Пректно-исследовательская работа
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Померанцева Ирина Владимировна

Цель работы - понять причины различий цветового разнообразия кожи людей; выяснит, существуют ли факторы, влияющие на состояние здоровья при смене климата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta_cvetovoe_raznoobrazie_kozhi_lyudey.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

г. Москвы средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (русским) компонентом образования № 877

(ГБОУ СОШ № 877)

Методический паспорт

Проектно-исследовательская работа

«Цветовое разнообразие кожи людей»

Автор проекта: Попова Елизавета

ученица 3 класса Б

Руководитель проекта: Померанцева И.В. учитель начальных классов

г. Москва 2012г

Проблема проекта:

Заинтересовать учащихся в изучении предметности за рамками учебных программ.

Понять причины различий в цвете кожи людей, и выяснить, влияет ли смена климата на их состояние здоровья.

Цели:

развивать творческие способности учащихся и интереса к изучению естественных наук.

формирование научного мировоззрения, оценочных суждений участников конкурса о тех или иных явлениях и процессах, происходящих в окружающем мире;

Задачи:

выработать умения и навыки работы с различными информационными источниками (печатными, видео, аудио, Интернет-ресурсами);

раскрыть понятие «цвет кожи целовека».

выявить и рассмотреть факторы, оказывающие влияние на здоровье людей при смене климата; составить памятку по принятию солнечных ванн людьми с разными оттенками кожи

развитие личности и формирование мировоззрения учащегося  через познание, и научные достижения.

Классификация проектаинформационный.

Форма организации детейиндивидуальная.

Ведущая деятельностьпоисковая.

Сфера применения результатов: урочная, внеурочная деятельность.

Используемые технологии: информационные (печатные и интернет-ресурсы, художественное творчество участников проекта).

Форма продуктов проектной деятельности: подготовка информационного продукта, публичное выступление, презентация.

Способ объединения результатов на презентации: отчет по результатам.

Вид презентации: сообщение (компьютерный).

Возраст учащегося3 класс (9– 10 лет).

Количество учащихся: 1 человек

Предметная область: естественные науки (окружающий мир).

Состав участников: одноклассный.

Режим работы: внеурочный.

Время работы: 2 месяца.

Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений:

умение читать, понимая прочитанное; выделять главное; составлять план; пересказывать; списывать; рисовать иллюстрации к тексту; оформлять работу в виде доклада;

умение ориентироваться в информационном пространстве (печатные источники, видео, аудио, интернет-ресурсы);

умение публично выступать.

Предполагаемые приращения: соответствует  целям, задачам проектной работы.

Техническое оснащение: компьютер с необходимым программным обеспечением, мультимедийный проектор.

Учебно-методическое оснащение: школьная и районная библиотеки.

Информационное оснащение: детская энциклопедическая литература (в печатном и мультимедийном варианте), фотоматериалы.

   

Описание проекта

 На уроках окружающего мира была изучена тема «Общество». Ребята заинтересовались, почему у людей на планете Земля разный цвет кожи? Было предложено изучить научную литературу, книги журналы, Интернет-ресурсы и работать над проектом.

Решено было сформулировать проблему: какие причины цветового разнообразия кожи людей.

Цель нашей работы – понять причины различий цветового разнообразия кожи людей; выяснить, существуют ли факторы, влияющие на состояние здоровья при смене климата Перед нами стояли задачи:

-  проанализировать литературу по данной проблеме;

- сопоставить снимки Земли со спутников, отражающих соотношение распределения ультрафиолета по планете;

- выявить и рассмотреть факторы, оказывающие влияние на здоровье людей при смене климата; составить памятку по принятию солнечных ванн людьми с разными оттенками кожи.


Введение.


    Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что в нашем обществе присутствует огромное количество людей, приехавших из разных стран. В Москве можно встретить человека из любой точки земного шара. (Слайд №2)

    Не так давно мы всей семьей посетили Третьяковскую галерею. Картины знаменитых художников произвели на меня неизгладимое впечатление. Но не менее удивило меня и разнообразие цветов кожи посетителей выставки. По дороге домой у меня возникло желание понять причины различий в цвете кожи людей, и выяснить, влияет ли смена климата на их состояние здоровья.

