Рабочая программа по внеурочной деятельности " Пусть всегда будет Солнце!""
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Типунова Валерия Вячеславовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности экологического направления "Пусть всегда будет Солнце" ( 1-4кл)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pust_vsegda_budet_solnce.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Покровка

«Утверждаю»                                                                      «Утверждено»                                                           Рассмотрено

Директор __________                                                        На заседании  педсовета № ____                             На заседании МО № ___

«___»___________2012                                                      «___»___________2012                                            «___»___________2012                        

                     

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

экологического  направления для учащихся начальных (1-4) классов

« ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ»

  Составила:

                                                                                            учитель начальных классов ТИПУНОВА Валерия Вячеславовна

1 категория

Программа экологического воспитания

«Пусть всегда будет солнце»

Пояснительная записка.

                   История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

                   Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывает влияние экологические знания и убеждения.. Условием такого обучения и воспитания выступает организация  взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

                  Причём, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от неё. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном действии на человека на природу, которое, в свою очередь может быть и положительным ( охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и др.) Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом  содержания занятий. Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

                    На первом этапе работы необходимо взять во внимание интересный опыт Л.Н. Ердакова, который придумал экологические сюжеты о похождениях Экоколобкана. Похождения Экоколобка – своеобразный учебник по экологии. А так же необходимо уделять внимание произведениям В.В. Бианки, Н. Сладкова, Б. Заходера, М.М. Пришвина.

                   Готовясь к экскурсиям, необходимо  обращаться к произведениям русских поэтов И. Бунина, С. Есенина, Ф. Тютчева и др., использовать загадки С. Маршака, Е. Благининой, Е. Серовой, давать детям различные задания по наблюдению за животными.  

                    Учебник А.А. Плешакова «Природоведение»  (3-4 кл. ) так же является большим подспорьем в работе дополнительного образования в связи с актуальностью экологического воспитания в наши дни. Он помогает преодолеть экологическую безграмотность учащихся, способствует развитию экологического сознания, решению задач экологического воспитания младших школьников.

                        Экологические представления формируются на занятиях предусмотренных в программе развития детей 6-10 лет, (рассчитанной на четыре года), в рамках дополнительного образования и на уроках окружающего мира. Программа 1-4 класса рассчитана на 2 часа в неделю. Длительность занятий 40 минут. За год в 1 классе – 66 занятий , во 2-4 класса 68 занятий.

Цели и задачи программы:

                      Цель экологического воспитания – формирование ответственного  отношения к окружающей среде, которая строится на базе экологического сознания, понимания законов природы, определяющих жизнь человека ; соблюдение человеком нравственных и правовых принципов природопользования и активной созидательной деятельности по изучению и охране среды

                        Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных

формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения;

воспитательных

формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих

развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;

 развития стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального ( способности к анализу экологической ситуации) эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности)

Методы и формы организации учебного процесса

игра ( формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие                      способности, пропаганду ценных идей);

самостоятельная работа с различными источниками информации (позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы);

беседы ( с помощью фактов, цифр, суждений формируется личное отношение к проблеме):

ролевые игры ( как средство психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям)

рассказы ( как средство формирования ценностных ориентаций, развитие интереса)

количественные эксперименты;

опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей;

экскурсии, походы;

практические дела по охране местных природных ресурсов;

проектный метод;

дидактические игры ( направленные на сравнение увиденного и воспроизведения в памяти того, что было)

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

-   формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

знать особенности природы края; поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества, способы использования и охраны природы края;

самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в форме сообщения, рассказа; вести дневники наблюдений;

объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

проводить самостоятельные наблюдения в природе;

выполнить и защитить групповой  проект по охране окружающей среды;

в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости;

определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

определять варианты личного участия в сохранении природного окружения;

в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней, лично участвовать в практической работе по охране природы.

Содержание программы:

1 класс

(при занятиях 2 часа в неделю – 66 часов в год)

№ п\п

Содержание занятий

Период

Кол-во часов

1.

Введение. Знакомство с понятием «экология». Работа с книгой Л.Н. Ердакова «Похождения Экоколобка» выпуск 1. Прогулка в окрестностях школы

сентябрь

2 часа

2.

Экскурсия на водоёмы ( река, озеро). Выполнение рисунка об увиденном на свободную тему. Сбор растений для гербария

сентябрь

2 часа

3.

