Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.pr_._po_om_dlya_slaboslyshashchih_uch-sya1kl.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 23 II, III, IV и VI видов г. Белгорода
«Согласовано» Руководитель МО учителей нач. классов Мизернова И.Г. Протокол № ___ от «__» __________________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР Беликова Е.Г. «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор школы-интерната №23 Годин А.Е. Приказ № ___ от «__»_________________20___г. |
Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир»
для учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта
на 2012-2013 учебный год
Составитель:
Мизернова И.Г.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Белгород, 2012 г.
«Окружающий мир»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) учреждений II вида, 1 класс, 2-е отделение (вариант II). Составители сборника К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова. (Допущено Министерством образования Российской Федерации, Москва: «Просвещение», 2006г.).
Программа рассчитана на 66 часов в год (по 2 часа в неделю), их них 5 часов – экскурсии, 8 часов – практические занятия. Наблюдениям за погодой и работе с календарем погоды и природы отводится время на каждом уроке.
Учебный предмет «Окружающий мир» знакомит учащихся с природой, общественной жизнью и трудом людей, культурой поведения, а также способствует формированию представлений о природных объектах и явлениях.
Данный учебный предмет имеет своей целью формирование мировоззрения учащихся, воспитанию любви и бережного отношения к природе.
Изучение предмета «Окружающий мир» способствует решению следующих задач:
1)Познакомить детей с живой и неживой природой.
2)Сформировать у них первоначальное представление о природе, как едином целом.
3)Научить устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями природы.
4)Воспитывать бережное отношение к природе.
Методические подходы
В преподавании предмета часть времени занимают такие методы, как: непосредственные наблюдения предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений на уроке в классе; осуществление простейшего учебного эксперимента, а также организация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практические работы, наблюдения на пришкольном участке.
Важным принципом преподавания природоведения является краеведческий. Поэтому конкретные объекты и явления природы для изучения отбираются самим учителем с учетом особенностей данной местности.
На уроках природоведения обеспечивается работа по уточнению имеющихся у учащихся представлений о природе, создаются условия для накопления специальных терминов, понятий, обозначающих объекты и явления природы, выражающих временные и пространственные отношения и т. д.
Изучение природы создает большие возможности для развития общеучебных умений: наблюдать за объектами и явлениями природы, выделять их существенные и несущественные признаки, сравнивать, обобщать, делать выводы и доступно рассказывать о явлениях.
На уроках окружающего мира, как и на всех других, реализуются требования, предъявляемые к восприятию обращенной речи (на слухо-зрительной основе или на слух) и к оформлению учащимися своих высказываний (контроль за произношением и исправление допускаемых ошибок).
При изучении тем «Летние и осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе» выдержан единый план изложения: изменения в неживой природе; изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни животных и их охрана; сезонный труд людей. Такой подход к изучению природы не просто знакомит учащихся с ее явлениями и предметами, но и, что очень важно, помогает ребенку объяснить последние, пусть на самом элементарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе.
Результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир тесно связан с остальными предметами начальной школы. Наблюдения за жизнью природы и общества, за трудом людей, способствуют лучшему пониманию учебного материала по таким предметам, как русский язык, развитие речи, трудовое обучение. Представления об окружающем мире, получаемые учащимися на других уроках, на занятиях по этому предмету расширяются, обогащаются, приобретают большую практическую направленность.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Содержание программы носит коррекционный характер.
При проведении уроков используются беседы, наблюдения, экскурсии, работа с текстом, различные виды игр, практикумы,
Материально-техническое обеспечение программы представлено банком медиапрезентаций по изучаемым темам, аудио- и видеоматериалами, таблицами по ООМ, различными дидактическими пособиями.
