Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (УМК "Школа России")
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета " Окружающий мир " для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта начального общего образования второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_2_kl_shkola_rossii.doc | 395 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Мурманска
средняя общеобразовательная школа № 31
Утверждено решением педагогического совета
Протокол №______от__________
Приказ №________от__________
Директор_____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Окружающий мир
УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета " Окружающий мир " для 2 класса
разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта начального общего образования второго поколения
Программа рассмотрена на МО учителей начальных классов МОУ СОШ № 31 Протокол №________от_________ | Программа согласована на методсовете Зам. директора________ Протокол №_______от__________ | Программу составила учитель начальных классов Крупина Н. П. |
Пояснительная записка
к тематическому планированию по окружающему миру
2 класс
1.Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе. | Предмет естественнонаучного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. |
2.Кому адресована программа. | Учебный курс «Окружающий мир» адресован обучающимся 2 класса четырёхлетней начальной школы. |
3.Соответствие федеральному государственному образовательному стандарту. | Программа разработана на основе Федерального государ ственного образовательного стандарта начального общего обра зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова. |
4.Цели и задачи программы. | Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на правлено на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание ме ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ ного многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса явля ются: 1) формирование уважительного отношения к семье, насе лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. |
5.Принципы, лежащие в основе построения программы. | Принципиальная особенность программы - построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования: личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное. |
6.Специфика программы. | Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. |
7.Основные содержательные линии курса (разделы, структура). |
|
8.Требования к уровню подготовки обучающихся. | Знать: неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии; строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах; основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России. Уметь: различать объекты природы и предметы, созданные человеком; объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растения и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе; различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; определять основные стороны горизонта с помощью компаса; приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга. |
9. Требования к результатам универсальных учебных действий. | Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об разования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской иден тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен тации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и по искового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф фективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств пред ставления информации для создания моделей изучаемых объ ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и осо бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа ющий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной сре де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу ющие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, вос питание чувства гордости за национальные свершения, откры тия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и обще ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас сификация и др. с получением информации из семейных ар хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. |
10.Виды и формы организации учебного процесса. | Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Программа предусматривает проведение уроков: урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки знаний и умений, комбинированный урок, урок-игра, урок - практическое занятие, экскурсия, урок-презентация. |
11. Итоговый контроль. | Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса. |
12.Объем и сроки обучения. | 68 ч в год - 2 ч в неделю. |
13.Библиографический список для обучающихся. |
|
14.Библиографический список для учителя. | 1.Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Универсальное планирование. 2 класс. Изд.3-е переработанное и дополненное. М.: «ВАКО», 2006.-368с.- (В помощь школьному учителю). ISBN 5-94665-288-5. 2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1-2-е изд.- М.:Просвещение, 2009.- 317с.- (Стандарты второго поколения). ISBN 978-5-09- 021421-6. 3. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. Ш67 В 2ч. Ч.1/ [М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.]. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-158с.- ISBN 978-5-09- 020619-8. |
Тематическое планирование
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | |
Человек и природа – 38 ч | |||
Природа - это то, что нас окружа ет, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и жи вая природа. Примеры явлений природы: смена времен года, сне гопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Солнце - ближайшая к нам звезда, Звёзды. Источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета. Географическая карта. Времена года, их осо бенности (на основе наблюдений). Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (темпе ратура воздуха, облачность, осад ки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: рав нины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозна чение равнин и гор на карте). Осо бенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); исполь зование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Состояния воды, ее распространение в приро де, значение для живых организ мов и хозяйственной жизни чело века. Полезные ископаемые, их значе ние в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископае мые родного края (2-3 примера). Растения, их разнообразие. Де ревья, кустарники, травы. Дико растущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родно го края, названия и краткая харак теристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищ ные, растительноядные, всеядные). Дикие и домашние животные. Роль жи вотных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характе ристика на основе наблюдений. Взаимосвязи в природе (на примере своей местности): растения - пища и ук рытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Человек - часть природы. Зависи мость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана при родных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, раститель ного и животного мира. Красная книга России, ее значение, отдель ные представители растений и жи вотных Красной книги. Общее представление о строении тела человека. Гигиена. Номера телефонов экстренной помощи. | Времена года - 6 ч Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке). Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой. Признаки весны (уве личение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние сне га и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной. Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у жи вотных). Природа вокруг нас – 4 ч Растения — живые организмы. Роль растений в очищении возду ха и обеспечении пищей живот ных. Животные - живые организмы. Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одо машненными растениями и живот ными. Их многообразие и полез ные свойства. Использование человеком богатств природы. Значение природы для существования всего живого на Земле. Правила поведения в парке, в ле су, на реке и озере. Бережное от ношение к окружающему миру. Природа неживая и живая - 12 ч Природа - это весь многообраз ный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Знакомство с природными объектами и изделиями (искус ственными предметами). Неживая и живая природа. Примеры явле ний природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рас свет, закат, ветер, дождь, гроза. Воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека. Погода, ее составляющие (темпе ратура воздуха, облачность, осад ки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Вода, её значение для живых организмов, человека. Водоемы родного края (названия, краткая характе ристика на основе наблюдений). Полезные ископаемые родного края (2-3 примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Растения, их разнообразие. Де ревья, кустарники, травы. Дико растущие и культурные растения (на примере растений своей местности). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отноше ние человека к растениям. Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери (на примере животных сво ей местности), их отличия. Дикие и домашние животные (на примере животных своей мест ности). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отноше ние человека к животным. Единство живого и неживого - 2 ч Взаимосвязи в сообществе растений и животных: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители пло дов и семян растений (на местных примерах). Человек — часть природы - 4 ч Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана при родных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира. Красная книга России, ее значе ние, отдельные представители рас тений и животных Красной книги. Тело человека - 3 ч Системы органов. Гигиена. Телефоны экстренной помощи. Наша страна на карте и глобусе -7 ч Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета. Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на карте. Времена года, их осо бенности (на основе наблюдений). Формы земной поверхности: рав нины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозна чение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото);использование человеком. | Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. Исследовать (на основе непосред ственных наблюдений) связи жиз недеятельности растений, живот ных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии "Времена года в нашем крае". Различать растения и животных, используя информацию, получен ную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности ди корастущих и культурных расте ний, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные; куль турные—дикорастущие растения. Анализировать примеры использо вания человеком богатств приро ды. Обсуждать в группах и объяс нять правила поведения в различ ных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкрет ные примеры поведения в природе. Различать природные объекты и изделия. Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом мате риале), характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой при роды по отличительным признакам. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Измерять температуру воздуха, во ды с помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных иско паемых. Характеризовать свой ства изученных полезных ископа емых. Различать изученные по лезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Описывать внешний вид характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) из учебников и дополнительных источников знаний о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. Характеризовать влияние человека на природу (на примере своей местности). Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Моделировать формы. поверхности из песка, глины или пластилина. Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоемы и опреде лять их названия. Работать с готовыми моделями (физической картой): показывать на карте материки и океаны. Сравнивать и различать времена года. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности. Ориентироваться на местности (в группах) с помощью компаса, по местным признакам во время экскурсии. Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли. | |
Человек и общество -30 ч | |||