Экскурсия в смешанный лес. Выполнение рисунка об увиденном на свободную тему. Сбор листьев для гербария

сентябрь

2 часа

4.

Экскурсия в поле. Выполнение рисунка об увиденном на свободную тему. Сбор растений для гербария. Заготовка семян для зимнего кормления птиц.

сентябрь

2 часа

5.

Экскурсия в Поповы луга. Выполнение рисунка об увиденном на свободную тему. Сбор растений для гербария.

октябрь

2 часа

6.

Изготовление гербария растений родного края. Заготовка семян для зимнего кормления птиц (практическая деятельность)

октябрь

2 часа

7.

Изготовление гербария растений родного края. Заготовка семян для зимнего кормления птиц

октябрь

2 часа

8.

 Организация выставки рисунков на свободную тему по проведённым экскурсиям «Природа нашего села». Рассказы –обобщения.

октябрь

2 часа

9-10

Экскурсия на мебельную фабрику «Ильмень» г. Кинель

ноябрь

4 часа

11.

Древесина, используемая в производстве мебели. Край произрастания, резервы сырья. Сбор образцов древесины.

ноябрь

2 часа

12.

Отходы и их использование в  деревоперерабатывающей промышленности. Составление графика дежурства «Птичкина столовая». Подкормка птиц (практическая деятельность)

ноябрь

2 часа

13.

Значение сбора макулатуры в сохранении природной среды. Выпуск агитационного плаката по сбору макулатуры. Подкормка птиц.

декабрь

2 часа

14-15.

Сбор макулатуры (практическая деятельность). Подкормка птиц.

декабрь

4 часа

16.

Сбор макулатуры (практическая деятельность) Подкормка птиц.

декабрь

2 часа

17.

«Вторая жизнь Новогодней елки». Проблема и пути её решения. Выпуск агитационного плаката по сбору использованных ёлок. Подкормка птиц.

январь

2 часа

18-19

Сбор и сдача Новогодних елок для дальнейшей переработки (практическая деятельность) Подкормка  птиц.

январь

4 часа

20.

Занятие по книге Л.Н. Ердакова «Экоколобок» выпуск 1. Подкормка птиц.

февраль

2 часа

21.

Занятие по книге Л.Н. Ердакова «Экоколобок» выпуск 2. Подкормка птиц.

февраль

2 часа

22.

Занятие по книге Л.Н. Ердакова «Экоколобок» выпуск 2. Подкормка птиц.

февраль

2 часа

23.

Занятие по книге Л.Н. Ердакова «Экоколобок» выпуск 3. Подкормка птиц.

март

2 часа

24.

Самостоятельный сбор информации о  птицах (по выбору) Проектная деятельность. Занятие по книге Л.Н. Ердакова «Экоколобок» выпуск 3. Подкормка птиц.

март

2 часа

25.

Места обитания птиц, их повадки. Кто такие орнитологи?. Как и зачем птицы поют? Подкормка птиц.

март

2 часа

26.

Проведение «Дня птиц». «Охранять природу- охранять Родину.» М. Пришвин (защита проекта о птицах)

апрель

2 часа

27.

Половодье, разлив в жизни животных и людей  (наблюдения на р. Кинель)

апрель

2 часа

28-29

«Кто и как работает на полях нашего края?» Наблюдение за полевыми работами на полях  села.

апрель

4 часа

30.

Сельское хозяйство нашего села (растениеводство). Занятие по книге Л.Н. Ердакова «Экоколобок» выпуск 4.

май

2 часа

31.

Условия произрастания и уход за с\х культурами Занятие по книге Л.Н. Ердакова «Экоколобок» выпуск  4.

май

2 часа

32- 33

«По загадки в лес пойдём» занятие – прогулка.

май

4 часа

                                            Содержание программы:

2 класс

(при занятиях 2 часа в неделю – 68 часов в год)

№ п\п

Содержание занятий

Период

Кол-во часов

1.

Инструктаж по технике безопасности во время проведения экскурсий  и походов. Занятие по книге Л.Н. Ердакова «Экоколобок» выпуск № 5. Внутреннее озеленение школы  (практическая деятельность)

сентябрь

2 часа

2-3

Занятие по книге Л.Н. Ердакова «Экоколобок» выпуск  № 5 . Уход за цветником пришкольного участка. Заготовка семян для зимнего кормления птиц.

сентябрь

4 часа

4-5

Внешнее озеленение школы. Смотр- конкурс оформления клумб из  крышек пластиковых бутылок (защита группового проекта). Уход за цветником. Заготовка семян.

