Монопроект "История России в лицах и датах".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок по окружающему миру в 4 классе обобщает знания детей по теме "Исторические даты. Личности. События".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monoproekt_istoriyaz.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 города Ковров
Монопроект «История России в лицах и датах»
по теме «История Отечества».
4 класс.
УМК « Школа России».
Учитель первой квалификационной категории: Егорова Е.Н.
2010 год.
Автор проекта. Егорова Елена Николаевна
Название проекта. «История России в лицах и датах»
Предмет, класс. Окружающий мир, 4 класс.
Краткое описание проекта.
Подготовка к проекту «История России в лицах и датах» проводится в ходе изучения темы « История Отечества» (20 часов).
На реализацию монопроекта потребуется 2 часа. К моменту начала работы над проектом учащиеся уже овладеют основными понятиями: «историческая дата», «исторический деятель», «историческое событие». В ходе выполнения проекта ученики учатся обобщать изученное, выбирать из большого потока информации в учебнике нужную, анализировать и рассуждать.
Результаты самостоятельной познавательной работы оформляются в виде дидактической игры «История России в лицах и датах».
Проект является личностно-ориентированным.
Цели и задачи.
Основная цель проекта.
- формирование исторической грамотности учащихся
- формирование умений выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать.
Дидактические задачи проекта.
- учиться анализировать и обобщать полученную информацию.
- развивать умение работать в команде, творческие способности и наблюдательность учащихся
- формировать самостоятельность и самоконтроль
Методические задачи проекта.
Учащиеся должны знать.
- описание исторических событий в хронологическом порядке, их даты, имена исторических деятелей,
- особенности настольных игр, их составных частей.
Учащиеся должны уметь.
- анализировать содержание исторических событий, работать с текстом учебника, выбирая необходимый материал, соотносить историческую даты с событием и деятелем,
- выделять в играх обязательные части: правила, игровое поле, участников игры,
- составлять игру обучающего характера,
- работать в группе, осуществлять проектную деятельность.
Гипотеза.
- Учащиеся получат навыки анализа и систематизации полученных ранее знаний, навыки выполнения проектной работы, научатся самостоятельно работать с учебной литературой,
- Повышение культуры общения и поведения.
Источники.
Учебник «Окружающий мир» 4 класс ч.2 А.А. Плешаков и дополнительная учебная литература.
Формы работы.Коллективная, групповая.
Методы исследования.
Изучение учебной литературы, анализ полученной информации (обобщение, сравнение, сопоставление с имеющимися знаниями по данной теме).
Оформление результатов. Составление дидактической игры.
Материально-техническое обеспечение проекта.
- учебник «Окружающий мир» 4 класс ч.2,
- листы для работы в группах,
- таблички с надписями: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели,
- листы цветного картона для изготовления основы игры,
- ножницы, клей, фломастеры, линейки, карандаши,
- настольные игры с инструкциями.
Критерии оценки.
Работа учащихся оценивается, исходя из следующих критериев
- соответствие исследования общим задачам,
- знание основных исторических дат и фактического материала по теме проекта,
- эстетичность оформления;
- соблюдение временных рамок;
- соблюдение правил работы в группе;
- активность работы группы.
МАТРИЦА ПРОЕКТА
Название: «История в лицах и датах» | |||||||
Этапы, их сроки | Конечный продукт | Действия | Роли | Необходимые материалы | Источники информации | Привлечение других взрослых | |
В школе | Вне школы | ||||||
1. Подгото- вительный. 20 часов (уроки окр. мир) | Таблица исторических дат, событий. | проведение уроков окружаюшего мира | Посещение библиотеки | Участники диалога | Беседа с учителем | библиотекарь | |
2. Основной. Урок-проект (2 часа) | Создание дидактической игры «История в лицах и датах», | 1. Знакомство с правилами настольных игр оформления игрового поля 2. изготовление игры. 3. Консультации по группам | Отбор наиболее интересного материала по теме. | 1. аналитики , 2. экспериментаторы 3.иллюстраторы 4.испытатели | .настольные игры ,листы картона для игровых полей ,формата А4, фломастеры, ножницы , клей. | Учебник. | Учитель истории |
3.Заключительный – 0,5 часа | Проведение игры | Работа с игровыми полями | Эстетическое оформление | Учитель выступает в роли помощника, а дети – в роли – ведущих | Игровые поля, фишки | Учитель истории |
КОНСПЕКТ УРОКА
- Организационный момент.