Человек — член общества. Взаимо отношения человека с другими людьми. Культура общения. Уваже ние к чужому мнению. Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаи мопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Име на и фамилии членов семьи. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаи моотношений со взрослыми, свер стниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника, чередова ние труда и отдыха в режиме дня. Прави ла безопасного поведения на до рогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопо жарной безопасности, основные правила обращения с газом, элект ричеством, водой. Профессии людей. Общественный транспорт. Транс порт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Государственная сим волика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн Рос сии; правила поведения при прослушивания гимна. Россия на карте. Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Города Золотого кольца России (по выбору). Родной край — частица России. Родной город (село), регион (об ласть, край, республика): назва ние, основные достопримечатель ности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знаком ство с 3—4 странами (по выбору): название, расположение на поли тической карте, столица, главные достопримечательности. | Я — школьник -3 ч Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаи моотношений со взрослыми, свер стниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника, чередова ние труда и отдыха в режиме дня. Правила безопасной жизнедея тельности -7 ч Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Дорога от дома до школы, прави ла безопасного поведения на до рогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопо жарной безопасности, основные правила обращения с газом, элект ричеством и водой. Моя Родина -3 ч Семья - самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее со став. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Распределе ние домашних обязанностей. Обя занности ребенка в семье. Место работы членов семьи, их профессии. Занятия людей. Знакомые школьнику про фессии на примере своего населенного пункта. Городской транс порт. Правила уличного движения — гарантия безопасности на улицах города. Название родной страны. Государ ственный флаг России, значение цветов флага. Москва - столица России. Красная площадь и Кремль - главные достопримеча тельности Москвы. Родной край — частица Родины -3 ч Семья и семейные традиции. Имена и фамилии чле нов семьи. Родной регион (область, край, республика) и его местонахожде ние на карте. Наро ды, населяющие регион (по вы бору). Некоторые обычаи и харак терные особенности быта народов (2-3 примера). Человек — член общества -2 ч Взаимоотношения человека с дру гими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Многообразие видов деятельности людей. Значение труда для человека и общества -7 ч Профессии людей. Транспорт го рода и села. Наземный, воздуш ный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Телефоны экстренной помощи. Наша Родина — Россия, Российс кая Федерация -2ч Расположение Москвы на карте России. Москва - столица России. Некоторые достопримечательности столицы России. Города России (по выбору). Государственный герб России, Го сударственный гимн России. Пра вила поведения при прослушива нии гимна. Страны и народы мира -3 ч Общее представление о многооб разии стран, народов на Земле. Знакомство с 2-3 странами (с контрастными особенностями): на звание, расположение на карте, столица, главные достопримечательности. | Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстника ми и обсудить их. Моделировать и оценивать раз личные ситуации поведения в шко ле и других общественных местах. Различать формы поведения, кото рые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Выбирать оптимальные формы по ведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Работать в группах по составлению режима дня. Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). Обсуждать в коллективе необходи мость соблюдения правил здоро вого образа жизни. Выявлять потенциально опасные си туации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения лич ного и общественного имущества. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водо емах, в школе. Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге). Объяснять основные правила об ращения с газом, электричеством, водой. Готовить рассказы о семье, домаш нем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, мест ными жителями. Приводить примеры заботы школь ников о младших членах семьи, престарелых и больных. Рассказывать по результатам экс курсии о достопримечательностях родного города (села). Участвовать в игровых ситуациях по соблюде нию правил движения. Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание рос сийского флага среди флагов дру гих стран. Работать с текстом и иллюстрация ми учебника: находить нужную информацию и иллюстрации о достопримечательностях Москвы. Составлять вместе со старшими родственниками родословное дре во семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье. Находить на карте России родной регион. Готовить в группе рассказ по ре зультатам экскурсии в краеведче ский музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного региона. Обмениваться мнениями, получен ными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным материалом. Приводить примеры культуры об щения во взаимоотношениях лю дей. Моделировать ситуации об щения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реаль ные и игровые ситуации общения. Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскур сии на одно из предприятий род ного края. Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Участвовать в учебной игре о пра вилах пользования транспортом. Работать с картой: по казывать территорию России. Участвовать в практической работе с картой: определять местонахожде ние Москвы и других крупнейших городов (2-3) на карте России. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе допол нительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами гер ба столицы, достопримечательнос тей городов России. Объяснять основные изображения Государственного герба России, уз навать его среди гербов других стран. Описывать элементы герба Москвы. Работать с текстом Госу дарственного гимна России. Про слушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ. Проводить практическую работу: находить изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную инфор мацию о них с помощью библио теки, Интернета и других инфор мационных средств. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. | |
Итого: 68 часов (2 часа в неделю) |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе по программе «Школа России»
№ | Да та | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки уч-ся | Вид контроля | Практи-ческая часть | УДД | ||||||||||||||||||
Раздел «Где мы живем?» (4 ч) | |||||||||||||||||||||||||||
Родная страна. Народы, населяющие Россию. | 1ч | Урок ознаком-ления с новым матери-алом. | Наша Родина-Россия, Российская Федерация. Государственная сим волика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн Рос сии; правила поведения при прослушивания гимна. Россия – многонациональная страна. Россия на карте. | Знать: -государственные символы нашей страны. | Текущий. | Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание рос сийского флага среди флагов дру гих стран). Работать с картой: по казывать территорию России. | |||||||||||||||||||||