    Цель: понять причины различий цветового разнообразия кожи людей; выяснить, существуют ли факторы, влияющие на состояние здоровья при смене климата. (Слайд №3)

    Задачи:

- проанализировать литературу по данной проблеме;

- сопоставить снимки Земли со спутников, отражающих соотношение распределения ультрафиолета по планете;

- выявить и рассмотреть факторы, оказывающие влияние на здоровье людей при смене климата; составить памятку по принятию солнечных ванн людьми с разными оттенками кожи. (Слайд №4)

    Гипотеза исследования такова:  мы предположили, что климат влияет на цвет кожи, а при его смене возможны изменения в состоянии здоровья людей.

    §1. Причины различий цветового разнообразия кожи людей.

                                                      «Люди бывают разными: черными, белыми, красными…»

По разным данным население нашей планеты на сегодняшний день составляет около 7 млрд человек и с каждым годом эта цифра увеличивается. Все эти люди живут на разных континентах, принадлежат разным национальностям и культурам, говорят на разных языках, имеют разный цвет кожи. Мы привыкли считать, что люди могут быть черными или белыми, но ведь этими двумя цветами отнюдь не исчерпывается все богатство сотен  цветовых оттенков человеческой кожи.  

В чем основная  причина всех этих различий? Объяснение - в химических процессах, которые протекают в теле и коже. Человеческая кожа сама по себе, без какого-нибудь вещества, молочно-белая, так как в ее тканях присутствуют цветовые компоненты, называемые «хромогенами», которые сами по себе бесцветны. Когда определенные пигментные ферменты (меланин, меланоид, каротин,  гемоглобин)  воздействуют на них, появляется соответствующий цвет кожи. (Слайд №5)

Ученые считают, что основным таким веществом является меланин. (Слайд №6) В Большой энциклопедии школьника дано следующее определение: «Меланин - (греч melas, melanos - темный, черный) - темнокоричневый или черный пигмент, содержащийся в волосах, коже, а также в сосудистой (в т.ч. в радужке) и сетчатой оболочках глаза…».

Он образуется в клетках, расположенных в слое у основания кожи,- меланоцитах, количество которых  одинаково в коже каждого человека и не зависит от типа расы. Но вот количество меланина, которое эти клетки производят, различно. У людей темнокожей расы меланоциты больше по размеру и производят больше пигмента. На наружной части каждого меланоцита происходит превращение аминокислоты – тирозина – в меланин. Образовавшись, пигмент движется к центру клетки, чтобы окутать и, следовательно, защитить сверхчувствительное ядро. Воздействие ультрафиолетовых лучей от искусственного источника или солнца стимулирует производство меланина в форме нормального процесса загара кожи. Меланин образуется, клетки расширяются, и кожа темнеет. (Слайд №7)

Мы можем сделать вывод, что основная функция меланина - защита кожи от вредного воздействия солнечных лучей. Следовательно, чем темнее кожа, тем лучше она защищена от солнечного ожога. (Слайд №8)

Необходимо учитывать, индивидуальная реакция разных людей может быть разной (веснушки, витилиго, врожденные пигментные пятна), но в конечном результате все, кроме альбиносов, постепенно получают загар, когда находятся под воздействием солнечных лучей. У альбиносов же в результате генетических мутаций полностью отсутствует  в организме меланин. Они имеют розоватую кожу и красноватые глаза, что обусловлено просвечиванием кровеносных  сосудов.  (Слайд №9)

Другими факторами, влияющими на цвет кожи, являются кровь в кровеносных сосудах кожи и естественный желтоватый оттенок ткани кожи. Состояние крови внутри кровеносных сосудов может сильно менять цвет кожи. Так, человек бледнеет от страха, когда малые сосуды закрываются, краснеет от гнева, когда увеличивается приток крови, и синеет от холода, когда большая часть кислорода в крови отходит к тканям но мере того, как приток крови замедляется.

Отложение меланина в коже является защитной реакцией организма на ультрафиолетовое излучение солнца, которое может вызвать рак кожи. Как светозащитный экран меланин поглощает ультрафиолетовые лучи и помогает предохранить кожу от повреждения. Чем больше в коже меланина, тем она темнее и тем лучше защищена от ультрафиолетового излучения. Зная о большом значении присутствия в коже меланина, ученые развили идею о том, как появились различия в количестве отложенного в коже меланина у разных человеческих рас и как развивались эти отличия на протяжении миллионов лет.

§2. Взаимосвязь цвета кожи и климатических условий.

