.
Основные виды деятельности:
- сюжетно- ролевая игра;
- игра- спор;
- подвижная игра;
- учебная игра;
- конкурс;
- викторина;
- праздник.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях учащихся.
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Ростовской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
- предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей.
Форма подведения итогов реализации программы: проведение праздника.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа состоит из 3 разделов, формирующих представления учащихся об истории Донского казачьего края, воспитывающих патриотизм, любовь и уважение к своей малой родине, ее истории и культуре.
Основные разделы программы:
- введение
- природа Донского края
- история и традиции Донского казачьего края.
Воспитательные идеи программы:
1.Познай свою малую родину!
2.Люби свой родной край!
3.Старайся делать добро!
1.Введение
Знакомство с содержанием и тематикой занятий. Обеспечение активности детей, самостоятельного творчества.
2. Природа Донского края.
Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью. Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок. Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной. Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.
3. История и традиции Донского края.
Особенности народных праздников. Связь праздников с национальными традициями, образом жизни, историческим прошлым жителей Тихого Дона. Традиции своего народа. Своеобразие народных сказок и легенд . Уникальность содержания и музыкально-поэтического оформления донской казачьей песни.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Учебные задачи | Кол-во часов | Дата | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Заветная шкатулка. | Знакомство с содержанием и тематикой занятий. Обеспечение активности детей,самостоятельного творчества. | 1 | 6.09 | + | |
2 | Главная песня казаков | Формировать русский менталитет на основе образа малой родины. Воспитывать патриотизм. | 1 | 13.09 | + | |
3 | Почему Дон Ивановичем зовут? | Обогащать знания и представления учащихся о родном крае,стимулировать интерес к изучению легенд и преданий Дона. | 1 | 20.09 | + | |
4 | Сказ «на поле было Куликовом». | Дать понятие о легендах и преданиях Тихого Дона как отражении народной памяти о действительных исторических событиях. | 1 | 27.09 | + | |
5 | Делу время – потехе час. | Развивать умение работать с литературными источниками, двигательную активность учащихся. | 1 | 4.10 | + | |
6 | Казачья песня. «Трава,моя трава» | Показать детям уникальность содержания музыкального и поэтического оформления донской казачьей песни.Учить слушать, воспроизводить народные песни. | 1 | 11.10 | + | |
7 | Народные сказки Донского края. | Формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени. | 1 | 18.10 | + | |
8 | Сказка про Иван-озеро. | Донести до сознания учащихся силу нравственного потенциала, заложенного в сказках. Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем. | 1 | 25.10 | + | |
9 | Пословица недаром молвится. | Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края. | 1 | 1.11 |
| + |
10 | Осень на Дону. | Беседа об осенних месяцах. Разучивание стихотворения. Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений об осени. Сбор природного материала. | 1 | 15.11 | + | |
11 | Про анютины глазки и цветок бессмертник. | Расширять знания детей о растительном мире родного края. Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков. | 1 | 22.11 | + | |
12 | Про Галичью гору. | Стимулировать интерес учащихся к изучению природы Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. | 1 | 29.11 | + | |
13 | Неповторимый язык казачьей песни. | Расширять и углублять знания учащихся о своеобразии казачьей песни, ее роли в жизни казака. | 1 | 6.12 | + | |
14 | Творческая мастерская. | Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. | 1 | 13.12 | + | |
15 | Казачьи потешки, небывальщины, загадки. Создание книжки малышки. | Познакомить детей с принципами оформления книги. Формировать умение работать в группе, распределять обязанности и четко их выполнять. | 1 | 20.12 | + | |
16 | Казачья песня «Посею лебеду на берегу». | Показать учащимся уникальность содержания и музыкально-поэтического оформления донской казачьей песни. Поднять уровень музыкальной культуры учащихся, развивать сознательное отношение к творческому процессу пения. | 1 | 27.12 | + | |