Тематический план
1 четверть
№ | Тема | Количество часов |
1 сентября | 1 | |
Школьные помещения. Экскурсия | 1 | |
Класс | 1 | |
Кто работает в школе | 1 | |
Кто помогает ребятам учиться в школе | 1 | |
Занятия детей | 1 | |
Игрушки | 1 | |
Практическая работа. Изучение особенностей растений. огорода | 1 | |
Практическая работа. Изучение особенностей растений сада. | 1 | |
Грибы Практическая работа. Изучение строения грибов. | 1 | |
Ягоды | 1 | |
Погода осенью. | 1 | |
Растения осенью | 1 | |
Практическая работа. Изучение строения цветковых растений | 1 | |
Практическая работа. Изучение отличительных особенностей деревьев, кустарников, трав | 1 | |
Осень в лесу, в саду, в огороде, в поле | 1 | |
Итого | 16 |
2 четверть
№ | Тема | Количество часов |
Осенняя экскурсия | 1 | |
Отчет об экскурсии | 1 | |
Что мы едим | 1 | |
Обед | 1 | |
Утром | 1 | |
Практическое занятие. Обязанности дежурного | 1 | |
Части тела человека | 1 | |
Внешность человека | 1 | |
Ванная комната | 1 | |
Дикие животные. | 1 | |
Домашние животные. | 1 | |
Домашние и дикие животные | 1 | |
Поздняя осень. | 1 | |
Елочные игрушки | 1 | |
Новый год | 1 | |
Карнавал | 1 | |
Итого | 16 |
3 четверть
№ | Тема | Количество часов |
Осень. Зима. (Сравнение) | 1 | |
Зимующие птицы | 1 | |
Зимняя экскурсия | 1 | |
Отчет об экскурсии | 1 | |
Занятия детей зимой | 1 | |
Зимние забавы детей | 1 | |
После прогулки | 1 | |
Зима. Животные зимой | 1 | |
Кто следит за чистотой двора | 1 | |
Защитники Отечества | 1 | |
День защитника Отечества | 1 | |
Женский день | 1 | |
Моя мама | 1 | |
Комната | 1 | |
Домашние заботы | 1 | |
На кухне | 1 | |
Ванная комната. Практическое занятие. Надо, надо умываться | 1 | |
Итого | 17 |
4 четверть
№ | Тема | Количество часов |
День школьника | 1 | |
Ранняя весна | 1 | |
Весенняя экскурсия | 1 | |
Отчет об экскурсии | 1 | |
Птицы весной | 1 | |
Насекомые весной | 1 | |
Весна идет | 1 | |
Весенние работы | 1 | |
День Победы | 1 | |
Улица. | 1 | |
Экскурсия. Улица. Перекресток | 1 | |
Будь осторожен на улице | 1 | |
Транспорт | 1 | |
Практическое занятие. Как себя вести в транспорте | 1 | |
Скоро лето | 1 | |
Наблюдения за природой летом | 1 | |
Итого | 16 |
Содержание тем учебного курса
( 66 ч: по 2 часа в неделю)
Наш дом
- Мое имя и моя фамилия. Домашний адрес: название города (села), улицы, номер дома, квартиры.
- Мои родные (состав семьи). Имена, отчества родителей. Заботливое отношение к членам семьи.
- Мой дом (моя квартира). Оборудование дома (квартиры).Уважение к труду взрослых. Выполнение посильных поручений в семье.
- Личная гигиена школьника. Сон и его продолжительность. Элементарное знакомство с гигиеной сна. Режим для первоклассника.
Наша школа
- Школа. Наш класс и другие школьные помещения (учительская, учебные кабинеты, актовый зал, спальни, библиотека, столовая и др.)
- Имена, отчества учителей, воспитателей, директора школы и др.
- Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель, врач, медсестра, библиотекарь и т. д. уважение к труду работников школы.
- Правила поведения в школе ( вежливое отношении к старшим и сверстникам). Выполнение поручений учителя и воспитателя (уборка класса, спальни). Уход за комнатными растениями своего класса.
- Правила поведения во время занятий (приветствовать взрослых, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не мешать товарищам, ответственно относиться к учебе, поручениям и просьбам). Правила поведения в игре (распределения ролей в игре, проявление инициативы). Проявление инициативы и активности в общественно полезной деятельности.
- Правила поведения в столовой. Правила пользования столовыми приборами, экономное отношение к продуктам питания, особенно к хлебу.
- Бережное отношение к окружающим вещам (одежде, учебникам, книгам, игрушкам, оборудованию класса , групповой комнаты, спальни и т.д.). Уход за обувью и одеждой. Соблюдение правил безопасности в обращение с бытовыми приборами. Правила противопожарной безопасности.
Город, где мы учимся. Родная страна
- Название города (села), где мы учимся.
- Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток, светофор.
- Правила перехода улицы.
- Правила поведения детей на улице, в транспорте.
- Правила обхода транспорта.
- Природа города (села). Бережное отношение к окружающим растениям. Участие в работе по уходу за растениями.
- Наша родина. Главный город нашей страны.
- Знаменательные даты. Участие детей в подготовке праздничных утренников.