Учитель сообщает детям , что данный урок будет продолжением цикла уроков проектной деятельности.
Дети вспоминают особенности работы на таких уроках, перечисляют виды созданных ими проектов. Учитель распределяет детей на группы : «Аналитики», « Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Испытатели».
Учитель говорит о накопленном теоретическом материале по изучению исторических дат и предлагает принять участие в создании дидактического пособия.
II. Создание проблемной ситуации.
Учитель говорит, что создаваемый проект, как любой другой, должен отвечать определенным требованиям.
Требования к данному проекту.
- Он является дидактическим пособием.
- Помогает запомнить исторические даты и события.
- Интересный и увлекательный.
- Работать с ним можно в группе и индивидуально.
- Использовать можно многократно.
- Можно определить победителя.
Выбор дидактического пособия, отвечающего перечисленным требованиям, проводится в виде «мозгового штурма». « Аналитики» рассказывают о разных видах настольных игр и выбирают наиболее подходящую: лото.
III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.
Цель: систематизировать изученный материал.
Задача: создать и использовать тренировочное игровое пособие для отработки знаний.
IV. Подготовка к созданию проекта.
Учитель распределяет задания.
- Создание игровых полей (выполняют «иллюстраторы»).
- Выработка правил игры (выполняют «аналитики»).
- Заполнение карточек с заданиями, историческими событиями (выполняют «экспериментаторы» и «испытатели»).
- Разработка проекта.
«Аналитики» получают инструкцию от настольной игры «Лото», читают её, анализируют и составляют свою инструкцию. (Инструкция. Игроки получают игровые поля, ведущий двенадцать карточек с заданиями. Ведущий зачитывает описание исторического события и показывает цвет карточки. Игроки должны взять фишки такого же цвета и положить их на прямоугольники в соответствии с датой, фамилией, событием . Побеждает тот, кто безошибочно закрыл все прямоугольники игрового поля.
« Иллюстраторы» заполняют игровые поля. Пишут в прямоугольниках первой карточки исторические даты, второй карточки-фамилии исторических деятелей, третьей карточки-названия исторических событий. (приложение 1)
«Экспериментаторы» заполняют карточки с заданиями. На каждой из двенадцати карточек написать наиболее подходящий небольшой отрывок из текста учебника, чтобы можно было его соотнести с датой, фамилией, событием.
«Испытатели» вырезают фишки по числу прямоугольников на игровых полях-36.
- Испытание проекта.
Группа «испытателей» проводит игру.
- Анализ проектной деятельности.
Проводится анализ пробной игры, оцениваются положительные и отрицательные стороны разработанного проекта, анализируется сам ход работы над проектом. Дети составляют рекомендации для дальнейших уроков проектной деятельности.
Приложение 1. Карточки с игровыми полями.
1237 г. | 1380 г. | 1242 г. | 988 г. |
1703 г. | 1147 г. | 1612 г. | 1480 г. |
1961 г. | 1812 г. | 1914 г. | 1941-1945г.г |
Дмитрий Донской | Князь Владимир Красное Солнышко | Хан Батый | Иван III |
Александр Невский | Петр I | Юрий Долгорукий | Минин и Пожарский |
Юрий Гагарин | Иосиф Сталин | Николай II | Михаил Кутузов |
Крещение Руси | Первое упоминание о Москве | Куликовская битва | Ледовое побоище |
Стояние на реке Угре | Основание Санкт-Петербурга | Нашествие монголо-татар на Русь | Народное ополчение |
Отечественная война с французами | Великая отечественная война | Первый полет в космос | Первая мировая война |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2 сентября - новая памятная дата в истории России.
Конспект урока по истории. Тема: " 2 сентября - новая памятная дата в истории России"....
Даты исторических событий в истории России
Хронология исторических дат по окружающему миру 4класс...
Тема урока: «Доли» Класс – 3 Дата проведения: 15 декабря 2011 года УМК: «Школа России»: Учебник. Математика. М.И. Моро, М.А. Бантова и др.
Тема урока: «Доли» Класс – 3Дата проведения: 15 декабря 2011 годаУМК: «Школа России»: Учебник. Математика. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др., 3 класс (в 2-х ч...
Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица» УМК "Школа России"
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»...
Лица и даты
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы. Патриотизм – одна из главных черт всесторонне развитой личности и отличит...
Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений» Тип урока: «открытие» нового знания Ц...