Ученический проект "Исследование газированных напитков «Пепси» и «Фанты»"
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс) по теме

Использование проектирования в процессе обучения школьников трудно переоценить. Это возможность максимального раскрытия творческого потенциала всех субъектов проектирования: ученика, учителя, родителей. Данный проект показывает нам как социальный опыт общества превращается в собственный опыт юных исследователей, который проходил в специально организованной образовательной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

МОУ СОШ № 7

Исследование газированных напитков «Пепси» и «Фанты»

(проектно-исследовательская работа учащихся 4 «Б» класса МОУ СОШ № 7 на конференцию «Первые шаги в мир науки»)

Подготовили работу:

Аксёнов Антон,

Николаев Павел,

Сбродов Иван,

учащиеся 4 «Б» класса

Научный руководитель:

Кривошеина Ольга Ивановна,
учитель начальных классов

г. Стрежевой

2006 г.



Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ.

        Взрослые очень часто говорят, что газированные напитки очень

вредны. А почему они вредны и почему мы должны ограничивать себя в

употреблении этих напитков? Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили

исследовать данную проблему. Это проблема очень актуальна в наше время, когда нашему организму вредят внешние неблагоприятные факторы, такие как загрязнённая вода, воздух, электромагнитное излучение от электроприборов, мы ещё сами вредим себе, попивая газированные напитки. А ведь эти напитки лишены какой-либо питательной ценности для организма. Содержат большое количество сахара, негативно влияют на вес. Употребление газированных напитков оказывает отрицательное воздействие на зубы из-за содержания в продукте фосфорной (ортофосфорной) кислоты.

Производство и распространение безалкогольных напитков - огромный бизнес во всём мире. Каждый день большинство компаний, производящих безалкогольные напитки, всеми силами стараются убедить нас купить их продукцию. Только производители кока-колы и пепси тратят около 3 миллиардов долларов в год на рекламу. В общей сумме, люди теперь потребляют в два раза больше газированных напитков, чем 25 лет назад, и тратят на них 60 миллиардов долларов в год. Эта сумма в два раза превышает ту, что они тратят на книги.
             Среднестатистический потребитель мужского пола от 12 до 19 лет выпивает более двух банок газированных напитков в день или 868 банок в год. Это очень много. Осознав, какое количество газированных напитков выпивают дети, мы должны узнать из каких компонентов состоит этот напиток. Итак, 600-миллилитровая банка газированного напитка содержит: газированную воду, натуральные или искусственные ароматизаторы, кофеин и 17 чайных ложек сахара. 300-миллилитровая банка содержит 250 калорий кофеина, которые влияют на нервную систему ребенка.  
                     Эти газированные напитки так насыщены сахаром, ароматизаторами и консервантами, что совершенно не способны наполнять организм водой на клеточном уровне. Их растворы состоят из слишком крупных молекул, которые не могут проскользнуть в предназначенные для воды аквапорины. Помимо того, что кофеин способствует обезвоживанию, он обладает диуретическими свойствами (повышает количество выводимой урины, тем самым, понижая количество содержащейся в организме воды). Таким образом, кофеиносодержащие напитки скорее способствуют потере влаги, нежели пополнению ее запасов в организме. Вяжущий вкус большинства напитков увеличивает этот эффект. Не содержащие кофеин газированные напитки имеют меньший обезвоживающий эффект, но не способствуют достаточному получению влаги из-за того, что смеси сахарных растворов притягиваются к молекулам воды.
                В настоящее время обсуждается вред, который приносит здоровью наших детей потребление газированных напитков. Каждый из нас должен задаться вопросом, ради какой цели пускаются в ход любые средства, чтобы дети всякий раз пили кофеиносодержащую газировку. Видимо, польза, приносимая таким напитком здоровью, не является основным критерием. Что касается риска для здоровья, то давайте предположим, сколько родителей позволят своему ребенку съесть 17 чайных ложек сахара за один раз, а затем, заботясь о его здоровье, позволят ему повторить эту процедуру несколько раз за день?
                Одним из отрицательных воздействий, оказываемых газированными напитками на человеческий организм (особенно в период детства и подросткового возраста), является влияние, содержащейся в них фосфорной кислоты, на развитие должной плотности костной ткани и распределение в ней кальция. Фосфорная кислота влияет на способность организма усваивать и распределять кальций, слишком большое количество этого химического соединения способствует выведению кальция из костной ткани. Подростковый период очень важен для закладки плотной костной ткани в организме, и последующее развитие остеопороза непосредственно связано с прочностью и здоровьем костей в детстве и отрочестве. Ограничение потребления напитков вроде кока-колы рекомендуется для того, чтобы на всю жизнь сохранить здоровые кости.
           