сентябрь

октябрь

2 часа

2 часа

6.

Охраняемые природные территории : заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы родного края. Изготовление кормушек для птиц..

октябрь

2 часа

7.

Экскурсия в лес. Знакомство с профессией  лесника. Встреча с лесником  А.А. Стожаровым . Заготовка семян.

октябрь

2 часа

8-9

Экскурсия в лес. Знакомство с профессией егеря. Встреча с егерем Патрикеевым .(с. Павловка)

октябрь

ноябрь

2 часа

2 часа

10.

«Красота русской природы» итоговое занятие по материалам экскурсий , наблюдений за жизнью лесных обитателей с использованием стихов, рисунков, рассказов о природе края.

ноябрь

2 часа

11.

Занятие по книге Л.Н. Ердакова «Экоколобок» выпуск № 5. Подкормка птиц. Составление альбома «Зимующие птицы нашего края.»

ноябрь

2 часа

12.

Проблемы загрязнения окружающей среды.. Экологическая сказка «Сказка о рыбаке и рыбке». Подкормка птиц.

ноябрь

2 часа

13.

Смотр- конкурс птичьих кормушек. Презентация альбома «Зимующие птицы нашего края».

декабрь

2 часа

14.

«Поможем птицам пережить зиму.» Чем можно кормить зимующих птиц

декабрь

2 часа

15.

Животные, впадающие в спячку. Кто они?. Подкормка птиц.

декабрь

2 часа

16.

Как зимуют рыбы? Представители водоёмов нашего края. Подкормка птиц.

декабрь

2 часа

17-18.

«Новый год в ботаническом саду». Экскурсия в ботанический сад г. Самары

январь

4 часа

19.

Сбор и сдача Новогодних елок для дальнейшей переработки (практическая деятельность) Подкормка  птиц.

январь

2 часа

20.

Аквариумные рыбки. Содержание и уход за ними. Просмотр слайдов. Подкормка  птиц

февраль

2 часа

21.

«Неукротимые дельфины». «Киты».Просмотр DVD фильмов Подкормка  птиц

февраль

2 часа

22-23.

Поездка в зоологический магазин. Значение зоомагазинов. Приобретение аквариумных рыбок, водорослей, корма, спец.литературы по содержанию рыбок. Подкормка  птиц.

февраль

4 часа

24.

«Туман.» « Радуга.» Просмотр научно популярных фильмов. Подкормка  птиц.

март

2 часа

25.

«Почему зимой идёт снег, а летом – дождь?» Подкормка птиц.

март

2часа

26-27.

«Что такое метеорология?» Поездка в метеоцентр г. Кинеля. Подкормка  птиц

март

4 часа

28.

«Что такое молния?», «Почему на земле дует ветер?»  просмотр учебных фильмов.

апрель

2 часа

29.

День птиц. «Синичкин день» по произведениям Н. Сладкова. И В. Бианки

апрель

2 часа

30.

22 апреля -День Земли. Устный журнал по темам: «почва», «вода», «растения и животные»  Оформление плакатов на тему «Природа в опасности»

апрель

2 часа

31.

«Зоопарки мира.» Значение зоопарков. просмотр DVD фильма

апрель

2 часа

32-33

Поездка в зоопарк г. Самара.

май

4 часа

34.

«Каким бывает лето?»  - знакомство с интересными подробностями из жизни обитателей леса

май

2 часа

Содержание программы:

3 класс

(при занятиях 2 часа в неделю – 68 часов в год)

№ п\п

Содержание занятий

Период

Кол-во часов

1.

Инструкция по охране труда при проведении прогулок, экскурсий, туристических походов. Экскурсия в лес с фотоаппаратом «Учись видеть прекрасное»

сентябрь.

3 часа

2.

Выставка рисунков и фотографий по материалам экскурсии «Кружева осеннего леса».  Заготовка семян для зимнего кормления птиц.

сентябрь.

1 часа

3-4

Посещение лесопитомника п. Алексеевка. Значение лесопитомников.. Помощь в уходе за саженцами.

сентябрь.

4 часа

5.

Озеленение территории пришкольного участка. Посадка липовой аллеи на детской площадке

октябрь

2 часа

6-7

Сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений (практическая деятельность) Заготовка семян для зимнего кормления птиц.

октябрь

4 часа

8.

«Прощай, осенняя пора»- экологический утренник в 2-3 классах

октябрь

2 часа

9.

