"Круговорот воды в природе"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Круговорот воды в природе" построен в форме игры. Основным методом его является проблемный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krugoworot_wodi_w_prirode_-_3_klass.odt | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Превращение и круговорот воды в природе»
Цели урока: 1. Формировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, связав его со свойствами воды.
2. Развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, творческие способности.
3. Создать условия для воспитания бережного отношения к воде, а также чувство товарищества, взаимопонимания и взаимовыручки.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» авт. Плешаков А.А., рабочие тетради, перфокарты, схемы: «Свойства воды», «Состояние воды», «Круговорот воды в природе», штатив, спиртовка, колба, блюдце со льдом.
Ход урока:
- Оргмомент. Энергезирующая разминка.
Учитель: Ребята, кто – нибудь из вас верит в чудеса? (Да)
Учитель: А кто нам с вами дарит их? (Волшебники)
Учитель: Кто из вас знает, где они живут? (Предположения детей)
Где водятся волщебники?
Где водятся волщебники?
Где водятся волщебники?
В фантазиях твоих.
С кем водятся волщебники?
С кем водятся волщебники?
С кем водятся волщебники?
А с тем, кто верит в них.
Учитель: А сами вы никогда не хотели стать волшебниками? (Ответы детей)
Учитель: На нашем сегодняшнем уроке возможно всё! И пусть мы пока ещё не волшебники, а только учимся, но дружба поможет нам сделать настоящие чудеса. Возьмитесь за руки, друзья, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
- Актуализация знаний.
- Работа с перфокартами.
Учитель: Чтобы стать настоящими волшебниками, нужно пройти очень много испытаний. И вот первое из них. То, которое проверить, каким запасом знаний вы обладаете, ведь настоящие волшебники ооочень умные. А помогут нам в этом волшебные перфокарты. (Учащиеся работают с перфокартами)
- Проверка работ.
Учитель: Вы уверены в правильности выполнения своего задания? Тогда поделитесь своей радостью со своим соседом по парте и посмотрите его работу. Если всё выполнено правильно, поблагодарите. Пожав товарищу руку, а если нет, посоветуйте, как сделать задание верно.
- Работа с доской.
Учитель: Спасибо, ребята. А теперь. я надеюсь, что вы поможете и мне: я что – то совсем запуталась в этих свойствах. (На доске размещены карточки с название свойств соли, сахара, кислот, воздуха и воды. Дети составляют схему «Свойства воды»)
- Создание проблемной ситуации.
Учитель: Теперь всё встало на свои места. Но не успели мы перевести дыхание, как перед нами новое испытание. Но я думаю, что оно нам по плечу. Вы ведь любите отгадывать загадки? Тогда это испытание для вас.
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан, я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
(Дети отгадывают загадку, предлагая свои гипотезы)
- Выход к учебной проблеме.
Учитель: Почему вы решили, что это вода? (Ответы детей)
Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. (Дети формулируют тему урока)
Учитель: Сделайте вывод, докажите его правильность. (Объяснение детей)
Вывод: Вода бывает в твёрдом, жидком и газообразном состоянии.
- Решение учебной проблемы.
- Беседа по вопросам.
Учитель: Как вы думаете, от чего зависит различное состояние воды? (От температуры)
Учитель: Какой должна быть температура воды, чтобы она превратилась в лёд? Давайте вспомним. Что происходит с водой при охлаждении? (При охлаждении вода сжимается)
Учитель: Однажды зимой я вынесла на улицу стакан с водой, да так его и забыла. Каково же было моё удивление, когда наутро вместо стакана я у видела осколки. Кто же разбил мой стакан, если на улицу больше никто не выходил и к стакану никто не подходил? (Дети обсуждают сложившуюся проблему)
Учитель: Это новое свойство воды, с которым мы ещё с вами не знакомы. Давайте сформулируем его. (Дети формулируют новое свойство воды)
Учитель: Как это свойство может повредить людям? (Зимой могут лопнуть трубы с водой – водопровод)
Учитель: Какое ещё состояние воды описано в этом стихотворении? (Газообразное)
Учитель: Где мы можем наблюдать воду в этом состоянии? (Пар, туман. Сообщение учащихся о тумане)
Учитель: С каким свойством воды это связано? (При нагревании вода расширяется)
Учитель: Что же такое водяной пар? (Водяной пар – это вода в газообразном состоянии)
Учитель: И ещё одно состояние воды описано в этом стихотворении. Какое? (Жидкое)
На доске по ходу беседы появляется схема:
СОСТОЯНИЕ ВОДЫ
Твёрдое Жидкое Газообразное
Учитель: А сейчас, уважаемые волшебники, мы посмотрим, легко ли вы отгадаете чудесные превращения воды.
(Учитель читает загадки, дети отгадывают их. Каждая отгадка помещается под нужным состоянием воды)
- Молоко над рекою плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)
- Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)
- На дворе переполох,
С неба сыплется горох. (Град)
- Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лёд)
- Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
- Вечером родится,
Ночь живёт,
Утром умирает. (Роса)
- И не снег, и не лёд,
А серебром деревья убирает. (Иней)
- Работа с перфокартами.
Учитель: А теперь, дорогие волшебники. Давайте обратимся к нашим волшебным учебникам. Откройте. Пожалуйста, их на странице 53 – 54 и посмотрите, не пропустили ли мы с вами что-нибудь важное. (Чтение детьми текста на стр.53-54)
- Работа с тетрадями.
