Урок по теме «Полезные ископаемые. Нефть»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок по теме «Полезные ископаемые. Нефть» разработан с применением рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков. Что позволило сделать его более насыщенным, разнообразить видами работ. На уроке каждый ученик может посчитать свой уровень подготовленности и активности, то есть рейтинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_3.okr_mir_neft.doc | 317 КБ |
Предварительный просмотр:
175-летию со дня рождения
великого русского учёного-естествоиспытателя
Д. И. Менделеева посвящается
Полезные ископаемые. Нефть.
Урок учителя
начальных классов
МОУ "СОШ №5 г. Ершова
Бутенко Елены Эдуардовны
Описание системы работы.
Цели школы должны соответствовать с одной стороны потребностям общества и государства, а с другой стороны психологическим, социальным
и биологическим потребностям учащихся.
Наша школа ставит цель: формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно-ориентированного обучения.
Исходя из этого я уверена, что образование и воспитание неразделимы. Перед собой я ставлю цель: превратить ребёнка в активного субъекта собственного учения. А потому ввела в свою практику уроки с применением рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков. На таких уроках каждый ученик может посчитать свой уровень подготовленности и активности, то есть рейтинг.
Английское слово «rating» на русский язык переводится довольно приблизительно, обозначает «оценивание». Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценки достижений человека в классификационном списке (Москва, Советсткая энциклопедия, 1987 г.) (слайд №2)
Целостная рейтинговая система непрерывно фиксирует ход естественного образовательного процесса и имеет составляющие контроли:
- Текущий – ежеурочный контроль;
- Промежуточный – в конце четверти, изучения темы, раздела;
- Итоговая аттестация – в конце года.
В моём варианте специально организована периодическая процедура, частично выполняющая функции мониторинга успешности процесса. Она имеет преимущества: свободна от влияния личных симпатий или антипатий учителя и ученика, а также даёт возможность развивать у учащихся навыки самооценки, самоконтроля в дальнейшей деятельности.
Основа контроля – тщательно переработанный учебный материал. Контролируется лишь тот материал, который изучали в классе или дома. Если материал едва упоминался в классе и не давался для самостоятельного закрепления, он не может проверяться.
(слайд№3) Основные принципы рейтинговой системы можно сформулировать так:
- оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя
и ученика; - незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;
- ученик волен сам выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предлагаемых видов деятельности определены заранее.
Таким образом, рейтинговая система не самоцель в учебном процессе - она увязана с контролем, оценкой и коррекцией учебной деятельности школьников. Использование элементов рейтинговой системы уместно
на всех уроках в начальной школе.
Выведение оценки за урок по рейтинговой системе (слайд №4)
Тема: Полезные ископаемые. Нефть. (слайд №5)
Цели урока: (слайд №6)
- Познакомить учащихся с нефтью, как полезным ископаемым,
её свойствами, образованием, месторождениями,
транспортировкой и применением в народном хозяйстве.
- Ввести новые понятия и термины (словарная работа).
Задачи урока:
- Обучать учащихся проведению элементарных опытов.
- Развивать исследовательские навыки, познавательную активность.
- Развивать логическое мышление. Развивать речь учащихся.
- Воспитывать потребности участия в действах на уроке исследовательского типа, сотрудничества с учителем.
- Экологическое воспитание .
- Воспитание гордости за Отечество, стремление способствовать
процветанию Родины.
- Профориентация.
Оборудование: (слайд №7)
посуда для проведения химических опытов: спиртовка, склянки с нефтью. Установка мультимедиа.
Наглядность: (слайд №8) видеофильм "Работы на буровой",
физическаякарта РФ;
таблица-коллекция "Использование нефтепродуктов"; раздаточный материал,
рефераты и сообщения по теме.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие. Рассаживание.
Сообщение порядка подсчёта баллов за урок. (слайд №9)
- Оценка за урок будет выставлена по сумме баллов двух проверочных работ: тестирование и построение графика, за сообщения из дополнительной литературы (по 5 баллов), будут учитываться ответы с места (по 1 баллу). Каждый правильный ответ поощряется жетоном, равным одному баллу. (слайд №10)
На доске таблицы выведения оценки по рейтинговой системе.
(см. приложения № 2, № 3)
………………………………………………………………………………………………………………………….
II. Повторение пройденного. (слайд №11)
- Продолжаем изучать Полезные ископаемые. Перечислите известные вам полезные ископаемые.
Ответы учащихся.
