Урок "Кто такие птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по етме "Кто такие птицы?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 34.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру
Подготовила: учитель начальных классов Гарифуллина А.М.
Тема: Кто такие птицы?
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.
Задачи: 1.Образовательные: Учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов.
2.Развивающие: Создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.
3.Воспитательные: Воспитывать доброту, ответственность, чувство заботы и любви к природе.
Методы и приемы: коммуникативный, деятельностный подход
Используемые технологии: игровые, элементы личностно-ориентированной технологии, информационно - коммуникационные технологии.
Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Основные понятия, термины: птица, перо, стержень, бородки, перелетные, зимующие птицы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику (раздел «Кто? Что? тема «Кто такие птицы?»), презентация, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А. Плешаков), карточки с заданием, фонограмма с голосами птиц; у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные-овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Ход урока:
1 . Организационный момент
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-Ребята! Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется “Животный мир” и сегодня будем открывать для себя удивительные вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.
2. Актуализация знаний.
-Вспомните, какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые)
1) Фронтальная работа. Работаем в паре. У вас на партах листочки с заданием (Приложение 1).
Рассмотрите рисунки и закрасьте кружок синим цветом, если это рыба, и зеленым, если это – насекомое.
-Выполнив задание, поднимите руки.
2) Индивидуальная работа на карточках. Игра “Кто в группе лишний» (Приложение 2)
Жук, снегирь, шмель.
Белка, медведь, дятел.
Кузнечик, бабочка, ласточка.
Ворона, ерш, окунь.
Комар, голубь, оса.
Проверка:
1) По какому признаку вы объединили насекомых? (У насекомых 6 ног)
- Назовите признак рыб. (Тело рыб покрыто чешуей)
- Кто у вас остался? (Птичка)
2) Назовите одним словом животных, которых вы подчеркнули (Птицы)
3. Определение темы и задач урока.
-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
-Прочитайте, какие учебные задачи мы ставим перед собой? (слайд 2)
-Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы». А задачи: узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит тело птиц; исследуем перо птиц.
4. Изучение нового материала.
1) Игра «Кто больше?»
-Вспомните, каких птиц вы знаете.
-Молодцы! Сколько птиц назвали!
- А как можно отличить птиц от других животных? (Они умеют летать.)
2) Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок на стр.36. Какие животные здесь изображены? (Летучая мышь, бабочка, курица, белка-летяга)
- Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать)
- Можно ли их отнести к одной группе?(Нет) А какое животное мы отнесем к птицам? (Курицу)
-Но ведь курица летает плохо, а ее ученые-орнитологи(учёные, которые изучают птиц, наблюдают за их жизнью, повадками)относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать - не самый главный признак птиц? Тогда что? Рассмотрите других птиц на с. 37. Найдите общий признак всех птиц. (Это перья.)
-Давайте посмотрим, какие бывают птицы (Электронное приложение к учебнику, слайд №1)
Обобщение: Так какие животные называются птицами? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями).
3) Знакомство со строением птицы.
- Рассмотрите рисунок (стр.36, слайд 3). Какую птицу вы узнали? (Это голубь.)
- Рассмотрите тело птицы. Из каких частей состоит тело голубя? (Учащиеся называют, учитель показывает)
– Что интересного знаете о голубях? (В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и Англии. Белый голубь считается символом любви, добра, мира.)
Работа в парах.
- Найдите указанные части тела у утки-кряквы (Приложение 3)
-А как человек использует перья? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения)
-Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями?
-Сейчас мы с вами познакомимся со строением пера.
5. Практическая работа.
1) На столах у детей лежат перья – разные по размеру, форме, цвету.
- Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.)
- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.
- А еще у пера есть бородки. Покажите их. Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание, как прикрепляются бородки.
- Что случится, если подует ветерок? (Перья полетят.Они легкие.)
- Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто.) Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.
- Обмакните перо в стакан с водой. Изменилось ли перо, намокло ли? (Нет, вода скатилась капельками.) Поэтому перья защищают птицу от воды и сырости.
- Подумайте, для чего нужны птицам маленькие перышки? (Для тепла.)
- Для чего нужны большие перья? (Чтобы летать.)
2) Теперь рассмотрите окраску перьев (слайд 4). Что можете сказать? (Перья самые разные по цвету. Они украшают птиц.)
- Взгляните на мудрую черепаху (с.36). Как же она украсила себя? (Перьями.)
- Чьи это перья? (Павлина.)
Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес …павлин. (слайд 5)
– Сейчас Аня расскажет нам о павлине (Индивидуальное творческое задание)
Это – ПАВЛИН, всем известный красавец. Огромный яркий хвост-веер – украшение только самцов. Самки – павлины небольшие, серые, с маленьким хохолком на голове и коротким хвостом. Оказывается, с наступлением осени перья роскошного павлиньего хвоста опадают, словно листья с деревьев. Всю зиму павлин ходит без хвоста, а весной у него вырастает новый.
Далее дети смотрят фотографии птиц с ярким оперением (слайд 6) .
3) Выполнение задания в рабочей тетради (стр.25 №1)
- Зарисуйте перья птиц, которые вы рассмотрели.
Физкультминутка
Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем…
А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем! Что мы сидим?!
6. Обобщение, систематизация и применение знаний.
1) Игра «Назови птицу»
-Давайте посмотрим, каких птиц вы сможете узнать по внешнему виду. «Перетащите» название птицы к соответствующей фотографии. (Электронное приложение к учебнику, слайд №3)
- А все ли птицы, представленные на слайде, умеют летать? (Нет, не умеют летать пингвин и страус)
- Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему? (Тело этих животных покрыто перьями.)
- Умение летать не является признаком птиц. Существуют птицы, которые не умеют летать.
(Показ фотографий и рассказ про птицу -слайд 7,8)
- Это – АФРИКАНСКИЙ СТРАУС, самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг. Хоть страуса и называют птицей, летать он не умеет. Однако бегает он очень быстро: посмотрите, какие у него большие сильные ноги!
Это – ИМПЕРАТОРСКИЙ ПИНГВИН .Он самый крупный из всех пингвинов: рост его около 120 см, а весит он около 40 кг. Пингвины – самые холодостойкие птицы. Они живут в Антарктиде, на Южном полюсе. Хоть полюс и называется Южным, холодно там так же, как и на Северном. Пингвинов называют птицами, однако летать они не умеют. Их крылья больше похожи на ласты, а перья – на чешую. Раз в год пингвины линяют. Ходят они неуклюже, а вот плавают и ныряют изумительно. Под водой пингвин развивает скорость до 40 км/ч. Питаются эти птицы рыбой, рачками и моллюсками. Живут пингвины огромными колониями по нескольку тысяч птиц.
2) Беседа о зимующих и перелетных птицах.
- Назовите птиц на странице 37 учебника. (Сова, утка, ласточка, синица, дятел, воробей)
- На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены? (Перелетные и зимующие)
- Почему их так называют?
Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать.
Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.
Перелетные – утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки.
Зимующие– воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока.
-Каких птиц вы видели у нас в Сургуте?
-Скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм. О правилах подкормки прочитаете с родителями в буклете. (Приложение 4)
3) Сравнение птиц.
Отгадайте загадки:
Носит серенький жилет, Черный, проворный,
Но у крыльев – черный цвет. Кричит: «Крак!»,
Видишь, кружат двадцать пар Червякам враг. (Грач.)
И кричат: «Карр! Карр! Карр!» (Ворона.)
На слайдах появляются птицы-ворона, грач, галка (слайд 9)
- Чем похожи эти птицы? (Все птицы имеют черное оперение.)
- А чем птицы отличаются? (У них разный размер.)
- Не у всех птиц оперение окрашено полностью. У серой вороны только голова, передняя часть шеи, крылья и хвост – черные, остальное оперение светло-серое.
У галки только затылок серый, остальное оперение черное.
Грач отличается от своих сородичей следующими признаками: клюв вытянут, хвост сильно закруглен, оперение синевато-черного цвета.
- Раскрасьте птиц на рисунке (Рабочая тетрадь С.25, №2) и послушайте птичье (Приложение 5).
7. Подведение итогов урока и рефлексия.
-Наше путешествие по царству природы завершается.
-Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных называют птицами? (Птицы –животные, тело которых покрыто перьями.)
– Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? (слайд 10).
– О чем вы задумались?
- Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, учащихся, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.)
-Оцените свою работу на уроке.
8. Рекомендации для занятий дома.
Нарисовать птичку (Рабочая тетрадь С.26, №3)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме: Кто такие птицы? Презентация.
Урок-презентация....
Презентация к уроку окружающего мира по теме: Кто такие птицы?
Презентация к уроку окружающего мира по теме: Кто такие птицы?. Мне пришлось удалить несколько слайдов, так как презентация не загружалась....
Урок окружающего мира по теме:"Кто такие птицы, насекомые, рыбы и звери?" По программе А.А.Плешакова 1 класс.
Урок- научное заседание с элементами исследования....
Кто такие птицы? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова)
Кто такие птицы? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова) ...
Урок-исследование. Кто такие птицы?
Кто такие птицы?...
Призентация "Кто такие птицы и звери?"
Окружающий мир 1 класс...
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...