Город и село. Проект «Родной город» | 1ч. | Урок ознаком-ления с новым материалом. | Родной край—частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. | Знать: -основные сведения о своем городе; -домашний адрес. Уметь: -вести наблюдения за жизнью города. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — фотографировать памятные места г. Мурманска; — коллективно составлять рассказ о городе; — оформлять фотовыставку. | Фронтальный | Находить на карте России родной регион. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами). | |||||||||||||||||||||
Природа и рукотворный мир | 1 ч | Комбинированный | Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие. | Знать: – понятия «природные» и «рукотворные» объекты; – основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе). Уметь: – различать объекты природы и изделия. | Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства Анализировать влияние человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. | ||||||||||||||||||||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем?» | 1ч | Урок-обоб щения и применения знаний и умений. | Обобщение знаний, полученных детьми по разделу «Где мы живем». Выполнение тестовых заданий учебника. | Уметь - применять полученные знания и умения на уроках и в жизни; - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. - обсуждать выступления учащихся; - слушать и понимать речь других. | Тематический контроль | Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Оценивать конкретные примеры поведения в природе. | |||||||||||||||||||||
Раздел «Природа» (20 ч) | |||||||||||||||||||||||||||
Неживая и живая природа, связь между ними. | 1ч | Комбинированный. | Объекты живой и неживой природы: люди, животные, здания, машины и т. д. Отличие объектов природы от созданных человеком. Понимание связи неживой и живой природы | Знать: -живая и неживая природа. Уметь: - различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы. | Текущий | Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Группировать (классифициро-вать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. | |||||||||||||||||||||
Явления природы. Как измерять температуру? | 1ч | Урок ознаком-ления с новым материа-лом. Практическая работа | Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Знакомство с различными видами термометров. Правила пользования ими. Опыты с природными объектами, простейшие измерения температуры воздуха, воды | Знать: – понятие «явления природы»; – понятие «температура»; – правила измерения температуры; Уметь измерять и записывать температуру; - вести наблюдения в природе под руководством учителя. | Текущий. Индивидуальный опрос | Пр/р №1 Знакомство с устройством термометра, измерение температуы воздуха, воды и тела человека. | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. | ||||||||||||||||||||
Что такое погода? | 1ч | Комбинированный. | Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. | Знать: – понятие «погода»; – названия времён года; – названия осенних месяцев. Уметь: – отмечать погоду в дневнике наблюдений; – определять признаки сезонных изменений в природе; – определять температуру воздуха. | Текущий. | Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. | |||||||||||||||||||||
В гости к осени. Наблюдение осенних изменений в природе. | 1ч | Экскур-сия. | Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке). | Знать правила поведения на экскурсии. Уметь: – устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; – выполнять правила поведения в природе. | Фронтальная беседа. Тест | Экскур-сия: Наблюде-ние осенних измене-ний в природе. | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии "Времена года в нашем крае". Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. | ||||||||||||||||||||
В гости к осени. Сезонные изменения в природе: осенние явления. | 1ч | Комбинированный | Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке). | Знать: -основные признаки времен года в природе Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе. | Текущий. | Проводить групповые наблюдения "Времена года в нашем крае". Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Сравнивать и различать времена года. | |||||||||||||||||||||
Звездное небо. | 1ч | Урок ознаком-ления с новым материа-лом. | Солнце - ближайшая к нам звезда. Звезды. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представле-ние о зодиакальных созвездиях. | Знать: – названия звезд и созвездий; – легенды о созвездиях. Уметь: – находить звезды и созвездия на ночном небе; – давать характеристику некоторым созвездиям и звездам. | Текущий. | Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. | |||||||||||||||||||||
Заглянем в кладовые Земли. Горные породы и минералы. | 1ч | Урок ознаком-ления с новым материа-лом. | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Гранит и его состав. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). | Знать: – понятия «горная порода» и «минералы»; – названия и отличия горных пород от минералов; – состав гранита. Уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы | Текущий. | Пр/р №2 Знаком-ство с горными породами и минералами. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). | ||||||||||||||||||||
Про воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека. Защита воздуха от загрязнения. | 1ч | Комбинированный. | Воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воздуха. | Знать: – основные свойства воздуха; – общие условия, необходимые для жизни растений и животных. -правила поведения в природе. Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; – определять температуру воздуха, воды и тела человека; -выполнять правила поведения в природе. | Текущий. | Наблюдать объекты природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. | |||||||||||||||||||||
…И про воду. Значение воды для растений, животных, человека. Защита воды от загрязнения. | 1ч | Комбинированный. | Вода. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды. | Знать, где используется вода, как и почему она загрязняется. Уметь: – называть свойства воды; – роль воды для живой природы; -вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе. | Текущий. | Наблюдать объекты природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. | |||||||||||||||||||||
