Животные луга.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Андреенкова Елена Ивановна

2 класс.  Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnye_luga._konspekt_uroka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Знаменская СОШ»

КОНСПЕКТ УРОКА

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА ТЕМУ:

«ЖИВОТНЫЕ ЛУГА»

Разработан учителем

первой квалификационной

 категории Андреенковой Е. И.

с. Знаменка

2011-2012учебный год

Цели урока:

1) Обобщить знания по теме: «Растения луга»

2) Познакомить с разнообразием обитателей лугов.

3) Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, книги о природе, плакат с изображением луга, картинки с обитателями луга.

Литература:

1) Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: учеб. для 2 кл. – М.; Вентана-Граф, 2003.

2) Зотов В. Лесная мозаика. – М.; Просвещение, 1993.

3) Серова Е. Лужайка. – Ленинград, 1985.

4) Аракчеев Ю. Весёлое лето.  - «Малыш», Москва, 1983.

5) Сборник загадок: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988.

План урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Викторина «Лекарственные растения наших лугов».

4. Сообщение темы урока.

5. Знакомство с разнообразием обитателей луга.

6. Физкультминутка.

7. Знакомство с разнообразием обитателей луга.

8. Выполнение заданий в рабочей тетради.

9. Охрана лугов.

10. Итог урока.

11. Выставление оценок.

12. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

-Сейчас у нас открытый урок, на котором присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

-Урок мы начинаем с «минутки поэзии».

Послушайте отрывок из стихотворения И. Сурикова:

Зелёный луг, как чудный сад,

Пухуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

-С чем поэт сравнивает луг? Как описывает букеты луговых цветов? 

2. Проверка домашнего задания.

- А теперь расскажите, о каких луговых цветах вы подготовили сообщения.  (Сообщения учащихся.Приложение.)

3. Викторина «Лекарственные растения наших лугов»

- И ещё я просила вас узнать, какие растения наших лугов используют для лечения.

- Какое луговое растение поможет при простуде?  (ромашка лекарственная)

- А какое растение поможет при болезнях желудка? (тысячелистник)

- Отвар из какого растения освежит и успокоит? (мята)

- Какое растение помогает при лечении 99 болезней? (зверобой)

4. Сообщение темы урока.

- На прошлом уроке мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения. Подумайте, какие животные могут жить в таких условиях?  (Предположения учащихся.)

- Сегодня мы поговорит о том, кто же живёт на лугу. Тема урока: «Животные луга». (Тема записана на доске.)

5. Знакомство с разнообразием обитателей луга. Насекомые.

-Крупные животные не могут жить на лугу, так как им негде прятаться. Зато мелких животных на лугу множество!

- Особенно много насекомых. А каких именно, вы узнаете, если разгадаете мои загадки. (Дети отгадывают и размещают изображения этих насекомых на лугу(таблица).)

1) Чёрен, да не ворон,

     Рогат,  да не бык,

     Лечу – вою,

     Сяду – землю рою. (Жук.)

2) Опустился вертолёт

     Золотистые глаза.

     Кто же это? (Стрекоза)

3) Осенью в щель забьюсь,

     А весной проснусь. (Муха.)

4) Сок из цветов я наберу

    И в сотах сладкий мёд коплю.  (Пчела.)

- Прочитайте в учебнике  (с. 136) статью о пчёлах.

5) Модница крылатая,

     Платье полосатое.

     Ростом хоть и кроха,

     Укусит – будет плохо!  (Оса.)

5) Прыгает пружинка –

     Зелёненькая спинка –

     С травы на былинку,

     С ветки на тропинку.  (Кузнечик.)

- Почитайте, что сообщается о кузнечике в учебнике (с. 136).

6) Спинка в веснушках,

     Ах, как неловко,

     И покраснела…… .  (Божья коровка.)

- А про это насекомое расскажет ваша одноклассница. (Сообщение ученицы.)

7)  Над цветами я летаю,

     То, как солнце, золотая,

     То бела или пестра,

     Лета ясного сестра.

     Не умею петь я песен,

     Но наряд мой так чудесен.

     Одного боюсь, дружок,

      Не попасть бы в твой сачок. (Бабочка.)

- А про это насекомое расскажет ваша одноклассница. (Сообщение ученицы.)

6. Физкультминутка «Бабочка».

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – водой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела,

На цветочек тихо села.

7. Знакомство с разнообразием обитателей луга.

-И ещё одна загадка:

Висит сетка на ветках.

Рыболов пришёл, муху нашёл.  (Паук.)

- А что о пауке сказано в учебнике?

