Урок окружающего мира в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Явления природы" (УМК "Начальная школа 21 века")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_okruzhayushchiy_mir_yavleniya_prirody.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по образовательной системе “Начальная школа ХХI века”.
Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова.
Тема урока : Явления природы .
Тип урока : Открытие нового знания.
Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока .
Задачи:
- Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе .
- Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
- Воспитывать через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы , культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).
Планируемый результат.
Предметные:
Иметь представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (Коммуникативные УУД).
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа;
- парная;
- индивидуальная.
Оборудование:
- учебник “Окружающий мир” для 1 класса, автор Н.Ф. Виноградова;
- рабочая тетрадь по окружающему миру.
- мультимедиа установка, компьютер;
- карточки с изображением времен года, явлений природы для практической работы.
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности (2 минуты)
- Здравствуйте! Начнём наш урок окружающего мира.
– А что мы должны совершать на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)
– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)
– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок ? (Интересным, весёлым, познавательным)
– Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.
– Итак, чему будет посвящён наш урок ? (Изучению нового)
II. Актуализация опорных знаний (2 минуты)
Послушайте загадку. (Учитель читает загадку):
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … природа.
- А какая природа бывает? (Живая и неживая)
Сейчас мы с вами проведём речевую разминку
- Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.
- Дождь бывает зимой?
- Снег бывает :?
- Град бывает:?
- Листопад бывает:?
- Иней бывает..?
- Гроза бывает:?
- Туман бывает :?
- Радуга бывает:?
- На основе этих вопросов сформулируйте тему сегодняшнего урока.(явления природы)
III. Постановка проблемы(1 мин)
- Какую же цель мы поставим на этом уроке ? (узнать о явлениях природы .)
- Мы поговорим о явлениях природы , в разные времена года.
IV. ”Открытие” нового знания (17 мин)
- Я в вопросах вам называла явления природы. А что такое "явление"?
- Более точное значение этого слова можно узнать в специальных словарях. Обратимся к толковому словарю Ожегова (показываю словарь) и найдем значение слова " явление" (показываю как работать со словарём).
"Явление природы- всякое обнаружение чего-нибудь".
Откройте учебник на с. 40,41,42.
- Что изображено на этих картинках? Перечислите. (дождь, иней, листопад, снегопад, снег, таяние снега, ледоход, гроза, роса, радуга, туман)
- Что вы перечислили? (явления природы)
Посмотрите на доске ребус. На нём зашифрованно явление природы. Разгадайте.
- Какое явление природы у вас получилось? (дождь)
Ребята, а вы знаете откуда берётся дождь?
А как дождь попадает в тучу?
Три дня назад мы с вами налили в стакан воды и поставили в тёплое место. Что произошло в водой? Давайте проверим.
То же происходит и на поверхности земли. вода испаряется непрерывно и в большом количестве. она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, большое количество воды испаряют растения.
Что же происходит с водой в небе? Высоко в небе намного холоднее, на поверхности земли. невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.
на доску прикрепляется карточка облако.
- Капельки соединяются. становятся крупнее. Так образуется туча.
- Нижний край тучи становится тёмным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.
вывешивается карточка с дождём.
посмотрите. как образуются тучи и осадки.
учитель показывает опыт.
опыт
Плотно сжать сухой комочек ваты. затем опустить его в блюдце с водой. Комочек с ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут капать в блюдце.
Учитель поясняет детям все действия:
- Посмотрите, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки воды не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.
Динамическая пауза. Метод «Электрическая цепь»
Сейчас мы с вами отдохнём, получим заряд энергии для следующей работы.
Постройтесь по росту. Рассчитайтесь по порядку 1,2. Первые номера 2 шага вперёд. Повернитесь к своим товарищам. Возьмитесь за руки, образуя цепь..Задача передать сигнал по цепочке. Когда сигнал получит первый ученик, он хватает предмет со стола. Играем молча.
Молодцы! Отдохнули! Садитесь!
А может ли дождь быть во все времена?
Это мы с вами узнаем поработав в группе.
– Какие времена года (сезоны) вы знаете? (Осень, зима, весна, лето)
– Сколько их? (4)
– Сейчас мы разобьемся на 4 группы.
Перед каждым на столе лежит квадрат. На квадрате время года. Разбейтесь на группы по временам года.
Каждая группа получает таблицу и картинки. Задача группы подобрать явления природы к своему времени года и наклеить в таблицу.
Выберите, кто будет отвечать.
Выслушиваются выступления каждой группы.
На доску вывешиваются иллюстрации с явлениями природы с данным временем года.
- На какой вопрос мы должны были ответить?( А может ли дождь быть во все времена?)
V. Первичное закрепление (2 мин)
1. Творческое задание в рабочей тетради (с. 21)
Внизу нарисованы рисунки: листопад, тучи, дождь.
Выберите самостоятельно явление природы, которое вам понравилось и раскрасьте его.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой. (5 мин)
Работа в парах.
У детей разрезанные на несколько частей карточки с изображением явлений природы . Составляют рисунок и говорят, к какому времени года относится это явление .(Фронтальная проверка)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (3)
- Игра. «Угадай, к какому времени года относятся явления природы?»
Учитель называет явления природы – ученики показывают карточки с изображением времени года.
Дождь Метель
Снег Листопад
Радуга Ледоход
Туман Иней
Таяние снега Гром и молния
Сделаем вывод нашего урока: изменения в природе : дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
– О чем мы говорили на уроке ?
Что узнали нового?
Хочется ли узнать ещё больше по этой теме?
– Достигли ли поставленных целей?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать?
- У вас на партах лежат карточки “настроения” – лучик и капелька.
Если вам понравился урок и у вас урок вызвал хорошее настроение, то возьмите карточку с лучиком от солнышка , если у вас не всё получилось, как вы хотели, то возьмите карточку с капелькой дождя. Подойдите к доске и прикрепите лучик к солнышку или капельку к туче.
Спасибо всем за урок , все ребята молодцы, хорошо поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире
Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...