- Проведём тестирование по пройденным темам. Крестиком нужно отметить правильные ответы на листах контроля №1:
(см. приложение №4)
Вопросы:
- Назовите самое твёрдое полезное ископаемое. (Гранит)
- Назовите полезное ископаемое, которое обладает свойством сыпучести. (Песок)
- Полезное ископаемое, применяемое для изготовления посуды. (Глина)
- Полезное ископаемое, из которого изготавливают удобрение. (Торф)
- Полезное ископаемое, образованное из раковин древних моллюсков (Известняк)
- Твёрдое полезное ископаемое, используемое для отапливания помещений. (Уголь)
Проверка: взаимопроверка по образцу. (слайд №12)
- Учитель показывает образец на доске.
(см. приложение №4)
III. Постановка темы и цели урока: (слайд №13)
- Сегодня знакомимся с Нефтью. Это тоже полезное ископаемое.
Мы рассмотрим свойства нефти, совершим экскурсию в места
добычи нефти.
IV. Знакомство со свойствами нефти. Демонстрация Нефти.
Задание: Рассмотрите в стоящих на партах пробирках нефть.
Опишем её свойства.
- Физическое состояние тела - Жидкое (вязкое, густое)
- Цвет: Тёмно-бурый
- Открыть флакончик и осторожно, (рукой махнув)
Запах - Резкий, (похожий на бензин)
- Ещё одно свойство покажу я. Зажигаю. (ОПЫТЫ) (слайд №14)
В ложечке горит нефть. - Горючесть.
- Записать свойства на доске. (Словарная работа)
- Капните из склянки в стоящую на столах тарелочку с водой.
- Нерастворима в воде, плавает - легче воды.
V. Применение, использование.
- Как вы думаете, что получают при переработке нефти? – Определите по знакомому запаху .
Ответы учащихся: Бензин, Ацетон ...
- Демонстрация таблицы - коллекции. (слайд №15)
- Зачитать надписи в таблице.
- Ребята, как много нужно нефти, чтобы получить всё это!
VI. Как образовалась нефть.
Работа с учебником. Стр.165, первый абзац.
- Зачитать.
VII. Работа по физической карте. (слайд №16)
Перечислить названия мест добычи нефти.
Они называются месторождениями.
- Ответы учеников: Западная Сибирь (Сургут),
Куйбышевское месторождение (Самара),
Саратовская обл.- С 1947 г. введены в промышленную
разработку нефтяные залежи.
(Перелюбский, Фёдоровский, Советский
и др.районы)
VII. Экскурсия к месторождению нефти. (слайд №17)
- - Приглашаю всех на экскурсию.
Комментарии: Место добычи нефти называется буровая.
Люди, добывающие нефть - нефтяники.
2. Демонстрация видеофильма. (слайд №18)
Места добычи нефти находятся далеко от мест проживания людей,
в тайге, среди болот. Доставляют туда рабочих на вертолётах.
- Первичное закрепление. Краткая беседа по просмотренному отрывку: - Что запомнилось? Что удивило?
- Как думаете, зачем столько труб?
- Что с ними делают?
(Сначала бурят скважины, очень глубоко! Затем качают нефть)
- Демонстрация породы - шлама. (Он лежит над поверхностью нефти.
Вот его-то и бурят)
Физминутка.
(Имитирующая действия буровиков)
VIII. Транспортировка нефти.
- Мы только что из Сибири, где нефть добывают.
- Как же она попадает в места, где её перерабатывают?
( Например Саратовский нефтеперерабатывающий завод).
Прочитайте стр. 166 (Работа по учебнику).
Просмотр слайдов (фотографий). (слайд №19,20)
XII. Вопросы Экологии. (слайд №21)
Результаты работы групп.
Учитель: -А бывает ли потеря нефти?
- Какие могут быть потери?
Ответы учащихся (Гр. №1) «Аварии на буровой»
«Утечка нефти» (слайд №22)
2. Ответы учащихся (Гр. №2)
«Сведения об авариях и разливах нефти. Слайды, фото). (слайд №23)
- Посмотрите на тарелочки, в которых налита нефть в воду.
- Что произошло с вылитой нефтью?
Ответы: Нефть не растворилась, осталась пятном.
- Пролитая нефть загрязняет природные объекты, наносит вред животным и растениям. Это и есть экологическая катастрофа.
- Ответы учащихся (Гр. №3)
(Что делать? Как очистить от нефти природные объекты?)
Ответы учеников (дополнения) по 1 баллу;
Подготовленные сообщения из дополнительной литературы
- по 5 баллов.
