Февраль - месяц вьюг и метелей.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок окружающего мира. 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру, проведенный 9 февраля 2011 года учителем начальных классов Алексеевой Е.С.

Тема: «Февраль месяц метелей и вьюг».

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями третьего месяца зимы и с изменениями, происходящими в природе.

Задачи урока: Дать представление о метели, вьюге, оттепели.

                        Познакомить с жизнью птиц и зверей зимой.

                        Развивать эмоциональное восприятие природных явлений.

                        Воспитывать заботливое отношение к животным и птицам.

воспитывать экологическую культуру, развивать и расширять речь и кругозор детей, учить видеть красоту природы, быть внимательным и добрым.

Ход урока

I. Организационный момент

 - Кто собрался у новогоднего костра в сказке С.Я. Маршака «12 месяцев»?

Выйдите месяцы, постройтесь по порядку.

Проверим, в правильном ли порядке встали наши «Месяцы». ( 1 ребенок перечисляет).

Спасибо.

11 Работа по теме

1)

-Какое сейчас время года? Перечислите зимние месяцы.

Как в народе говорят о декабре? (Декабрь полночь года. Год кончает, зиму начинает.)

Как  говорят о январе? (Году начало – зиме середина.)

Февраль –последний месяц зимы. «Дотяни до весны». Он самый короткий. Его прозвали коротышка. А еще менсяц февраль в народе прозвали «бокогрей».  Чуть солнышко припекло, и опять морозы и метели возвратятся. В феврале иногда стоит лютый холод. Говорят про него люди «Лютень». Месяц переменчивый, обманчивый.

2)

Я предлагаю вам сейчас прослушать музыкальное произведение, которое называется «Зима». Написал эту музыку скрипач, композитор Антонио Вивальди. После прослушивания музыкального фрагмента,  я прошу поделиться своими ощущениями, навеянными  образами.

(сугробы, снег метет, кружит, снегопад, мороз на катке, морозные узоры, капель, треск деревьев в зимнем лесу, ветер задувает фонари, ветер кружит снег в быстром вальсе».

Какими словами можно охарактеризовать февраль? Какой он? (Снежный, переменчивый, холодный, вьюжный, суровый, обманчивый, короткий, последний, ветреный).

3) Работа по учебнику стр. 20.

Февраль – месяц вьюг и метелей

Зима в разгаре. Снега в лесу столько, что без лыж и двух шагов не сделаешь. Ночью бывает такой мороз, что деревья трещат. Февраль месяц метелей и ветров.

-Чтение хорошо читающим учеником М.Фисенко.

-Чтение по предложениям. С.Орешкин, Э.Заец, Л.Алексеева, Д.Херсонцев.

-Прочитайте 1 предложение. Д.Афанасьев. - Как понимаете слова «зима в разгаре»? (в этом месяце холодно, снежно, ветрено).

-Что говорится о количестве снега?

- Подтвердите словами из текста, что очень холодно. «Деревья трещат». Даже после того, как дерево сбросило листья и сокодвижение прекратилось, влага в дереве есть. А от сильных холодов, она превращается в лед и увеличивается в обьеме.

Послушаем, как писали великие русские поэты о зиме.

Заец Эрика А.С. Пушкин.

Какая ночь! Мороз трескучий, На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами.

Фисенко Максим  С. Есенин

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Прочитайте последнее предложение. Говорят, что в феврале господствуют 2 подруги - метель да вьюга.

Пыхова Варя

Сегодня метель

Ненастная погодка

Метет по всей земле.

Предсказывала сводка

Метели в феврале.

Слово метель произошло от слов мести, заметать, засыпать.

Слово вьюга образовалось от слова виться, кружиться.

4) Презентация.

Февраль какой по счету месяц? (3, последний)

-Что такое метель? (Ветер со снегом) Поземка? Вьюга?

Что узнали о феврале? Какие признаки приближающейся весны вы знаете?