«Мусор нашего села» работа над групповым проектом по проблеме загрязнения окружающей среды. Сбор информации

ноябрь

2 часа

10.

Экологический десант. Сбор пластикового мусора. Сдача на утилизацию

ноябрь

2 часа

11-12.

Экскурсия на завод по переработке бытового мусора. Подкормка птиц.

ноябрь

4 часа

13.

Использование битого стекла  в странах Европы. Пути решения экономии стекла в нашей стране. Подкормка птиц.

декабрь

2 часа

14-15.

Экскурсия в зоологический музей на базе Самарского педагогического университета. Подкормка птиц.

декабрь

4 часа

16.

Погода и климат. Почему на Земле разные климаты. Подкормка птиц

декабрь

2 часа

17.

Родная природа. Природные зоны страны. Подкормка птиц

январь

2 часа

18.

Загрязнение и самоочищение атмосферы. Озоновый слой Земли. Подкормка птиц

январь

2 часа

19.

Сбор и сдача Новогодних елок для дальнейшей переработки (практическая деятельность) Подкормка  птиц.

январь

2 часа

20.

Парниковый эффект. Кислотные дожди. Подкормка птиц

февраль

2 часа

21.

Животный мир и цивилизация. Подкормка птиц.

февраль

2 часа

22.

Охрана животного мира в нашей стране. Подкормка птиц.

февраль

2 часа

23.

Охрана животных в различных странах  мира.  Просмотр DVD фильмов

февраль

2 часа

24.

Выращивание рассады овощных и цветочных растений. Подготовка почвогрунта, обработка семян. Подкормка птиц.

март

2 часа

25.

Посев семян. Условия роста и развития растений. Подкормка птиц

март

2 часа

26.

Весенняя пересадка комнатных растений в классах, подкормка, уход за листьями.

март

2 часа

27.

«Наши верные друзья»  -игровое тематическое занятие

апрель

2 часа

28.

Что такое полезные ископаемые? Полезные ископаемые нашего края.

апрель

29.

Как образовались полезные ископаемые? Охрана и использование полезных ископаемых.

апрель

2 часа

30.

22 апреля -День Земли. Подготовка плакатов на  экологическую тему» Маленькие тайны природы»

апрель

2 часа

31.

Высадка рассады цветов и овощных культур на школьные делянки и клумбы.

май

2 часа

32.

Уход за растениями, наблюдение за развитием, ведение дневника

май

2 часа

33.

Прогулка по берёзовой роще. Чем мы можем помочь ?

май

3 часа

34.

Эколого-биологическая викторина для юных экологов

май

1 час

Содержание программы:

4 класс

(при занятиях 2 часа в неделю – 68 часов в год)

№ п\п

Содержание программы

Период

Кол-во часов

1.

Инструкция по охране труда при проведении прогулок, экскурсий, туристических походов. Внутреннее озеленение школы.

сентябрь

2 часа

2.

Заготовка ивовых прутьев (лозы) для изготовления плетня на пришкольном участке. Заготовка семян для зимнего кормления птиц.

сентябрь

2 часа

3-4

27 сентября «День Туриста». Экскурсия в осенний лес со стихами об осени, с рассказами об осеннем периоде в жизни животных нашего края (защита проекта на лесной поляне)

сентябрь

4 часа

5.

«Праздник цветов». Выставка цветочных композиций, цветов, выращенных за время летних каникул.. Выставка поделок из овощей и фруктов (защита проектов)

октябрь

2 часа

6.

Здоровье и окружающая среда.

октябрь

2 часа

7.

Последствия применения минеральных удобрений.

октябрь

2 часа

8.

Экологические проблемы применения пестицидов

октябрь

2 часа

9.

Контроль за качеством атмосферного воздуха. Подкормка птиц.

ноябрь

2 часа

10.

Экологически чистые виды топлива. Их применение в жизни людей. . Подкормка птиц

ноябрь

2 часа

11.

«Осенние приметы и обычаи» (фольклорно-экологическая программа) . Подкормка птиц

ноябрь

2 часа

12.

Масштабы воздействия человека на природу. . Подкормка птиц

ноябрь

2 часа

13.

Международное сотрудничество в области охраны природы. . Подкормка птиц

декабрь

2 часа

14-15.

Экскурсия в Краеведческий музей г. Самары. Подкормка птиц.

декабрь

4 часа

16.

« Занимательная география или этот необычный окружающий мир» конкурсно-игровая программа. Подкормка птиц.

декабрь

2 часа

17..