Таким образом, ожирение, разрушение зубов, хрупкость костей, кофеиновая зависимость - вот только самые основные проблемы, которые может принести неумеренное употребление газировки. А есть еще гастриты (углекислый газ нарушает нормальную кислотность желудка, а газ, распирая его, мешает нормальным сокращениям), нарушения работы печени, вызванные аспартамовым подсластителем... список можно продолжать еще долго.
О чем же свидетельствуют факты?
Ожирение.
           Один из самых авторитетных медицинских журналов мира "Ланцет" опубликовал недавно исследование, которое неопровержимо доказывает связь между газированными напитками и детским ожирением. Оказалось, что "безобидная водичка" - независимый и существенный фактор риска, который увеличивает вероятность ожирения почти в 2 раза.
"Легко доступные калории", которыми богаты газированные напитки, "обманывают" мозг. Они как бы "проскакивают незамеченными" и уменьшают чувство голода на столь незначительное время, что практически не сказываются на количестве пищи, которое человек съедает затем. Но "легкие углеводы", которые поступили в организм, все равно утилизируются, преимущественно - в жир. (См. рис. 1)
Разрушение зубов
Изучение историй болезни показало, что существует прямая связь между кариесом и газированными напитками. (Аналогичные исследования подтвердили наличие этой зависимости во всем мире). В этом повинен не только сахар и подсластители - о том, что кислота разъедает эмаль зубов, теперь благодаря рекламе наслышаны все. А любая газировка содержит кислоту - от сравнительно безобидной углекислой (которая распадается на газ и воду практически сразу), до ортофосфорной, которая даже гвозди может растворять - не то, что зубы. (См. рис. 2)
Кофеиновая зависимость.
Эта опасность в большей степени угрожает любителям  воды типа колы и пепси. Даже одна банка колы или другого газированного напитка, содержащего кофеин, в день – слишком много для ребёнка. Этого количества достаточно, чтобы ребёнок перевозбудился. Кофеин вызывает привыкание и оказывает очень вредное влияние на развитие мозга. Отсюда, снижение умственных способностей и сердечно-сосудистые заболевания. (См. рис. 3)
Хрупкость костей
Фосфор в составе ортофосфорной кислоты может уменьшать содержание кальция в костях. Для взрослых, которые не пьют газировку литрами, это не так опасно, но в критические периоды роста костей у детей и подростков даже небольшие нарушения обмена могут стать причиной серьезных проблем в будущем. По статистике Гарвардского медицинского центра, среди 14-летних девочек вероятность переломов и нарушений формирования костей в 5 (!) раз выше у тех, кто пил пепси. (См. рис. 4)

Цель  работы:

Исследовать газированные напитки «Пепси» и «Фанта» и определить их воздействие на организм детей.

Задачи:

Познакомиться с проблемой по литературным источникам по теме.

Провести анкетирование учащихся 4-х классов по выяснению употребления газированных напитков.

Провести опыты с газированными напитками «Пепси» и «Фанта».

Взять интервью у врачей (фельдшера МОУ СОШ № 7 и стоматолога) по данной проблеме.

Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что в результате исследования мы узнаем, что «Пепси» и «Фанта» неблагоприятно влияет на зубы, на желудок и мозг детей.

Методика работы.

1.Поисковая деятельность.

В феврале 2006 года мы нашли и изучили теоретический материал по данной теме в детской библиотеке и в сети Интернет.

2.Анкетирование.

В феврале 2006года мы провели опрос среди учеников 4-х классов школы №7 с целью выявить, какие напитки предпочитают ребята. Ребятам был предложен список из 15 видов напитков, где надо было отметить 3 напитка, которые более предпочтительны.

3.Проведение опытов.

15 февраля 2006 года мы провели опыты с целью доказать вредное воздействие газированных напитков на организм детей.

Опыт 1, который показывает, как действует «Фанта» на медную 5-копеечную монету.

Материалы: газированный напиток «Фанта», медная 5-копеечная монета.

Ход работы:

В 17-30ч мы сфотографировали медную монетку достоинством 5 копеек для контроля. Затем мы залили её «Фантой». Ровно через сутки мы вынули монетку. Она была значительно чище, чем ранее, у неё появился блеск.

Опыт 2, который показывает воздействие «Пепси» на мышечную структуру мяса.

Материалы: газированный напиток «Пепси», 2 куска сырого мяса (говядина).

Ход работы:

В 17-35ч мы положили кусок мяса в «Пепси». Через сутки мы заметили, что мясо как будто сварилось. Для сравнения мы сфотографировали этот кусок со свежим куском мяса.

