открытый урок
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме
Как человек научился считать время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 28.08 КБ |
prezentaciya1.pptx | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир, 4 класс
Образовательная система «Гармония»
Тема урока: Как человек научился считать время. Что такое сутки. Как считают годы. Как считают месяцы.
Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:
- Систематизировать знания о начале сезонов по календарю, по солнцу, по фенологическим признакам;
- Ввести понятия «сутки», «месяц», «год»;
- Познакомить учащихся со старинными способами счёта времени;
- Воспитывать уважение к знаниям, добытым нашими предками.
Технологии: информационная, развивающая, проблемная (выбор оптимальной модели обучения для данных конкретных условий).
Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические, (выполнение учащимися практических действий)
Оборудование:
- презентация Рower Point
- предметы для измерения длины, массы
- кувшин с водой
- мерный стакан
- банки определённой ёмкости (0,5 л, 1 л, 2 л)
- отрывной календарь
- глобус
- кабачок
Ход урока:
Этапы урока | Содержание | Примечание |
Ι. Орг. момент ΙΙ. Проверка домашнего задания Фронтальный опрос ΙΙΙ. Сообщение темы урока ΙV. Практическая работа V. Изучение нового материала VΙ. Работа в тетради VΙΙ. Итог урока VΙΙΙ. Рефлексия ΙХ. Домашнее задание | Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». - Я желаю вам сегодня на нашем уроке убедиться в правильности этого высказывания. - Как человек познаёт окружающий мир? - Какими могут быть цели путешествия? - О чём в давние времена могли рассказывать возвратившиеся домой путешественники? - О чём можно узнать у современных туристов? - Как можно путешествовать в прошлое? - Что изучает наука археология? - Какие инструменты они используют? - Какие исторические источники могут быть обнаружены в слоях земли? - Расскажите о знаменитых находках археологов. - Как узнали, когда произошло извержение Везувия? - Когда были начертаны берестяные грамоты? ( в 11 веке) - Сколько лет назад на территории нашей страны жили мамонты?(5 миллионов лет назад) - Как вы узнаёте, что завтра нужно идти в школу? - Когда наступает праздник Новый год? Вывод: необходимо вести счёт времени. - Сегодня на уроке мы узнаем, как человек научился считать время. - Что необходимо знать, чтобы считать предметы? - Что необходимо знать, чтобы узнать массу тела? - Что необходимо знать, чтобы узнать длину предмета? - Что необходимо знать, чтобы узнать объём жидкости? Вывод: необходимо знать «мерки» - единицы измерения. - Чтобы узнать длину предмета, надо взять линейку с мерками (мм, см, м) и приложить её к измеряемому предмету. - Узнайте длину верёвки. - Чтобы узнать массу тела, надо взвесить его на весах, т.е. уравновесить с помощью гирь определённой массы (кг, г) - Узнайте массу яблока. - Чтобы узнать объём воды в кувшине, надо перелить воду в сосуды определённого объёма (0,5 л, 1 л, 2 л) или мерный кувшин. - Узнайте объём воды в кувшине. - Люди придумали как измерить длину, массу, объём.
- А как же измерить время? -Единицы измерения для счёта времени наши предки определили, наблюдая повторяющиеся природные явления. Одно из самых ярких явлений, которое можно наблюдать ежедневно – это смена дня и ночи. - Почему день сменяется ночью? (День сменяется ночью из – за того, что Земля вращается вокруг своей оси. При этом Солнце освещает то одну, то другую её сторону. ) - Укажите на рис. «Смена дня и ночи», где утро и где ночь. - Где утро и где полдень? - Где утро и где вечер? (Чтобы определить, где наступает на Земле утро, а где вечер, надо учесть направление движения Земли.. Та часть Земли, на которой была ночь, начинает освещаться Солнцем. Утро наступает на границе тени и света (эта линия нам видна). Там, где был день, наступает вечер (эта линия нам не видна – она с другой стороны рисунка). - Почему мы говорим «солнце восходит», «солнце заходит», ведь движется Земля , а не солнце? ( Эти высказывания родились у наших предков давным - давно. Тогда люди представляли себе, что солнце поднимается утром на небо, чтобы освещать и обогревать Землю, а на ночь, сойдя с неба, гаснет до утра, т. е. отдыхает, как люди и звери. Они полагали, что Солнце за сутки обходит вокруг Земли.) - Что такое сутки? - Сутки – это одна из основных мерок времени. Она используется и в лунном, и в солнечном календарях. - Как вы думаете, какое время суток важнее? Физ.минутка Тихо встали, потянулись,
