рабочие программа окружающий мир 3 класс Федотова
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Чернова Людмила Михайловна

Пояснительная записка,  тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Предмет «Окружающий мир» имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

 Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;  - развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучении свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.

Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.

Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика учебного  курса

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.

ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно -  и социально – нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Структура учебного курса


п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Изображение Земли на глобусе

12 часов

2

Неживая природа

22 часа

3

Тайна недр пород. Почва

9 часов

4

Природные сообщества

7часов

5

Человек и природные сообщества

8часов

6

Путешествие в прошлое (10 ч)

10 часов

Итого

68 часов

       

Планируемые результаты освоения учебного курса

Учащиеся должны знать / понимать:

понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела ( на уровне первичных представлений);

устройство и назначение термометра, флюгера, компаса;

три состояния веществ в природе;

основные свойства воды;

источники загрязнения и простейшие способы очистки воды4

некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок. глина);

полезные ископаемые родного края;

значение почв в жизни человека, называть мероприятия по охране почв;

положение России и родного края на карте;

особенности своего родного края : поверхность водоемы, природные сообщества, использование и охранные меры родного края;

города Золотого кольца России (название трех – четырех городов и их достопримечательности;

достопримечательности Санкт-Петербурга.

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

     

соблюдать правила  безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, часы и др.)

ориентироваться на местности по солнцу, местным признакам и по компасу;

 проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;

измерять температуру воды и воздуха;

письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;

узнавать в окружающем мире изученные растения и животных;

показывать на карте , глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий); некоторые города России ;

описывать историю  возникновения и строительства Санкт-Петербурга;

делать небольшие сообщения;



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-

во

часов

Тип

урока

Виды учебной деятельности

Виды

контроля,

измерители

Планируемые результаты освоения

материала

Дата

                                                                          Изображение Земли на глобусе

план

факт.

1

Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир»

1

Комбинированный

Родной город (село), регион (область, республика, край). Неживая и живая природа

Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом

Знать признаки неживой и живой природы. Уметь различать объекты неживой и живой природы

4.09.

2012

2

Глобус - модель земного шара

1

Комбинированный

Работа с готовыми моделями - глобусом.

Задания по группам

Знать, что глобус - модель земного шара. Понятия «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор». Уметь находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, северное и южное полушария

6.09.

2012

3

Материки и океаны на глобусе

1

Комбинированный

Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе)

Индивидуальный опрос

Знать термины «материки», «океаны».

Уметь находить на глобусе материки и океаны

11.09.

2012

4

Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе»

1

Обобщение знаний. Викторина

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги. Узнавание в природе, на рисунке, карте.

Фронтальный опрос

Знать формы поверхности - равнины и горы. Уметь различать равнины и горы на глобусе

13.09.

2012

5

Географическая карта

1

Комбинированный

Работа с картой. Элементарные приемы чтения карты

Задания по группам

Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте

18.09

2012

6

Учимся читать карту

1

Комбинированный

Элементарные приемы чтения карты

Индивидуальный опрос

Знать карту полушарий, физическую карту России; условные обозначения на карте. Уметь находить и показывать на карте физические объекты

20.09.

2012

7

План местности

Я - пешеход

1

Комбинированный

Элементарные приемы чтения плана местности Правила безопасного поведения на дорогах

Фронтальный опрос

Знать понятие «план местности»; условные обозначения на плане. Иметь представление о масштабе. 

Уметь называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного

Знать: основные правила

поведения в окружающей среде

- соблюдать правила охраны здоровья и безопасного поведения

25.09

2012

8

Холмы и овраги

1

Комбинированный

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги. Узнавание в природе, на рисунке, карте, плане.

Фронтальный опрос

Знать понятия «холмы», «овраги». способы изображение земной поверхности.  Уметь называть части холма  (вершина, подошва, склон). Определять виды склонов (пологий, крутой); называть части оврага (вершина, устье, дно, склоны). Рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними

27.09

2012

9

Экскурсия «Основные формы поверхности родного края»

1

Экскурсия

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги. Узнавание в природе, на рисунке, карте.

Фронтальный опрос

Знать правила поведения  в природе.

Уметь определять формы земной поверхности родного края

2.10

2012

10

Стороны горизонта

1

Комбинированный

Определение сторон горизонта

Самостоятельная работа

Знать понятия «горизонт», «линия горизонта»; основные и промежуточные стороны   горизонта. Уметь определять стороны горизонта на местности с помощью солнца

4.10

2012

11

Ориентирование на местности. Компас

"Безопасное поведение в лесу"

1

Комбинированный

Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса

Правила поведения в лесных массивах

Индивидуальный опрос

Знать устройство компаса и правила работы с ним. Уметь находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса

Знать правила безопасности поведения в лесных массивах.