XIII. Конституция. Охрана природных богатств.
Статья 58. Зачитать. (слайд №24)
XIV. Подведение итогов. (слайд №25)
- Сегодня мы узнали: (Учащиеся)
свойства нефти, способы её добычи, транспортировки.
- А сейчас проведём проверочную работу.
Задания:
- Отвечая на мои вопросы, соедините точки с ответами.
(см. приложение № 5) (слайд №26)
Вопросы:
- Найдите слово, которое обозначает тему урока. (Нефть)
- В каком физическом состоянии она находится? (Жидкое)
- Судно для перевозки нефти (танкер)
- Какой у неё цвет? (тёмно-бурый)
- Основное свойство. (горючесть)
- Завершите соединение ответов, вернувшись к теме урока.
Итог: У кого получилась пятиконечная звезда? - Ставьте 5 б. (слайд №27)
Остальные покажите мне.
Выставление баллов.
- Подсчёт суммы баллов, набранных за урок.
Выведение оценок за урок. (слайд №28)
XV. Домашнее задание.
Стр. 165 – 166 читать.
В тетради: таблица свойств нефти.
ОТ АВТОРА: ПРИМЕНЕНИЕ: (слайд №29)
- Возможно использование фрагментов урока «НЕФТЬ»
при изучении темы «Полезные ископаемые»
(курс А.А.Плешакова «Окружающий мир – 4 класс»).
- Как дополнительный материал к внеклассным занятиям
в начальной школе.
Положительные результаты (слайд №30)
использования элементов системы на уроке «НЕФТЬ»
1) реализация принципов объективности, точности, гласности,
демократичности при оценке качества знаний учащихся;
2) формирование у учащихся позитивного стремления и
потребности в получении знаний;
3) создание конкурентной среды среди учащихся;
4) внедрение новых современных педагогических и
информационных технологий с целью сделать урок более
насыщенным, разнообразить видами работ;
5) достижение конечного результата:
освоение учащимися более высоких уровней знаний.
Мониторинг успешности процесса (слайд №31)
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение № 1.
Пример варианта текущего контроля.
Урок математики 4 класс.
Тема: Таблица единиц длины.
Виды работ | Кол-во заданий | Макс.балл |
Устный счёт | 5 заданий | 5 баллов |
Математич. диктант | 3 задачи | 5 баллов |
Тестирование. | 5 вопросов | 5 баллов |
Ответы с места | по 1 баллу |
Сумма баллов |
Планирование урока математики по теме
«Таблица единиц длины» см. в приложении №6.
Сумма баллов | Уровень | Оценка |
15 б. и выше | высокий | «5» |
12 б. – 14 б. | средний | «4» |
8 б. - 11 б. | низкий | «3» |
0 б. - 7 б. | Неусвоение программы |
Приложение № 2.
Таблица подсчёта уровня рейтинга по количеству баллов.
Виды работ | Количество баллов |
Тестирование | 5 баллов |
Проверочная работа (графическая) | 5 баллов |
Сообщения из дополнительной литературы | 5 баллов |
Ответы с места | по 1 баллу |
Приложение № 3
Виды контроля знаний учащихся на уроке по теме «НЕФТЬ»
Приложение № 4.
Лист контроля №1 (раздаточный материал)
Полезные ископаемые | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
глина |
песок |
гранит |
уголь |
известняк |
торф |
Образец проверки тестирования:
Полезные ископаемые | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
глина |
песок |
гранит |
уголь |
известняк |
торф |
Приложение № 5.
Лист контроля №2 Проверочная работа (график)
Образец проверки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Полезные ископаемые" 4 класс
Санкт-Петербургская академияпостдипломного педагогического образования ...
Обобщающий урок по теме: « Полезные ископаемые»
Урок- соревнование...
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Полезные ископаемые. Уголь"
На уроке окружающего мира можнов полной мере реализовывать региональный компонент. Мы живем в крае, где добывают черное золото. Поэтому я посвятила целый урок каменному углю. Думаю, что меня поддержат...
Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Полезные ископаемые. Их добыча.
Данная презентация относится к уроку по окружающему миру....
Кроссворд на тему "Полезные ископаемые"
Кроссворд с заданиями и ответами...
Тест по теме "Полезные ископаемые", 3 класс
Тест можно использовать в качестве закрепления, повторения материала по данной теме....
Презентация Полезные ископаемые: Нефть 3класс
По запасам нефти Россия занимает второе место в мире после Саудовской Аравии. Россия располагает огромными ресурсами нефти. В 2007 году в Российской Федерации было добыто около 400 миллионов тон...