Педагогический проект
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Совершенствование экологической культуры
младших школьников».
Пояснительная записка
Одна из задач младшего школьного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе их взаимосвязь с человеком, нашей цивилизацией.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной ребенку, усваивается им.
Отсюда следует, что одним из ведущих видов деятельности в экологическом воспитании является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними.
Учитывая особенности детей данного возраста, за основу в работе над экологическим воспитанием была выбрана проектная деятельность. Результат - «Совершенствование экологической культуры младших школьников», который включает в себя цикл краткосрочных проектов для детей младшего школьного звена.
Проектировочная деятельность помогает комплексно реализовывать ряд психолого-педагогических принципов:
В ходе исследовательской деятельности и педагог, и учащийся находятся в одной ситуации, они вместе выдвигают гипотезу, проверяют ее, делают выводы. Эта деятельность в полном смысле является совместным творчеством педагога и учащегося. В такой деятельности – продукт исследования обладает, как правило, не только новизной, но и общественно-значимой, практической ценностью.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. В ходе работы школьнику предстоит освоить и выполнить ряд определенных операций:
В ходе исследовательской деятельности также формируются навыки работы учащихся в группах, развитие чувств товарищества, сопереживания, ответственности за порученное дело.
Как же внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? И как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного творческого мышления?
Я постараюсь ответить на эти и ряд других вопросов в своем педагогическом проекте «Совершенствование экологической культуры младших школьников».
Объект исследования
Процесс формирования экологической культуры младших школьников.
Предмет исследования
Условия, способствующие формированию экологической культуры младших школьников.
Гипотеза:
если в начальной школе создать условия для развития исследовательской и проектной деятельности учащихся, то это будет способствовать формированию экологической культуры младших школьников и успешной самореализации детей.
Основной результат эффективной реализации проекта:
достижение высокого образовательного результата,
раскрытие творческих способностей учащихся,
формирование экологической культуры младших школьников.
Целями данного проекта было:
совершенствование учебно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры в начальной школе
создание условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности
систематизация и обобщение работы по экологическому воспитанию в начальной школе.
В соответствии с целями проекта были поставлены задачи:
обобщить опыт исследовательской и проектной деятельности по формированию экологической культуры в начальной школе
создать условия для творческой самореализации детей, приобщить их к исследовательской деятельности
скорректировать деятельность по формированию экологической культуры у младших школьников, выявить положительные моменты и недостатки
отобрать наиболее яркие и развивающие приёмы работы в ходе проекта
спрогнозировать возможные варианты дальнейшей работы.
Для решения поставленных задач нужна слаженная работа педагогов. Кроме того, для успешной реализации проекта необходимо соблюдение соответствующих организационных, финансовых, материально-технических, нормативно-правовых и методологических условий.
Методы исследования:
изучение литературы по исследовательской и проектной деятельности младших школьников, изучение нормативных, методических документов
изучение и обобщение передового педагогического опыта
опросы (анкетирование)
педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации
сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ
Значимость проекта.
В сфере модернизации начального образования ставится задача получить на выходе выпускника начальной школы со знаниями, умениями и навыками основ самостоятельной и творческой деятельности. Наиболее продуктивный вариант добиться такого результата использование в обучении и воспитании младшего школьника исследовательских и проектных технологий.
В рамках школьной экологической программы «Мой дом - планета Земля» я совместно с учителем начальных классов Шубиной И.В. разработала долгосрочный педагогический проект «Совершенствование экологической культуры младших школьников».
В ходе данного проекта школьник должен «пропустить» через себя экологические ценности, информацию об окружающем мире, отражающие единство человека и природы, которые станут мотивационной основой его поступков. При этом взаимодействие ребенка с природной средой удовлетворяет его познавательные потребности, способствует интеллектуальному развитию, реализуется внутренний потенциал.
Составляющие проекта
воспитательная
учебная
развивающая
Составные части проекта.
Использование творческих, исследовательских и проектных работ в учебных дисциплинах
Развитие творческого потенциала учащихся
Формирование навыков самостоятельной проектной деятельности школьников и умения работать в команде
Распространение и пропаганда опыта работы по экологическому воспитанию младших школьников.