- Насекомые – основная пища для луговых птиц – перепела, коростеля, трясогузки. Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле. Своё присутствие перепел выдаёт песенкой «пить-полоть», а коростель – громким скрипучим криком «дёрг-дёрг» (поэтому его ещё называют дергач). Легко узнать трясогузку: она постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила своё название. Свои гнёзда эти птицы устраивают на земле среди травы.

- Про перепёлку можно прочитать в учебнике  (с. 136).

- На лугу живут полёвки и мыши, так как они питаются растительной пищей. Поохотиться на мышей прилетают совы.

- Так же на лугу можно встретить жаб и ящериц. Они питаются насекомыми.

- Как видите, на лугу совместно обитают разнообразные живые существа. Они связаны между собой. Поэтому луг называют природным сообществом.

8. Работа по рабочей тетради.

- Давайте выполним задания в рабочей тетради ( с. 35- 36, № 1 – 6).

9. Охрана лугов

-Прочитайте текст на странице 140 вашего учебника.  (Чтение текста.)

- Ответьте на вопросы, данные после текста.

-Человек не имеет права вмешиваться в жизнь луга, так как луга – украшение нашей земли.

- Луга имеют большое значение для сельского хозяйства. Многие из них служат пастбищами для домашних животных, на других заготавливают сено. Но есть такие участки лугов, где много редких растений и насекомых. Такие луга охраняются.

- И ещё одно стихотворение:

Давай пройдёмся медленно по лугу,

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

                                                          (Самед Вургун)

10 . Итог урока.

- Интересно ли вам было на этом уроке?

- Что запомнилось?

- Как вы будете вести себя на лугу?

11 . Выставление оценок.

12. Домашнее задание.

Дома вы прочитайте тексты из разделов «Этот удивительный мир» и «Со-чи-нял-ки» (с.138). И ещё нарисуйте знак, посвящённый защите лугов.

-

ПРИЛОЖЕНИЕ

Божья коровка

Божьи коровки такие красивые! Внешне они очень мирные. Но они – хищники и очень прожорливые. Учёные подсчитали, что за свою жизнь божья коровка может съесть 4000 тлей. Божью коровку боятся колорадские жуки. Люди давно поняли, что божья коровка – хороший помощник. А коровками их назвали потому, что они выделяют «молоко», правда не белое, а оранжевое. Это молоко является очень ядовитым для птиц. Поэтому птицы божью коровку не клюют.

Фиалка

Цветки фиалки имеют неправильную форму и разный цвет: бывают белые, жёлтые, синие и сиреневые.

На солнечной опушке

Фиалка расцвела –

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперёд.

Но всякий ей поклонится

И бережно возьмёт.

Лютик

Звать его нам нечего,

Он и так придёт,

Расцветёт доверчиво

Прямо у ворот –

Солнцем налитой

Лютик золотой.

Тысячелистник

В. Зотов «Лесная мозаика»: М. Просвещение, 1993.(с. 54-55)

Тысяча листиков,

Столько же цветков,

Тысячелистник

Называем мы его.

Ромашка

В. Зотов «Лесная мозаика»: М. Просвещение, 1993.(с. 53-54)

Нарядные платьица,

Жёлтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке.

Такие весёлые

Эти ромашки –

Вот-вот заиграют,

Как дети в пятнашки.

Одуванчик

В. Зотов «Лесная мозаика»: М. Просвещение, 1993.(с. 48-49)

Когда идёшь тропинкою,

Куда не глянь, в лугах

Белеют чудо-шарики

На тонких стебельках.

Сквозные, серебристые,

Они как пух легки,

Стоят и чуть качаются

От ветерка с реки.

Колокольчик

Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон

Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий

Будто слышится мне звон.

Колокольчик! Колокольчик!

Неужели это ты

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы?

Клевер

Здесь, у рощицы берёзовой,

Где к лугам сбегает рожь,

Кашки белой, кашки розовой,

Кашки алой – не сочтёшь!

С колокольчиком, с ромашкою

Клевер весело цветёт,

И его «пчелиной кашкою»

Называет наш народ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Растения и животные луга" , 4 класс.

Красочная презентация, дающая представление о тех растениях и животных, которые обитают на лугу....

Презентация "Животные луга"

Презентация к уроку окружающего мира....

"Животные луга"

конспект урока окружающий мир 2 класс...

Жизнь луга растения и животные луга

Конспект урока окружающего мира, 3 класс...

Самостоятельная работа по окружающему миру: Животные луга

Тест на тему: "Животные луга" по УМК "Школа 21 века"...

конспект урока по познанию мира "Растения и животные лугов. Охрана лугов" (4 класс)

На уроке создана учебная ситуация для  формирования естественнонаучной грамотности через формирование знаний о значении растенияй и животных лугов для человека, о влиянии человека на луг и об охр...