"Круговорот воды в природе"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Хрусталева Ольга Владимировна

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Круговорот воды в природе" построен в форме игры. Основным методом его является проблемный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugoworot_wodi_w_prirode_-_3_klass.odt27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Превращение и круговорот воды в природе»

Цели урока: 1. Формировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем   явлении в природе, связав его со свойствами воды.

2. Развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, творческие способности.

3. Создать условия для воспитания бережного отношения к воде, а также чувство товарищества, взаимопонимания и взаимовыручки.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» авт. Плешаков А.А., рабочие тетради, перфокарты, схемы: «Свойства воды», «Состояние воды», «Круговорот воды в природе», штатив, спиртовка, колба, блюдце со льдом.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Энергезирующая разминка.

Учитель: Ребята, кто – нибудь из вас верит в чудеса? (Да)

Учитель: А кто нам с вами дарит их? (Волшебники)

Учитель: Кто из вас знает, где они живут? (Предположения детей)

Где водятся волщебники?

Где водятся волщебники?

Где водятся волщебники?

В фантазиях твоих.

С кем водятся волщебники?

С кем водятся волщебники?

С кем водятся волщебники?

А с тем, кто верит в них.

Учитель: А сами вы никогда не хотели стать волшебниками? (Ответы детей)

Учитель:  На нашем сегодняшнем уроке возможно всё! И пусть мы пока ещё не волшебники, а только учимся, но дружба поможет нам сделать настоящие чудеса. Возьмитесь за руки, друзья, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

  1. Актуализация знаний.
  1. Работа с перфокартами.

Учитель: Чтобы стать настоящими волшебниками, нужно пройти очень много испытаний. И вот первое из них. То, которое проверить, каким запасом знаний вы обладаете, ведь настоящие волшебники ооочень умные. А помогут нам в этом волшебные перфокарты. (Учащиеся работают с перфокартами)

  1. Проверка работ.

Учитель: Вы уверены в правильности выполнения своего задания? Тогда поделитесь своей радостью со своим соседом по парте и посмотрите его работу. Если всё выполнено правильно, поблагодарите. Пожав товарищу руку, а если нет, посоветуйте, как сделать задание верно.

  1. Работа с доской.

Учитель: Спасибо, ребята. А теперь. я надеюсь, что вы поможете и мне: я что – то совсем запуталась в этих свойствах. (На доске размещены карточки с название свойств соли, сахара, кислот, воздуха и воды. Дети составляют схему «Свойства воды»)

  1. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Теперь всё встало на свои места. Но не успели мы перевести дыхание, как перед нами новое испытание. Но я думаю, что оно нам по плечу. Вы ведь любите отгадывать загадки? Тогда это испытание для вас.

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан, я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

(Дети отгадывают загадку, предлагая свои гипотезы)

  1. Выход к учебной проблеме.

Учитель: Почему вы решили, что это вода? (Ответы детей)

Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. (Дети формулируют тему урока)

Учитель: Сделайте вывод, докажите его правильность. (Объяснение детей)

Вывод: Вода бывает в твёрдом, жидком и газообразном состоянии.

  1. Решение учебной проблемы.
  1. Беседа по вопросам.

Учитель: Как вы думаете, от чего зависит различное состояние воды? (От температуры)

Учитель: Какой должна быть температура воды, чтобы она превратилась в лёд? Давайте вспомним. Что происходит с водой при охлаждении? (При охлаждении вода сжимается)

Учитель: Однажды зимой я вынесла на улицу стакан с водой, да так его и забыла. Каково же было моё удивление, когда наутро вместо стакана я у видела осколки. Кто же разбил мой стакан, если на улицу больше никто не выходил и к стакану никто не подходил? (Дети обсуждают сложившуюся проблему)

Учитель: Это новое свойство воды, с которым мы ещё с вами не знакомы. Давайте сформулируем его. (Дети формулируют новое свойство воды)

Учитель: Как это свойство может повредить людям? (Зимой могут лопнуть трубы с водой – водопровод)

Учитель: Какое ещё состояние воды описано в этом стихотворении? (Газообразное)

Учитель: Где мы можем наблюдать воду в этом состоянии? (Пар, туман. Сообщение учащихся о тумане)

Учитель: С каким свойством воды это связано? (При нагревании вода расширяется)

Учитель: Что же такое водяной пар? (Водяной пар – это вода в газообразном состоянии)

Учитель: И ещё одно состояние воды описано в этом стихотворении. Какое? (Жидкое)

На доске по ходу беседы появляется схема:

СОСТОЯНИЕ ВОДЫ

Твёрдое                                 Жидкое                                Газообразное

Учитель: А сейчас, уважаемые волшебники, мы посмотрим, легко ли вы отгадаете чудесные превращения воды.

(Учитель читает загадки, дети отгадывают их. Каждая отгадка помещается под нужным состоянием воды)

  1. Молоко над рекою плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман)

  1. Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? (Дождь)

  1. На дворе переполох,

С неба сыплется горох. (Град)

  1. Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лёд)

  1. Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

  1. Вечером родится,

Ночь живёт,

Утром умирает. (Роса)

  1. И не снег, и не лёд,

А серебром деревья убирает. (Иней)

  1. Работа с перфокартами.

Учитель: А теперь, дорогие волшебники. Давайте обратимся к нашим волшебным учебникам. Откройте. Пожалуйста, их на странице 53 – 54 и посмотрите, не пропустили ли мы с вами что-нибудь важное. (Чтение детьми текста на стр.53-54)

  1. Работа с тетрадями.

Учитель: Если вы со всем согласны, то не пора ли нам открыть наши волшебные тетради и выполнить интересные задания №1 и 2 на стр.23? (Дети выполняют задания)

  1. Взаимопроверка.