 Красная книга Самарской области. Подкормка птиц.

январь

2 часа

18.

Сбор и сдача Новогодних елок для дальнейшей переработки (практическая деятельность) Подкормка  птиц

январь

2 часа

19.

Мировой океан и человек. Подкормка птиц.

январь

2 часа

20.

«Удивительные озёра нашей Родины» просмотр DVD фильма.  Экологические проблемы Байкала, Ладоги, Арала. Подкормка птиц.

февраль

2 часа

21.

Очистка сточных вод. Бессточное производства. Подкормка птиц

февраль

2 часа

22-23.

Охрана воды. Экскурсия на водоочистительную станцию Водоканал г. Самара

февраль

4 часа

24

«Весенние приметы и обычаи» (фольклорно-экологическая программа)

март

2 часа

25.

22 марта – день воды. Охрана воды.. Какие мероприятия по охране водоемов проводят в нашем Кинельском районе. Встреча с представителем администрации по вопросам охраны окружающей среды

март

2 часа

26.

Водоёмы нашего села. Составление карты водоёмов, их названия.(работа с картами района)

март

2 часа

27.

Состояние водоёмов на сегодняшний день. Составление перечня работ по охране водоёмов.

апрель

2 часа

28.

Вопросы благоустройства пляжной зоны на р. Кинель, при содействии администрации поселения Комсомолец.

апрель

2 часа

29.

Проблемы вывоза и утилизации мусора с пляжной зоны (установка контейнеров, заключение договора на вывоз мусора, др. предложения)

апрель

2 часа

30.

Установка информационного щита на территории пляжной зоны для обращений и объявлений к отдыхающим (совместно с администрацией)

апрель

2 часа

31.

Экологический десант. Шефство над участком берега р. Кинель, отведённого под пляж.

май

2 часа

32.

«Наблюдайте природу летом» план работы на время летних каникул.

май

2 часа

33.

«Чему мы научились и что узнали?» защита групповых проектов.

май

2 часа

34.

«Каким бывает лето?» познавательно- игровая программа.

май

2 часа

Рекомендуемая литература:

Н.Я. Дмитриева «Естествознание» Просвещение 2001г.

А.А. Плешаков «Природоведение»  Просвещение 2006 г.

Ю.В. Новиков. «Природа и человек» Просвещение1991 г.

Л.Ф. Мельчаков  «Природоведение» Просвещение 1999 г.

В.К. Туманов «Зелёный шум» Куйбышевское книж.издат. 1984 г.

Р.И. Жуковская «Родной край» Просвещение 1990 г.

О.Е.Жиренко «Я-гражданин России!» М. «Викко» 2006г.

Н.Ф. Дик «Увлекательная внеклассная работа» ООО «Феникс» 2007г.

Е.Н.Арсенина «Внеклассные мероприятия в начальной школе» ООО «Глобус 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Пусть всегда будет солнце!"

Праздник "Пусть всегда будет солнце!" был проведён в 1"В"классе 14 мая 2013года.Посвящён Дню Победы....

Мероприятие посвященное Дню Победы. «Пусть всегда будет солнце»

Мероприятие посвященное Дню Победы.«Пусть всегда будет солнце»...

Литературно-музыкальное поздравление "Пусть всегда будет солнце!"

Программа подготовлена к Дню Победы. В поздравлении принимают участие учащиеся 1 - 4 классов. Гости праздника: ветераны, бабушки и дедушки ребят....

Интегрированный урок (развитие речи, окружающий мир, труд) 1 класс Тема: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будем мы!»

На уроке дети познакомятся со знаками Солнца,узнают о том, как представляли себе нашу планету и солнце наши предки.Обратятся к русским народным сказкам, мифам.Украсят солнечными знаками дымковскую игр...

слова песни "Пусть всегда будет Солнце"

Слова песни "Пусть всегда будет Солнце"...

Презентация методической разработки цикла занятий в группе продленного дня по подготовке к участию в праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне «Пусть всегда будет солнце!»

Данная методическая разработка, представленная в виде презентации, поможет учителям, воспитателям ГПД, а также родителям выбрать направления участия в подготовке к празднованию Дня Победы не толь...

Театрализованная постановка "Пусть всегда будет солнце"

Сценарий  внеклассного мероприятия "Сказка про Солнце"По мотивам произведений Ириса Ревю "Солнце  в отпуске" и Тамары Маршаловой "Сказочка про ясное солнышко"  Цели:1)формиро...