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. | 1ч | Комбинированный. | Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | Знать: -растения дикорастущие; -кустарники, деревья, травы; некоторые охраняемые растения своей местности. Уметь: -различать изучаемые группы растений. | Текущий. | Пр/р №3 Распозна-вание деревьев, кустарни ков, трав. | Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. | ||||||||||||||||||||
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. | 1ч | Комбинированный. | Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери (на примере животных своей местности), их отличия. | Знать: -животные дикие и домашние; -насекомые, рыбы, птицы, звери; -некоторые охраняемые животные своей местности. Уметь: -различать изучаемые группы животных. | Текущий. | Описывать внешний вид характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). | |||||||||||||||||||||
Невидимые нити. Экологичес-кие связи между растениями и животными. | 1ч | Урок ознаком-ления с новым материа-лом. | Взаимосвязи в сообществе растений и животных: растения - пища и укрытие для животных. | Знать: -растения дикорастущие; деревья, кустарники, травы, -животные дикие и домашние; -насекомые, рыбы, птицы, звери; -некоторые охраняемые растения и животные. Уметь: -различать изучаемые группы растений и животных. | Текущий. | Извлекать (по заданию учителя) из учебников и дополнительных источников знаний о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. | |||||||||||||||||||||
Дикорасту-щие и культурные растения. | 1ч | Комбинированный. | Дико растущие и культурные растения (на примере растений своей мест ности). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отноше ние человека к растениям. | Знать: -растения дикорастущие; -кустарники, деревья, травы; некоторые охраняемые растения своей местности. Уметь: -различать изучаемые группы растений | Текущий. | Пр/р №4 Знаком-ство с представителями дикорастущих и культур ных растений. | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. | ||||||||||||||||||||
Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни людей, бережное отноше ние человека к животным. | 1ч | Комбинированный. | Дикие и домашние животные (на примере животных своей местности). Роль животных в жизни людей, бережное отноше ние человека к животным. | Знать: -животные дикие и домашние; -насекомые, рыбы, птицы, звери; -некоторые охраняемые животные своей местности. Уметь: -различать изучаемые группы животных | Текущий. Тест. | Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). | |||||||||||||||||||||
Комнатные растения и уход за ними. | 1ч | Комбинированный. | Растения, их разнообразие. Роль растений в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | Уметь: -различать изучаемые группы растений | Текущий. | Пр/р №5 Отработ-ка приёмов ухода за комнатными растениями. | Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений (на примере своей местности). Группировать (классифициро-вать) объекты природы по признакам: культурные—дикорастущие растения. | ||||||||||||||||||||
Животные живого уголка. | 1ч | Урок применения знаний. | Животные, их разнообразие. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Уход за обитателями живого уголка. | Знать: – представителей живого уголка; – правила ухода за животными живого уголка. Уметь правильно ухаживать за животными живого уголка | Фронтальная беседа. Тест | Пр/р №6 Знаком-ство с животными живого уголка и уход за ними. | Характеризовать особенности диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифициро-вать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные. | ||||||||||||||||||||
Про кошек и собак. Уход за домашними животными. | 1ч | Комбинированный. | Домашние животные (на примере животных своей местности). Роль животных в жизни людей, ответственность за животных, бережное отношение к животным. Наиболее распространенные породы кошек и собак. | Знать: – породы кошек и собак; – правила ухода за домашними животными Уметь: – называть некоторые породы кошек и собак; – характеризовать условия жизни кошек и собак | Текущий. | Характеризовать особенности диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифициро-вать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные. | |||||||||||||||||||||
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. | 1ч | Урок ознаком-ления с новым материа-лом. | Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и жи вотных Красной книги. | Знать: -некоторые охраняемые растения и животные своей местности. Уметь: -различать изучаемые группы растений и животных. | Текущий. | Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | |||||||||||||||||||||
Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» | 1ч | Комбинированный. | Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: растительного и животного мира. | Знать: -некоторые охраняемые растения и животные своей местности. Уметь: -различать изучаемые группы растений и животных; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Текущий. | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. | |||||||||||||||||||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1ч | Урок-обоб щения и применения знаний и уме ний. | Обобщение знаний, полученных детьми по разделу «Природа». Выполнение тестовых заданий учебника. | Уметь - применять полученные знания и умения на уроках и в жизни; - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. - обсуждать выступления учащихся; - слушать и понимать речь других. | Тематический контроль | Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Оценивать конкретные примеры поведения в природе. | |||||||||||||||||||||
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) | Жизнь города и села - 12ч | ||||||||||||||||||||||||||
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. | 1ч | Урок озна-ком-ления с новым материалом. | Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта. | Уметь: -вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя. | Текущий. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным материалом. | |||||||||||||||||||||
Из чего что сделано. Первоначаль-ные представле-ния об отдельных производст-венных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа. | 1ч | Урок озна-ком-ления с новым материалом. | Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта. Промышленные предприятия своего города ( изучается по усмотрению учителя). | Знать: -основные сведения о своем городе; Уметь: -вести наблюдения за жизнью города. | Текущий. | Работать с иллюстративным материалом. Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. | |||||||||||||||||||||