Формы организации исследовательской деятельности учащихся:
Элементы исследования в рамках учебных предметов
Кружки – школьный компонент
Классные часы
Экскурсии, прогулки
Экологические акции
Работа на пришкольном участке
Озеленение класса, школы, дома
Проведение опытов и наблюдений
Поход
Конкурс
Ожидаемые результаты.
Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающей среде, формирование здорового образа жизни.
Обучение приемам исследовательской работы с книгами, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в библиотеке.
Приобретение коммуникативных навыков.
Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, мини – сочинений, отзывов, рисунков, фотографий, и др.
Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.
Развитие речи и обогащение словаря.
Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
Повышение профессиональной компетентности учителя
Критерии эффективности педагогического проекта:
Мы будем считать педагогический проект эффективным, в том случае, если по его завершении учащиеся смогут:
разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их
распределять обязанности в группе
организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом
подбирать необходимые материалы, инструменты и приборы
Участники проекта:
Учащиеся младшего школьного возраста 1 – 4 классы
Учителя начальных классов, учителя – предметники
Родительская общественность
Сроки реализации проекта:
сентябрь 2010 – май 2012 гг.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Сроки | Задачи этапа | Ожидаемый результат |
1. Подготовительный | 2010-2011 | 1. Организационные: Разработать план по подготовке и реализации проекта. | Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм и периодичности отчётов |
2. Мотивационные: Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса. | Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта | ||
3.Кадровые Осуществить подготовку педагогических работников к реализации проекта. | Ознакомление с программой осуществления проекта, методологическая и мотивационная готовность педагогических работников к реализации проекта | ||
4. Содержательные: Изучить учебно-методическую документацию, освещающую вопросы формирования творческой деятельности учащихся, работу с одарёнными детьми. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами. | Изучение литературы по теме. Отработка методов диагностики развития исследовательской деятельности. Создание нормативно-правовой документации на школьном уровне. | ||
5.Информационные: Обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса. | Информационная готовность участников проекта. Система мониторинга проекта. | ||
2. Практический | 2011-2012 | 1. Осуществить апробацию проекта | Реализация целей и задач проекта |
2. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта | Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта | ||
3. Внести необходимые коррективы в содержание проекта | Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании | ||
4. Построить образовательный процесс на основе предлагаемого проекта | Внедрение организационной модели образовательного процесса, основанной на содержании проекта | ||
3. Контрольно-оценочный | 2011-2012 | Осуществить анализ эффективности проекта. Разработать методические рекомендации по развитию исследовательской деятельности в школе. Участие в мероприятиях школьного и районного, областного уровней. Подготовить план работы на 3 летний период | Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Создание сборника исследовательских работ участников. Внедрение результатов проекта. |
Реализация педагогического проекта «Совершенствование экологической культуры младших школьников»
Основные мероприятия
Мероприятие | |
Сентябрь | |
проведение опытов и наблюдений экскурсии в природу учебный проект «Осенние цветы» Акция «Чистый двор» учебный проект «Откуда в наш дом приходит вода?» | |
Октябрь | |
экскурсии в природу учебный проект «Осень пришла» | |
конкурс рисунков посадка семян сосны и пихты | |
Ноябрь | |
акция «Мир вокруг нас» акция «Кормушка» учебный проект «Откуда берется снег и лед?» | |
Декабрь | |
акция «Кормушка» учебный проект «Законы природы» учебный проект «Путешествие капельки» | |
Январь | |
акция «Кормушка» учебный проект «Снег и лёд» учебный проект «Как человек использует свойства воды?» | |
Февраль | |
акция «Кормушка» учебный проект «Красная Книга Ульяновской области» | |
Март | |
акция «Кормушка» учебный проект «Прорастание семени» | |
Апрель | |
акция «Кормушка» Презентация «у нас живет…» или «я хочу, чтобы у меня был…» | |
Май | |
озеленение класса, школы, дома акция «Чистый двор» очистка пришкольной территории экологическая неделя | |
Июнь | |
экскурсии в природу |
|
Сентябрь | |
проведение опытов и наблюдений экскурсии в природу учебный проект «Подарки лета» Акция «Чистый двор» | |
Октябрь | |
экскурсии в природу учебный проект «Осень» конкурс рисунков | |
Ноябрь | |
учебный проект «Мой верный друг» конкурс рисунков акция «Кормушка» | |