5) Заглянем в февральский лес. Какой он? Возможные ответы детей: деревья в снегу, снег шапками, снег искрится на солнце, туман, всё затаилось, тишина и т.д.)

Послушайте, как о снежном покрове писал С.Есение «Белая береза»

 А.поэт Тютчев называл зиму Чародейкой. И сразу хочется в этот лес попасть.

Физ. Минутка.

Встаем на лыжи.

Мы на лыжах в лес идем

Мы взбираемся на холм.

Вдруг поднялся сильный ветер

Он деревья крутит, вертит.

А вокруг лежат сугробы.

Снегом замело дороги.

Ну а мы идем идем

Мы на лыжах в лес идем.

- Как вы думаете, ребята, в каком состоянии лес? (Ответы детей: тихо, спокойно, складывается впечатление, что он спит.)

- А действительно ли лес спит? Замирает ли вся жизнь в лесу? Кто живёт в нём даже в такое холодное время?

(дети перечисляют)

Учитель

Сейчас мы поговорим о некоторых из них.

Я вам буду загадывать загадки, а отгадки мы будем вывешивать на доску (на доске появляются иллюстрации)

Рыжая плутовка спряталась под ёлкой

Зайца ждёт ждёт хитрюга та

Как зовут её?…(лиса)

Он за модой не следит,

На “показах” не сидит,

Но как сменится сезон,

Поменяет шубку он –

Серую немаркую

На белую и яркую

Модницам на зависть?

Кто же это?...(заяц)

В подполье, в каморке

Живёт она в норке,

Серая малышка

Кто же это?...(мышка)

Что мы знаем об этих зверях? Какая жизнь у них в феврале? Как они ведут себя зимой? (ответы детей)

Мороз крепчает к вечеру, и еще до заката солнца тетерева стараются найти себе теплое и укромное место для ночлега. Вот один из косачей начинает присматриваться, вытягивает шею и наклоняет голову, некоторое время перебирает ногами по суку, а затем сразу бросается вниз и исчезает в рыхлом снегу. Его примеру следуют и остальные птицы стаи.

Замела метель все тропинки и снег похож на чистый лист бумаги, но прошло время и на нём появились таинственные знаки. Что это за знаки? ( на партах листы со следами)

Мы можем предположить следы каких животных на снегу? (дети отвечают)

Учитель

Ответы детей (дятел, ворона, сорока) – вывешиваются иллюстрации.

Ш. Закрепление

Как вы думаете, уютно ли птицам в зимнем лесу?(можно пригласить детей к доске, чтобы они показали как неуютно птицам и зверям в лесу – они голосами животных их изображают)

В наше время погоду предсказывают синоптики, издавна люди старались наблюдать за поведением птиц, зверей и явлениями природы чтобы знать погоду на ближайшее время, т.е. пользовались народными приметами, придумывали пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки вы знаете о феврале?

Я для вас тоже приготовила приметы и пословицы о феврале, давайте их прочитаем.

- Завизжит метелица – всю неделю прометелится.

- Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.

В гости к какому месяцу мы сегодня с вами ходили?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Февраль месяц вьюг и метелей

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс. "Февраль месяц вьюг и метелей"...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Февраль месяц вьюг и метелей"

Открытый урок по окружающему миру "Февраль месяц вьюг и метелей"...

Февраль - месяц метелей и вьюг

Урок окружающего мира проводится в 3 четверти в 1 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...

Февраль - месяц метелей и вьюг.

Презентация к уроку окру жающего мира в 1 классе по программе "Начальная школа XXI века"...

Методические рекомендации к уроку окружающего мира 1 класс по теме " Февраль месяц вьюг и метелей"

Методические рекомендации к уроку окружающего мира 1 класс  по теме " Февраль месяц вьюг и метелей". Открытие новых знаний о живой и неживой природе. Работа над понятиями :метель , оттепель...