Как построить дом. Строительст-во в городе (в селе). | 1ч | Комбинирован-ный. | Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта. | Знать: -основные сведения о своем городе; Уметь: -вести наблюдения за жизнью города. | Текущий. | Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. | |||||||||||||||||||||
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский грузовой, специальный. | 1ч | Комбинирован-ный. | Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. | Знать: -виды транспорта; Уметь: -выполнять правила безопасного поведения на улице; -различать изучаемые виды транспорта. | Текущий. Тест. | Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. | |||||||||||||||||||||
Культура и образование Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы | 1ч | Комбинирован ный. | Занятия людей. Знакомые школьнику про фессии на примере своего населенного пункта. | Знать: -основные сведения о своем городе; Уметь: -вести наблюдения за жизнью города. | Текущий. | Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. | |||||||||||||||||||||
Все профессии важны. Проект «Профессии»Профессии людей, занятых на производстве.Труд писателя, ученого, учителя и других деятелей культуры и образования | 1ч | Комбинирован-ный | Занятия людей. Знакомые школьнику про фессии на примере своего населенного пункта. | Знать: -профессии людей, особенности труда людей своего края. Уметь: -объяснять положит. и отрицат. воздействия человека на природу. | Текущий. | Работать с иллюстративным материалом. Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. | |||||||||||||||||||||
В гости к зиме (экскурсия) Наблюдение зимних явлений в природе. | 1ч | Экскурсия. | Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой Времена года. Особенности времён года (на основе наблюдений). | Знать: -основные признаки времен года в природе Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе | Текущий. | Экскур сия: Наблюде-ние зимних явлений в природе. | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Характеризовать признаки времен года. Описывать сезонные изменения в природе. | ||||||||||||||||||||
В гости к зиме. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологичес-кие связи в зимнем лесу. | 1ч | Комбинированный. | Времена года. Особенности времён года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа. Понимание связи живой и неживой природы. | Знать: -основные признаки времен года в природе Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе. | Текущий. | Описывать сезонные изменения в природе. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельнос- ти растений, животных и времени года. | |||||||||||||||||||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1ч | Урок-обобщения и применения знаний и умений. | Обобщение знаний, полученных детьми по разделу. Выполнение тестовых заданий учебника. | Уметь - применять полученные знания и умения на уроках и в жизни; - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | Тематический контроль | Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Обсуждать выступления учащихся. Слушать и понимать речь других. | |||||||||||||||||||||
Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» | 1ч | Комбинирован-ный. | Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: растительного и животного мира. | Знать: -некоторые охраняемые растения и животные своей местности; -основные сведения о своем городе и занятиях людей. Знать и уметь соблюдать правила поведения в природе. | Текущий. | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами). | |||||||||||||||||||||
Строение тела человека. | 1ч | Урок озна-ком-ления с новым материалом. | Общее представление о строении тела человека. Гигиена. Телефоны экстренной помощи. | Знать: -строение тела человека. | Текущий. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | |||||||||||||||||||||
Если хочешь быть здоров. Наиболее распростра-ненные заболевания, их предупреж-дение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. | 1ч | Комбинированный. | Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог (изучается по усмотрению учителя). | Знать: -строение тела человека; -правила личной гигиены. Уметь: -выполнять правила личной гигиены. | Текущий. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Работать в группах по составлению режима дня. | |||||||||||||||||||||
Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | 1ч | Комбинированный. | Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. | Знать: -правила безопасного поведения на улице. Уметь: -выполнять правила безопасного поведения на улице. | Текущий. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). | |||||||||||||||||||||
Школа пешехода. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | 1ч | Комбинирован-ный | Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. | Знать: -правила безопасного поведения на улице. Уметь: -выполнять правила безопасного поведения на улице. | Тест. | Пр/р №7. Отработ-ка правил перехода улиц. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | ||||||||||||||||||||
Домашние опасности. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). | 1ч | Комбинирован-ный | Правила противопожарной безопасности, обращения с острыми предметами. | Знать: -правила безопасного поведения в быту. -Уметь: -выполнять правила безопасного поведения в быту. | Текущий. | Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома. | |||||||||||||||||||||
Пожар! Противопо-жарная безопасность. | 1ч | Комбинирован-ный. | Правила противопожарной безопасности. | Знать: -правила безопасного поведения в быту. -Уметь: -выполнять правила безопасного поведения в быту. | Текущий. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества. | |||||||||||||||||||||
На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологичес-кой безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. | 1ч | Комбинированный | Правила безопасного поведения на водоёме в разное время года. | Знать: -правила безопасного поведения на воде. | Тест. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя на водоёмах. | |||||||||||||||||||||
Опасные незнакомцы.Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми. | 1ч | Комбинирован-ный | Правила взаимоотношений со взрослыми. Незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых. | Знать: -правила безопасного поведения при контактах с людьми. -Уметь: -выполнять правила безопасного поведения при контактах с людьми. | Текущий.
| Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотноше-ниях со взрослыми. | |||||||||||||||||||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1ч | Урок-обобщения и применения знаний и умений. | Обобщение знаний, полученных детьми по разделу «Здоровье и безопасность». Выполнение тестовых заданий учебника. | Уметь - применять полученные знания и умения на уроках и в жизни; - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. - обсуждать выступления учащихся; - слушать и понимать речь других. | Тематический контроль | Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Оценивать конкретные примеры поведения в городе, квартире. | |||||||||||||||||||||
Раздел «Общение» (7 ч) | |||||||||||||||||||||||||||
Наша дружная семья. Труд и отдых в семье. Вниматель-ные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. | 1ч | Комбинированный | Семья - близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи. | Знать: -имена и отчества родителей. | Текущий. |
| Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. | ||||||||||||||||||||
Проект «Родословная» | 1ч | Комбинированный. | Семья ребёнка и её состав. Родословная. Место работы членов семьи, их профессии. | Иметь представление о правилах составления родословной | Текущий. Тест | Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье. Выполнять проектную работу | |||||||||||||||||||||
В школе. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотно шения мальчиков и девочек. | 1ч | Комбинирован-ный. | Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Культура поведения в школе. | Знать: -правила поведения при контактах с людьми. Уметь: -выполнять правила поведения в общественных местах. | Текущий. | Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотно-шениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | |||||||||||||||||||||
Правила вежливости. Этикет телефонного разговора. | 1ч | Урок – игра. | Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. | Знать: -основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания. Уметь: -использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми. | Текущий. | Пр/р №8. Отработ-ка основных правил этикета. | Приводить примеры культуры общения во взаимоотноше-ниях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном. | ||||||||||||||||||||
Ты и твои друзья. | 1ч | Урок-игра. | Друзья, взаимоотношения между ними, ценность дружбы, согласия, взаимной помощи | Уметь: -давать оценку поступкам одноклассников. Учиться совершать добрые и справедливые поступки. | Текущий. | Оценивать характер взаимоотношений между сверстниками. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. | |||||||||||||||||||||
Мы – зрители и пассажиры. Культура поведения в обществен-ных местах (кинотеатре, транспорте и т.д.). | 1ч | Урок-игра. | Культура поведения в театре, музее, кино. Правила для пассажиров. | Знать: -культуру поведения в общественных местах. Уметь: -выполнять правила поведения в общественных местах. | Тест. | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в общественных местах. | |||||||||||||||||||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1ч | Урок-обобщения и применения знаний и умений. | Обобщение знаний, полученных детьми по разделу «Общение». Выполнение тестовых заданий учебника. | Уметь - применять полученные знания и умения на уроках и в жизни; - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. - обсуждать выступления учащихся; - слушать и понимать речь других. | Тематический контроль | Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Оценивать конкретные примеры поведения в коллективе, в общественных местах. | |||||||||||||||||||||
Раздел «Путешествия» (18 ч) | |||||||||||||||||||||||||||
Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта. | 1ч | Урок озна-ком-ления с новым материалом. | Горизонт. Линии горизонта. | Знать: -основные стороны горизонта. | Текущий. | Ориентироваться на местности (в группах) с помощью компаса, по местным признакам. | |||||||||||||||||||||
Ориентирование на местности. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. | 1ч | Урок озна-ком-ления с новым материалом. | Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Горизонт. Линии горизонта. Основные стороны горизонта. Промежуточные стороны горизонта. | Знать: -основные стороны горизонта; -устройство и назначение компаса. Уметь: -определять основные стороны горизонта с помощью компаса. | Текущий. | Пр/р№9. Опреде-ление сторон горизонта по компасу. | Ориентироваться на местности (в группах) с помощью компаса, по местным признакам. | ||||||||||||||||||||
Ориентирование на местности. Формы земной поверхности и водоёмы родного края. | 1ч | Экскурсия. | Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их использование человеком, охрана (на примере водоёмов родного края). | Знать: -основные формы земной поверхности Уметь: -вести наблюдения в природе с помощью учителя. | Экскур сия: Ознакомление с формами земной поверхности и водоёма-ми родного края. | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной по верхности и водоемов своей местности. | |||||||||||||||||||||
Формы земной поверхности. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. | 1ч | Урок озна-ком-ления с новым материалом. | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозна чение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). | Знать: -основные формы земной поверхности | Текущий. |
| Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Моделировать формы. поверхности из песка, глины или пластилина. | ||||||||||||||||||||
Водные богатства. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. | 1ч | Комбинирован-ный. | Разнообразие водоёмов: озеро, река, пруд, море и. т. д. Водоёмы, их использование человеком, охрана (на примере водоёмов родного края). | Знать: -основные виды естественных водоемов; -части реки. | Текущий. |
| Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. | ||||||||||||||||||||
В гости к весне (экскурсия). Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. | 1ч | Комбинирован-ный. | Признаки весны (уве личение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние сне га и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной. Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных). | Знать: -основные признаки времен года в природе Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе. | Текущий. | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. | |||||||||||||||||||||