Родная природа
- Наблюдения за погодой
- Ежедневные наблюдения за погодой (солнцем, состоянием неба, состоянием воздуха, ветром и осадками) отмечать в индивидуальных дневниках наблюдений и классном календаре природы и труда соответствующими рисунками и условными обозначениями.
- Отмечать условными знаками : наличие солнца, ветра, дождя, снега, а так же состояние неба (ясное, облачное, пасмурное).Состояние воздуха характеризуется словами жарко, тепло, прохладно, холодно, мороз, в IV четверти отмечается в календаре буквами Ж, Т, П, Х, М.
- Устное описание состояния погоды за день на основе наблюдений и состояние погоды в течение отдельных дней на основе данных календаря.
- Сопоставление данных наблюдений по дням недели. Ведение записей в дневниках наблюдений с четвертой четверти. Обобщение наблюдений за погодой за неделю (II - III четверти) и за месяц (IV четверть).
- Временные понятия: название дней недели со (II четверти) и месяцев в году (с III четверти); их последовательность.
Наблюдения за явлениями природы по сезонам
- Систематические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений, животных и деятельности людей (Игры, одежда детей, занятия взрослых) по сезонам.
- Фиксация в дневниках наблюдений характерных явлений, происходящих в природе (начало и конец листопада, начало и конец ледохода, первый снег, первая гроза, и др.).
- Установление связи между наблюдениями изменениями погоды и сезонными изменениями в жизни растений, животных и деятельности ладей.
- Обобщение результатов наблюдений за погодой и явлениями, происходящими в природе, проводится ежемесячно на специальных уроках.
Растения
- Местные цветковые растения
- Отличие их по внешнему виду (окраске цветков и листьев), Органы (части) цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок.
- Плоды. Семена.
- Характерные признаки основных органов растений. Значение выращивания цветочно-декоративных растений (озеленение парков и скверов города; составление букетов).
- Грибы: белый гриб, подосиновик, подберезовик, сыроежка, лисичка, опята, мухомор, бледная поганка или другие местные грибы. Различие изучаемых объектов. Строения гриба: шляпка, ножка (пенек), грибница, Съедобные несъедобные грибы. Использование человеком съедобных грибов.
- Лесные ягоды и орехи: ягоды (плоды) малины, клюквы, брусники, черники, земляники, рябины, черемухи; орехи (грецкий орех, кедровые орешки – семена сибирского кедра).
- Различие ягод и орехов по форме, величине, окраске и другим характерным признакам. Сравнение изучаемых объектов.
- Значение ягод и орехов для здоровья человека; использование их человеком.
- Растения плодового сада: деревья (яблоня, вишня, груша, слива); кустарники (малина, крыжовник, черная, белая и красная смородина) и травяные растения (садовая земляника).
- Растения огорода: морковь, свекла, помидоры, капуста, редис, укроп, огурцы, горох, репа, редька, салат.
- Различие растений плодового сада и огорода. Значение выращивания этих растений и использование их человеком.
- Овощи и фрукты: помидор, огурец, морковь, репа, свекла, яблоко, груша, слива, виноград, апельсин, лимон и другие местные овощи и фрукты.
- Различие изучаемых овощей и фруктов по форме, окраске, величине, вкусу, запаху; группировка по сходным признакам.
- Использование человеком овощей и фруктов. Гигиенические требования к обработке овощей и фруктов перед их употреблением в пищу.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
- свой домашний адрес;
- элементарные правила личной гигиены и уметь их выполнять;
- основные формы приветствия;
- основные правила поведения в интернате, на уроке, в игре и выполнять их;
- элементарные правила поведения на улице и выполнять их;
- ходить по тротуару (обочине), переходить улицу со взрослыми, знать правила перехода улицы (значение каждого цвета светофора), основные части улицы (дороги).
Список литературы для учащихся
- Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Ознакомление с окружающим миром. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 и 2 вида. – М: «Просвещение», 2008
- Речицкая Е. Г., Филоненко – Алексеева А. Л. Солнечный Зайчик: Ознакомление с окружающим миром: Учеб. Для подготовительного -1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Пособия для учителя:
- Титова М. О. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида; Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса
Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших...
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1-4 классов. УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по окружающему миру адресована учащимся 1 ступени начального общего образования. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"
Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2-го класса
1. Пояснительная записка «Окружающий мир» Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2-го класса остав...
Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 3 класса по программе: "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»3-5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-8...