открытый урок
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Как человек научился считать время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx28.08 КБ
Файл prezentaciya1.pptx2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир, 4 класс

Образовательная система «Гармония»

Тема урока: Как человек научился считать время. Что такое сутки. Как считают годы. Как считают месяцы.

Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

  1. Систематизировать знания о начале сезонов по календарю, по солнцу, по фенологическим признакам;
  2. Ввести понятия «сутки», «месяц», «год»;
  3. Познакомить учащихся со старинными способами счёта времени;
  4. Воспитывать уважение к знаниям, добытым нашими предками.

Технологии: информационная, развивающая, проблемная (выбор оптимальной модели обучения для данных конкретных условий).

Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические, (выполнение учащимися практических действий)

Оборудование: 

  1. презентация Рower Point
  2. предметы для измерения длины, массы
  3. кувшин с водой
  4. мерный стакан
  5. банки определённой ёмкости (0,5 л, 1 л, 2 л)
  6. отрывной календарь
  7. глобус
  8. кабачок

Ход урока:

Этапы урока

Содержание

Примечание

Ι. Орг. момент

ΙΙ.  Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

ΙΙΙ. Сообщение темы урока

ΙV. Практическая работа

V. Изучение

нового материала

VΙ. Работа в тетради

VΙΙ. Итог урока

VΙΙΙ. Рефлексия

ΙХ. Домашнее задание

Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака  Руссо:

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Я желаю вам сегодня на нашем уроке убедиться в правильности этого высказывания.

- Как человек  познаёт окружающий мир?

- Какими могут быть цели путешествия?

- О чём в давние времена могли рассказывать возвратившиеся домой путешественники?

- О чём можно узнать у современных туристов?

- Как можно путешествовать в прошлое?

- Что изучает наука археология?

- Какие инструменты они используют?

- Какие исторические источники могут быть обнаружены в слоях земли?

- Расскажите о знаменитых находках археологов.

- Как узнали, когда произошло извержение Везувия?

- Когда были начертаны берестяные грамоты? ( в 11 веке)

- Сколько лет назад на территории нашей страны жили мамонты?(5 миллионов лет назад)

- Как вы узнаёте, что завтра нужно идти в школу?

- Когда наступает праздник Новый год?

Вывод: необходимо вести счёт времени.

- Сегодня на уроке мы узнаем, как человек научился считать время.

- Что необходимо знать, чтобы считать предметы?

- Что необходимо знать, чтобы узнать массу тела?

- Что необходимо знать, чтобы узнать длину предмета?

- Что необходимо знать, чтобы узнать объём жидкости?

Вывод: необходимо знать «мерки» - единицы измерения.

- Чтобы узнать длину предмета, надо взять линейку с мерками (мм, см, м) и приложить её к измеряемому предмету.

- Узнайте длину верёвки.

- Чтобы узнать массу тела, надо взвесить его на весах, т.е. уравновесить с помощью гирь определённой массы (кг, г)

- Узнайте массу яблока.

- Чтобы узнать объём воды в кувшине, надо перелить воду в сосуды определённого объёма (0,5 л, 1 л, 2 л) или мерный кувшин.

- Узнайте объём воды в кувшине.

- Люди придумали как измерить длину, массу, объём.

  1. Что такое сутки.

- А как же измерить время?

-Единицы измерения для счёта времени наши предки определили, наблюдая повторяющиеся природные явления. Одно из самых ярких явлений, которое можно наблюдать ежедневно – это смена дня и ночи.

-  Почему день сменяется ночью? (День сменяется ночью из – за того, что Земля вращается вокруг своей оси. При этом Солнце освещает то одну, то другую её сторону. )

- Укажите на рис. «Смена дня и ночи», где утро и где ночь.

- Где утро и где полдень?

- Где утро и где вечер? (Чтобы определить, где наступает на Земле утро, а где вечер, надо учесть направление движения Земли.. Та часть Земли, на которой была ночь, начинает освещаться  Солнцем. Утро наступает на границе тени и света (эта линия нам видна). Там, где был день, наступает вечер

(эта линия нам не видна – она с другой стороны рисунка).

- Почему мы говорим «солнце восходит», «солнце заходит», ведь движется Земля , а не  солнце? ( Эти высказывания родились у наших предков давным - давно. Тогда люди представляли себе, что солнце поднимается утром на небо, чтобы освещать и обогревать Землю, а на ночь, сойдя с неба, гаснет до утра, т. е. отдыхает, как люди и звери. Они полагали, что Солнце за сутки обходит вокруг Земли.)

- Что такое сутки?

- Сутки – это одна из основных мерок времени. Она используется и в лунном, и в солнечном календарях.

- Как вы думаете, какое время суток важнее?

Физ.минутка

Тихо встали, потянулись,
Влево, вправо повернулись.
Руки в сторону и вверх.
Каждый сядет тише всех.

  1. Как считают годы.

- отгадайте загадку:

Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пёстрый.

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сёстры.

(времена года)

- Солнце и Земля «творят» для нас дни и ночи. Кроме того, каждый год они «творят» нам времена года.

- Земля движется вокруг Солнца. Путь по которому Земля вращается вокруг Солнца, называют земной орбитой.