В гости к весне (урок) | 1ч | Комбинирован-ный. | Признаки весны (уве личение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние сне га и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной. Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных). | Знать: -основные признаки времен года в природе Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе. | Текущий. | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. | |||||||||||||||||||||
Россия на карте. Изображение нашей страны на карте. | 1ч | Урок ознакомления с новым материалом. | Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на карте. Россия на карте. Изображение нашей страны на карте. | Знать: -название нашей страны и ее столицы. Уметь: -приводить примеры достопримеча-тельностей Москвы. | Текущий. Тест. | Пр/р № 10. Освое- ние основ-ных приёмов чтения карты. | Работать с готовыми моделями (физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны. Работать с картой: показывать территорию России. | ||||||||||||||||||||
Проект «Города России» | 1ч | Комбинированный. | Достопримечатель-ности городов Золотого кольца России (по выбору). | Знать: -названия других городов России. Уметь: -приводить примеры достопримечательностей городов России (по выбору). | Текущий. | Выполнять проектную работу Обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации о родной стране Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами). дополнительной информации. | |||||||||||||||||||||
Путешествие по Москве. Москва-столица России. | 1ч | Комбинирован ный. | Москва – столица России. Достопримечательности Москвы. Расположение Москвы на карте России. Основание Москвы, происхождение названия, герб столицы. Москва –центр управления страной. | Знать: -название нашей страны и ее столицы. Уметь: -приводить примеры достопримечательностей Москвы | Текущий. | Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы. Описывать элементы герба Москвы. | |||||||||||||||||||||
Московский Кремль. Московский Кремль и другие достопримеча тельности столицы. | 1ч | Комбинирован ный. | Достопримечатель- ности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. | Знать: -название нашей страны и ее столицы. Уметь: -приводить примеры достопримечательностей Москвы | Текущий. | Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримеча- тельностей города. Описывать элементы герба Москвы. | |||||||||||||||||||||
Город на Неве. Знакомство с другими городами нашей страны | 1ч | Урок ознакомле-ния с новым материалом. | Достопримечатель-ности Санкт-Петербурга. | Знать: -названия других городов России. Уметь: -приводить примеры достопримечательностей Санкт -Петербурга. | Текущий. | Участвовать в практической работе с картой: определять местонахожде-ние Москвы и других крупнейших городов (2-3) на карте России. Готовить небольшие сообщения о достопримечате льностях одного из городов России на основе дополнительной информации. | |||||||||||||||||||||
Путешествие по планете. Карта мира. Материки и океаны. | 1ч | Комбинирован ный. | Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на карте. | Знать: -названия нескольких стран мира. | Текущий. | Работать с готовыми моделями (физической картой): показывать на карте материки и океаны. | |||||||||||||||||||||
Путешествие по материкам. | 1ч | Урок ознакомле-ния с новым материалом. | Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Знать: -виды земной поверхности. Уметь: -называть и показывать на карте материки. | Текущий. | Проводить практическую работу: находить материеи. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информацион-ных средств. | |||||||||||||||||||||
Страны мира. Проект «Страны мира». | 1ч | Комбинирован ный | Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 2-3 странами (с контрастными особенностями): название, расположение на карте, столица, главные достопримечатель- ности. | Знать: -названия нескольких стран мира. Уметь: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения. | Текущий. Тест. |
| Выполнять проектную работу Обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации о родной стране Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами). дополнительной информации. | ||||||||||||||||||||
Впереди лето. | 1ч | Комбинирован ный | Познакомить с признаками лета. Правила купания, загара. Помощь при ожогах. Летом дни становятся короче, а ночи – длиннее. | Узнаем, что можно наблюдать в природе летом. | Текущий | Определять растения и животные с помощью атласа-определителя. | |||||||||||||||||||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1ч | Урок-обобщения знаний и умений. | Обобщить знания, полученные детьми по разделу «Путешествия»/ Изображение нашей страны на карте. Россия – наша Родина. Города России (2–3): названия, достопримечательности, расположение на карте/ | Знать: – название родной страны. Уметь: – показывать на карте город Моск- – показывать на карте границы России, 1–2 города, столицу России, родной город | Тематический | Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Приводить конкретные примеры достопримечательностей. | |||||||||||||||||||||
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1ч | Урок-обобщения знаний и умений. | Обобщить знания, полученные детьми за год. | Уметь -вести наблюдения в природе под руководством учителя. Уметь: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения. | Тематический | Выполнять проектную работу Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами). | |||||||||||||||||||||
Практическая часть: экскурсий - 5ч.; практических работ - 10ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"
Рабочая программа русский язык 4 класс на 2023-2024 год с обновленными ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру - 1 класс ("Школа России")
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Плешаков А.А. Окружающий мир.// Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс, Школа России
Программа составлена с требованиями ФГОС (содержит УУД)...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа России"
Программа разработана на основе:- примерной образовательной программы Учебно – методического комплекса «Школа России» 2010 года, - авторской...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (школа России)
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по программе школа России....