17 | Казачьи игры и забавы. | На примере казачьих игр и забав формировать понимание, что игра- это подготовка к взрослой жизни. | 1 | 17.01 | + | |
18 | Женщина казачка. Сказка «Алёнкин брод» | Раскрыть своеобразие народных сказок и легенд, показать, чем они интересны и поучительны. Познакомить с ролью женщины казачки в жизни станицы и в семье. | 1 | 24.01 | + | |
19 | Зимняя сказка. | Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о зиме. Разгадывание кроссворда. Беседа о зимних месяцах . | 1 | 31.01 | + | |
20 | Откуда фамилии казачьи пошли. | Показать связь сегодняшнего дня с историческим прошлым жителей многонационального Тихого Дона. Воспитывать | 1 | 7.02 | + | |
21 | Донского казака- видно издалека. | Знакомство с качествами казаков, казачьим менталитетом. | 1 | 14.02 | + | |
22 | Нарядный казачий костюм. | Дать учащимся понятие о своеобразии казачьего костюма. | 1 | 21.02 | + | |
23 | Обычаи и праздники казаков. | Познакомить учащихся с особенностями народных праздников. Показать связь праздников с национальными традициями, образом жизни, историческим прошлым жителей Тихого Дона. Воспитывать уважение к традициям своего народа. | 1 | 28.02 | + | |
24 | Живет легенда на Дону. Легенда про золотых коней. | Дать понятие о легендах Дона. Показать их близость к былинам и историческим песням. | 1 | 7.03 | + | |
25 | Весна пришла! | Беседа о весенних изменениях. Сочинение. Беседа «Что происходит с растениями весной?»
| 1 | 14.03 | + | |
26 | Богатство из богатств. | Формировать у детей экологическую культуру. Развивать интерес к природе родного края. | 1 | 21.03 | + | |
27 | Прошлое и настоящее реки Дон. | Развивать интерес к природным богатствам донского края. Формировать бережное отношение к славной реке казаков. | 1 | 4.04 | + | |
28 | Имя, станице нареченное. | На основе знакомства учащихся с богатством культуры Донского края воспитывать патриотов своей малой родины. | 1 | 11.04 | + | |
29 | Природа Донского края летом. | Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Беседа о зимних изменениях в природе края. | 1 | 18.04 | + | |
30 | Викторина «Что, где, когда?» | Закрепить полученные знания. Развивать воображение, сообразительность, смекалку. | 1 | 25.04 | + | |
31-32 | Подготовка праздника «Казачьи посиделки». | Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора. Расширять кругозор детей. | 2 | 2-16.05 | + | |
33 | Праздник «Казачьи посиделки». | Закрепить знания, полученные на занятиях. Воспитывать любовь к малой родине, чувство патриотизма и гордости за свою родину. | 1 | 23.05 | + |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
- Алмазов Б.А. Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.
- Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
- Вавилина В.А. , Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.
- Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
- Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
- Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.
- Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл. ИУУ, 1995.
- Моложавенко В. Тайны донских курганов. Ростов,1967.
- Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
- По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
- Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
- Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
- Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.
14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Край родной, земля Смоленская".
Сценарий внеклассного мероприятия посвященного Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистких захватчиков....
Классный час "Край родной - земля Белгородская"
Разработка внеклассного занятия содержит материал о родном крае Белгородчине и его истории....
Внеклассное мероприятие по кубановедению на тему: "Край наш кубанский - родная земля"
Внеклассное мероприятие по кубановедению на тему: "Край наш кубанский - родная земля" было проведено в 4 классе. Цель данного мероприятия: привитие любви к родному краю, к тво...
проектная работа Край наш Кубанский родная земля
История Краснодарского края и поселка....
"Край наш Кубанский - родная земля!"
Внеклассное мероприятие об истории Краснодарского края,о творчестве кубанского народа,об обычаях и традициях наших предков....
Интеллектуальная игра « Край родной - земля Нижегородская»
Формирование устойчивого интереса учащихся к истории и культуре родного края, воспитание патриотов «малой родины»....
Край родной-земля Кубанская
Расширение знаний детей об исторических событиях Кубани, жизни, труде и быте казаков, природе края....