-Наблюдения за сезонными изменениями в природе подсказали древним людям мерку счёта времени побольше. Люди заметили, что в определённом порядке наступают разные времена года, сезоны: весна, лето, осень, зима. А потом они повторяются. И стали они считать годы от весны до весны, другие – от зимы до зимы, древние славяне – от лета до лета. Недаром мы говорим: сколько тебе лет? Столько лет прошло! И древние наши летописи – это описание жизни наших предков по летам, т.е. по годам.

- Что такое год? Чему он равен?

-При движении Земли направление и наклон её оси не изменяются. Это и приводит к изменению условий освещения Земли Солнцем в течение года. Четыре сезона ежегодно сменяют друг друга. Время  года, когда Солнце в полдень высоко поднимается на небе и освещает земную поверхность дольше в течение суток – это лето. Время года, когда Солнце в полдень низко поднимается на небе и дни самые короткие – это зима. Осенью и весной Земля освещается Солнцем одинаково. Но первый весенний месяц следует после  зимы, поэтому он холоднее осеннего.

- Чем определяется смена сезонов на Земле? (движением Земли вокруг солнца и наклоном её оси относительно плоскости орбиты.)

- В русском языке слово «день» имеет два значения: «сутки» и «день». Продолжительность суток (24 часа) в течение года не меняется, а вот продолжительность светового дня меняется существенно от  зимы к лету, соответственно меняется и продолжительность ночи.

- Где можно найти данные о продолжительности дня и ночи на каждый день года? (в отрывном календаре)

- Эти данные очень точно вычисляют астрономы, отслеживающие движение Земли вокруг Солнца и её вращение вокруг оси.

- Весной и осенью день равен ночи. Бывает это 21 марта и 23 сентября. Называется это время – дни весеннего и осеннего равноденствия. Летом самый длинный день  в году, ночь самая короткая  -  22 июня – день летнего солнцестояния. 21 декабря – день зимнего солнцестояния, когда день самый короткий, а ночь самая длинная.

  1. Как считают месяцы.

- Отгадайте загадки:

1) Круглолица, белолица,

    Во все зеркала глядится. (Луна)

2) Рогатый, а не бодается. (Месяц)

-С давних пор люди использовали для счёта времени ещё одно повторяющееся явление природы – изменение вида луны на ночном небе. Древние отмечали 4 вида Луны, которые сменялись через 7 дней. Около двух дней Луны не видно на небе, а затем всё повторяется. Так появились мерки – месяц и неделя. Начало месяца определяли по появлению на небе тонкого серпика Луны. До сих пор в эти дни говорят: «месяц народился».

- Почему меняется и повторяется вид Луны?

-Видна луна потому, что она освещается Солнцем. При движении Луна занимает  разное положение относительно Солнца и Земли. Поэтому и вид её на небе меняется.

-  Почему луну называют ещё и месяцем?

-  За какое время Луна совершит один оборот вокруг Земли?

 Задание № 4, 6

- Можно ли прожить без знания времени?

- От чего происходит смена дня и ночи?

- Чему равен полный оборот Земли вокруг своей оси?

- Сколько времени надо Земле, чтобы обернуться вокруг Солнца?

- Что такое високосный год?

- Почему в году 12 месяцев?

- У всех ли народов земли счёт лет начинается в одно и  то же время года?

- Что можете рассказать другу, родителям? Что понравилось на уроке или наоборот?

Выставление  оценок

Учебник с. 12 – 17

Рабочая тетрадь задания № 5, 7, 8, 9; задание № 10 – в течение месяца.

- Огромное спасибо вам за работу.

Уч-ся рассказывают о г. Помпеи, о берестяных грамотах, останках мамонтов.

Слайд № 1 – тема урока

1 уч - к выходит к доске  и измеряет

1 уч - к выходит к доске  и измеряет

1 уч - к выходит к доске  и измеряет

Стр.12,  слайд № 2

Слайд № 3

Сутки – период вращения Земли вокруг своей оси = 24ч.

Слайд № 4

Рассказ уч - ля  «Как считают годы»  на с. 15 – 16

Слайд № 5

Год  - время оборота Земли вокруг Солнца = 365 сут.6 ч.

Високосный год = 366 сут.

Слайд  № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

Схема «Продолжительность светового дня» - анализ схемы

Слайд № 9

Рассказ  уч - ля о том. как считают месяцы.

слайд №  10 - фазы Луны

Слайд № 11

Месяц – время, через которое повторяется вид луны, приблизительно 30 суток

самостоятельно, проверка;

Слайд № 12


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : Как человек научился считать время. Что такое сутки. Как считают годы. Как считают месяцы.

Слайд 3

Сутки – период вращения Земли вокруг своей оси = 24ч.

Слайд 4

Путь, по которому Земля движется вокруг Солнца, называют земной орбитой.

Слайд 5

Год - время оборота Земли вокруг Солнца = 365 сут.6 ч. Високосный год = 366 сут .

Слайд 7

Отрывной календарь

Слайд 8

Продолжительность светового дня

Слайд 11

Месяц – время, через которое повторяется вид луны, приблизительно 30 суток.

Слайд 12

Домашнее задание: с . 12 – 17 Раб. т. - № 5, 7, 8, 9; № 10 – в течение месяца.

Слайд 13

Солнце днём работает, а ночью отдых берёт . Нельзя Солнцу дважды в сутки Землю обходить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...