Опыт 3, который показывает, как воздействует «Фанта» на скорлупу яйца.

Материалы: газированный напиток «Фанта», 2 половины скорлупы яйца.

Ход работы:

 В 17-40ч мы залили половину белой скорлупы яйца «Фантой», а вторую оставили для контроля. Через сутки мы увидели, что скорлупа окрасилась. И даже когда мы её пытались помыть, она не отмылась. Кроме того, на скорлупе образовались пузырьки, когда они лопались, то отделялась тонкая пленка.

4.Беседа со специалистами.

13 марта 2006 года мы встретились с фельдшером средней школы №7 Гапоновой Мариной Евгеньевной и со стоматологом Тухтасиновой Ларисой Анатольевной и провели беседу на данную тему.

5.Обсуждение проблемы в классе.

14 марта 2006 года мы обсудили проблемы в классе и наметили план наших дальнейших действий.

Результаты работы.

1.Поисковая деятельность.

Из Интернет-источников и энциклопедии «Я познаю мир. ОБЖ» мы узнали, что газированные напитки «Пепси», «Фанта» вызывают ожирение, разрушения зубов, кофеиновую зависимость, хрупкость костей, нарушение работы желудка и печени, и каким образом всё это происходит.

2.Анкетирование.

        В феврале 2006 года мы провели анкету среди учеников 4-х классов нашей школы, где из 15 видов различных напитков, мы предложили выбрать 3, которые больше всего им нравятся. Анкетирование показало, что из 72 человек 59 учеников (82%) выбрали «Пепси» и 43 ученика (60%) «Фанту». (См. рис. 5, рис. 6). Поэтому мы остановились на исследовании именно этих напитков.

3.Проведение опытов.

15.02.06г. мы провели три опыта по данной проблеме.

Опыт 1.

В 17-30ч мы сфотографировали медную монетку достоинством 5 копеек для контроля. (См. рис. 7) Затем мы залили её «Фантой». Ровно через сутки мы вынули монетку. Она была значительно чище, чем ранее, у неё появился блеск.

Вывод: Если «Фанта» разъедает грязь, значит, она может разъедать внутренние органы. (См. рис. 8)

Опыт 2.

В 17-35ч мы положили кусок мяса (говядина) в «Пепси». Через сутки мы заметили, что мясо как будто сварилось. Для сравнения мы сфотографировали этот кусок со свежим куском мяса. (См. рис.9)

 Вывод: Мясо состоит из мышечных волокон, и наш желудок тоже. Следовательно, он тоже повреждается при употреблении «Пепси».

Опыт 3.

В 17-40ч мы залили половину белой скорлупы яйца «Фантой», а вторую оставили для контроля. Через сутки мы увидели, что скорлупа окрасилась. И даже когда мы её пытались помыть, она не отмылась. Кроме того, на скорлупе образовались пузырьки, когда они лопались, то отделялась тонкая пленка. (См. рис. 10)

Вывод: Мы знаем, что одна из составных частей скорлупы является кальций. В организме кальций преобладает в зубах и в костях. Если начала разрушаться скорлупа, значит «Фанта» наносит вред зубам и костям.

4.Беседа со специалистами.

              13 марта 2006 года мы провели беседу со стоматологом Тухтасиновой Ларисой Анатольевной. Она сказала, что красители, которые содержаться в «Фанте» легко можно удалить с помощью зубной пасты. А вот кислота и сахар, которые содержаться в напитках действительно постепенно разрушают эмаль зубов, и появляется кариес.

             Фельдшер средней школы №7 Гапонова Марина Евгеньевна сказала, что из всего полезного находящегося в напитках – это только вода. Красители въедаются в организм и разрушают слизистые внутренних органов. Углекислота вызывает газообразование, и появляются такие симптомы, как, гастрит, метеоризм, вздутие живота.

5.Обсуждение проблемы в классе.

14 марта 2006 года мы обсудили проблемы в классе и сделали выводы.

Выводы.

Мы познакомились с проблемой по литературным источникам и пришли к выводу, что «Пепси» и «Фанта» неблагоприятно влияют на пищеварительную и опорно-двигательную систему.

Анкетирование учащихся показало, что ребята употребляют газированные напитки «Пепси» и «Фанту» в большом количестве. Это и побудило нас исследовать именно эти напитки.

Опыты, которые мы провели с газированными напитками «Пепси» и «Фанта» доказали вредное воздействие на пищеварительную и опорно-двигательную систему.

Беседы с фельдшером МОУ СОШ № 7 и со стоматологом подтвердили результаты наших опытов, а также мы узнали, какие последствия ожидают ребят, которые часто употребляют газированные напитки. Это кариес, метеоризм, вздутие живота, гастрит.