9.10

2012

12

Обобщение по теме «О чем рассказала карта». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

Обобщение знаний. Викторина

Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса

Фронтальный опрос

Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте

11.10

2012

13

Обобщение по теме «О чем рассказала карта». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

Обобщение знаний. Викторина

Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса

Фронтальный опрос

Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте

16.10

2012

14

Тела, вещества, частицы

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества

Фронтальный и индивид, опрос

Знать, что каждое тело состоит из веществ. Иметь представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах). Уметь ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы

18.10

2012

15

Твердые вещества, жидкости и газы

1

Комбинированный

Отличие объектов неживой природы от изделий человека

Фронтальный опрос

Знать тела, вещества, частицы (молекулы); в любом теле все частицы находятся в постоянном движении. Уметь проводить опыты; различать тела, вещества, частицы

23.10

2012

16

Вода - необыкновенное вещество

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества

Работа в парах

Знать свойства воды; что вода в природе находится в трех состояниях.

Уметь определять состояние воды; проводить опыты и наблюдения

25.10

2012

17

Обобщение по теме «Из чего все на свете». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

Обобщение знаний. Викторина

Твердые, жидкие, газообразные вещества

Фронтальный опрос

Уметь ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы

30.10

2012

18

Свойства воды в жидком состоянии (первое заседание клуба)

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды

Фронтальный опрос

Знать свойства воды при нагревании и охлаждении. Уметь проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде

1.11

2012

19

Термометр и его устройство

1

Комбинированный

Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра

Фронтальный и индивидуальный опрос

Знать устройство термометра; правила пользования ртутным термометром. Уметь пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу

13.11

2012

20

Свойства воды в твердом состоянии ((второе заседание клуба)

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды

Фронтальный опрос

Знать свойства льда. Уметь делать выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств воды

15.11

2012

21

Свойства воды в газообразном состоянии

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды

Оформление заданий в таблицах, устный опрос

Знать три состояния воды в природе; свойства водяного пара.

Уметь определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях

20.11

2012

22

Обобщение по теме «Вода и ее свойства». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

Обобщение знаний. Викторина

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра

Устный опрос

Знать свойства воды при нагревании и охлаждении. Уметь проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде

22.11

2012

23

Круговорот воды в природе

Опасные места на водоемах

1

Комбинированный

Вода в природе. Разные состояния воды

Правила безопасного поведения  на водоеме в разное время года

Фронтальный и индивид, опрос

Иметь представление о круговороте воды в природе. Уметь доказывать круговорот воды в природе

Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде на водоемах.

27.11

2012

24

Туман и облака. Осадки

1

Комбинированный

Вода в природе. Разные состояния воды

Фронтальный опрос

Знать превращение воды в туман, облака; разные виды облаков. Иметь представление об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град). Об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь).

29.11

2012

25

Вода - растворитель (третье заседание клуба)

1

Комбинированный

Вода в природе. Разные состояния воды

Задания по группам

Иметь представление о том, что вода - растворитель. Знать растворимые и нерастворимые вещества. Уметь делать фильтр; простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества

4.12.

20126.12

2012

26

Растворы в природе

1

Комбинированный

Вода в природе. Разные состояния воды.

1

Индивидуальный опрос

Знать о значении природных растворов.

Уметь проводить опыты; определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды

11.12

2012.

27

Почему воду надо беречь?

1

Комбинированный

Водоемы, их использование человеком, охрана воды

Фронтальный опрос

Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. Уметь охранять водные богатства

13.12

2012

28

Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

Обобщение знаний. Викторина

Вода в природе. Разные состояния воды. Водоемы, их использование человеком, охрана воды

Индивидуальный опрос

Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. Уметь проводить исследовательскую работу; охранять водные богатства

18.12

2012

29

Океан, которого нет на карте и глобусе

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества

Задания по группам

Иметь представления о воздушном океане Земли - атмосфере. Уметь проводить опыты; показывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и в воде

20.12

2012

30

Воздух - это смесь газов

1

Комбинированный

Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов

Индивидуальный опрос

Знать, что воздух - смесь газов, содержащая примеси; свойства кислорода и углекислого газа; что при горении и при дыхании расходуется кислород.

Уметь определять свойства кислорода и углекислого газа

25.12

2012

31

Свойства воздуха (четвертое заседание клуба)

1

Комбинированный

Свойства воздуха

Фронтальный опрос

Знать о практическом применении свойств воздуха человеком; что теплый воздух легче холодного.

Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается, что теплый воздух легче холодного

27.12

2012

32

Обобщение по теме «Воздух и его свойства». Готовимся к школьной олимпиаде!

1

Обобщение знаний. Викторина

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Свойства воздуха

Устный опрос

Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается, что теплый воздух легче холодного

15.01

2013

33

Температура воздуха

1

Комбинирован ный

Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра

Устный опрос

Знать, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху. Иметь  Уметь измерять температуру воздуха с помощью термометра

17.01

2013

34

Ветер

1

Комбинированный

Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов

Задания по группам

Знать причину движения воздуха вдоль поверхности Земли; "о созидательной и разрушительной работе ветра в природе и жизни; приборы «флюгер» и «анемометр». Уметь пользоваться флюгером и анемометром.

22.01

2013

35

Что такое погода?

1

Комбинированный

Явления природы.

Индивидуальный опрос

Иметь представление о погоде.3нать, от чего зависит погода, почему погода непостоянна; как изучают погоду. Уметь вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений

24.01

2013..

36

Обобщение по теме «Движение воздуха». Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?»

1

Обобщение знаний. Викторина

Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов

Фронтальный опрос

Знать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека.

29.01.

2013

37

Горные породы

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра

Знать, что горные породы - природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов; виды горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород

31.01

2013

38

Разрушение горных пород

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Фронтальный и индивидуальный опросы

-Знать, что осадочные горные породы образуются из вулканических при выветривании. Уметь наблюдать за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды

5.02

2013

39

Что такое минералы?

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

■г

Фронтальный опрос

Иметь представление о минералах как составных частях горных пород.

Знать, из каких минералов состоит гранит; разнообразие минералов, их практическое использование человеком. Уметь выполнять практическую работу

7.02

2013

40

Полезные ископаемые

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Фронтальный опрос

Знать понятия «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда». Горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. Уметь называть свойства песка, глины, мрамора, гранита

12.02

2013

41

Свойства полезных ископаемых (пятое заседание клуба)

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Устный опрос

Знать свойства полезных ископаемых.

Уметь в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану

14.02

2013

42

Почему надо беречь полезные ископаемые

1

Комбинированный

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

Индивидуальный опрос

Уметь охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы; работать с учебными текстами

19.02

2013.

43

Обобщение по теме «Тайны недр Земли»

1

Обобщение знаний. Викторина

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

Тест

Знать свойства полезных ископаемых.

Уметь в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану

21.02

2013

44

Как образуется почва

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Самостоятельная работа

Знать горные породы: процесс почвообразования  (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы - солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов). Понятие «цепь питания». Уметь работать с оглавлением учебника, учебными текстами; составлять цепи питания

26.02

2013

45

Почва и ее состав (шестое заседание клуба)

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Охрана природных богатств

Фронтальный и индивид, опрос

Знать, что почва - продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы. Что такое цепи питания; состав почвы (минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина); что такое плодородие почвы.

Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы

28.02

2013

46

 Пешеходы и водители  на улицах города

1

Комбинированный

Правила поведения на дорогах города

Устный  опрос

Знать правила поведения на экскурсии. Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы

5.03.

2013

47

Зачем и как люди заботятся о почве (седьмое заседание клуба) Обобщение по теме «Почва»

1

Комбинированный

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

Устный опрос, работа в парах

Знать значение почвы; мероприятия по охране почв в родном крае. Уметь договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; обсуждать проблему

7.03.

2013

48

Мы пассажиры

1

Комбинированный

Правила поведения в общественном транспорте

Беседа по вопросам.

Правила поведения в общественном транспорте

12.03.2013

49

Лес и его обитатели

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Беседа по статье

Иметь представление о природном сообществе. Знать многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие в лесном сообществе

14.03

2013

50

Луг и его обитатели

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Беседа по вопросам

Знать многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания.Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, существующие в луговом сообществе

19.03.

2013

51

Поле и его обитатели

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Работа по группам

Знать, что поле - искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений; многообразие растительного  и животного мира поля и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля; составлять цепи питании, существующие в сообществе поля

21.03.

2013

52

Пресный водоем и его обитатели

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Викторины. Конкурсы. Фронтальный опрос

Знать искусственные и естественные водоемы; многообразие растительного и животного мира пресного водоема и возможность их совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоема; составлять цепи питания, существующие в сообществе пресного водоема

2.04

2013

53

Болото и его обитатели

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Фронтальный и индивидуальный опрос

Знать многообразие растительного и животного мира болота и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания, существующие в болотном сообществе

4.04

2013

54

Экскурсия «Природные сообщества родного края».