Наши далекие предки были покрыты тонким слоем шерсти, который защищал их кожу от интенсивного ультрафиолетового излучения жаркого африканского солнца. Прошли сотни тысяч лет. По мере развития человечества у людей стали рождаться дети, лишенные шерсти на теле. Почему? Этого ни кто не знает. Но постепенно светлая пятнистая кожа наших предков оказалась совершенно незащищенной от палящих лучей солнца.

Так как темная кожа лучше защищает от солнца, то преимущество в смысле выживания получали те особи, которые рождались более темными, чем их собратья.  Поскольку темный цвет кожи передавался по наследству и имел преимущества естественного отбора, то по прошествии времени цвет кожи жителей Африки стал темным. Люди распространились по всей Земле. Те, которые попали на холодный север, нашли там отнюдь не африканский климат. В Европе, например, солнечный свет намного слабее, особенно зимой. Такой климат также имеет свои недостатки. Слишком много ультрафиолетовых лучей вредно, но слишком мало — еще хуже. Ультрафиолетовые лучи жизненно необходимы для нас: под действием этого излучения в коже вырабатывается витамин D, без которого в организме невозможно образование крепких, прочных костей.

Более тусклый свет европейского солнца содержит намного меньше ультрафиолетовых лучей, чем солнечный свет в Африке. Первые проблемы возникли, вероятно, у темнокожих пришельцев, кожа которых блокировала то немногое количество ультрафиолетового излучения, которое оставалось в лучах северного солнца. У некоторых детей развился рахит, при котором кости становились мягкими и непрочными, они легко искривлялись и ломались. Поэтому в Европе дети, родившиеся с более светлым оттенком кожи, получали преимущество в смысле выживания. И опять – таки, с течением времени люди с белой кожей стали более многочисленны, чем темнокожие. При слабом зимнем свете бледная кожа остается проницаемой для ультрафиолетовых лучей, ребенок получает достаточное их количество, в коже у него образуется витамин D, и он не заболевает рахитом. А вот при ярком свете летом бледная кожа покрывается загаром и пропускает ультрафиолетовые лучи в меньшей степени.

Следовательно, по мере освоения человеком пространств нашей планеты, цвет кожи приспосабливался к тем климатическим условиям, в которых люди оказывались. 

      Мы можем сопоставить снимки Земли со спутников, на которых видно распределение ультрафиолета по планете, и рисунок распределения пигмента среди жителей разных широт - до переселения народов в Новое время Мы видим, где сильнее излучение - там кожа темнее. (Слайд №10)

 Самая светлая кожа у людей, которые живут под бледным небом Скандинавии. В более солнечном климате, например, у жителей Юго-Восточной Азии, цвет кожи может колебаться от золотистого до светло - коричневого. Самая темная кожа у жителей Африки и австралийских аборигенов. В последнее время, поскольку люди стали более свободно передвигаться по свету и вступать в смешанные браки, четкое деление на расы нарушилось, и теперь в любом климате проживают люди с разным цветом кожи.

§3. Факторы, влияющие на состояние здоровья людей   при смене климата.

         Поскольку природа приспособила наш меланин для жизни в определенных широтах, великие миграции, которые человек совершил, ставят его перед лицом опасностей.  (Слайд №11)

Два важных практических вывода:

Темнокожим людям на севере опасен  дефицит витамина D. Известно, что при недостатке солнечного облучения снижается жизненный тонус, возникает малокровие, происходят неблагоприятные изменения в деятельности центральной нервной системы – возникают депрессии, уменьшается сопротивляемость инфекциям, нарушается обмен веществ. Когда не хватает солнца, у детей развивается рахит, у взрослых — остеопороз, плохо срастаются кости при переломах, ослабляется связочный аппарат суставов, быстрее разрушается зубная эмаль.

Светлокожим людям в южных широтах опасен рак кожи и генетические заболевания.

Людей, планирующих отдыхать в жарких странах,  необходимо знакомить с ПАМЯТКОЙ, в которой отражены  правила принятия солнечных и воздушных ванн.  (Слайд №12) В противном случае, желание как можно скорей приобрести загар, «накупаться» в море может привести к тяжелым последствиям,  потере здоровья и выходу из строя на длительное время.

         Необходимо отметить, что дозированные солнечные ванны все же полезны для большинства людей. Нужно разумно пользоваться солнцем и морем, только тогда можно чувствовать себя здоровым, бодрым и отдохнувшим.

                                            Заключение.

         Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, оказалась верна, но потребовала уточнения. Действительно, на цвет кожи людей оказывает влияние климат, в котором они живут, но нельзя забывать и  о факторе наследственности.

        При этом разнообразие оттенков кожи определяется различным содержанием в ней пигментов, прежде всего меланина, защищающего кожу от разрушительного воздействия ультрафиолетовых солнечных лучей.

       В ходе исследования  стали понятны причины различий цветового разнообразия кожи людей; выявлены  факторы, влияющие на состояние здоровья при смене климата, т.е. цель достигнута.

       В заключение исследования хотелось бы привести слова немецкого ученого Рудольфа Вирхова:  «Как ни различны человеческие расы по своей наружной окраске, но под микроскопом эти различия исчезают: там нет ни блондинов, ни черных, все является бледным...». (Слайд №13)

      Таким образом, разделение людей на белых и цветных является научным недоразумением; вовсе не существует людей нецветных, т. е. совсем неокрашенных; в действительности основной цвет кожи у белых, даже самых светлых - цвет светлого желтого воска.

ПАМЯТКА

Правила принятия солнечных ванн.

1.   Принимать в первые дни отдыха солнечные ванны не более 10-15 минут, при этом поворачиваться. Постепенно время загара можно увеличивать.

2.   При хорошем самочувствии постепенно можно увеличивать время пребывания на солнце.

3.   Продолжительность общей солнечной ванны для здорового человека не должна превышать 60 минут.

4.   Лучшее время загара – от 9 до 11 часов утра. Не рекомендуется загорать в обеденное время (с 12 до 15 часов), Во-первых, это вредно для здоровья, во-вторых, косые утренние или вечерние солнечные лучи глубже проникают в кожу, загар проявляется быстрее и оказывается самым стойким. Кстати, если вы вовсе не станете лежать на солнце, а весь день проведете в тени деревьев, он получится наиболее ровный, красивый, при этом кожа не высохнет, не переоблучится и надолго сохранит золотистый оттенок.

5.   Не загорайте натощак и сразу же после еды. Лучше всего делать это через час-полтора после еды.

6.  После солнечной ванны необходим отдых.

7.   Обязательно закрывайте голову и глаза, когда находитесь под палящими лучами солнца. Надевайте широкополую шляпу или кепку с козырьком и солнцезащитные очки.

8.  Во время загорания не утоляйте жажду холодными напитками или алкоголем.

9.  Полезно перед загаром съесть немного соленого, выпить холодный чай, красоте загара способствует регулярный прием витаминов С и В1.

10.   Не очищайте тело перед загаром мылом, не протирайтесь лосьонами, одеколонами, туалетными водами. Мыло разрушает защитное покрытие кожи и обезжиривает ее. Лосьон, туалетная вода делают кожу чувствительной к ультрафиолетовым лучам. В результате могут образоваться отдельные коричневые пятна.

11.  Для защиты кожи от солнца и для ее смягчения нельзя применять минеральные жиры – вазелин, глицерин, т.к. при этом на ней образуются капельки, создающие эффект маленьких собирательных линз. И это может привести к ожогу.

12.  Выйдя из воды, оботритесь полотенцем. Одежда из натуральных тканей эффективно защитит кожу от переоблучения — хлопок, например, пропускает около 6% солнечных лучей.

13.   Не следует загорать вообще детям до 3 лет, более старшим детям необходимо находиться на солнце меньше, чем взрослым.

14.   Защищать все открытые участки кожи специальными солнцезащитными кремами.

При анализе проделанной работы было отмечено, что исследования вызвали интерес, увлекли, оказались познавательными. Но вместе с тем, некоторые этапы оказались сложными для самостоятельной работы. Несмотря на это, было принято решение продолжить и углубить исследования по данному проекту.

Список литературы и интернет-ресурсов. (Слайд №14)

«Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов». Эксмо. Москва,  2009 г.

«Большая энциклопедия школьника». Эксмо. Москва.  20010 г.

«Большая детская энциклопедия». Махаон. Москва. 20011 г.

Журнал «Медицинская сестра» №4, 2005г. с.28-32 ст. «Солнце и человек» авт. Н.М. Насыбуллина

www.potomy.ru

www.wikiznanie.ru

www.cogmte.net        

www.voprosy-kak-i-pochemy.ru        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Основы пректно - исследовательской деятельности для учащихся начальной школы

В современных условиях, когда актуален вопрос о реализации стандарта, значение терминов  «проектная и исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшает...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...