Декабрь | |
акция «Кормушка» учебный проект «Откуда в наш дом приходит вода» | |
Январь | |
акция «Кормушка» учебный проект «Мои домашние животные» | |
Февраль | |
акция «Кормушка» учебный проект «Зимующие птицы» учебный проект «Я хочу иметь друга …» | |
Март | |
акция «Кормушка» учебный проект ««Волшебница вода» | |
Апрель | |
акция «Кормушка» учебный проект «Зимующие птицы» учебный проект «Физические свойства воды» | |
Май | |
озеленение класса, школы, дома акция «Чистый двор» очистка пришкольной территории | |
Июнь | |
экскурсии в природу учебный проект «Наш двор» |
План проведения экологической недели
Дни недели | Класс | Мероприятие | Участники |
В течение недели по индивидуальному плану | 1-2 | Взаимопосещение уроков окружающего мира. | Учителя начальных классов |
Понедельник | Праздник «День Земли» | Классные руководители, дети, родители | |
Вторник | Конкурс рисунков и плакатов | Классные руководители, дети | |
Среда | Чтение произведений о природе. | Классные руководители, дети | |
Четверг | Доброе дело | Классные руководители, дети | |
Пятница | Фантазируем, творим, создаём | Классные руководители, дети, родители |
Учебные проекты
«Осенние цветы»
«Осень пришла»
«Мир вокруг нас»
«Законы природы»
«Снег и лёд»
«Красная Книга Ульяновской области»
«Прорастание семени»
«Волшебница вода»
«Откуда в наш дом приходит вода?»
«Откуда берется снег и лед?»
«Путешествие капельки»
«Физические свойства воды»
«Жизнь воды»
«Как человек использует свойства воды?»
«Подарки лета»
«Осень»
«Мой верный друг»
«Зимующие птицы»
«Мои домашние животные»
«Я хочу иметь друга …»
«Растения и животные моего края»
«Уход за комнатными растениями»
«Красная книга в картинках»
«Наша школа»
Исследования
«Растения мира»
«Растения водоема»
«Растения леса»
«Мой дневник наблюдений»
Цели учебных проектов:
формирование начальных форм экологической культуры младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность
развитие навыков и умений самостоятельной творческой деятельности, работы в коллективе
воспитание ответственного отношения к окружающей среде, животному миру
Стандартный ход проводимой работы:
Наблюдение
Опыт
Анализ полученных результатов
Оформление полученных результатов (рисунки, мини - сочинения, отзывы, презентации)
Отчет о проделанной работе
Акции
«Кормушка»
«Чистый двор»
Цели акций:
формирование начальных форм экологической культуры младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность
развитие навыков и умений самостоятельной творческой деятельности, работы в коллективе
формирование навыков практической деятельности по изготовлению кормушек, декоративных поделок, рабочего инструмента
воспитание ответственного отношения к окружающей среде, животному миру
Стандартный ход проводимой работы:
Постановка проблемы
Анализ ситуации
Решение проблемы
Изготовление
Оформление полученных результатов (рисунки, мини - сочинения, отзывы, презентации)
Диагностический инструментарий:
• эколого-психологическое тренинги для всех составляющих педагогического процесса (школьников, учителей, родителей);
• уровень освоения школьниками экологического словаря;
• систематическое включение экологических тем в содержание контрольных работ по естественным предметам (тесты и традиционные работы);
• интервьюирование родителей.
Результативность:
Анализ реализации педагогического проекта «Совершенствование экологической культуры младших школьников» показывает, что если в начальной школе создать условия для развития исследовательской и проектной деятельности учащихся, то это помогает формированию экологической культуры младших школьников и успешной самореализации детей. При этом школьники достигают более высоких результатов в обучении «Окружающего мира», раскрываются их творческие способности, возрастает внутренняя самооценка ребенка, формируются навыки самостоятельной и групповой форм работы.
Это подтверждается результатами анкетирования школьного педагога – психолога, данными внутришкольного контроля, отзывами родителей.
За два года работы учащиеся начального звена МБОУ СОШ № 41 под руководством своих учителей Шишковой Т.В., Шубиной И.В. достигли поставленных целей в проекте «Совершенствование экологической культуры младших школьников».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Совершенствование экологической культуры младших школьников через исследовательскую
и проектную деятельность».
Учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 41
Шишковой Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"
В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....
Педагогический проект на тему: "Мой проект"
Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....
Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»
Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...
Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».
Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...
Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»
Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...