Учитель: Если вы со всем согласны, то не пора ли нам открыть наши волшебные тетради и выполнить интересные задания №1 и 2 на стр.23? (Дети выполняют задания)
- Взаимопроверка.
Учитель: Покажите, пожалуйста, свою работу соседу по парте. Докажите правильность выполнения заданий.
- Физкультминутка.
Учитель: Мы очень хорошо с вами поработали. Пора и отдохнуть.
Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём,
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
- Решение учебной проблемы.
- Выдвижение гипотезы.
Спросил на днях малыш – сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я. Дружок, из океана!
- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
- Знай, малыш,
И я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
Учитель: А теперь. Дорогие волшебники. ответьте, пожалуйста, может ли быть океанская вода везде, если океан очень далеко от нас? (Учащиеся выдвигают гипотезы, каждая из которых обсуждается. Учитель постепенно подводит детей к теме «Круговорот воды в природе»)
- Проверка гипотезы.
Учитель: Ребята, я предлагаю проследить путь океанской капли наглядно. (Учитель проводит опыт, описанный на стр.55 учебника)
- Творческое задание.
Учитель: А теперь давайте сочиним сказку о путешествии океанской капельки.
(Сказка оформляется в виде схемы на доске)
Примерный вариант сказки:
Итак, наша капелька живёт в океане. Ей очень хорошо. Рядом с нею её братья и сёстры. Они играют и резвятся. но вот пригрело солнышко. Как вы думаете, что произошло с нашей каплей? (Она превратилась в пар и испарилась)
Учитель: Подумайте и скажите, в какое состояние перешла вода при испарении? (В газообразное)
Учитель: Ребята, как вы думаете, может ли испаряться вода зимой? (Предположения детей)
Учитель: Многие хозяйки вывешивают бельё на улицу и зимой. Какой можно сделать вывод?
Вывод: В холодную погоду тоже происходит испарение.
Учитель: Что же произошло с нашей капелькой дальше? Она поднялась высоко в небо, встретила там своих братьев и сестёр и очень обрадовалась. Но вдруг подул холодный ветер. Они совсем замёрзли и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. Холодный воздух встретился высоко над землёй с тёплым. Газообразные частицы воды начали притягиваться друг к другу, превращаясь в капли.
Вывод: процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией.
Учитель: Наша капелька вместе со своими братьями и сёстрами превратилась в большие и тяжёлые капли. Они уже не могли удержаться высоко над землёй и начали падать вниз. Им было очень интересно, куда же они попадут, где ещё побывают и что нового увидят.
Учитель: В виде чего выпала наша капелька на землю? (В виде осадков)
Учитель: Приземлились капельки далеко от своего дома – океана: кто- в речку, кто- в пруд, кто -в поле, и нашли на своём новом месте много интересных друзей. А помог им в этом…
- Подведение к открытию новых знаний.
Учитель: А вот кто помог им в этом, мы узнаем, разгадав кроссворд.
(Дети разгадывают кроссворд)
(На доске прикрепляется название схемы «Круговорот воды в природе»)
- Продуктивное задание
- Работа в тетради №4, стр.24
- Беседа учителя.
Учитель: Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.
Учитель: Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла? (Ответы детей)
Учитель: Докажите, что вода – источник жизни. (Ответы детей)
Учитель: Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой? (Создаёт заповедники, заказники, на предприятиях используют очистительные сооружения)
Учитель: А как вы, дети, можете сохранять и беречь воду? (Ответы детей)
- Рефлексия.
Учитель: Ну что, уважаемые волшебники, наши испытания подходят к концу. Легко ли вам было быть волшебниками? (Ответы детей)
Учитель: Что чудесного и необычного было на нашем сегодняшнем уроке? (Ответы детей)
Учитель: Как вы поработали сегодня? (Ответы детей)
Учитель: Как вы считаете, можно ли нас теперь назвать волшебниками? (Ответы детей)
Учитель: А это мы сейчас проверим. Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…(воды)
Учитель: Молодцы, ребята! Мне было с вами сегодня очень приятно работать. Волшебное вам спасибо, а за хорошую работу на уроке каждому из вас я вручаю по волшебной пятёрке.
- Домашнее задание.
- Работа в учебнике: стр. 53 – 56
- Работа в тетради: стр. 25 №5
- Сочинить и красочно оформить сказку «Путешествие капельки» или «Рассказ Капитошки»
- Резерв.
- Работа в тетради: № 2,3, стр. 23 - 24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебница - вода". Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе" 1 класс
Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе". 1-2 класс.На занятии ребята узнают, какое путешествие совершает капелька, с помощью интересных опытов смогут увидеть некоторые эт...
Вода. Круговорот воды в природе.
На уроке учащиеся проследят, как вода переходит из одного состояния в другое, а также пробуют раскрыть, как происходит круговорот воды в природе....
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды. Круговорот воды в природе"
Предлагаю конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды.Круговорот воды в природе." К нему прилагается и презентация к уроку....
Свойства воды. Круговорот воды в природе.
Задачи урока: закрепить полученные знания о свойствах воды, трех состояниях воды в природе, значении воды в природе и в жизни человека; формировать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в ...
«Превращение воды. Круговорот воды в природе».
Цель : актуализировать знания детей о круговороте воды в природе.Задачи:Обучающие:- сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со с...
Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека.
Цель урока:формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе,формировать бережное отношение к ресурсам водынаблюдение за учащимися с помощью методики критического ...
конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»
Урок окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...