урок Окружающий мир 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Топилова Светлана Владимировна

Тема   Окружающий мир А.А. Плешаков 3 класс. Тема урока: Природа в опасности. 

             Цель урока: Обобщить знания детей о том, как человек влияет на природу, и к чему  приводит неразумное использование природных богатств

и необходимостью создания Красной книги.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_3_klasse_po_teme.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Природа в опасности. Охрана природы» Топилова С.В. МБОУ  гимназия 2012г.

Тема: Природа в опасности. Охрана природы.

Цель:  Обобщить знания детей о том, как человек влияет на природу, к чему приводит неразумное использование природных богатств и необходимостью создания Красной книги.

   Задачи: 

1.Учить правильному поведению в природе, расширить и углубить знания учащихся о животных и растениях Красной книги, выявить основные пути загрязнения  природы
2. Развивать воображение, логическое мышление, познавательный интерес к предмету
 3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, формировать гражданскую позицию: «Природа – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать».

Оборудование:  учебник « Окружающий мир» 3 класс А.А. Плешаков, рабочая тетрадь  №1  к учебнику « Окружающий мир» А.А.  Плешакова 3 класс,   мультимедиа проектор, интерактивная доска, компьютер. 
Орг. момент.

Друг к другу повернитесь,

друг другу улыбнитесь,

Ладошки друг другу  протяните,

Левую с левой соедините,

Правую к правой прижмите,  

 И дружно произнесите -

 Пусть нам сопутствует успех

1.Актуализация знаний 

Метод « Пусть говорят»

О каком доме идёт речь?  

Для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша это наш общий научный  дом. – Дом этот очень большой – для всех существ, на ней живущих.  ( дети называют экология, окружающая среда, природа)

  Вывод:  Экология пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

2. Постановка учебной задачи.  Я прочитаю вам стихотворение Валентина Берестова , попробуйте определить тему нашего урока.

 Нор звериных,
 Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
 И маленьким зверятам
Хорошо живется
 С нами рядом!

Прекрасна, прекрасна
Родная земля.
Прекраснее мне не найти
Никогда!
Зеленые долы, леса и поля,
И синяя в море вода.

Прочитайте тему урока « Природа в опасности»

Опираясь на тему нашего урока, подумайте и сформулируйте учебную задачу урока. 

 Вывод:Природа, как раненная птица, кричит, просит о помощи!

Мы должны знать о том, как помочь сохранить природные богатства.

3.Опасения и ожидания   Метод « Осенний лес»

На доске  изображения двух деревьев. На жёлтые листочки напишите свои ожидания от урока, на красные свои опасения.

4.Открытие новых знаний

Охрана природы – лекция учителя (слайд №11) 
   По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. 
 Установлено, что с 1600 по 1970 годы число видов млекопитающих и птиц уменьшилось соответственно на 36 и 94. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых. 
    Работу по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз природы и природных ресурсов ( МСОП ), созданный в 1948 году. 
    По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и заданы в виде книги. Это и была первая Красная книга. ( слайд №12) 
    В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения

Красная книга – Красная!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Если что-то попало в Красную книгу!
- Охраняйся Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
- Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!


    В Красную книгу России занесены: 
    а) млекопитающие: сурок-байбак, кулан, красный волк, манул, зубр и другие (слайд №13); 
    б) птицы: черный аист,  скопа, беркут — балобан, казарка, дрофа и др.; 
( слайд №14) 
    в) рыбы: стерлядь, сёмга, ручьевая форель, корюшка, хариус и др.; 
( слайд №15) 
    г) насекомые: подалирий, щелкун каштановый, цикада горная, шмелевидка и др. (слайд №16); 
    д) растения: венерин башмачок, шафран, кастилея красная, родиола розовая и др. (слайд №17). 
Создаются заповедники – это не только участки земли, где вся природа находится под строгой охраной, но и научные лаборатории в природе. В нашей стране 155 заповедников. (слайд № 18). 

Физминутка

ФИЗМИНУТКА (играет музыка, передающая шум воды)

Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два
Звери у ручья напились
Влево вправо наклонились
Вместе на носочки встали
Тучку лапками достали
Дружно хлопнули в ладоши
До чего же день хороший
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора

Работа в группах. Метод « Автобусной остановки»

Группа должна записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 3 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 2 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Почему на Земле с каждым годом становится меньше лесов?

Как происходит загрязнение воздуха и воды

Почему многие растения и животные стали редкими?

Как люди охраняют природу?

 Что такое заповедник. Заповедники нашего края ?

Что можете сделать для охраны природы вы дети?

Выступление групп.

Вывод: Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу. Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину»

Включение  нового в систему знаний.

Работа в парах

  Рассмотрите фотографии. Запишите номера фотографий  в первый столбик, которые показывают, что вредит природе,  а во второй столбик, которые показывают работу по охране  природы.

Самостоятельная работа в тетради с.9 -10

Рассмотрите рисунки, прочитайте таблички и соедините линиями, отвечая на вопрос: Что к чему приводит?

Вывод: Давайте стараться жить, так чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, летали бабочки, пели птицы. И чтобы нам не стыдно  было перед природой себя и свои поступки.

Метод  рефлексии «Светофор»

Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов  с намеченными ожиданиями в начале урока.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 минут

Необходимые материалы: ватман или флипчат, стикеры красного, желтого и зеленого цвета.

Проведение: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий. На доске появляется наглядный итог урока в виде светофора.

Опасения и ожидания   Метод « Осенний лес»

Ребята, посмотрите на наши деревья, подумайте, у кого ожидания  подтвердились,  заберите свои листочки, а теперь заберут свои листочки, те ребята, у которых не подтвердились  опасения  во время урока - заберут свои листочки.

Домашнее задание

1. Прочитать на с.27-30, выполнить задание № 3 на стр.32

2. Творческая работа:

1.Предлагаю выполнить плакат на тему:“Сохраним природу Земли!

2. Нарисовать на бумаге правила поведения в природе так, чтобы все поняли, как не нужно себя вести.

Литература :   А.А. Плещаков « Окружающий мир» учебник 3 класс. Москва. Просвещение ,2008

А.А. Плещаков «Проверь себя» рабочая тетрадь 3 класс. Москва. Просвещение

Л.И. Руднеченко» Окружающий мир», поурочные планы . Волгоград: Учитель, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Урок. Окружающий мир. Класс. 3-г.

Урок. Окружающий мир.Класс. 3-г.Тема:Земля – наш общий дом....

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...