Мы сравнили наши результаты с гипотезой. И пришли к такому выводу: газированные напитки «Пепси», «Фанта» неблагоприятно влияют на зубы, желудок, как мы и предполагали. Единственное, что не смогли доказать, как эти напитки влияют на мозг. Но мы об этом прочитали в специальной литературе. А из жизненных наблюдений мы замечаем, когда на праздниках дети много употребляют «Пепси», то они перевозбуждаются.

Предложения.

Мы рекомендуем всем ребятам сократить употребление «Пепси» и «Фанты» до минимума. Желательно, вообще, заменить эти напитки соками, минеральной водой, морсами, компотами и др.

Со своей проектной работой мы выступим перед всеми параллелями начальной школы.

Мы порекомендовали, через книгу жалоб и предложений, в нашем школьном магазинчике заменить сладкие газированные напитки на более полезные.

Мы выпустили листовки (см. рис. 11) и распространили их среди учеников нашей школы.

                 Конечно, газировка - не такой враг человечества, как алкоголь или никотин и табачные смолы. Даже не совсем здоровому человеку не принесет существенного вреда стакан газировки, но если насиловать организм регулярно - месть будет жестокой и отвратительно несвоевременной. Во время усиленного роста он припомнит все, чем вы морили его долгие годы. Всплывет и лишний вес, и подпорченные зубы, и нарушенное пищеварение, которое мешает полноценному усвоению пищи...  Мы обращаемся ко всем: будьте благоразумны, любите себя! И тогда организм отблагодарит вас отменным здоровьем, сияющей улыбкой и удачей в любых делах!

Литература.

Журнал «Астроведа», изд-во «Святослав», август 2005г.  

Интернет-источники. AskDoktor.ru – Здоровое питание, htm

Энциклопедия «Я познаю мир. Основы Безопасности жизнедеятельности», изд-во «Астрель», Москва, 2003г.

Приложения.

Рис. 1. Ожирение.

Рис. 2. Разрушение зубов.

Рис. 3 Кофеиновая зависимость.

Рис. 4 Хрупкость костей.

Рис. 5 Диаграмма «Соотношение учеников 4-х классов, предпочитающих «Пепси» и учеников, употребляющих другие напитки».

 

Рис. 6 Диаграмма «Соотношение учеников 4-х классов, предпочитающих «Фанту» и учеников, употребляющих другие напитки».  

Рис. 7 Пятикопеечная монета до проведения опыта.

Рис. 8 Пятикопеечная монета после проведения опыта.

Рис. 9 Опыт с мясом.

Рис. 10 Опыт со скорлупой яйца.

Рис. 11 Листовка.

Мы благодарим за вклад в нашу проектную работу:

Учеников 4 «Б» класса

Гурьянову Надежду

Балынину Ирину

Билалову Регину

Сахауову Наилю

Барлит Анастасию

Никитину Анастасию

Родителей

Сбродову Галину Николаевну

Балынину Ольгу Петровну

Фельдшера МОУ СОШ №7

Гапонову Марину Николаевну

Стоматолога МОУ СОШ № 7

Тухтасинову Ларису Анатольевну


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Газированные напитки- вред или польза?"

Была проведена исследовательская работаучениками 4-в класса на тему: "Газированные напитки- вред или польза?" На конкурсе работа заняла 2 место....

Вся правда о газированных напитках.

В исследовательской работе говорится о влиянии напитков на здоровье. Приводятся сведения о вреде напитков. Эти факты не всем известны. Поэтому о них следует знать всем....

Методическая разработка и презентация по теме "Газированные напитки и лимонады с вредными добавками"

Занятие по курсу "Основы здорового питания". Цели - познакомить учащихся с видами газированных напитков и лимонадами с вредными добавками, с основными правилами питания и мнениями специалистов, специа...

Влияние газированных напитков на здоровье человека.

Исследовательская работа "Влияние газированных напитков" с учащимися 2-го класса. Опыты: влияние газировки на мясо, скорлупу яйца, ржавые гвозди....

Исследовательская работа "Газированные напитки: вред или польза"

Исследовательская работа "Газированные напитки: вред или польза"...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема:Ценность здоровья и здорового образа жизни. Правильное питание и здоровье. Влияние газированных напитков на организм человека.

ФГОС  строится на системно - деятельностном подходе к обучению и воспитанию учащихся.  Особенность деятельностного метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в проц...

Вред газированных напитков и фаст- фуда.

Цели и задачи:информировать обучающихся о вреде продуктов фастфуда;информировать обучающихся о влиянии продуктов фаст фуда на организм человека....