- отгадайте загадку: Четыре раза в год они Земли наряд меняют пёстрый. Бегут, бегут за днями дни, Приходят и уходят сёстры. (времена года) - Солнце и Земля «творят» для нас дни и ночи. Кроме того, каждый год они «творят» нам времена года. - Земля движется вокруг Солнца. Путь по которому Земля вращается вокруг Солнца, называют земной орбитой. -Наблюдения за сезонными изменениями в природе подсказали древним людям мерку счёта времени побольше. Люди заметили, что в определённом порядке наступают разные времена года, сезоны: весна, лето, осень, зима. А потом они повторяются. И стали они считать годы от весны до весны, другие – от зимы до зимы, древние славяне – от лета до лета. Недаром мы говорим: сколько тебе лет? Столько лет прошло! И древние наши летописи – это описание жизни наших предков по летам, т.е. по годам. - Что такое год? Чему он равен? -При движении Земли направление и наклон её оси не изменяются. Это и приводит к изменению условий освещения Земли Солнцем в течение года. Четыре сезона ежегодно сменяют друг друга. Время года, когда Солнце в полдень высоко поднимается на небе и освещает земную поверхность дольше в течение суток – это лето. Время года, когда Солнце в полдень низко поднимается на небе и дни самые короткие – это зима. Осенью и весной Земля освещается Солнцем одинаково. Но первый весенний месяц следует после зимы, поэтому он холоднее осеннего. - Чем определяется смена сезонов на Земле? (движением Земли вокруг солнца и наклоном её оси относительно плоскости орбиты.) - В русском языке слово «день» имеет два значения: «сутки» и «день». Продолжительность суток (24 часа) в течение года не меняется, а вот продолжительность светового дня меняется существенно от зимы к лету, соответственно меняется и продолжительность ночи. - Где можно найти данные о продолжительности дня и ночи на каждый день года? (в отрывном календаре) - Эти данные очень точно вычисляют астрономы, отслеживающие движение Земли вокруг Солнца и её вращение вокруг оси. - Весной и осенью день равен ночи. Бывает это 21 марта и 23 сентября. Называется это время – дни весеннего и осеннего равноденствия. Летом самый длинный день в году, ночь самая короткая - 22 июня – день летнего солнцестояния. 21 декабря – день зимнего солнцестояния, когда день самый короткий, а ночь самая длинная.
- Отгадайте загадки: 1) Круглолица, белолица, Во все зеркала глядится. (Луна) 2) Рогатый, а не бодается. (Месяц) -С давних пор люди использовали для счёта времени ещё одно повторяющееся явление природы – изменение вида луны на ночном небе. Древние отмечали 4 вида Луны, которые сменялись через 7 дней. Около двух дней Луны не видно на небе, а затем всё повторяется. Так появились мерки – месяц и неделя. Начало месяца определяли по появлению на небе тонкого серпика Луны. До сих пор в эти дни говорят: «месяц народился». - Почему меняется и повторяется вид Луны? -Видна луна потому, что она освещается Солнцем. При движении Луна занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Поэтому и вид её на небе меняется. - Почему луну называют ещё и месяцем? - За какое время Луна совершит один оборот вокруг Земли? Задание № 4, 6 - Можно ли прожить без знания времени? - От чего происходит смена дня и ночи? - Чему равен полный оборот Земли вокруг своей оси? - Сколько времени надо Земле, чтобы обернуться вокруг Солнца? - Что такое високосный год? - Почему в году 12 месяцев? - У всех ли народов земли счёт лет начинается в одно и то же время года? - Что можете рассказать другу, родителям? Что понравилось на уроке или наоборот? Выставление оценок Учебник с. 12 – 17 Рабочая тетрадь задания № 5, 7, 8, 9; задание № 10 – в течение месяца. - Огромное спасибо вам за работу. | Уч-ся рассказывают о г. Помпеи, о берестяных грамотах, останках мамонтов. Слайд № 1 – тема урока 1 уч - к выходит к доске и измеряет 1 уч - к выходит к доске и измеряет 1 уч - к выходит к доске и измеряет Стр.12, слайд № 2 Слайд № 3 Сутки – период вращения Земли вокруг своей оси = 24ч. Слайд № 4 Рассказ уч - ля «Как считают годы» на с. 15 – 16 Слайд № 5 Год - время оборота Земли вокруг Солнца = 365 сут.6 ч. Високосный год = 366 сут. Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8 Схема «Продолжительность светового дня» - анализ схемы Слайд № 9 Рассказ уч - ля о том. как считают месяцы. слайд № 10 - фазы Луны Слайд № 11 Месяц – время, через которое повторяется вид луны, приблизительно 30 суток самостоятельно, проверка; Слайд № 12 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сутки – период вращения Земли вокруг своей оси = 24ч.
Путь, по которому Земля движется вокруг Солнца, называют земной орбитой.
Год - время оборота Земли вокруг Солнца = 365 сут.6 ч. Високосный год = 366 сут .
Отрывной календарь
Продолжительность светового дня
Месяц – время, через которое повторяется вид луны, приблизительно 30 суток.
Домашнее задание: с . 12 – 17 Раб. т. - № 5, 7, 8, 9; № 10 – в течение месяца.
Солнце днём работает, а ночью отдых берёт . Нельзя Солнцу дважды в сутки Землю обходить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...