Мы велосипедисты.

1

Экскурсия

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах). Правила поведения в природе, правила поведения при путешествии на велосипедах на природу

Фронтальный опрос

Знать многообразие растительного и животного мира родного края и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ родного края; составлять цепи питания, присущие этим сообществам. Уметь соблюдать правила при езде на велосипеде.

9.04

2013

55

Обобщение по теме «Природные сообщества»

1

Обобщение знаний. Викторина

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Беседа по вопросам. Тест

Знать понятие «природное сообщество».

Уметь анализировать связи в каждом из изученных природных сообществ

11.04

2013

56

Значение лесов

1

Комбинированный

Природа как важнейшее условие жизни человека

Устный опрос. Практическая работа

Знать значение леса для природы и для жизни человека. Уметь охранять природные богатства

16.04

2013

57

Безопасное поведение на тротуарах и обочине.

1

Комбинированный

Правила поведения на улице, на тротуарах

Устный опрос

Знать опасности, возникающие при неправильном поведении на улице; правила безопасного поведения при ходьбе по обочине. Уметь выполнять правила безопасного поведения на улице

18.04

2013

58

Луг и человек

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах). Правила поведения в природе

Самостоятельная работа

Знать о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по охране лугов; многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания  Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи литания, присущие луговому сообществу

23.04.2013

59

Надо ли охранять болота?

1

Комбинированный

Охрана природных богатств. Связь неживой и живой природы

Работа в парах и по группам

Знать об опасности прогулок около болот; значение болот в природе и жизни человека Уметь выполнять правила безопасного поведения на болотах

25.04

2013

60

Дары рек и озер

1

Комбинированный

Природа как важнейшее условие жизни человека. Водоемы и их использование

Фронтальный опрос

Знать реки и озера России и родного края.

Уметь показывать на карте реки и озера; выполнять правила поведения у водоемов

30.04

2013

61

Ты велосипедист

1

Комбинированный

Правила поведения при езде

На велосипеде

Работа в группах

Знать правила безопасного поведения при езде на велосипеде в разное время года.

Уметь выполнять правила безопасного поведения на улице

2.05.

2013

62

Человек - защитник природы

1

Комбинированный

Охрана природных богатств. Правила поведения в природе

Фронтальный и индивидуальный опросы

Знать мероприятия, связанные с охраной природы родного края.

Уметь называть растения и животных из Красной книги родного края

7.05

2013

63

Природа будет жить!

1

Комбинированный

Охрана природных богатств

Фронтальный опрос

Знать о развитии (размножении) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Уметь называть детенышей животных

14.05

2013

64

Обобщение по теме «Человек и природные сообщества»

1

Обобщение знаний. Викторина

Природа как важнейшее условие жизни человека. Охрана природных богатств

Тест

Знать значение леса, луга, болота, водоема для природы и для жизни человека. Уметь охранять природные богатства

16.05

2013

65

Лента времени

1

Комбинированный

История отечества: отдельные, наиболее важные и яркие картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Фронтальный опрос

Иметь представлении о ленте времени. Знать понятия «месяц», «год», «век»; основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век. Уметь ориентироваться по ленте времени

21.05

2013

66

Золотое Кольцо России

Путешествие по Санкт-Петербургу (десятое заседание клуба)

1

Комбинированный

Россия - наша родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте

Города России: название, достопримечательности, расположение на карте

Задания по группам

Знать города России. Уметь называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России

Знать историческое значение и основные достопримечательности Санкт-Петербурга.

23.05

2013.

67

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

1

Комбинированный

Обобщить знания учащихся о значении терминов : тротуар, пешеходная дорожка.

 Устный опрос

Знать: правила дисциплинированного поведения на дорогах, учиться умению предвидеть опасность.

28.05

2013

68

Экскурсия

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах). Правила поведения в природе, правила поведения при путешествии на велосипедах на природу

Фронтальный опрос

Знать многообразие растительного и животного мира родного края и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ родного края; составлять цепи питания, присущие этим сообществам. Уметь соблюдать правила при езде на велосипеде.

30.05

2013

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Дополнительная литература:

2. Интернет ресурсы:

3. Информационно - коммуникативные средства

4. Наглядные пособия

5. Технические средства обучения

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

Рабочая программа "Окружающий мир". О.Н.Федотова. 1 класс. Перспективная начальная школа

Рабочая программа "Окружающий мир". О.Н.Федотова. 1 класс. Перспективная начальная школа...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 4 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 4 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....