Учитель: Покажите, пожалуйста, свою работу соседу по парте. Докажите правильность выполнения заданий.

  1. Физкультминутка.

Учитель: Мы очень хорошо с вами поработали. Пора и отдохнуть.

Льётся чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём,

Крепко щёткой зубы трём,

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

  1. Решение учебной проблемы.
  1. Выдвижение гипотезы.

Спросил на днях малыш – сосед

У струйки, льющейся из крана:

- Откуда ты?

Вода в ответ:

- Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,

Росой искрилась вся поляна.

- Откуда ты? – спросил росу.

- Поверь, и я из океана!

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

- Откуда ты? Ты кто такой?

- И я. Дружок, из океана!

- Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

Донёсся шёпот:

- Знай, малыш,

И я пришла из океана.

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

И в снежинке,

И в дождинке,

И в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода.

Учитель: А теперь. Дорогие волшебники. ответьте, пожалуйста, может ли быть океанская вода везде, если океан очень далеко от нас? (Учащиеся выдвигают гипотезы, каждая из которых обсуждается. Учитель постепенно подводит детей к теме «Круговорот воды в природе»)

  1. Проверка гипотезы.

Учитель: Ребята, я предлагаю проследить путь океанской капли наглядно. (Учитель проводит опыт, описанный на стр.55 учебника)

  1. Творческое задание.

Учитель: А теперь давайте сочиним сказку о путешествии океанской капельки.

(Сказка оформляется в виде схемы на доске)

Примерный вариант сказки:

Итак, наша капелька живёт в океане. Ей очень хорошо. Рядом с нею её братья и сёстры. Они играют и резвятся. но вот пригрело солнышко. Как вы думаете, что произошло с нашей каплей? (Она превратилась в пар и испарилась)

Учитель: Подумайте и скажите, в какое состояние перешла вода при испарении? (В газообразное)

Учитель: Ребята, как вы думаете, может ли испаряться вода зимой? (Предположения детей)

Учитель: Многие хозяйки вывешивают бельё на улицу и зимой. Какой можно сделать вывод?

Вывод: В холодную погоду тоже происходит испарение.

Учитель: Что же произошло с нашей капелькой дальше? Она поднялась высоко в небо, встретила там своих братьев и сестёр и очень обрадовалась. Но вдруг подул холодный ветер. Они совсем замёрзли и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. Холодный воздух встретился высоко над землёй с тёплым. Газообразные частицы воды начали притягиваться друг к другу, превращаясь в капли.

Вывод: процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией.

Учитель: Наша капелька вместе со своими братьями и сёстрами превратилась в большие и тяжёлые капли. Они уже не могли удержаться высоко над землёй и начали падать вниз. Им было очень интересно, куда же они попадут, где ещё побывают и что нового увидят.

Учитель: В виде чего выпала наша капелька на землю? (В виде осадков)

Учитель: Приземлились капельки далеко от своего дома – океана: кто- в речку, кто- в пруд, кто -в поле, и нашли на своём новом месте много интересных друзей. А помог им в этом…

  1. Подведение к открытию новых знаний.

Учитель: А вот кто помог им в этом, мы узнаем, разгадав кроссворд.

(Дети разгадывают кроссворд)

(На доске прикрепляется название схемы «Круговорот воды в природе»)

  1. Продуктивное задание
  1. Работа в тетради №4, стр.24
  2. Беседа учителя.

Учитель: Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

Учитель: Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла? (Ответы детей)

Учитель: Докажите, что вода – источник жизни. (Ответы детей)

Учитель: Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой? (Создаёт заповедники, заказники, на предприятиях используют очистительные сооружения)

Учитель: А как вы, дети, можете сохранять и беречь воду? (Ответы детей)

  1. Рефлексия.

Учитель: Ну что, уважаемые волшебники, наши испытания подходят к концу. Легко ли вам было быть волшебниками? (Ответы детей)

Учитель: Что чудесного и необычного было на нашем сегодняшнем уроке? (Ответы детей)

Учитель: Как вы поработали сегодня? (Ответы детей)

Учитель: Как вы считаете, можно ли нас теперь назвать волшебниками? (Ответы детей)

Учитель: А это мы сейчас проверим. Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без…(воды)

Учитель: Молодцы, ребята! Мне было с вами сегодня очень приятно работать. Волшебное вам спасибо, а за хорошую работу на уроке каждому из вас я вручаю по волшебной пятёрке.

  1. Домашнее задание.
  1. Работа в учебнике: стр. 53 – 56
  2. Работа в тетради: стр. 25 №5
  3. Сочинить и красочно оформить сказку «Путешествие капельки» или «Рассказ Капитошки»
  1. Резерв.
  1. Работа в тетради: № 2,3, стр. 23 - 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебница - вода". Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе" 1 класс

Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе". 1-2 класс.На занятии ребята узнают, какое путешествие совершает капелька, с помощью интересных опытов смогут увидеть некоторые эт...

Вода. Круговорот воды в природе.

На уроке учащиеся проследят, как вода переходит из одного состояния в другое, а также пробуют раскрыть, как происходит круговорот воды в природе....

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды. Круговорот воды в природе"

Предлагаю конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды.Круговорот воды в природе." К нему прилагается и презентация к уроку....

Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Задачи урока: закрепить полученные знания о свойствах воды, трех состояниях воды в природе, значении воды в природе и в жизни человека; формировать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в ...

«Превращение воды. Круговорот воды в природе».

Цель : актуализировать знания детей о круговороте воды в природе.Задачи:Обучающие:- сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со с...

Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека.

Цель урока:формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе,формировать бережное отношение к ресурсам водынаблюдение за учащимися с помощью методики критического ...

конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»

Урок  окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...